Кафедра изобразительного искусства — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кафедра изобразительного искусства

2020-12-06 81
Кафедра изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра изобразительного искусства

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Заведующий кафедрой

 

______________(В.В.Колбасов)

 

«___»________2014 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Психология художественного творчества»

IV курс

 

                            

Направление подготовки: 54.05.01 «Монументально-декоративное искусство»

Профиль: скульптура, живопись

Факультет искусств

                                          

 

Симферополь, 2014

 

Рабочая программа дисциплины «Психология художественного творчества» для специалиста направления (071004) 54.05.01 Монументально-декоративное искусство

       

профиля «__________________________________________________» составлена на основании ФГОС ВО (ВПО) и учебного плана по направлению специалист (бакалавр) подготовки (071004) 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, утвержденного ректором РВУЗ «КИПУ» от «____»_   _______________    ________.

Составитель рабочей программы  Кочнова Ольга Анатольевна,

к. культурологии, ст. преподаватель кафедры изобразительного искусства       

Рабочая учебная программа утверждена на кафедре изобразительного искусства

Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.

 

Заведующий кафедрой _____________(В.В. Колбасов)

Рабочая учебная программа одобрена и утверждена на заседании УМК ___________________ факультета

Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.

Председатель УМК _________________________________ (ФИО)

Рабочая учебная программа переутверждена на заседании кафедры ______________________

Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.

 

Примечание: После рабочей программы прикладывается «Л и с т дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу».

Заведующий кафедрой _____________(В.В. Колбасов)

 

        1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

           

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины сформировать у студентов целостное представление о психологии художественного творчества как об отдельной отрасли психологии.

Учебные задачи дисциплины

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными направлениями современной психологии художественного творчества;

- дать представление о различных техниках индивидуальной и групповой работы в психологии;

- синтезировать теоретические представления и практические навыки по использованию техник психологии художественного творчества;

- использовать различные упражнения для творческого самовыражения и личностного роста студентов.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Дисциплина продолжает курсы «Введение в искусствознание», «История искусства», «Культурология». Для освоения дисциплины обучающиеся должны знать основные закономерностях развития искусства, иметь представление о механизмах и способах регуляции художественной жизни, владеть методами комплексного, системного анализа произведений искусства, явлений художественной жизни и художественных процессов, иметь навыки подготовки докладов, рефератов и устных выступлений.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-4. Способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструкторского разрешения конфликтных ситуаций;

ОК-5. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний;

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-4. Способность к аналитической работе с научной и искусствоведческой литературой по специальности;

Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):

ПСК-3.1. Владение архитектурно-художественным синтезом;

ПСК-3.2. Владеть композицией объемно-пространственной среды;

ПСК-3.7. Знанием пропедевтики;

ПСК-3.8. Знанием истории культуры, архитектуры и искусств;

ПСК-3.9. Знанием истории искусства интерьеров;

ПСК-3.10. Владением академическим рисунком, живописью и скульптурой;

 

В результате освоения компетенций студент должен:

знать:

- психологические закономерности формирования мировоззрения творческой личности, понимать психологические особенности возникновения творческого замысла, художественного образа, а так же процесса его творческого воплощения и восприятия; 

- представление о закономерностях формирования психологического облика творческой личности в зависимости от биографического фактора - условий жизни, обучения и воспитания; 

- место, роль и значение психологии художественного творчества в системе психологического знания и психологических методов;

- историю возникновения и развития психологии художественного творчества;

- основные психологические и этические принципы конструирования и проведения диагностического исследования и обследования лиц;

- структуру и модели построения творческого процесса;

- принципы построения и конструктивную специфику творческих методов и качественного подхода;

- специфики индивидуальной и групповой творческой работы.

уметь:

- формулировать и аргументировать положения;

- анализировать творческий процесс и оценивать его эффективность с профессиональной точки зрения;

- конструировать творческий процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью;

- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;

- подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам;

- проводить методические процедуры в соответствие с этическими и методическими правилами;

-дифференцировать модели принятия решения в творческом процессе.    

