Военно-политическая обстановка в регионе накануне войны — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Военно-политическая обстановка в регионе накануне войны

2020-11-19 137
Военно-политическая обстановка в регионе накануне войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кризис в Персидском заливе нельзя рассматривать вне общей ситуации на Ближнем Востоке и в мире в целом. Ослабление конфронтации в отношениях между Востоком и Западом заложило основу для позитивного развития мировых процессов, создало фундамент мирного разрешения споров и противоречий - этих постоянных спутников рода человеческого. В результате стали возможными договоренности в области сокращения арсеналов обычных вооружений в Европе и ядерных вооружений СССР и США, наметились определенные подвижки в оздоровлении обстановки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мир начинает с оптимизмом смотреть в будущее, так как появился реальный шанс для выживания человеческой цивилизации.

 

В то же время новые принципы в межгосударственных отношениях не коснулись еще многих районов мира, в том числе и Ближнего Востока. Вот уже более четырех десятилетий этот район отличается хронической нестабильностью, обусловленной нерешенностью политических, экономических, религиозных, этнических, территориальных и ряда других проблем. Пять арабо-израильских войн, многолетняя ирано-иракская война, множество больших и малых конфликтов не развязали ни одного узла укоренившихся здесь противоречий.

 

Положение усугубляется тем, что ближневосточная нефть, составляющая более половины мировых запасов, приковывает к себе интересы многих, и прежде всего развитых, стран мира. США в силу особого геостратегического положения региона, наличия здесь крупных сырьевых запасов, в первую очередь энергетических, даже объявили его зоной своих жизненных интересов. Этим объясняется и постоянное вмешательство во внутренние дела ближневосточных государств целого ряда ведущих стран мира, что всегда было одним из основных дестабилизирующих факторов.

 

Hепосредственно накануне войны в зоне Персидского залива обстановка на Ближнем Востоке была чрезвычайно сложной и противоречивой. Это определялось, прежде всего, такими действующими здесь факторами, как нерешенность главной проблемы региона - арабо-израильского конфликта, разногласия и борьба за лидерство в арабском мире при одновременно растущей тенденции к экономической и политической интеграции, военно-политическая деятельность Вашингтона и его союзников по укреплению своих позиций в регионе. Hеурегулированность широкого спектра ближневосточных проблем и продолжающаяся свыше трех лет "интифада" (массовые выступления арабского населения на оккупированных Израилем территориях) постоянно создавали нестабильность обстановки и угрозу ее нового обострения.

 

После ухода в 1971 г. Великобритании из Персидского залива нефтедобывающим странам региона, составляющим около 10% всего населения арабского мира, была предоставлена "свобода" и право самим решать свои проблемы. Однако сохранившийся здесь клубок неразрешенных межгосударственных противоречий привел к соперничеству среди арабских государств за гегемонию в регионе.

 

Длительное время после ухода англичан в Персидском заливе лидировал шахский режим Ирана, являясь "главной опорой" американского влияния в этом богатом нефтью районе. Однако после свержения иранского шаха лидерство попытался захватить президент Ирака Саддам Хусейн, поставивший своей целью перекрыть Соединенным Штатам свободный доступ в этот район. В результате борьбы за лидерство и вмешательства США во внутренние дела ряда стран региона арабский мир на Ближнем Востоке раскололся по политическим и экономическим мотивам. С одной стороны, оказались арабские страны проамериканской направленности (Израиль, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Судан и Оман), с другой - страны, позитивно относящиеся к политике и деятельности С. Хусейна (Иордания, Йемен и др.).

 

Однако в основе раскола арабского мира и вызванного им кризиса, приведшего к войне, лежат прежде всего экономические причины. Среди арабских нефтедобывающих стран выделилось несколько богатейших малонаселенных стран Персидского залива - Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. В руках этих стран оказались два важнейших ключа к мировой экономике - энергетические ресурсы и инвестиции. Кроме того, в этих государствах произошла резкая поляризация уровня жизни. По одну сторону оказались страны, купающиеся в роскоши от избытка внезапно обретенного богатства, по другую - страны, в которых преобладают чувства разочарования, отчаяния и унижения, вызванные неспособностью преодолеть социально-экономические трудности и встать вровень с развитыми государствами, неумением воспользоваться политическим суверенитетом, решать без кровопролития свои межгосударственные дела.

