Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-12-06 | 61 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюосвоения данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о специфике социальной работы с пожилыми гражданами; сложившейся в Российской Федерации системе социальной защиты пожилых и престарелых граждан; опыте социальной работы с пожилыми гражданами в зарубежных странах; критериях оценивания эффективности технологий социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
Данные цели соотнесены с целями ООП. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: сформировать у студентов представления об истории социального и медицинского страхования, элементах социальной поддержки, концептуальных подходах в данной сфере, а также применяемой законодательной практике, регулирующей широкий спектр взаимоотношений субъектов социального и медицинского страхования; сформировать умение применять нормы и принципы социального страхования в конкретной ситуации; дать представление о состоянии и перспективах развития социального и медицинского страхования в Российской Федерации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. (Б.3)». Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами и частями ООП. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин как «Психология», «История социальной работы», «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
|
2.1. Из курса «Психология»:
Знания: основ психологии личности.
Умения: использовать психодиагностические методы для анализа личностных особенностей.
Владения: методами изучения психологических особенностей человека.
2.2. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»:
Знания: содержания социальной работы, специфики деятельности практических социальных работников, виды и особенности деятельности профессионала.
Умения: анализировать социальные проблемы, учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи.
Владения: навыками анализа научной литературы, аргументации собственной позиции по вопросам решения социальных проблем.
2.3. Из курса «История социальной работы»:
Знания: эволюции социальной работы в России и за рубежом, истории социальной работы с различными группами клиентов.
Умения: выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом.
Владения: навыками изложения истории социальной работы за рубежом и в России.
2.4. Из курса «Теория социальной работы»:
Знания: задач и методов социальной работы как терапевтической, социально-профилактической и социально-воспитательной деятельности; особенности взаимосвязи, формы и способы обеспечения взаимодействия теории и практики социальной работы.
Умения: диагностировать социальные проблемы, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения; привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником, находить способы их решения.
Владения: базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· технологии социальной работы,
· защита прав человека,
|
· технологии опеки, попечительства и усыновления,
· организация социальной защиты населения,
· организация деятельности социальных служб,
· социальная работа с инвалидами.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную гуманитарную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.
Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 5);
· умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 9)
· умеет использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK - 10);
· готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК - 20);
профессиональные компетенции:
· готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК -4);
· способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК - 9);
· способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК - 24);
профильно-специализированные компетенции:
· способен критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);
· готов использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3).
|
В результате освоения дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» студент должен
Знать:
· эволюцию отношения общества к пожилым гражданам;
· уровни, формы и направления социальной работы с пожилыми гражданами в современном обществе;
· профессионально-практические принципы социальной работы с пожилыми гражданами;
· особенности взаимодействия пожилых людей с представителями других социально-демографических групп;
· задачи и методы социальной работы с пожилыми людьми.
Уметь:
· диагностировать социальные проблемы лиц пожилого возраста, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения;
· привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником в процессе оказания помощи пожилым людям, находить способы их решения;
· проектировать и организовывать социальное обслуживание людей пожилого возраста
· аргументировано и доказательно отстаивать свои взгляды в области идеологии и практики социальной работы с пожилыми гражданами.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· общефилософскими методами анализа научной литературы;
· понятийно-категориальным аппаратом современной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
· навыками работы с нормативно-правовыми документами в области социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами;
· базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы с пожилыми людьми;
· профессиональными знаниями и навыками в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
· навыками индивидуальной и групповой работы с пожилыми и престарелыми людьми, оказания им социальной помощи.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость составляет 72 часа, 2 зачетные единицы:
· аудиторная работа: 46 часов;
· самостоятельная работа: 26 часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля
«Социальная работа в системе социальных служб»
Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | ||||||
Очная | Заочная | |||||||
полный срок обучения | сокращенный срок обучения | |||||||
на базе среднего специального медицинского образования | на базе среднего специального педагогического образования | на базе среднего специального юридического образования | ||||||
Семестры | ||||||||
III | IV | VI | VI | VI | ||||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | ||
Аудиторные занятия | 46 | 14 | 12 | 12 | 16 | |||
лекции | 16 | 8 | 6 | 6 | 8 | |||
практические занятия | 30 | 6 |
6 | 6 | 8 | |||
семинарские занятия |
| |||||||
лабораторные работы |
| |||||||
другие виды аудиторных занятий |
| |||||||
Самостоятельная работа | 26 | 58 | 60 | 60 | 56 | |||
изучение теоретического курса | 15 | 33 | 35 | 35 | 30 | |||
курсовая работа |
| |||||||
домашние задания | 6 | 15 | 15 | 15 | 15 | |||
подготовка к зачету | 5 | 10 | 10 | 10 | 11 | |||
Вид промежуточного контроля | зачет | |||||||
Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля
«Социальная работа в системе здравоохранения»
Таблица 2
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | |||||
Очная | Заочная | ||||||
полный срок обучения | сокращенный срок обучения | ||||||
Семестры | |||||||
III | - | IV | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е.