владеть:

- профессиональным языком предметной области знания;

-современными психолого-педагогическими методами развития художественно-творческих способностей средствами художественных произведений;

- системой знаний по теории и истории художественного творчества в контексте отечественной этносоциальной культуры и художественной культуры народов мира;

- понятийным аппаратом психологии художественного творчества;

- навыками саморегуляции в процессе выполнения творческих заданий в соответствии с этическими и методическими принципами.

                               

 

    2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                       2.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины (темы)

Содержание

Формир. компетенц. Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образова-тельные технологии Учебно-методическая литература
1 2

3

4 5 6 7

Раздел 1. Понятие «творчество»

 

1. Тема 1. Определение творчества и его природы

Понятие творчества, как процесса изменения, преобразованя, создания новых форм материи. Творчество природы и человека. Общие и отличительные особенности. Функции и цели творчества человека с позиции основных законов жизни. Мозг, как продукт творчества природы и орган, в котором продолжается творчество самой природы. Виды творчества человека, соответствующие основным функциям интеллекта. Направленнос и цели научного, оперативного, технического и художественного творчества. Их различия по объекту, процессу и продукту. Природа и назначение художествен.

творчества.

  ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-4, ПК-6, ПСК-3.1, ПСК -3.8 психологические закономерности формирования мировоззрения творческой личности, понимать психологические особенности возникновения творческого замысла, художественного образа, а так же процесса его творческого воплощения и восприятия;  историю возникновения и развития психологии художествен. творчества; -основные психологические и этические принципы конструирования и проведения диагностического исследования и обследования лиц; -структуру и модели построения творческого процесса.   лекция У-1-10; Д-5-8
2. Тема 2. Структура, механизмы и фазы творчества.    

Общее в структуре протекания разных форм и видов творчества. Наличие побудительных причин, процесса изменения, преобразования, интеграции и появления нового продукта в разных видах творчества. Специфика каждой фазы творчества в неживой и живой природе. Механизмы творчества в неживой природе. условия, включающие преобразовательный процесс. Природа, направленность и механизмы творчества органической жизни. Условия, включающие преобразовательный процесс в живых организмах. Творчество человека. Понятие социального творчества. Механизмы его включения и протекания. Соотношение социального и индивидуального творчества. Фазы протекания индивидуального творчества: подготовительная, поисковая и исполнительная.

ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-4, ПК-6, ПСК-3.1, ПСК -3.8 историю возникновения и развития психологии художественного творчества; -основные психологические и этические принципы конструирования и проведения диагностического исследования и обследования лиц; - структуру и модели построения творческого процесса;     лекция У-2-6; Д-8-12
3 Тема 3.  Проблемы изобразительного творчества.

Понятие искусства и творчества. Виды, формы, функции искусства. Особенности языка разного вида искусства - статического и динамического. Специфика языка изобразительного искусства. Функция изобразительного искусства в разные исторические эпохи. Разные течения в изобразительном искусстве, их природа, связь с развитием психических функций. Проблема определения творчества в художественных произведениях. Критерии творчества в разных видах изобразительного искусства. Понятие символичности, метафоричности, аллегоричности, реалистичности в искусстве с позиции содержания и формы. Понятие образ, характер, тип в изоискусстве.

  ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-4, ПК-6, ПСК-3.1, ПСК -3.8 историю возникновения и развития психологии художественного творчества; -основные психологические и этические принципы конструирования и проведения диагностического исследования и обследования лиц; - структуру и модели построения творческого процесса;   лекция У-1-4; Д- 3; Д-24; Д-26

Раздел 1.

Понятие «творчество»

Тема 1 Определение творчества и его природы

14

2

2     10 16 2       14 Устный опрос, конспект
Тема 2 Структура, механизмы и фазы творчества.

16

2

4     10 14         14 Устный опрос, конспект
Тема 3 Проблемы изобразительного творчества.

14

2

2     10 16 2       14 Устный опрос, конспект
Итого по разделу 1

44

6

8     30 46 4       42  

Раздел 2.

