Внутреннее убранство деревянных храмов — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Внутреннее убранство деревянных храмов

2020-12-06 122
Внутреннее убранство деревянных храмов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обладая внушительными внешними размерами, древние деревянные храмы вместе с тем имели небольшой внутренний объем. В самых маленьких церквях и часовнях высота была чуть выше человеческого роста, а в больших не превышала шести метров, высота алтарей — около трех метров. С целью удержать в церкви тепло, делали небольшие окна, низкие двери. В более богатых церквях окна имели слюдяные рамы со свинцовыми переплетами, в прочих — деревянные рамы с натянутым бычьим пузырем. Система отопления в древних храмах могла отсутствовать совсем, и лишь некоторые топились «почерному». Печи, которые преимущественно находились в алтаре, стали устраивать с более позднего времени (XVIII в.). Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки (полицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой.

С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения. Делались они преимущественно в крестьянских хозяйствах из простых холщовых материалов, с применением естественных красителей и простыми рисунками. На них набивались узоры с помощью специальных клише. Под иконы местного чина вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.


Преображенская церковь в Кижах

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры. Под пышностью ее 22 глав не сразу можно уловить строгую продуманность общей системы архитектурных форм. Основная часть здания – ярусная. Это три восьмигранника, поставленные один на другой. К широкому нижнему восьмерику примыкают четыре пристройки, прямоугольные в плане. Все они имеют фигурные завершения – бочки. С востока пристроен небольшой алтарь, а с запада – широкое крыльцо. Купола расположены ярусами, поднимающимися к центральной главе. Первый и второй ярусы – на уступах боковых прирубов. Третий – на главном, большом восьмерике. Четвертый – на следующем, среднем восьмерике. И, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленной на маленький восьмерик. Дополнительная 22 глава помещена над алтарем. На множестве чешуйчатых куполов Преображенской церкви, на выступах причудливо изогнутых кровель, на ажурных крестах играют пятна света и глубокие тени. Каждая деталь исполнена так пластично, что здание кажется словно вылеплена искусным ваятелем.


Заключение

Деревянное церковное зодчество является искусством национальным, искусством, сохранившим свой национальный характер благодаря тому, что оно самостоятельно переработало и совершенно поглотило все чужие элементы, византийские или западные, которые к нему притекали.

Это было искусство созданное путем долгих раздумий и опыта, производящее глубокое впечатление мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было безличностным, безымянным, соборным: от Бога.


Приложение


Преображенская церковь в Кижах.

 


Успенская церковь в селе Кондопога.


Колокольня в с. Ладыжицах Радомысльского уезда, XVII в.

 

 

Перспективный вид церковного купола. С. Лисовичи Таращанского уезда, 1795 г.

Использованная литература

 

1. Бодэ А.Б.Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья, 2005.

2. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России,"Ополо", 1998.

Источники Интернета

 

www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/


[1] от немецкого «мастер»

[2] в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские»


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.