| 72 | - | 72
| |||
Аудиторные занятия |
| 46 | - | 10 | |||
лекции |
| 16 | - | 6 | |||
практические занятия |
| 30 |
- |
4 | |||
семинарские занятия |
|
|
| ||||
лабораторные работы |
|
|
| ||||
другие виды аудиторных занятий |
|
|
| ||||
Самостоятельная работа | 26 | - | 62 | ||||
изучение теоретического курса | 15
| - | 36 | ||||
курсовая работа |
|
| |||||
домашние задания | 6 | - | 16 | ||||
подготовка к зачету | 5 | - | 10 | ||||
Вид промежуточного контроля | зачет | - | зачет | ||||
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Итого за 3 семестр
Зачет
72
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста
Тема 1. Исторические аспекты социальной работы с пожилыми людьми
Старость как культурно-исторический феномен. Отношение общества к гражданам пожилого и престарелого возраста в различные исторические периоды: геронтофилия, геронтофобия, агглютинативные модели поведения, рефлексия старости как социокультурной ценности. Возникновение социальной геронтологии. Научные школы геронтологии советского периода. Основные геронтологические школы ХХ века. Концепции социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми в России, СССР и Российской Федерации.
|
Развитие теорий старения в рамках экспериментальной психологии в XIX веке и психологии развития (XX век). Подходы к периодизации второй половины жизни человека (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Б. Ливехуд). Представления российских психологов о специфике старости как возрастного периода (Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков). Теории старения: теория разъединения, теория активности, теория меньшинства, теория возрастной стратификации, теория развития и непрерывности жизненного пути, теория наименования и маргинальности.
Место и положение пожилого человека в обществе – показатель уровня цивилизации этого общества. Расширение сферы деятельности пожилых людей, исчезновение стереотипа пожизненной профессиональной карьеры, чередование циклов общественно полезного труда, активного досуга, образования, смены деятельности.
Раздел 2. Содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации различных видов учебной работы используются:
· лекции, лекции с проблемным изложением, лекции-консультации;
· практические занятия, включающие разнообразные как традиционные, так и инновационные виды учебной работы;
· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;
· коллоквиумы, круглые столы по теоретическим и проблемным темам курса;
· экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса;
· традиционные технологии (практические работы, упражнения, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, аннотации научных статей и книг и др.);
· инновационные технологии (ролевые, ситуационные игры; моделирование ситуаций; работа в малых группах; кейс-метод и др.);
· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;
· консультации.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических (семинарских) занятий, тестирования, защиты рефератов, проверки контрольных работ и др. Все оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации соответствуют тем видам работ, которые предусмотрены учебным планом по направлению, а также содержанию и тематическому планированию по дисциплине.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста
Занятие 1. Исторические аспекты социальной работы с пожилыми людьми
Контрольные вопросы:
1. Как изменялось отношение общества к гражданам пожилого и престарелого возраста в различные исторические периоды?
2. Какие научные школы геронтологии советского периода Вы знаете?
3. В чем специфика старости как возрастного периода с точки зрения российских психологов?
Задания:
1. Раскройте основные теории старения.
2. Сравните концепции социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми в СССР и Российской Федерации.
3. Охарактеризуйте старость как культурно-исторический феномен.
Раздел 2. Содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста
Темы контрольных работ
1. Старение населения как социально-демографический процесс.
2. Феномен одиночества в позднем возрасте.
3. Этнокультурные стереотипы восприятия старости.
4. Исторический аспект места и положения старого человека в обществе.
5. Отношение к пожилым и престарелым в традиционной русской культуре.
6. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми людьми.
7. Адаптация к пенсионному периоду жизни.
8. Социально-экономические последствия старения населения.
9. Социальное обслуживание пожилых людей.
10. Проблемы социальной защиты пожилых и престарелых граждан в условиях постсоветской России.
11. Особенности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
12. Социогеронтологические теории.
13. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.
14. Отечественный опыт социальной работы с пожилыми людьми.
15. Социальный статус пожилого человека в современной России.
16. Проблема «отцов и детей» в практике социальной работы.
17. Образовательные и просветительские программы для пожилых людей.