Понятие способностей

Тема 1. Понятие общих, специальных и творческих способностей. 

14

2

2     10 16 2       14 Устный опрос, конспект
Тема 2. Теории формирования творческих способностей.

16

4

2     10 16   2     14 Устный опрос, конспект
Тема 3. Соотношение биологических и социальных факторов в развитии творческих способностей.

16

4

2     10 16         16 Устный опрос, конспект
Тема 4. Специфика способностей к разным фазам творческого процесса.

18

4

2     12 14         14 Устный опрос, конспект
Итого по разделу 2.

64

14

8     42 62 2 2     58  
Всего

108

20

16     72 108 6 2     100  
                               

                

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план лекций

№ лекции

Тема занятия и вопросы лекции

Количество часов

ОФО ЗФО
                               4 курс (VIII семестр)          
1 Тема лекции: Определение творчества и его природы 1.Понятие творчества, как процесса изменения, преобразования, создания новых форм материи. 2.Функции и цели творчества; виды творчества.  человека с позиции основных законов жизни. 3.Природа и назначение художественного творчества. 2 2
2 Тема лекции: Структуры, механизмы и фазы творчества 1.Общее в структуре протекания разных форм и видов творчества. 2.Творчество человека. Понятие социального творчества. 3.Фазы протекания индивидуального творчества: подготовительная, поисковая и исполнительная. 2 -
3 Тема лекции: Проблемы изобразительного творчества 1.Понятие искусства и творчества. Виды, формы, функции искусства. 2.Функция изобразительного искусства в разные исторические эпохи. 3.Критерии творчества в разных видах изобразительного искусства. 4.Понятие образ, характер, тип в изоискусстве. 2 -
4 Тема лекции: Понятие общих, специальных и творческих способностей 1.Определение общих и специальных способностей по отношению к разным видам деятельности. Основные критерии способностей. 2.Специфика творческих способностей. 3.Индивидуальность и творчество. 4.Структура способностей и их проявление в разных фазах творческого процесса. 2 2
5 Тема лекции: Теории формирования творческих способностей 1.Теории, как результат обобщения эмпирических и экспериментальных данных. 2.Исследование родословного дерева творческих гениев. 3.Социологические теории творчества. 4 -
6 Тема лекции: Соотношение биологических и социальных факторов в развитии творческих способностей 1.Зависимость влияния социальной среды в раскрытии творческих способностей от типа контакта с внешней средой. 2.Экстравертированный и интровертированный тип контакта со средой. 3.Сочетание высокой реактивности со способностью к концентрированному, доминантному возбуждению, как оптимальная предпосылка к творчеству. 4 -
7 Тема лекции: Специфика способностей к разным фазам творческого процесса 1.Качества, необходимые для подготовительной фазы творчества потребность в разнообразной и напряженной деятельности. 2.Роль сознания и подсознания в инициации творчества. 3.Личностные качества. Сочетание социально-типического и индивидуально-своеобразного в структуре личности. 4 2
                                                                                     Итого: 20 6

 3.3. Темы практических работ

занятия

Тема занятия и вырабатываемые компетенции

Количество часов

ОФО ЗФО
1 Тема 1. Специфика художественного творчества. Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8. 2  
2 Тема 2. Понятие социального творчества Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8; 4  
3 Тема 3. Критерии творчества Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8 2  
4 Тема 4. Индивидуальность и творчество Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3; 2  
5 Тема 5. Генетическая предрасположенность к творчеству Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8. 2 2
6 Тема 6. Социальная среда и творчество Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8. 2  
7 Тема 7. Сознание и подсознание в творческом процессе Компетенции: ОК-1; ОК-3; ОК-5; ПК-4; ПК-6; ПСК-3.1; ПСК-3.8. 2  
                                                     Итого: 16 2

