Основные макроэкономические показатели на 2019 год и — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные макроэкономические показатели на 2019 год и

2020-12-06 59
Основные макроэкономические показатели на 2019 год и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на плановый период 2020 и 2021 годов

Таблица 2.1

Наименование

2017 год (отчет)

2018 год

(оценка*)

2019 год

2020 год

2021 год

Закон № 362-ФЗ Законо-проект Δ к закону,% Закон № 362-ФЗ Законо-проект Δ к закону,% Законо-проект Δ к законо-проекту на 2020 год,%
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Цены на нефть Urals, долл./барр. 53,0 69,6 41,6 63,4 152,4 42,4 59,7 140,8 57,9 97,0
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м 181,8 216,4 156,0 211,5 135,6 156,0 210,1 134,7 211,2 100,5
ВВП, млрд. руб. 92 037 101 164 103 228 105 820 102,5 110 237 110 732 100,4 118 409 106,9
Рост ВВП, % 1,5 1,8 2,2 1,3   2,3 2,0   3,1  
Инвестиции, млрд. руб. 15 967 17 241 19 230 18 671 97,1 21 176 20 966 99,0 23 362 111,4
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 227,5 247,0 226,4 261,0 115,3 229,3 278,7 121,5 298,1 107,0
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 357,8 442,7 328,6 440,2 134,0 336,9 437,2 129,8 447,3 102,3
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 22 169 23 252 23 051 24 148 104,8 25 010 24 997 99,9 26 803 107,2
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 2,5 3,4 4,0 4,3   4,0 3,8   4,0  
Курс доллара, рублей за доллар США 58,3 61,7 66,9 63,9 95,5 68,0 63,8 93,8 64,0 100,3
Фонд заработной платы, млрд. руб. 20 821 22 811 23 729 24 208 102,0 24 942 25 576 102,5 27 308 106,8
Объем экспорта нефти, млн. тонн 252,6 255,7 264,7 257,7 97,4 266,7 259,2 97,2 257,3 99,3
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. 212,8 216,2 202,4 209,9 103,7 206,4 217,5 105,4 220,0 101,1
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн 148,4 150,0 150,0 152,0 101,3 151,0 152,0 100,7 153,0 100,7
Объем добычи нефти, млн. тонн 546,5 549,0 553,0 557,0 100,7 553,0 562,0 101,6 562,0 100,0
Объем добычи газа, млрд. куб. м. 691,6 708,7 672,0 710,2 105,7 685,0 724,0 105,7 730,1 100,8

* – на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации

 

 

Ожидается, что в 2018 году продлится восстановление экономической активности, начавшееся в конце 2016 года.

Наблюдаемый рост экономики, как и годом ранее, будет опираться на внутренний потребительский спрос и рост инвестиционной активности. Несмотря на то, что темпы роста инвестиций в основной капитал во II квартале 2018 года несколько замедлились, в целом сохраняется положительная динамика (+3,2%г/г в I полугодии 2018 года), чему во многом способствовало смягчение процентных условий кредитования, рост объёма накопленных собственных средств и снижение макроэкономической неопределенности. Восстановление потребительского спроса (оборот розничной торговли по итогам I полугодия 2018 года вырос на 2,6% г/г) определяется ситуацией на рынке труда: темпы роста реальных заработных плат - ключевого компонента доходов - остаются устойчиво высокими (8,7% по итогам I полугодия
2018 года), уровень безработицы опустился до рекордно низких уровней
(4,8% в январе-июне 2018 года с учетом коррекции на сезонность). Дополнительную поддержку оказывает рост розничного кредитования и низкая инфляция, благоприятная для оживления потребительской активности
(рост цен за 1 полугодие 2018 года составил 2,1%).

Ожидается, что до конца текущего года темпы роста ВВП останутся вблизи текущих уровней и в целом по итогам 2018 года рост экономики составит 1,8 процентов.

В дальнейшем, по прошествии периода адаптации к принятым решениям макроэкономической политики (в частности, повышению НДС), приходящегося на 2019 год, прогнозируется постепенное ускорение темпов роста российской экономики до 3,1% к 2021 году преимущественно за счет опережающего роста инвестиций в основной капитал.

