Для профиля «Социальная работа в системе социальных служб» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Для профиля «Социальная работа в системе социальных служб»

2020-12-06 61
Для профиля «Социальная работа в системе социальных служб» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельюосвоения данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о специфике социальной работы с пожилыми гражданами; сложившейся в Российской Федерации системе социальной защиты пожилых и престарелых граждан; опыте социальной работы с пожилыми гражданами в зарубежных странах; критериях оценивания эффективности технологий социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.

Данные цели соотнесены с целями ООП. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: сформировать у студентов представления об истории социального и медицинского страхования, элементах социальной поддержки, концептуальных подходах в данной сфере, а также применяемой законодательной практике, регулирующей широкий спектр взаимоотношений субъектов социального и медицинского страхования; сформировать умение применять нормы и принципы социального страхования в конкретной ситуации; дать представление о состоянии и перспективах развития социального и медицинского страхования в Российской Федерации.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Данная учебная дисциплина входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. (Б.3)». Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами и частями ООП. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин как «Психология», «История социальной работы», «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Психология»:

Знания: основ психологии личности.

Умения: использовать психодиагностические методы для анализа личностных особенностей.

Владения: методами изучения психологических особенностей человека.

2.2. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»:

Знания: содержания социальной работы, специфики деятельности практических социальных работников, виды и особенности деятельности профессионала.

Умения: анализировать социальные проблемы, учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи.

Владения: навыками анализа научной литературы, аргументации собственной позиции по вопросам решения социальных проблем.

2.3. Из курса «История социальной работы»:

Знания: эволюции социальной работы в России и за рубежом, истории социальной работы с различными группами клиентов.

Умения: выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом.

Владения: навыками изложения истории социальной работы за рубежом и в России.

2.4. Из курса «Теория социальной работы»:

Знания: задач и методов социальной работы как терапевтической, социально-профилактической и социально-воспитательной деятельности; особенности взаимосвязи, формы и способы обеспечения взаимодействия теории и практики социальной работы.

Умения: диагностировать социальные проблемы, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения; привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником, находить способы их решения.

Владения: базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· технологии социальной работы,

· защита прав человека,

· технологии опеки, попечительства и усыновления,

· организация социальной защиты населения,

· организация деятельности социальных служб,

· социальная работа с инвалидами.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную гуманитарную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 5);

· умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 9)

· умеет использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK - 10);

· готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК - 20);

профессиональные компетенции:

· готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК -4);

· способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК - 9);

· способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК - 24);

профильно-специализированные компетенции:

· способен критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

· готов использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3).

В результате освоения дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» студент должен

Знать:

· эволюцию отношения общества к пожилым гражданам;

· уровни, формы и направления социальной работы с пожилыми гражданами в современном обществе;

· профессионально-практические принципы социальной работы с пожилыми гражданами;

· особенности взаимодействия пожилых людей с представителями других социально-демографических групп;

· задачи и методы социальной работы с пожилыми людьми.

Уметь:

· диагностировать социальные проблемы лиц пожилого возраста, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения;

· привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником в процессе оказания помощи пожилым людям, находить способы их решения;

· проектировать и организовывать социальное обслуживание людей пожилого возраста

· аргументировано и доказательно отстаивать свои взгляды в области идеологии и практики социальной работы с пожилыми гражданами.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· общефилософскими методами анализа научной литературы;

· понятийно-категориальным аппаратом современной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;

· навыками работы с нормативно-правовыми документами в области социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами;

· базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы с пожилыми людьми;

· профессиональными знаниями и навыками в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста

· навыками индивидуальной и групповой работы с пожилыми и престарелыми людьми, оказания им социальной помощи.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость составляет 72 часа, 2 зачетные единицы:

· аудиторная работа: 46 часов;

· самостоятельная работа: 26 часов.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля

«Социальная работа в системе социальных служб»

Таблица 1

 

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Форма обучения

Очная

Заочная

полный срок обучения

сокращенный срок обучения

на базе среднего специального медицинского образования

на базе среднего специального педагогического образования

 на базе среднего    специального  юридического образования

Семестры

III IV

VI

VI VI
Общая трудоемкость дисциплины 2 з.е.   72 72

72

72 72
Аудиторные занятия   46 14

12

12 16
лекции   16 8

6

6 8
практические занятия     30   6

 

6

  6   8
семинарские занятия      

 

   
лабораторные работы      

 

   
другие виды аудиторных занятий  

Самостоятельная работа   26 58

60

60 56
изучение теоретического курса   15 33

35

35 30
курсовая работа  

домашние задания   6 15

15

15 15
подготовка к зачету   5 10

10

10 11
Вид промежуточного контроля

зачет

               

Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля

«Социальная работа в системе здравоохранения»

Таблица 2

 

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Форма обучения

Очная

Заочная

полный срок обучения

сокращенный срок обучения

Семестры

III

-

IV

Общая трудоемкость дисциплины

2 з.е.