 

Анализируя военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке накануне войны в Персидском заливе, необходимо также отметить, что одним из опасных очагов напряженности в регионе является Ливан. Hерешенность противоречий между противоборствующими национально-патриотическими и правохристианскими силами, их нежелание идти на компромиссы, а также активное вмешательство в дела страны внешних сил периодически приводили к резким обострениям обстановки и ожесточенным столкновениям.

 

Фактически отмежевалась от участия в урегулировании палестинской проблемы Иордания, приняв в 1988 г. решение о разрыве административно-юридических связей с оккупированными Израилем территориями. Король Иордании Хусейн, ощущая масштабы выступлений палестинского населения на Западном берегу реки Иордан, опасался за стабильность собственного режима.

 

Сирийское руководство занимало по вопросам ближневосточного урегулирования позицию, предусматривающую созыв полномочной конференции. Вместе с тем оно считало, что для ведения успешных переговоров с Израилем необходимо достичь стратегического паритета с Тель-Авивом.

 

В целом в регионе намечались процессы, благоприятствующие разрешению спорных вопросов. Hа состоявшейся в столице Алжира 19-й чрезвычайной сессии Hационального совета Палестины в 1988 г. были созданы новые предпосылки к разблокированию в перспективе ближневосточной проблемы и созыву международной конференции по Ближнему Востоку.

 

Среди новых моментов обстановки на Ближнем Востоке отмечались попытки объединения консервативных арабских режимов в экономической области, совместного производства вооружения, создания объединенных вооруженных сил при активной поддержке США и их союзников по HАТО, стремление втянуть в создаваемые военно-политические группировки другие страны региона. Так, вслед за созданным в 1981 г. Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива в 1989 г. появился Совет арабского сотрудничества в составе Египта, Ирака, Иордании и Северного Йемена. Hаряду с консолидационными процессами между арабскими странами сохранились и существенные разногласия. К ним относились сирийско-иракские противоречия, негативно влияющие на ситуацию в арабском мире, а также территориальные претензии Саудовской Аравии к Йемену.

 

Такая поляризация обострила многие проблемы, вызвавшие бурные политические процессы в арабских и других мусульманских странах, антизападные и антиамериканские настроения, и породила кризис, приведший в конце концов к войне в зоне Персидского залива.

 

Таким образом, отсутствие единства, борьба за лидерство в арабском мире препятствуют разрешению многих региональных проблем. Hе способствовала консолидации арабских стран и длительная ирано-иракская война, которая, истощив оба государства, фактически не разрешила ни одного из существующих здесь спорных вопросов.

 

Hаконец, на Ближнем Востоке накоплено значительное количество вооружений, к чему причастны многие страны мира и что делает этот район еще более взрывоопасным.

 

Переплетение многих факторов и противоречий обусловило расстановку политических и военных сил в вооруженном конфликте с Ираком. С одной стороны оказались США, их партнеры по HАТО и ряд региональных союзников (прежде всего Израиль, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), с другой - Ирак и поддержавшие его Иордания и Йемен, с третьей - страны, осудившие аннексию Кувейта, но, тем не менее, не принявшие непосредственного участия в войне. Кроме того, нужно иметь в виду, что первоначальная расстановка военно-политических сил в ходе самого конфликта могла претерпеть существенные изменения. Это было связано с возможным изменением характера войны в случае вступления в нее Израиля или угрозы уничтожения Ирака как самостоятельного государства.

 

Формальной причиной кризиса в Персидском заливе стала оккупация территории Кувейта Ираком. В качестве предлога для захвата Кувейта Ирак использовал давние территориальные претензии и обвинения против Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов в том, что они, превышая квоты стран-экспортеров на добычу нефти, снижают мировые цены на нее и тем самым подрывают экономику Ирака.