3.5. Самостоятельная работа студентов по дисциплине

№   Наименование тем и вопросы, выносимые на самостоятельную работу Формы СРС и вырабатываемые компетенции Срок выпол-нения Коли-чество часов
  2 3 4 5
1. Природа и назначение художественного творчества. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
2. Фазы протекания индивидуального творчества: подготовительная, поисковая и исполнительная. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
3. Критерии творчества в разных видах изобразительного искусства. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
4. Структура способностей и их проявление в разных фазах творческого процесса. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
 5. Социологические теории творчества   Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
6. Экстравертированный и интровертированный тип контакта со средой. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 10
7. Личностные качества. Сочетание социально-типического и индивидуально-своеобразного в структуре личности. Работа с литературой; Выполнение письменной дом. работы Семестр 12
 

Итого:

72

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Психология художественного творчества» используются следующие образовательные технологии:

- Лекции;

- Семинарские занятия;

- Компьютерные занятия;

- Письменные домашние работы;

- Посещение музеев, выставок;

- Самостоятельная работа студентов

- Консультации преподавателей.

В лекционном цикле (100%) широко применяются наглядные средства обучения: наглядные пособия, иллюстративно-художественные материалы, мультимедиа продукция и т. п. В процессе обучения используются как индивидуальные задания для самостоятельной работы, так и работа в группе. Активизации, развитию навыков самостоятельной работы способствует использование активных методов обучения (методов развивающего обучения): проблемные ситуации и вопросы, дискуссии, диспуты, индивидуально-творческие задания, исследовательский, обсуждение со студентами, увиденного на выставках и экскурсиях.
Внеаудиторная СРС включает работу по подготовке к тестированию, с интернет ресурсами и литературой.   При преподавании дисциплины могут быть использованы, следующие методы:

1. Методы стимулирования и мотивации обучающихся:

а) Методы формирования интереса к учению:

     участие студентов в студенческих конкурсах;

    б) Методы формирования долга и ответственности в учении:

     поощрение студента в лучшем исполнении практических и самостоятельных заданий в виде похвалы совета преподавателей изобразительного искусства во время просмотров студенческих работ;

     рекомендации совета преподавателей на получении студентом поощрительных премий за отличную учебу.

2. Методы организации и осуществления учебных действий:

     а) Перцептивные методы (передачи и восприятия информации посредством чувств);

      б) Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов):

      показ преподавателем репродукций работ художников, просмотр сайтов с данными и работами художников разных эпох, экскурсии по музеям, выставочным залам и мастерским художников).

      в) Практические методы:

      исполнение студентами практических, самостоятельных, творческих работ (графическими средствами и др. материалами) по заданным темам.

      г) Методы самоуправления учебными действиями:

      самостоятельная работа с книгами, альбомами, сайтами по тематике изобразительного и декоративно-прикладного искусства и копирование работ известных мастеров искусства;

      самостоятельное исполнение рисунков и графических работ по заданным темам различными графическими материалами (карандаш, тушь-перо, акварель, уголь, сангина, сепия и т.д.).

3. Методы контроля и самоконтроля:

     осуществление методов практического контроля комиссией преподавателей в виде оценивания и просмотров практических, самостоятельных и творческих работ;

     осуществление методов самоконтроля самими студентами во время семинаров, просмотров и обсуждение в виде дискуссий.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

Цель системы контроля - обеспечение объективности и оценки знаний студентов путем разработки и установления стандартных критериев, а также процедуры оценивания.

Текущий контроль - контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

Промежуточный контроль - зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины в середине семестра.

Итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме экзамена.

Формы итогового контроля

Рейтинговая оценка академической успешности студента на экзамене (зачете)

              Вид задания Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Теоретические вопросы 10 20
Практическое задание 10 15
Тестовые задания 10 15
Общая сумма баллов 30 50

 

Оценочные средства

1. Вопросы к экзамену

2. Задания к контрольной работе (если предусмотрены и проводятся)

И т.д.

Примечание: оформить по усмотрению преподавателя (перечислить оценочные средства, используемые для проведения текущего и итогового контроля).

Вопросы для подготовки к экзамену       

                                                   

1. Психология художественного творчества: предмет, основные направления психологии и пути исследования искусства.

2. Психологическая и духовная сущность художественного творчества.