 

72

-

72

 

Аудиторные занятия

 

46

-

10

лекции

 

16

-

6

практические занятия

 

  30

 

-

 

4

семинарские занятия

 

 

 

 

лабораторные работы

 

 

 

 

другие виды аудиторных занятий

 

Самостоятельная работа

 

26

-

62

изучение теоретического курса

 

15

 

-

36

курсовая работа

 

 

 

 

домашние задания

 

6

-

16

подготовка к зачету

 

5

-

10

Вид промежуточного контроля

 

зачет

-

зачет
               

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Итого за 3 семестр

16 30 26  

Зачет

72


 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста

 

Тема 1. Исторические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

 

Старость как культурно-исторический феномен. Отношение общества к гражданам пожилого и престарелого возраста в различные исторические периоды: геронтофилия, геронтофобия, агглютинативные модели поведения, рефлексия старости как социокультурной ценности. Возникновение социальной геронтологии. Научные школы геронтологии советского периода. Основные геронтологические школы ХХ века. Концепции социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми в России, СССР и Российской Федерации.

Развитие теорий старения в рамках экспериментальной психологии в XIX веке и психологии развития (XX век). Подходы к периодизации второй половины жизни человека (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Б. Ливехуд). Представления российских психологов о специфике старости как возрастного периода (Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков). Теории старения: теория разъединения, теория активности, теория меньшинства, теория возрастной стратификации, теория развития и непрерывности жизненного пути, теория наименования и маргинальности.

Место и положение пожилого человека в обществе – показатель уровня цивилизации этого общества. Расширение сферы деятельности пожилых людей, исчезновение стереотипа пожизненной профессиональной карьеры, чередование циклов общественно полезного труда, активного досуга, образования, смены деятельности.

 

Раздел 2. Содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При реализации различных видов учебной работы используются:

· лекции, лекции с проблемным изложением, лекции-консультации;

· практические занятия, включающие разнообразные как традиционные, так и инновационные виды учебной работы;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

· коллоквиумы, круглые столы по теоретическим и проблемным темам курса;

· экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса;

· традиционные технологии (практические работы, упражнения, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, аннотации научных статей и книг и др.);

· инновационные технологии (ролевые, ситуационные игры; моделирование ситуаций; работа в малых группах; кейс-метод и др.);

· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

· консультации.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических (семинарских) занятий, тестирования, защиты рефератов, проверки контрольных работ и др. Все оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации соответствуют тем видам работ, которые предусмотрены учебным планом по направлению, а также содержанию и тематическому планированию по дисциплине.

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста

 

Занятие 1. Исторические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

 

Контрольные вопросы:

1. Как изменялось отношение общества к гражданам пожилого и престарелого возраста в различные исторические периоды?

2. Какие научные школы геронтологии советского периода Вы знаете?

3. В чем специфика старости как возрастного периода с точки зрения российских психологов?

Задания:

1. Раскройте основные теории старения.

2. Сравните концепции социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми в СССР и Российской Федерации.

3. Охарактеризуйте старость как культурно-исторический феномен.

Раздел 2. Содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста

Темы контрольных работ

1. Старение населения как социально-демографический процесс.

2. Феномен одиночества в позднем возрасте.

3. Этнокультурные стереотипы восприятия старости.

4. Исторический аспект места и положения старого человека в обществе.

5. Отношение к пожилым и престарелым в традиционной русской культуре.

6. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми людьми.

7. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

8. Социально-экономические последствия старения населения.

9. Социальное обслуживание пожилых людей.

10. Проблемы социальной защиты пожилых и престарелых граждан в условиях постсоветской России.

11. Особенности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

12. Социогеронтологические теории.

13. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.

14. Отечественный опыт социальной работы с пожилыми людьми.

15. Социальный статус пожилого человека в современной России.

16. Проблема «отцов и детей» в практике социальной работы.

17. Образовательные и просветительские программы для пожилых людей.

18. Изменения жизненного курса в стареющем обществе.