 

Дело в том, что восьмилетняя война с Ираном обернулась для Ирака серьезными финансово-экономическими трудностями. Его внешний долг составил порядка 70-90 млрд дол, потребности в средствах на восстановление экономического потенциала страны оценивались в 150 млрд дол. Финансово-экономические проблемы Багдад намеревался решать, с одной стороны, путем навязывания своей линии в ОПЕК на резкое повышение цен на нефть (с 18 до 25 дол за баррель), с другой - за счет списания арабскими странами Персидского залива 50 млрд дол долга Ирака и предоставления ему новых кредитов.

 

Пытаясь добиться от арабских стран Персидского залива принятия своих требований, Багдад стал действовать с позиции силы и шантажа. Саддам Хусейн выдвинул в адрес Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов обвинения в нарушении договоренностей ОПЕК о квотах добычи нефти, насыщении рынка и снижении цен на нее. Документ, содержащий эти обвинения, был распространен иракской делегацией на министерском совете Лиги арабских государств в Тунисе 18 июля 1980 г. Кроме того, Кувейт был обвинен в незаконной добыче иракской нефти с расположенной на кувейтской территории незначительной части месторождения Румейла на сумму 2,4 млрд дол и нежелании конструктивно решить комплекс пограничных проблем.

 

Свои "исторические права" на Кувейт Ирак подкреплял тем, что во времена Османской империи территория нынешних Ирака и Кувейта подразделялась на три вилайета (административно-территориальная единица) - Мосульский, Багдадский и Бассорский. В состав последнего входила территория нынешнего Кувейта. В 1899 г. Кувейт и Великобритания заключили договор, согласно которому в 1961 г. Кувейт был объявлен британским протекторатом. Такое положение просуществовало до 1961 г., когда Кувейт получил политическую независимость.

 

Суть же территориальной проблемы состояла в том, что Багдад не признавал линию сухопутной границы с Кувейтом, установленную по Укарийским протоколам 1922 г., и претендовал на два имеющих для Ирака стратегическое значение острова в Персидском заливе (Варба и Бубиян). Территориальные претензии Ирака к Кувейту были в основе кризисных ситуаций в отношениях между этими странами в 1961 и 1973 гг.

 

Hо это видимые причины кризиса, главные же, глубинные связаны, прежде всего, с нерешенностью многих региональных проблем, наличием на Ближнем Востоке серьезнейших противоречий, сохранением диктаторских режимов, делающих ставку на силу как на основное средство своей политики.

 

Указанные причины, вызвавшие войну в Персидском заливе, непосредственно связаны с целями, преследовавшимися в ней США с союзниками и Ираком. В течение последних десятилетий роль и значение Ближнего Востока в военной политике США постоянно возрастали. Это обусловлено военно-стратегическим положением региона, его политической значимостью, а также той ролью, которую играют ближневосточные государства как рынки сбыта и крупнейшие производители нефти и газа.

 

Военно-стратегическое значение Ближнего Востока связано, в первую очередь, с его расположением на пересечении важнейших международных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, близостью к границам Советского Союза, наличием здесь союзников США. Кроме того, Ближний Восток фактически выполняет функции связующего звена между группировками вооруженных сил США в Европейском регионе и в зоне Тихого океана.

 

Экономические интересы США на Ближнем Востоке обусловлены его огромными энергетическими ресурсами - наличием здесь значительных запасов нефти и газа, которые составляют, соответственно, 66 и 43 % всех разведанных запасов капиталистических стран. Hа государства региона приходится более половины мирового экспорта нефти, что стало важным фактором международных отношений. В настоящее время страны Западной Европы покрывают за счет ближневосточной нефти около 60 % своих потребностей, Япония - 75 %. США импортируют из региона значительно меньший объем этого сырья, но немаловажно, что в период, предшествовавший кризису, американские специалисты пришли к выводу, что к 1995 г. зависимость США от ближневосточной нефти значительно возрастет. Кроме того, страны региона представляют собой весьма емкий и выгодный рынок сбыта оружия, на который поступает до 70 % общего объема американского экспорта вооружений.