3. Психологические аспекты целостного мировоззрения личности.

4. Методы исследования психологии искусства

5. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

6. Специфика проблематики и важнейшие положения психологии художественного творчества.

7. Основные концепции психологии искусства.

8. Искусство как познание. Искусство как прием.

9. Искусство как психоанализ.

10. Творческая одаренность и свойства личности. Проблема таланта.

11. Феномен таланта в контексте культуры.

12. Типологическая структура творческого потенциала личности (гениальность, талантливость, одаренность, посредственность).

13. Изучение процессов психологической эволюции человека на материале искусства.

14. Психология в системе комплексных исследований творчества.

15. Психология литературного творчества.

16. Акцентуированные личности в художественной литературе.

17. Психологический аспект театрального творчества. Театр как практическая психология.

18.  О взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики.

19.  Психологический аспект музыкального творчества.

20. Психология изобразительного искусства. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратной связи».

21. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве.

22. Психология художественного творчества и нейросемиотика.

23. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии.

24. Художественно-познавательные способности, процессы в художественном творчестве, их специфика.

25. Построение и природа художественного образа. Художественный образ как выразительная умозрительная модель (по В.П.Бранскому).

26. Рациональное и интуитивное в творческом процессе.

27. Общение в сфере художественного творчества.

28. Психологические основы восприятия искусства.

29. Катарсис как психологический феномен.

30. Эмоциональная сфера личности и художественно-образная природа искусства.

31. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Внешние выражения эмоций и чувств. Виды чувств.

32. Эмоциональная реакция на художественное произведение. Сопереживание и его деформации (по В.П.Бранскому).

33. Познание искусства как психолого-педагогический процесс. Принципы психологии искусства.

34. Воспитание творческой личности как психолого-педагогическая проблема.

35. Художественно-творческое развитие личности в процессе интеграции искусств как психолого-педагогическая проблема.

36. Взаимосвязанные компоненты художественно-творческого развития в процессе интеграции искусств: полифоническое воображение; «живое» искусство; полифоническая иерархия.

37. Психолого-педагогическая система художественной модальности: «экосистема» и «экзисистема» полихудожественного развития.

38. Развитие художественно-творческих способностей и формирование творческой индивидуальности (тренинг креативности)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7.1. Для изучения дисциплины используется следующее программное обеспечение:

 

1. Microsoft Power Point

2. Программы-браузеры: Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox

Перечень видео –аудиоматериалов:

 

1. Русские народные праздники, обряды и обычаи - М.: Falcson-Technology: Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования: Pentium 100 МГц; 32 Мб ОЗУ; Windows 98SE/Me/2000/XP; экран 800х600х16; IE 4; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера.: цв.: 250-00.

2. Монастыри и храмы Подмосковья: 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М.: ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования: Windows 98/2000/XP; Pentium 100 МГц; 64 Мб ОЗУ; экран 1024х768х16; программа проигрывания DVD-Video; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6: 450-00.

3. Импрессионизм. Постимпрессионизм: [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000; CD-ROM; SVGA. - Загл. с контейнера..: цв. - ISBN 5-94865-035-9: 250-00.

4. Барокко: [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000; CD-ROM; SVGA. - Загл. с контейнера..: цв. - ISBN 5-98465-043-Х: 350-00.

5. Орнамент: [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; MS Windows; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-026-Х: 350-00.

6. Пейзаж: [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-007-3: 350-00.

7. Мифы народов мира: [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М.: ДиректМедиа Паблишинг: Большая Рос. Энциклопедия: Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-108-8: 500-00.

8. Портрет: [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-008-1: 350-00.

9. 5000 шедевров рисунка: [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М.: The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг: Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; Windows 95/98/ME/XP/2000; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-009-х: 350-00.

10. Искусство Древнего Египта: [более 1500 цв. изображений] - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16 Мб ОЗУ; MS Windows; CD-ROM; SVGA, Загл. с контейнера.: цв. - ISBN 5-94865-032-4: 350-00.