19. Причины и факторы старения современного общества.

20. Социальные и экзистенциальные механизмы конструирования образа старости.

21. Досуг пожилых людей.

22. Социальная работа с семьей пожилого человека.

23. Творчество в позднем возрасте.

24. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Дании.

25. Качественные методы социальной геронтологии: жизненные истории пожилых людей.

26. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Швеции.

27. Социальная работа с пожилыми в Японии.

28. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в США.

29. Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми во Франции.

30. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Германии.

31. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Австралии.

32. Инновационные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.

6.4. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Социальные проблемы старшего поколения в современной России.

2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

3. Сущность дифференцированного подхода в социальной работе с гражданами пожилого и престарелого возраста.

4. Модели систем пенсионного обеспечения в различных странах мира.

5. Система пенсионного обеспечения по старости в России.

6. Законодательная база социального обслуживания пожилых и престарелых граждан в России.

7. Муниципальная система социальных служб для пожилых граждан: характеристика основных направлений деятельности.

8. Пожилые люди как социальная общность. Старость как социальная проблема.

9. Теории старения и их роль в организации социальной работы с пожилыми людьми.

10. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Неоднозначное определение хронологических границ старости.

11. Организация добровольной социальной помощи пожилым и престарелым людям.

12. Основные направления социальной защиты пожилых и старых людей в Российской Федерации.

13. Генезис отношения к пожилым людям в обществе.

14. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе (классификация К.Винтора, Крайга).

15. Социологический подход к одиночеству.

16. Адаптация к старости. Профессиональное старение. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

17. Классификация моделей одиночества.

18. Семейная помощь и уход за пожилыми людьми. Определение семейного помощника и семейной помощи. Виды работы с семейными помощниками.

19. Социальная работа с пожилыми людьми в зарубежных странах (Швеция, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, США, Япония, Дания).

20. Когнитивный подход к одиночеству.

21. Полустационарные формы социального обслуживания пожилых людей.

22. Принципы ООН в отношении пожилых людей.

23. Особенности социальной адаптации лиц престарелого возраста в учреждениях социального обслуживания.

24. Экзистенциальный подход к одиночеству.

25. Интимный подход к одиночеству.

26. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.

27. Новая модель старости.

28. Феноменологический подход к одиночеству.

29. Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми: селекция, оптимизация, компенсация.

30. Проблемы одиночества пожилых людей. Понятие одиночества пожилых людей. Классификация подходов.

31. Геронтофилия и геронтофобия как социальные проблемы современного общества.

32. Стационарное социальное обслуживание пожилых людей.

33. Теоретико-системный подход к одиночеству.

34. Интеракционистский подход к одиночеству.

35. Типология дефицита социальных отношений.

36. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

37. Принципы социальной политики в отношении пожилых людей.

38. Структура и функции учреждений социального обслуживания пожилых людей.

39. Психодинамический подход к одиночеству.

40. Типология временной перспективы.

41. Нестационарные формы социального обслуживания.

 

42. Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

Басов Н.В. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие / Н.В. Басов. – М.: Феникс, 2009. – 186 с.

Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Галаганов. - 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2009. – 415 с.

Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. – 395 с.

Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учеб. пособие / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2010. – 125 с.

Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Р. И. Ерусланова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 161 с.

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века: монография / Н. В. Козлова. – М.: РОССПЭН, 2010. – 359 с.

Ларионов Т.П. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие [Гриф УМО МО РФ] / Т.П. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2009. – 80 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 143 с.

Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред проф. образования [Гриф ФИРО] / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 287 с.

Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред.: Н. Ф. Басова. – М.: Дашков и К, 2009. – 363 с.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / П. Д. Павленок [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 596 с.

Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект, 2012. – 512 с.

Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: учеб. пособие для вузов // Р.С. Яцемирская. – М.: Академический проект, 2009. – 330 с.

Дополнительная литература

Андреева А.С. Геронтология: учебник /А.С. Андреева, Л.П. Безденежная, С.А. Филатова. – М.: Феникс, 2005. – 512 с.

Васильчиков В.М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества // Работник социальной службы. – №3. – 2000. – С. 45–62.

Елютина М.Э. Социальная геронтология: учеб. пособие / М.Э.Елютина. – М.: Инфра-М, 2004. – 215 с.