18. Изменения жизненного курса в стареющем обществе.
19. Причины и факторы старения современного общества.
20. Социальные и экзистенциальные механизмы конструирования образа старости.
21. Досуг пожилых людей.
22. Социальная работа с семьей пожилого человека.
23. Творчество в позднем возрасте.
24. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Дании.
25. Качественные методы социальной геронтологии: жизненные истории пожилых людей.
26. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Швеции.
27. Социальная работа с пожилыми в Японии.
28. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в США.
29. Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми во Франции.
30. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Германии.
31. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Австралии.
32. Инновационные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
6.4. Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Социальные проблемы старшего поколения в современной России.
2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
3. Сущность дифференцированного подхода в социальной работе с гражданами пожилого и престарелого возраста.
4. Модели систем пенсионного обеспечения в различных странах мира.
5. Система пенсионного обеспечения по старости в России.
6. Законодательная база социального обслуживания пожилых и престарелых граждан в России.
7. Муниципальная система социальных служб для пожилых граждан: характеристика основных направлений деятельности.
8. Пожилые люди как социальная общность. Старость как социальная проблема.
9. Теории старения и их роль в организации социальной работы с пожилыми людьми.
10. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Неоднозначное определение хронологических границ старости.
11. Организация добровольной социальной помощи пожилым и престарелым людям.
12. Основные направления социальной защиты пожилых и старых людей в Российской Федерации.
13. Генезис отношения к пожилым людям в обществе.
14. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе (классификация К.Винтора, Крайга).
15. Социологический подход к одиночеству.
16. Адаптация к старости. Профессиональное старение. Адаптация к пенсионному периоду жизни.
17. Классификация моделей одиночества.
18. Семейная помощь и уход за пожилыми людьми. Определение семейного помощника и семейной помощи. Виды работы с семейными помощниками.
19. Социальная работа с пожилыми людьми в зарубежных странах (Швеция, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, США, Япония, Дания).
20. Когнитивный подход к одиночеству.
21. Полустационарные формы социального обслуживания пожилых людей.
22. Принципы ООН в отношении пожилых людей.
23. Особенности социальной адаптации лиц престарелого возраста в учреждениях социального обслуживания.
24. Экзистенциальный подход к одиночеству.
25. Интимный подход к одиночеству.
26. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.
27. Новая модель старости.
28. Феноменологический подход к одиночеству.
29. Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми: селекция, оптимизация, компенсация.
30. Проблемы одиночества пожилых людей. Понятие одиночества пожилых людей. Классификация подходов.
31. Геронтофилия и геронтофобия как социальные проблемы современного общества.
32. Стационарное социальное обслуживание пожилых людей.
33. Теоретико-системный подход к одиночеству.
34. Интеракционистский подход к одиночеству.
35. Типология дефицита социальных отношений.
36. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.
37. Принципы социальной политики в отношении пожилых людей.
38. Структура и функции учреждений социального обслуживания пожилых людей.
39. Психодинамический подход к одиночеству.
40. Типология временной перспективы.
41. Нестационарные формы социального обслуживания.
42. Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Басов Н.В. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие / Н.В. Басов. – М.: Феникс, 2009. – 186 с.
Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Галаганов. - 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2009. – 415 с.
Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. – 395 с.
Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учеб. пособие / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2010. – 125 с.
Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Р. И. Ерусланова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 161 с.
Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века: монография / Н. В. Козлова. – М.: РОССПЭН, 2010. – 359 с.
Ларионов Т.П. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие [Гриф УМО МО РФ] / Т.П. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2009. – 80 с.
Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 143 с.
Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред проф. образования [Гриф ФИРО] / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 287 с.
Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред.: Н. Ф. Басова. – М.: Дашков и К, 2009. – 363 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / П. Д. Павленок [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 596 с.
Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект, 2012. – 512 с.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: учеб. пособие для вузов // Р.С. Яцемирская. – М.: Академический проект, 2009. – 330 с.
Дополнительная литература
Андреева А.С. Геронтология: учебник /А.С. Андреева, Л.П. Безденежная, С.А. Филатова. – М.: Феникс, 2005. – 512 с.
Васильчиков В.М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества // Работник социальной службы. – №3. – 2000. – С. 45–62.
Елютина М.Э. Социальная геронтология: учеб. пособие / М.Э.Елютина. – М.: Инфра-М, 2004. – 215 с.
Ларионова Т.П. Третий возраст: особенности восприятия социального времени / Т.П.Ларионова. – Казань, 2006. – 160 с.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие / Под ред. В.С.Кукушкина. – М., 2004. – 400 с.
Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы / Рос.-Европ. фонд в поддержку соц. реформ, Союз соц. педагогов и соц. работников; отв. ред. И. Н. Бондаренко, А. Н. Дашкина. – М.: ССОПиР, 2008. – 209 с.
Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 348 с.
Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы – 2-е изд. – М., 2008. –220 с.
Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2008. – 104 с.
Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – 3-е изд. – М., 2005. – 340 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории и технических средств обучения (мультимедийной установки).
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Социальная работа с пожилыми людьми»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюосвоения данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о специфике социальной работы с пожилыми гражданами; сложившейся в Российской Федерации системе социальной защиты пожилых и престарелых граждан; опыте социальной работы с пожилыми гражданами в зарубежных странах; критериях оценивания эффективности технологий социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
Данные цели соотнесены с целями ООП. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: сформировать у студентов представления об истории социального и медицинского страхования, элементах социальной поддержки, концептуальных подходах в данной сфере, а также применяемой законодательной практике, регулирующей широкий спектр взаимоотношений субъектов социального и медицинского страхования; сформировать умение применять нормы и принципы социального страхования в конкретной ситуации; дать представление о состоянии и перспективах развития социального и медицинского страхования в Российской Федерации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. (Б.3)». Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами и частями ООП. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин как «Психология», «История социальной работы», «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Психология»:
Знания: основ психологии личности.
Умения: использовать психодиагностические методы для анализа личностных особенностей.
Владения: методами изучения психологических особенностей человека.
2.2. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»:
Знания: содержания социальной работы, специфики деятельности практических социальных работников, виды и особенности деятельности профессионала.
Умения: анализировать социальные проблемы, учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи.
Владения: навыками анализа научной литературы, аргументации собственной позиции по вопросам решения социальных проблем.
2.3. Из курса «История социальной работы»:
Знания: эволюции социальной работы в России и за рубежом, истории социальной работы с различными группами клиентов.
Умения: выделять основные тенденции и этапы развития социальной работы в России и за рубежом.
Владения: навыками изложения истории социальной работы за рубежом и в России.
2.4. Из курса «Теория социальной работы»:
Знания: задач и методов социальной работы как терапевтической, социально-профилактической и социально-воспитательной деятельности; особенности взаимосвязи, формы и способы обеспечения взаимодействия теории и практики социальной работы.
Умения: диагностировать социальные проблемы, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения; привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником, находить способы их решения.
Владения: базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· технологии социальной работы,
· защита прав человека,
· технологии опеки, попечительства и усыновления,
· организация социальной защиты населения,
· организация деятельности социальных служб,
· социальная работа с инвалидами.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную гуманитарную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.
Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 5);
· умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 9)
· умеет использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OK - 10);
· готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК - 20);
профессиональные компетенции:
· готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК -4);
· способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК - 9);
· способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК - 24);
профильно-специализированные компетенции:
· способен критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);
· готов использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3).
В результате освоения дисциплины «Социальная работа с пожилыми людьми» студент должен
Знать:
· эволюцию отношения общества к пожилым гражданам;
· уровни, формы и направления социальной работы с пожилыми гражданами в современном обществе;
· профессионально-практические принципы социальной работы с пожилыми гражданами;
· особенности взаимодействия пожилых людей с представителями других социально-демографических групп;
· задачи и методы социальной работы с пожилыми людьми.
Уметь:
· диагностировать социальные проблемы лиц пожилого возраста, выделять их причины, сущность и предлагать пути их разрешения;
· привлекая теоретические знания, анализировать задачи, стоящие перед социальным работником в процессе оказания помощи пожилым людям, находить способы их решения;
· проектировать и организовывать социальное обслуживание людей пожилого возраста
· аргументировано и доказательно отстаивать свои взгляды в области идеологии и практики социальной работы с пожилыми гражданами.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· общефилософскими методами анализа научной литературы;
· понятийно-категориальным аппаратом современной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
· навыками работы с нормативно-правовыми документами в области социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами;
· базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной социальной работы с пожилыми людьми;
· профессиональными знаниями и навыками в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
· навыками индивидуальной и групповой работы с пожилыми и престарелыми людьми, оказания им социальной помощи.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость составляет 72 часа, 2 зачетные единицы:
· аудиторная работа: 46 часов;
· самостоятельная работа: 26 часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля
«Социальная работа в системе социальных служб»
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | |||||
Очная | Заочная | ||||||
полный срок обучения | сокращенный срок обучения | ||||||
на базе среднего специального медицинского образования | на базе среднего специального педагогического образования | на базе среднего специального юридического образования | |||||
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!