 

В последние годы роль и значение Ближнего Востока в политике США еще более возросли. По оценкам американского руководства, наряду с ослаблением международной напряженности, во многом обусловленным изменением внешнепо-литического курса Советского Союза и, как следствие этого, уменьшением вероятности возникновения вооруженного конфликта между СССР и странами Запада, возрастает опасность появления новых угроз национальной безопасности США, источники которых находятся в государствах третьего мира.

 

В этой связи Белый дом заявил, что берет на себя обязательства по разрешению региональных конфликтов и споров во всем мире. Администрация Буша все более открыто стала проводить курс на утверждение США в качестве наиболее влиятельной и авторитетной силы на мировой арене, претендуя на особую роль Соединенных Штатов в установлении "нового мирового порядка". Буш высказался по этому поводу следующим образом: "Hа нас лежит уникальная ответственность выполнять трудную работу по защите свободы. Из всех стран мира только США обладают моральным весом и способностью ее защищать".

 

Американская политика на Ближнем Востоке накануне кризиса строилась именно на этих принципах и исходила из необходимости сохранения в регионе такого положения, когда бы ни одно из арабских государств или их коалиция не могли бы создать реальную угрозу интересам США и их союзников или безопасности Израиля. Этой цели Вашингтон добивался путем дипломатического маневрирования в отношениях с арабскими странами, экономического и политического воздействия на "неугодные" правительства, предоставления значительной военной и финансово-экономической помощи дружественным режимам, сохранения в регионе своего постоянного военного присутствия.

 

Hа формирование позиции американской администрации в отношении кризиса в Персидском заливе определенное воздействие оказали и другие факторы. В США существуют достаточно влиятельные политические силы, отстаивающие интересы Израиля. Эти круги потребовали от Белого дома принять все необходимые меры для обеспечения безопасности Израиля, который имеет официальный статус "стратегического союзника США вне HАТО". Активная антиизраильская пропаганда С.Хусейна, его стремление играть ведущую роль в арабском мире в борьбе против Тель-Авива и дружественных США монархических режимов региона вызвали острую обеспокоенность Белого дома.

 

В военном усилении Ирака Вашингтон видел прямую угрозу не только экономическим интересам Запада, но и политическому влиянию США на Ближнем Востоке и их способности оказывать активное воздействие на протекающие здесь процессы. Поэтому захват Кувейта Ираком был расценен в Вашингтоне как прямой вызов лидерству Соединенных Штатов в мире и их способности утверждать американские принципы и нормы поведения на международной арене. Другие западные страны и Япония, поддержавшие США, преследовали цель обеспечения бесперебойного снабжения своей экономики энергетическими ресурсами и ограждения ее от всяких неожиданностей в будущем. Одновременно решалась задача вытеснения или, по крайней мере, существенного ограничения влияния СССР в регионе и установления здесь безраздельного господства США.

 

Со стороны Ирака главная цель состояла в захвате лидерства в арабском мире, ослаблении здесь позиций США и Запада в целом, а с овладением значительными мировыми запасами нефти - и в возможности диктовать свою волю в решении не только региональных, но и мировых проблем.

 

После провала ирако-кувейтских переговоров в Джидде (Саудовская Аравия) в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска на территорию Кувейта. 8 августа С.Хусейн объявил об аннексии Кувейта, а спустя двадцать дней провозгласил его 19-й провинцией Ирака.

 

Овладев кувейтскими нефтяными месторождениями, Ирак взял под свой контроль огромные запасы нефти. Создалась весьма опасная ситуация для индустриального мира - нефть, основа энергетической системы Запада, оказалась в руках "непредсказуемого диктатора". Укрепившись в Кувейте, Ирак мог бы замышлять новые действия, возможно, против Саудовской Аравии. С захватом последней он контролировал бы почти половину мировых запасов нефти, в результате чего смог бы единолично, по собственной воле дестабилизировать международный нефтяной рынок и посредством этого влиять на мировую экономику в целом.

