Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-12-06 | 127 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
II. Диагностика интеллектуальных, творческих и учебных способностей обучающихся.
При определении способностей детей целесообразно использовать комплексный подход.
При этом можно применять разнообразные методы:
наблюдение за поведением обучающихся во время урочных и внеурочных занятий,
|
тестирование родителей, учителей-предметников, обучающихся, проведение тематических бесед, анкетирование, тестирование, создание системы проблемных заданий, решение которых требует поисковой или творческой деятельности, привлечение обучающихся к различным конкурсам, олимпиадам, внеурочным мероприятиям.
Выявляемые способности:
-интеллектуальные;
- творческие;
- учебные.
Для выявления обозначенного круга способностей целесообразно использовать элементы апробированных методик. Оптимальными в данном случае нужно признать следующие:
- комплексное выявление способностей педагогами, родителями:
- Методика диагностики одаренности младших школьников (А.И.Савенков)
- Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),
- Выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),
Показатель результативности данных методик:
- уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся;
- уровень развития творческих способностей;
- оценка уровня сформированности учебных навыков, развитие познавательных способностей обучающихся;
- качественные показатели освоения обучающимися образовательных программ;
- динамика количества учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
·математика и техника (1-й столбец листа ответов);
|
·гуманитарная сфера (2-й столбец);
·художественная деятельность (3-й столбец);
·физкультура и спорт (4-й столбец);
·коммуникативные интересы (5-й столбец);
·природа и естествознание (6-й столбец);
·труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
·Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
·Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
·Петь, музицировать.
·Заниматься физкультурой.
·Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
·Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
·Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
·Собирать технический конструктор.
·Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
·Самостоятельно рисовать.
·Играть в спортивные, подвижные игры.
·Руководить играми детей.
·Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
·Ходить в магазин за продуктами.
·Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
·Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
·Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
·Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
·Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
·Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
·Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
·Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
·Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
·Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
·Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
·Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
·Ухаживать за домашними растениями.
·Помогать взрослым делать уборку в доме (вытирать пыль, подметать пол и др.).
·Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
·Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
·Участвовать в постановке спектаклей.
·Заниматься спортом в секциях и кружках.
·Помогать другим людям.
·Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
·Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
|
Анкета для учащихся
Вопросы:
·Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
·Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
·Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
·В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
·Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
·Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
·Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
·Интересуется общением со сверстниками.
·Инициативен в общении со сверстниками.
·Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
·Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
·Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
·Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
·Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
·Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
·Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
·Интересуется актерской игрой.
·Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
·Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
·Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
·Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
·Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
·Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
·Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
·Хорошо поет.
·Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
|
·Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
·Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
·Легко общается с детьми и взрослыми.
·Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
·Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
·Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
·Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
·Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
·В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
·Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
·Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
·Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
·Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
·Бегает быстрее всех в классе.
·Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
·Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
·Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
·Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
·Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
·Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
·Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
·Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
·Часто руководит играми и занятиями других детей.
·Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
·Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
·Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
·Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
·Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
·Хорошо играет на каком-либо инструменте.
·Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
·Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
|
·Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
·Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
·Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
·Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
·Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
·Умеет делать выводы и обобщения.
·Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
·В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
·Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
·С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
·Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
·Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
·Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
·Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
·Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
·В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
·Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
·Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
·Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
·Любит игры-драматизации.
·Быстро и легко осваивает компьютер.
·Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
·Физически выносливее сверстников.
Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или
прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на
повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не
путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность,повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть не таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
III. Развитие речи
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта
2. Добавляет новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
IV. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
IV. Ожидаемые результаты
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;
- увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности;
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных
олимпиадах, конкурсах;
-повышение показателей успешности детей на муниципальных, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- изменение показателей школьной успеваемости;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- издание исследовательских и проектных работ обучающихся.
V. Список литературы.
1. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М.: 1971.
2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы
психологии», № 3 1965г.
3. Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
4. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия,
2002.
5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.:
Народное образование, 2001.
6. Материалы лаборатории одаренности Психологического института
РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.
7. Система работы образовательного учреждения с одаренными
детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
8. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление.
Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004.
9. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической
диагностики. М.: 1993.
10. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль:
«Академия развития», 1997.
11. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс
М.: УЦ «Перспектива», 2004.
12. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные
тесты // «Школьный психол Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С.
Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический
проспект, 2004. – 176 с.
13. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения // Основные
современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.
Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 214-243.
14. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ПЕР
СЭ, 2000. – 352 с.
15. 15.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.
Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 243-264.
16. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».
// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
17. Шамардин В.Н.,Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного
результата к творческому поиску. – М., 1991.__
Приложение
1
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ними свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь рисовать? | |
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
22 | Ты посещаешь кружки? | |
23 | А спортивные секции? | |
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? |
Инструкция
Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл, согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.
Список класса:
№ п/п | Фамилия Имя учащегося |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Шкала 1. Познавательные характеристики | 1 Никогда не наблюдали | 2 время от времени | 3 довольно часто | 4 почти всегда |
1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью | ||||
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста) | ||||
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию | ||||
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей | ||||
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие | ||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
I. Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
II. Диагностика интеллектуальных, творческих и учебных способностей обучающихся.
При определении способностей детей целесообразно использовать комплексный подход.
При этом можно применять разнообразные методы:
наблюдение за поведением обучающихся во время урочных и внеурочных занятий,
тестирование родителей, учителей-предметников, обучающихся, проведение тематических бесед, анкетирование, тестирование, создание системы проблемных заданий, решение которых требует поисковой или творческой деятельности, привлечение обучающихся к различным конкурсам, олимпиадам, внеурочным мероприятиям.
Выявляемые способности:
-интеллектуальные;
- творческие;
- учебные.
Для выявления обозначенного круга способностей целесообразно использовать элементы апробированных методик. Оптимальными в данном случае нужно признать следующие:
- комплексное выявление способностей педагогами, родителями:
- Методика диагностики одаренности младших школьников (А.И.Савенков)
- Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),
- Выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),
Показатель результативности данных методик:
- уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся;
- уровень развития творческих способностей;
- оценка уровня сформированности учебных навыков, развитие познавательных способностей обучающихся;
- качественные показатели освоения обучающимися образовательных программ;
- динамика количества учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!