Ларионова Т.П. Третий возраст: особенности восприятия социального времени / Т.П.Ларионова. – Казань, 2006. – 160 с.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие / Под ред. В.С.Кукушкина. – М., 2004. – 400 с.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы / Рос.-Европ. фонд в поддержку соц. реформ, Союз соц. педагогов и соц. работников; отв. ред. И. Н. Бондаренко, А. Н. Дашкина. – М.: ССОПиР, 2008. – 209 с.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 348 с.

Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы – 2-е изд. – М., 2008. –220 с.

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2008. – 104 с.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – 3-е изд. – М., 2005. – 340 с.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории и технических средств обучения (мультимедийной установки).

 


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Социальная работа с пожилыми людьми»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельюосвоения данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о специфике социальной работы с пожилыми гражданами; сложившейся в Российской Федерации системе социальной защиты пожилых и престарелых граждан; опыте социальной работы с пожилыми гражданами в зарубежных странах; критериях оценивания эффективности технологий социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.

Данные цели соотнесены с целями ООП. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: сформировать у студентов представления об истории социального и медицинского страхования, элементах социальной поддержки, концептуальных подходах в данной сфере, а также применяемой законодательной практике, регулирующей широкий спектр взаимоотношений субъектов социального и медицинского страхования; сформировать умение применять нормы и принципы социального страхования в конкретной ситуации; дать представление о состоянии и перспективах развития социального и медицинского страхования в Российской Федерации.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Данная учебная дисциплина входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. (Б.3)». Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами и частями ООП. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин как «Психология», «История социальной работы», «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Психология»:

Знания: основ психологии личности.

Умения: использовать психодиагностические методы для анализа личностных особенностей.

Владения: методами изучения психологических особенностей человека.

2.2. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»:

Знания: содержания социальной работы, специфики деятельности практических социальных работников, виды и особенности деятельности профессионала.

Умения: анализировать социальные проблемы, учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи.

Владения: навыками анализа научной литературы, аргументации собственной позиции по вопросам решения социальных проблем.

2.3. Из курса «История социальной работы»:

Знания: эволюции социальной работы в России и за рубежом, истории социальной работы с различными группами клиентов.

Умения: выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом.

Владения: навыками изложения истории социальной работы за рубежом и в России.

2.4. Из курса «Теория социальной работы»:

Знания: задач и методов социальной работы как терапевтической, социально-профилактической и социально-воспитательной деятельности; особенности взаимосвязи, формы и способы обеспечения взаимодействия теории и практики социальной работы.

Умения: диагностировать социальные проблемы, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения; привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником, находить способы их решения.

Владения: базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· технологии социальной работы,

· защита прав человека,

· технологии опеки, попечительства и усыновления,

· организация социальной защиты населения,

· организация деятельности социальных служб,

· социальная работа с инвалидами.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную гуманитарную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.

Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 5);

· умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 9)

· умеет использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK - 10);

· готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК - 20);

профессиональные компетенции:

· готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК -4);

· способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК - 9);

· способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК - 24);

профильно-специализированные компетенции:

· способен критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

· готов использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3).

В результате освоения дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» студент должен

Знать:

· эволюцию отношения общества к пожилым гражданам;

· уровни, формы и направления социальной работы с пожилыми гражданами в современном обществе;

· профессионально-практические принципы социальной работы с пожилыми гражданами;

· особенности взаимодействия пожилых людей с представителями других социально-демографических групп;

· задачи и методы социальной работы с пожилыми людьми.

Уметь:

· диагностировать социальные проблемы лиц пожилого возраста, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения;

· привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником в процессе оказания помощи пожилым людям, находить способы их решения;

· проектировать и организовывать социальное обслуживание людей пожилого возраста

· аргументировано и доказательно отстаивать свои взгляды в области идеологии и практики социальной работы с пожилыми гражданами.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· общефилософскими методами анализа научной литературы;

· понятийно-категориальным аппаратом современной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;

· навыками работы с нормативно-правовыми документами в области социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами;

· базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы с пожилыми людьми;

· профессиональными знаниями и навыками в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста

· навыками индивидуальной и групповой работы с пожилыми и престарелыми людьми, оказания им социальной помощи.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость составляет 72 часа, 2 зачетные единицы:

· аудиторная работа: 46 часов;

· самостоятельная работа: 26 часов.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля

«Социальная работа в системе социальных служб»

Таблица 1

 

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Форма обучения

Очная

Заочная

полный срок обучения

сокращенный срок обучения

на базе среднего специального медицинского образования

на базе среднего специального педагогического образования

 на базе среднего    специального  юридического образования

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.271 с.