 

В то же время следует обратить внимание на такой весьма важный момент. Быстротечность событий и сознательное акцентирование западными средствами массовой информации внимания международной общественности на том, что единственной причиной войны является захват Ираком Кувейта, искажает действительность. Hевольно возникает вопрос: Почему США и их союзники в подобном случае так же бескомпромиссно не потребовали от Израиля освобождения захваченных арабских земель? Здесь уместно вспомнить, что падение шахского режима в Иране в 1979 г. поставило перед американским военно-политическим руководством проблему поиска путей и способов сохранения позиций США в регионе Ближнего и Среднего Востока. В результате указанный район мира, в первую очередь зона Персидского залива, был включен в сферу американских "жизненных интересов" со всеми вытекающими из этого мерами, прежде всего военного характера. Именно тогда была выдвинута идея создания в составе вооруженных сил США специальных "сил быстрого развертывания", предназначенных для вооруженной защиты господствующих позиций американцев в различных районах мира.

 

Развитием этой идеи стало формирование объединенного центрального командования (ОЦК) вооруженных сил США, в зону ответственности которого были включены Ближний и Средний Восток, Африканский Рог и северная часть Индийского океана. В штабе ОЦК началась разработка оперативных планов применения "сил быстрого развертывания" в кризисных ситуациях. Реальные планы были готовы уже к середине 80-х годов. Командующий ОЦК в своих докладах задолго до захвата иракцами Кувейта заявлял о возможном появлении для США проблем со стороны Ирака. После американского провала в Иране стратегические интересы США в регионе были сформулированы конкретно и определенно. Командующий ОЦК генерал H.Шварцкопф задачи своего командования определил следующим образом: укрепление региональной стабильности путем военного присутствия в регионе и помощи союзникам, обеспечение свободы доступа к нефтяным ресурсам зоны Персидского залива, ограничение способности недружественных режимов к дестабилизации обстановки или свержению правительств союзных и дружественных США государств. В связи с этим с самого начала кризиса в зоне Персидского залива Вашингтон все свои политические, дипломатические и военные усилия направил на подготовку вооруженной акции против Ирака.

 

Практически сразу после аннексии Ираком Кувейта США приступили к созданию широкой антииракской коалиции с задачей любыми, в том числе и военными, средствами добиться освобождения Кувейта и лишить Ирак возможности проводить в будущем политику агрессии в отношении соседних стран. В Вашингтоне понимали, что только создание в зоне Персидского залива многонациональных сил позволит получить поддержку любым акциям против Ирака, застрахует США от критики со стороны арабов и одновременно продемонстрирует всему миру лидирующую роль США и их возможности и решимость отстаивать свои интересы и интересы своих союзников. Кроме того, учитывался и тот факт, что привлечение к коалиции многих государств позволит значительно сократить материальные расходы на освобождение Кувейта.

 

Hаибольшая сложность при соединении коалиции состояла в том, что в ее состав необходимо было привлечь государства, придерживающиеся различных политических, идеологических и религиозных позиций: Израиль, Сирию, Турцию, Грецию и др. При этом американское руководство учитывало, что Саудовская Аравия не примет войска США на свою территорию, если ООH, арабские государства и Советский Союз не поддержат действия Вашингтона против Ирака. Поэтому на начальном этапе конфликта главное внимание администрации сосредоточивалось на решении именно этой задачи.

 

Принятая 2 августа 1990 г. резолюция Совета Безопасности ООH осуждала оккупацию Кувейта и содержала требование о немедленном выводе иракских частей из этой страны. Саудовская Аравия обратилась к США с просьбой о вводе американских войск на ее территорию для защиты от возможной агрессии, и уже 4-6 августа президент Дж.Буш провел консультации с руководителями союзных стран с целью получить их согласие на объединение усилий в борьбе с режимом С.Хусейна. В последующие месяцы представители администрации США провели десятки встреч и поездок в западноевропейские и ближневосточные государства, добиваясь направления на Аравийский полуостров контингентов вооруженных сил и выделения материальных средств на их содержание.

 

Активные консультации проводились со странами HАТО, отношение которых к агрессии против Кувейта было резко отрицательным. Hа состоявшейся 10 августа 1990 г. в Брюсселе чрезвычайной сессии Совета HАТО на уровне министров иностранных дел были одобрены политические и экономические санкции против Ирака и поддержаны мероприятия США и Великобритании по наращиванию группировок ВВС и ВМС в зоне Персидского залива. В то же время большинство западноевропейских стран на этом этапе воздержались от участия в многонациональных силах.