Предложенный Правительством Российской Федерации пакет структурных изменений должен обеспечить выход экономической динамики на более высокую траекторию, необходимую для решения накопившихся проблем социально-экономической сферы.

Ключевыми элементами этого пакета являются:

эффективная реализация 12 национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально-экономического развития страны,
а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

реализация плана действий по повышению уровня инвестиционной активности, включающего набор изменений по улучшению инвестиционного климата, повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития, росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, формированию новых источников финансирования инвестиционной активности, а также изменению отраслевого регулирования;

пенсионная реформа, направленная на ускоренный рост уровня пенсионного обеспечения.

План действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в ВВП
до 25% содержит системные меры, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, что будет способствовать трансформации генерируемых компаниями свободных денежных потоков в инвестиции. Это будет достигаться, в частности, с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.

В частности, в 2019-2024 годах за счет реализации плана действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в ВВП до 25% ожидается, что в среднем прирост инвестиций составит 6,1 % в год (до 23,9% ВВП в 2021 году
и до 26,4% ВВП в 2024 году). На этом фоне доля валового накопления основного капитала возрастет с 21,7 % в 2017 году до 24,7 % в 2021 году
(27,2% в 2024 году). Отраслевая структура инвестиций в основной капитал будет определяться приоритетными направлениями государственной политики по реализации инфраструктурных проектов, импортозамещению в машиностроительной, фармацевтической, пищевой промышленности, а также развитию человеческого капитала.

Структура производства будет отражать изменения, происходящие в структуре внутреннего спроса и внешнего спроса на отечественную продукцию с учетом мер по поддержке экспорта. Темпы роста промышленного производства будут составлять в среднем 2,8% в год в течение 2018-2021 годов. Существенные вклад в экономический рост продолжат вносить отрасли, реализующие свой экспортный потенциал – пищевая и химическая промышленность. Рост внутреннего инвестиционного спроса наряду с мерами по обеспечению конкурентоспособности на внешних рынках будет способствовать увеличению производства продукции машиностроения. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обусловит значительное увеличение вклада строительного сектора в экономический рост.

Состояние рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы (в т.ч. сокращение численности населения трудоспособного возраста, высокий уровень смертности в экономически активных возрастах). В частности поддержку рынку труда в 2019-2021 годах окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, а также проведение активных мер миграционной политики (привлечение иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов). Основным эффектом от реализации данных мер станет сокращение дефицита на рынке труда. При этом постепенное увеличение предложения труда в условиях прогнозируемого экономического роста будет сопровождаться увеличением спроса на труд. В результате, несмотря на повышение пенсионного возраста, тренд на снижение безработицы будет сохраняться в течение всего прогнозного периода (уровень безработицы снизится с 5,2% в 2017 году до 4,7% в 2021 году).

В этих условиях, рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики в прогнозном периоде будет определяться динамикой производительности труда. В части оплаты труда в бюджетном секторе предполагается сохранение достигнутых соотношений средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе, закрепленных в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает сохранение ежегодной индексации на уровень инфляции. Вместе с тем, учитывая, что в текущем году динамика заработной платы демонстрирует ускоренный рост (что связано в первую очередь с достижением в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексацией заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы с 1 января 2018 года на 4%, а также доведением МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения) после пикового роста в 2018 году на 6,9%, на фоне "эффекта высокой базы" в 2019 году ожидается замедление роста реальной заработной платы до 1,4% с дальнейшим ускорением показателя до конца прогнозного периода (2,5% в 2021 году).

Реализация пенсионной реформы позволит направить дополнительные средства на ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции. В результате ожидается, что в целом за 2018-2024 годы средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров может увеличиться более чем в 1,4 раза.

За счет устойчивого роста наиболее значимых компонент доходов населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты)
в 2018 году реальные располагаемые доходы населения выйдут в положительную область (+3,4% г/г) и продолжат расти на протяжении всего прогнозного периода (до +2,2% в 2021 году).

Рост доходов населения будет способствовать устойчивому росту потребительской активности. На фоне пикового роста заработной платы
в 2018 году увеличение оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 2,9 процентов. В 2019 году рост оборота розничного товарооборота несколько замедлится (до 1,7%), что будет частично вызвано адаптацией потребления домохозяйств к повышению НДС и, как следствие, некоторому удорожанию отдельных видов продукции. В дальнейшем ожидается достаточно равномерный рост розничного товарооборота на уровне 2,0-2,6%
в 2020 и 2021 годах.

