Результаты воспитания и социализации учащихся — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Результаты воспитания и социализации учащихся

2020-12-06 1290
Результаты воспитания и социализации учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

6.1. Воспитательные результаты и эффекты. Уровни воспитательных результатов Каждое из основных направлений воспитания и социализации учащихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний,

 

начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина Донецкой Народной Республики.

 

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

 

Воспитательный результат –это те духовно-нравственные приобретения,которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

 

Воспитательный эффект –это последствия результата,то,к чему привелодостижение результата.

 

Уровни воспитательных результатов:

 

Первый уровень результатов –приобретение школьником социальных знаний(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 

Второй уровень результатов –получение школьником опыта переживания ипозитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

 

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 

Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельногообщественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, от 1ой, ко 2ой, а затем к 3ьей степени образования.

 

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников

 

коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

 

По каждому из направлений воспитания и социализации учащихся могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

 

 


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 

§ ценностное отношение  к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам ДНР; к старшему поколению;

§ сформированное представление об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; об исполнении гражданского и патриотического долга;

§ опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

§ опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

§ опыт социальной и межкультурной коммуникации;

§ понимание и навыки в правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

§ формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

§ нравственно-этический опыт  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими

 

детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 

§ способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

§ почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

§ знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

§ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

§ ценностное и творческое отношение к учебному труду;

§ трудолюбие; представления о различных профессиях;

§ навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

§ осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

§ опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

 

потребности,умения и навыки выражать себя в различных      видах творческой

деятельности;

 

§ мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

§ ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

§ представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

§ личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

§ представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

§ знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

 

§ знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

§ ценностное отношение к природе;

§ опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

§ опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

§ личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

§ формирование умения видеть красоту в окружающем мире;

§ формирование умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

§ формирование представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

§ накопление опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов ДНР;

§ накопление опыта эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

§ мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

 

Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения

 

неперсонифицированных мониторинговых исследований, проектирования образовательных карт, траекторий, проектирования и реализации ИОП, составления портфолио школьника (в том числе, видео-портфолио), в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Воспитательную деятельность можно считать эффективной,если

 

- выпускники основного общего уровня образования имеют:

 

навык в выстраивании коммуникаций (со сверстниками, младшими и старшими по возрасту детьми, со взрослыми);

100% навык использования ИКТ в образовательных и коммуникативных сферах

 

жизнедеятельности;

 

опыт организации аналитико-рефлексивной деятельности 100%

 

опыт самостоятельно организовать КТД 50 %,

 

опыт осознанного выбора 90 %,

 

опыт в организации профессиональные проб 90 %,

умение разрабатывать проекты 80%,

 

умение работы с портфолио 70%,

 

опыт ведения ЗОЖ (физическое развитие, здоровьебережение) 60%,

 

пробы в проектировании образовательной, профессиональной и личностной карьеры 60%, навык в работе самоуправления 40 %.

 

Одним их важных результатов ВР на второй ступени становится формирование тех положительных деловых и личностных качеств, которые и позволяют выпускникам второй ступени осознанно относиться к своему Настоящему и Будущему.

- выпускники среднего общего уровня образования:

 

осознанное понимание собственной ответственности за свой жизненный выбор 100%

 

прочный навык в выстраивании деловых и личностных коммуникаций 100%

 

навык использования ИКТ в образовательных и коммуникативных (смыслосодержащих)

 

сферах жизнедеятельности 100%,

 

навык осознанного выбора 100%,

 

навык проектирования 100%,

 

опыт в самостоятельной осмысленной организации собственной жизнедеятельности

 

100%,

 

опыт организации аналитико-рефлексивной деятельности 100%,

 

опыт в организации профессиональных проб и личностных испытаний, практик взрослой

 

жизни 100 %,

 

опыт в отслеживании своего личностного и образовательного продвижения (работа с

 

портфолио) 100%,

 

опыт управления собой и другими 100 %,

 

опыт профессиональных практик 80%,

 

потребность ЗОЖ (физическое развитие, здоровьебережение) 80%.