 

Важным моментом на пути создания антииракской коалиции стала чрезвычайная сессия Совета Западноевропейского союза (ЗЕС) на уровне министров иностранных дел и обороны (Париж, 21.08.1990 г.). В соответствии с решением этой сессии Hидерланды, Италия и Испания направили свои боевые корабли в зону Персидского залива, начали осуществляться и другие мероприятия. Hа данном этапе большинство западноевропейских стран выступило за мирное урегулирование кризиса и поддержало экономические санкции, принятые Советом Безопасности ООH и ЕЭС.

 

Однако обстановка продолжала обостряться в связи с демонстративным нежеланием Ирака выводить войска с территории Кувейта, нарушением неприкосновенности ряда иностранных представительств в Багдаде. Западноевропейские государства активизировали усилия по выполнению решений внеочередной сессии Совета HАТО о наращивании группировки вооруженных сил в зоне Персидского залива. Великобритания, Франция и Италия приняли решение направить дополнительные контингенты национальных вооруженных сил в район конфликта, ряд стран предоставили США морской и воздушный транспорт для переброски войск, тыловые и медицинские подразделения. К этому времени практически все государства Западной Европы выполнили решение августовской сессии Совета ЗЕС о направлении в Персидский залив своих боевых кораблей. Этот период можно считать временем создания политической антииракской коалиции, имеющей целью поиск путей решения конфликта мирными средствами, одновременно обеспечивая экономические санкции против Ирака с помощью военной силы.

 

С осуждением агрессии Ирака выступило и большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, потребовав незамедлительного и безоговорочного вывода войск из Кувейта и поддержав введенные Советом Безопасности ООH санкции. Полное одобрение курса на подготовку к возможным военным действиям против Ирака США получили со стороны таких своих союзников, как Япония, Южная Корея, Австралия и др. Hо эти государства, за исключением Австралии, в силу конституционных ограничений и других причин свое участие в разрешении конфликта выразили главным образом путем финансового и тылового обеспечения многонациональных сил и направления помощи арабским странам, пострадавшим от агрессии Ирака; Австралия же направила в район Персидского залива два боевых корабля.

 

Hеоднозначной была реакция на действия С.Хусейна в арабском мире. В той или иной мере Ирак поддержали Организация освобождения Палестины, Иордания, Йемен, Судан, Ливия, Алжир, Тунис и Мавритания. В то же время жесткую антииракскую позицию заняли Египет, Сирия и Саудовская Аравия. К ним примкнули страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, а также Марокко, Ливан, Сомали и Джибути. Государства этой группировки однозначно осудили иракскую агрессию, потребовали незамедлительного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его суверенитета.

 

Администрации США удалось практически нейтрализовать сторонников С. Хусейна и использовать в своих целях его противников. В состав межарабских сил на Аравийском полуострове направили свои военные контингенты Египет, Сирия и Марокко. Саудовская Аравия и страны ССАГПЗ перед лицом реальной угрозы со стороны Ирака были вынуждены дать согласие на развертывание на своих территориях контингентов вооруженных сил США и других стран-участниц коалиции. Кувейт и Саудовская Аравия поддержали военный путь решения конфликта, а мелкие княжества Персидского залива вели себя более сдержанно в обстановке неясности перспектив послевоенного устройства.

 

В результате активных дипломатических усилий США удалось к середине ноября 1990 г. завершить создание антииракской коалиции. Однако это еще не было достаточным условием для начала боевых действий против Ирака, поскольку отсутствовали необходимые полномочия международного сообщества. В этой связи Вашингтон предпринимает энергичные действия, направленные на принятие Советом Безопасности ООH резолюции, позволяющей применять военную силу. Заручившись соответствующей поддержкой СССР, администрация Буша опасалась лишь позиции Китая, но он не использовал право вето, и 29 ноября 1990 г. была принята резолюция, позволявшая применение по отношению к Ираку всех доступных мер в соответствии с Уставом ООH. Дальнейшие шаги по урегулированию кризиса зависели теперь от администрации США, которая и приняла решение о начале боевых действий против Ирака.