По итогам 2018 года инфляция прогнозируется на уровне 3,4%. Основными факторами постепенного ускорения роста цен по второй половине года станут ослабление курса рубля и ускорение роста цен на продовольственные товары (за исключением плодоовощной продукции) вследствие удорожания кормов для животных на фоне ухудшения прогнозов урожая зерновых в мире. Влияние повышения НДС на инфляцию оценивается на уровне 1,3 процентного пункта. Согласно базовому варианту прогноза, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году, однако основной вклад изменения ставки налога в рост цен будет зафиксирован
в 2019 году. С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 года составит 4,3% г/г,
что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России. В дальнейшем ожидается, что инфляция опустится ниже 4% (3,8% в 2020 году) и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов представлены в таблице 2.2.

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год

и на плановый период 2020 и 2021 годов

Таблица 2.2

млрд. рублей

Наименование

2017 год (отчет)

2018 год
(оценка)

2019 год

2020 год

2021 год

Закон № 362–ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Закон № 362–ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Законо- проект Δ к Законопроекту на 2020 год, %
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Доходы, всего 15 088,9 18 747,5 15 554,6 19 969,3 128,4 16 285,4 20 218,6 124,2 20 978,0 103,8
%% к ВВП 16,4 18,5 15,1 18,9   14,8 18,3   17,7  
Расходы, всего 16 4 20,3 17 424,5* 16 373,7 18 037,2 110,2 17 155,3 18 994,3 110,7 20 026,0 105,4
%% к ВВП 17,8 17,2 15,9 17,0   15,6 17,2   16,9  
в том числе условно утвержденные   -       428,9 474,9 110,7 1 001,3 210,8
%% к общему объему расходов   -       2,5 2,5   5,0  
Дефицит (–) / Профицит (+) - 1 331, 4 +1 323,0 -819,1 +1 932,1   -869,8 +1 224,4   +952,0 77,8
%% к ВВП 1,4 1,3 0,8 1,8   0,8 1,1   0,8  
Ненефтегазовый дефицит -7 303,3 -7 391,3 -6 066,6 -6 366,2 104,9 -6 310,2 -6 711,9 106,4 -7 066,3 105,3
%% к ВВП 7,9 -7,3 5,9 6,0   5,7 6,1   6,0  

* - с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г., включая переходящие остатки 2017 г.

 

 

В 2018 – 2021 годах прогнозируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2018 году до 16,9 % ВВП к 2021 году. При этом объем условно утвержденных расходов составит 474,9 млрд. рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2020 году и 1 001,3 млрд. рублей
(5% к общему объему расходов) в 2021 году.

Снижение доли общего объема расходов федерального бюджета к объему ВВП обусловлено более высокими темпами роста ВВП по отношению к темпам роста номинального объема расходов и более умеренным ростом доходов по отношению к ВВП.

В 2018 – 2021 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 18 747,5 млрд. рублей в 2018 году
до 19 969,3 млрд. рублей в 2019 году (+6,5% к 2018 году), 20 218,6 млрд. рублей в 2020 году (+1,2 % к 2019 году) и 20 978,0 млрд. рублей в 2021 году
(+3,8% к 2020 году). По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2018 году и 18,9% ВВП в 2019 году до 18,3% ВВП в 2020 году и 17,7% ВВП в 2021 году.

Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП: с 8,6% ВВП в 2018 году до 6,8% ВВП к 2021 году. Это приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 46,5%
в 2018 году до 38,2% в 2021 году.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета увеличатся с 9,9% ВВП
в 2018 году до 10,9% в 2021 году. Их доля в доходах федерального бюджета будет ежегодно увеличиваться с 53,5% в 2018 году до 61,8% в 2021 году.

Структура доходов федерального бюджета на период 2018 – 2021 годов представлена в таблице 2.3.