11. Архитектура - М.: Равновесие: Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования: Pentium 233; 64 Мб ОЗУ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера.: цв.: 200-00.

12. Лекции по истории искусств: для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М.: Мебиус Артс: Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования: Pentium 166 МГц; 64 Мб ОЗУ; Windows 98/2000/Ме/XP; зв. карта SVGA; CD-ROM, Загл. с контейнера.: зв.: 220-00.

13. Шедевры русской живописи - М.: Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования: Windows 95/MacOS 7.5; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц; ОЗУ 16 Мб; CD-ROM 4x; 800х600, 65536 цв.; зв. карта; мышь, Загл. с контейнера.: зв., цв.; 12 см: 112-60.

14. От плуга до лазера: интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М.: Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования: Windows 95/98/2000; Pentium 100 МГц; ОЗУ 32 Мб; 640х480х16; зв. карта; CD (DVD) - ROM 4x; мышь, Загл. с контейнера..: зв., цв.; 12 см: 112-00.

 

7.2. Для изучения дисциплины рекомендуется следующая литература:

Основная

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.— М.: Наука, 2014.

2. Абрамова Г.С, Введение в практическую психологию.— М.: МПА, 1995.

3. БрунерДж. Психология познания.— М.: Прогресс, 2007.

4. Блок А. Об искусстве.— М.: Искусство, 2000.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.— М.: Изд-во МГУ, 2002.

6. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке.— М.: Просвещение, 1986.

 7. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах.— Краснодар, 1992.

8. Барташев А.В. Темперамент и характер.— М.: Владос пресс, 2001.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений.— М.: Педагогика, 1982.

10. Выготский Л.С. Психология искусства.— М.: Педагогика, 1987.

11. Вишнякова В.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения.— Минск, 1995.

12. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера.— М., 1983.

13. Грановская P.M., Крижанская К.С. Творчество и преодоление стереотипов.— СПб., 1994.

14. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.— М.: Наука, 1966.

15. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии.— 1975.— №5.

16. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества: Сборник. М.: Наука, 1990.

17. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы блокады и развития творческой индивидуальности // Педагогика и творчество: Материалы конференции.— 1988.

18. Ермолаева-Томина Л.Б. Креативность как реализация потенциальных возможностей человека // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: Сборник.— М.: Прометей, 2001. 19. Игнатьев С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей. Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин.— М.: Прометей, 2001.

20. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии.— Минск: ХАРВЕСТ; М.: ACT, 2000.

21. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.— Пенза, 1994.

22. Кузин B.C. Психология.— М.: Агар, 1997.

23. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению.— М., 1999.

24. Личность. Внутренний мир и саморегуляция: Сборник.— СПб., 1996.

25. Обуховский К. Психология влечений человека.— М.: Прогресс, 1971.

26. Психология художественного творчества: Хрестоматия.— Минск: Харвест, 1999.

27. Пригожий И., Стренгерс И. Время, хаос, квант.— М., 1994.

28. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества.—СПб., 1995.

29. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.— М.: Наука, 1984.

30. Родари Дж. Грамматика фантазии.— М., 1978.

31. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.— М.: Дидакт, 1991.

32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М.: Педагогика, 1976. 33. Симонов П.М., Ершов П.М. Происхождение духовности.— М.: Наука, 1989.

34. Симонов П.В. Эмоциональный мозг.— М.: Наука, 1981.

35. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.— М.: Педагогика, 1985.

36. Тюрин П.Т. Интеграция визуальных ситуаций.— Рига,1986. 

37. Фромм Э. Иметь или быть?— М.: Прогресс, 1990.

38. Фрейд З. Психология бессознательного.— М.: Просвещение, 1990.

39. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Минск: Попурри. — 2000.

40. Юнг К. Сознательное и бессознательное.— СПб.; М., 1997. 

41. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциал личности.— М.: Флинта, 1997.

Дополнительная литература:

1. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избранные труды.— М.: Наука, 2008.

2. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии.—1987.—№2.

3. Волков Н.Н. Восприятие картины.— М.: Пр


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.