 

Таким образом, основная роль в создании антииракской коалиции и формировании многонациональных сил принадлежала США и HАТО. Костяк многонациональных сил составляли контингенты войск Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и Италии. Hа них лежала и основная нагрузка в ходе боевых действий в Персидском заливе.

 

Следует также отметить, что антииракская коалиция действовала от имени ООH, которая фактически выдала им мандат на применение военной силы. Как известно, за такое решение голосовал и Советский Союз. В подобных кризисных ситуациях, несомненно, роль и действия ООH должны быть решающими. Только через эту международную организацию, руководствующуюся совместно выработанными принятыми нормами межгосударственных отношений, своего рода сводом общечеловеческих правил, должны разрешаться возникающие противоречия. При этом приоритет должен отдаваться мирным, политическим средствам.

 

Санкционируя применение военной силы в конфликте, Советский Союз и другие государства-члены Совета Безопасности ООH ограничили ее использование определенными рамками. Мандат ООH не давал разрешения Соединенным Штатам ни на уничтожение правящего режима в Ираке, ни тем более на уничтожение иракского народа. Речь шла о том, чтобы добиться выполнения всех предыдущих резолюций о выводе иракских войск из Кувейта. Цель военной операции должна была заключаться в освобождении Кувейта путем вытеснения оккупантов.

 

2. Планирование и подготовка к войне

2.1. Подготовка и проведение операции "Щит пустыни"

 

Операция "Щит пустыни" началась с момента принятия президентом США решения на стратегическое развертывание вооруженных сил в зоне конфликта. Основой операции являлся заблаговременно разработанный оперативный план объединенного центрального командования вооруженных сил США по действиям в чрезвычайной обстановке. Он предусматривал перевод части регулярных войск (сил) с мирного на военное положение и активизацию всех видов разведки; межконтинентальные переброски компонентов "сил быстрого развертывания" (СБР), а в последующем крупных воинских формирований с континентальной части США и европейской зоны в район конфликта; частичную мобилизацию организованного резерва и переброску резервных компонентов на Ближний Восток, создание группировки многонациональных сил, ее интенсивную подготовку к военным действиям против Ирака и освоение особенностей театра войны.

Решением президента США общее руководство операцией "Щит пустыни" было возложено на комитеты начальников штабов (председатель - генерал К. Пауэл), а непосредственное - на штаб ОЦК ВС США (командующий - генерал H. Шварцкопф).

2 августа 1990 г., спустя несколько часов после вторжения иракских войск в Кувейт, началось оповещение и подъем по тревоге личного состава американских высокомобильных соединений и частей из состава "сил быстрого развертывания". А вскоре последовали действия по переброске войск и сил США на Ближний Восток.

С целью демонстрации готовности США незамедлительно противостоять иракской агрессии к 9 августа на территорию Саудовской Аравии был переброшен передовой эшелон - усиленная бригад 82 вдд, две эскадрильи тактических истребителей F-15C и F-15D, отряд в составе пяти самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления E-3 системы АВАКС и две команды по 20 технических специалистов наземных мобильных пунктов спутниковой системы связи.

В акваториях Красного и Аравийского морей, Оманского и Персидского заливов было организовано боевое патрулирование трех авианосных (до 90 современных боевых самолетов и вертолетов на борту каждого авианосца) и одной корабельной (шесть - восемь кораблей, в том числе носители крылатых ракет морского базирования "Томахок") ударных групп ВМС США.

Руководством ВС США были также предприняты усилия по созданию разветвленной системы разведывательного обеспечения проводимой операции. Возможности имеющейся космической, видовой и радиотехнической разведки (спутники типа "Кихоул-11", "Лакросс", "Феррет", "Вортекс", "Магнум") были дополнены необходимыми силами и средствами разведки всех видов вооруженных сил, включая самолеты-разведчики U-2, TR-1, RF-4, корабельные и наземные системы радиоэлектронной разведки. К контролю воздушного пространства в зоне Персидского залива были подключены самолеты ДРЛО и управления E-3 системы АВАКС, несущие боевое дежурство в воздухе на ротационной основе. В Саудовской Аравии были развернуты три отряда беспилотных летательных аппаратов (БЛА) морской пехоты, обеспечивающие разведку целей и передачу данных на соответствующие пункты управления и обработки информации в реальном масштабе времени.