 

 

Доходы федерального бюджета на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов

Таблица 2.3

млрд. рублей

Показатель

2018 год (оценка)

Законопроект

2019 год 2020 год 2021 год
1 2 3 4 5
Доходы, всего 18 747,5 19 969,3 20 218,6 20 978,0
в %% к ВВП 18,5 18,9 18,3 17,7
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 8 714,3 8 298,2 7 936,3 8 018,2
в %% к ВВП 8,6 7,8 7,2 6,8
в том числе:        
Базовые нефтегазовые доходы 4 699,4 4 929,1 5 159,3 5 386,2
в %% к ВВП 4,6 4,7 4,7 4,5
Ненефтегазовые доходы 10 033,2 11 671,1 12 282,3 12 959,8
в %% к ВВП 9,9 11,0 11,1 10,9
Доля в общем объеме доходов, % 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 46,5 41,6 39,3 38,2
Ненефтегазовые доходы 53,5 58,4 60,7 61,8
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % 24,2 6,5 1,2 3,8

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2019 год прогнозируется в объеме 8 298,2 млрд. рублей (7,8% к ВВП), из них базовые доходы составят – 4 929,1 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 3 369,2 млрд. рублей. В 2020 и 2021 годах прогнозируемый объем нефтегазовых доходов составляет 7 936,3 млрд. рублей (7,2% к ВВП)
и 8 018,2 млрд. рублей (6,8% к ВВП) из них базовые доходы соответственно составят – 5 159,3 млрд. рублей и 5 386,2 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 2 776,9 млрд. рублей и 2 632,0 млрд. рублей. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть –
41,6, 42,4 и 43,3 долл. США за баррель в 2019 – 2021 годах соответственно.

Снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП в течение прогнозного периода связано с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также ожидаемого возвращения мировых цен энергоносителей на структурно сбалансированный уровень при сохранении стабильного в реальном выражении курса рубля
к доллару США.

В прогнозе доходов на 2019-2021 годы также учтено введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Доходы в части налога на добычу полезных ископаемых увеличатся за счет повышения ставки налога на нефть и газовый конденсат и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением ее к 2024 году
до нулевого уровня. Одновременно налоговым маневром предусмотрено введение возвратного акциза на нефть для нефтепереработки и повышение ставок возвратных акцизов на отдельные нефтепродукты.

Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов как в номинальном, так и в реальном выражении связано с ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль) в основном за счет повышения
с 1 января 2019 года ставки НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации с 18% до 20%, продления на 2021 год основной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет,
в размере 3 процентов, и дополнительного зачисление в федеральный бюджет 50% налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту "Сахалин–2", а также в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости.

Прогнозируется снижение поступления акцизов на товары, производимые на территории Российской Федерации в результате передачи части акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации: норматив зачисления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше
9 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации с 2019 года повысится с 50 до 80 процентов, норматив зачисления в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты будет постепенно увеличиваться начиная
с 2020 года, и к 2024 году будет доведен до 100 процентов.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2019 - 2021 годах будут являться государственные заимствования Российской Федерации (таблица 2.4).

 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Таблица 2.4

млрд. рублей

Показатели

2017 год (отчет)

2018 год (оценка)

2019 год

2020 год

2021 год

Закон № 362-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Закон № 362-ФЗ Законо-проект Δ к закону, % Законо- проект Δ к законопроекту на 2020 год, %
1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100
Всего источников 1 331,4 -1 323,0 819,1 -1 932,1   869,8 -1 224,4   -952,0 77,8
%% к ВВП 1,4 1,3 0,8 1,8   0,8 1,1   0,8  
в том числе:                    
Государственные заимствования 1 144,3 669,9 805,6 1 497,7 185,9 1 044,6 1 670,0 159,9 1 743,0 104,4
Средства ФНБ* 1 622,6 1 113,3 4,5 4,4 97,8 3,8 3,7 97,4 3,3 89,2
Иные источники -1 435,5 -3 106,2 9,0 -3 434,2   -178,6 -2 898,1   -2 698,3  
в том числе:                    
приватизация 14,3 15,8 12,2 13,0 106,6 11,4 10,9 95,6 0,0 0,0
прочие источники -1 449,8 -3 122,0 -3,2 -3 447,2   -190,0 -2 909,0   -2 698,3  

* - до 1 января 2018 года с учетом средств Резервного фонда


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.