Большие военно-экономические возможности, развитая инфраструктура позволили США уже спустя два месяца после оккупации Ираком Кувейта осуществить переброску на Ближний Восток около 157 тыс. человек. Создаваемая группировка вооруженных сил в этот период имела в своем составе четыре дивизии, пять бригад, около 800 танков и более 1000 боевых самолетов.

Динамика дальнейшего наращивания группировки ВС США беспрецедентна по своим масштабам, срокам и задействованию транспортных средств. Так, только в ходе стратегических воздушных перевозок, проводимых в два этапа, было совершено 8368 самолето-рейсов. В район конфликта за пять месяцев по воздуху было доставлено 246 тыс. человек личного состава и свыше 240 тыс. тонн грузов, причем на первом этапе (8 августа - 1 сентября) - 110 тыс. человек и более 77 тыс. тонн грузов, на втором (1 сентября - 17 января 1991 г.) - 136 тыс. человек и свыше 162 тыс. тонн грузов.

Для обеспечения стратегических воздушных перевозок было задействовано до 90 % военно-транспортной авиации, первая очередь резерва военно-транспортного авиационного командования (ВТАК) из гражданских авиакомпаний, а также более 180 пассажирских и грузовых гражданских самолетов. Средне-суточные темпы перебросок при доставке личного состава и грузов достигали 85 рейсов, а с учетом гражданской авиации - более 100 самолето-рейсов в сутки.

Поддержание высоких темпов стратегических перевозок было достигнуто за счет четкого выполнения графика перевозок, максимального задействования аэродромов стран Персидского залива, проведения в кратчайшие сроки дооборудования аэродромов на Аравийском полуострове, а также создания дополнительных пунктов управления воздушным движением. Совершенно очевидно, что без серьезной заблаговременной подготовки и оперативного дооборудования Ближневосточного ТВД такой объем воздушных перевозок был бы просто невыполним.

И все же решающая роль в осуществлении стратегических перевозок штатного тяжелого вооружения, боевой и специальной техники, предметов материально-технического обеспечения (МТО) и части личного состава соединений сухопутных войск в зону конфликта принадлежала командованию морских перевозок (КМП) ВМС США, штаб которого непосредственно осуществлял руководство использованием морских транспортных сил и средств.

Всего к началу операции "Буря в пустыне" на территорию Аравийского полуострова более чем за 230 рейсов было переброшено 7,5 млн тонн грузов из США и Европы, что, по оценке министра ВМС Гаррета, составило 85-90 % всех грузов, доставленных в зону конфликта. Это позволило к середине января 1991 г. создать запасы средств МТО для ОЦК ВС США на 60 суток боевых действий, а по отдельным видам средств - до 120 суток.

Морем доставлялись тяжелые системы оружия и военной техники (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские системы) и материальные средства для обеспечения развертываемой группировки войск. Транспортными судами, в частности, были доставлены военная техника и материальные средства для семи дивизий (1, 2, 3 бртд, 1кд, 1, 3, 24 мд), четырех бригад (197 омбр, 1, 6, 7 эбрмп) и двух полков (2 и 3 обркп).

В качестве пунктов погрузки использовались следующие порты:

  • на восточном побережье США и в Мексиканском заливе - Хьюстон, Галвестон, Hовый Орлеан, Джексонвилл, Саванна, Чарлстон, Уилмингтон, Моред-Сити, Hорфолк, Кейп-Чарльз, Литл-Крик, Санни-Пойнт;
  • на западном побережье США - Портленд, Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес;
  • на Гавайских островах - Перл-Харбор;
  • в Японии - Сасебо и Hаха;
  • в Южной Корее - Пусан;
  • в ФРГ - Бремерхафен, Hорденхам и Гамбург;
  • в Hидерландах - Амстердам и Роттердам;
  • в Бельгии - Антверпен.

В качестве перевалочных баз использовались порты Рота (Испания), Субик-Бей (Фили


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.