 

Эффективность работы на третьей ступени образования состоит в том, что, учащиеся имеют сформированные универсальные компетентности и применяют их осознанно в процессах проектирования и реализации ИОП, то есть в самостоятельной жизни.

 

Планируемый результат воспитания и социализации учащихся

Результатом процесса воспитания и социализации должен стать образ выпускника школы. Кратко это Семьянин – Гражданин – Патриот – Профессионал (культурный специалист).

Работа над моделью выпускника включает определение наиболее значимых и актуальных качеств с учетом специфики ОУ, их соответствие государственному образовательному стандарту.

 

Современный социальный заказ в выпускнику школы представлен совокупностью ориентиров, которые включают формирование:

 

целостной и научно обоснованной картины мира; самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;

 

приобщенности к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения;

креативности, как черты личности;

потребности в помощи для самореализации (проектирование своей личностной,

образовательной и профессиональной карьеры).

 

Модель выпускника содержит характеристику основных качеств, которыми должен обладать современный культурный специалист. Культура формируется благодаря воспитательным компонентам образовательного процесса Это логично представлено в таблице:

Виды культуры  

Выпускник СШ № ___ должен:

     
(воспитательные                    
компоненты)                    
Методологическая и

обладать широким кругозором;

       
интеллектуальная  

быть способным к самостоятельному поиску истины;

 
культура  

иметь представление о современном мире как духовной,

   

культурной, интеллектуальной и экологической целостности;

 
   

осознавать себя и свое место в современном обществе.

 
Здоровьесберегающая  

иметь научное представление о здоровом образе жизни;

 
культура  

владеть умениями и навыками физического совершенствования.

     

 

 

 

 

 
Коммуникативная   быть

готовым

к

позитивному

взаимодействию

и
культура  

сотрудничеству;

           
   

обладать коммуникативной культурой;

     
   

знать этические нормы, регулирующие отношение человека к

   

человеку, обществу.

           
Информационная  

иметь представление об эффективных путях и механизмах

культура  

информатизации.

           

Экологическая культура

иметь представление о современном мире как экологической

   

целостности;

             
   

формировать

экологическое

сознание,

нравственно-

   

эстетическое и деятельностно-практическое отношение к

   

природе.

             
Профессиональная  

проявлять

устойчивый интерес к

профессиональному

   

самоопределению;

           
    быть

готовым

к

проявлению

ответственности

в
   

профессиональном

 

самоопределении

и

способным

   

самостоятельно

решать

проблемы,

связанные с
   

самоопределением;

           
   

быть готовым к анализу своей деятельности и проектированию

                     

 

   

дальнейшей образовательной траектории;

   
    быть способным к практической деятельности и
   

самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

 

Правовая и политическая

знать основы Конституции, правовые

культура  

нормы, регулирующие отношения человека к человеку,

   

обществу и природе, уметь учитывать их при решении задач;

 
   

иметь активную жизненную позицию;

   
   

иметь ориентацию на демократические ценности и свободы;

 
   

выполнять свои обязанности гражданина, отраженные в

   

Конституции ДНР.

   
   

 

Нравственная и

иметь представление о современном мире как духовной,

эстетическая культура  

культурной целостности;

     
   

усвоить принципы и нормы нравственности;

   
   

формировать социально-ценные нравственно эстетические

   

убеждения и поведение;

     
   

иметь представление о четкой, рациональной и эмоционально-

   

привлекательной организации работы, учебы, домашнего быта.

               

 

Проводя дифференциацию основных компонентов культуры, составляющих содержание личностных качеств выпускника школы, спрогнозирована их интеграция в ожидаемый результат, ибо человек – это не механический набор характеристик, а целостная личность.

 

Результатом реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся СШ № __» является социально-ориентированная, конкурентоспособная, творческая личность, способная к самопознанию, самоопределению, саморегуляции, саморазвитию, самореализации в роли гражданина Отечества, профессионала и семьянина. Это представлено на схеме ниже.

 

Выпускник СШ № – это…

 

Человек культуры

 

 

Методологической и интеллектуальной

 

Здоровьесберегающей

 

Коммуникативной

 

Информационной

 

Экологической

 

Профессиональной

 

Правовой и политическаой

 

Нравственной и эстетической

 

 

Социально-ориентированная, конкурентноспособная,

творческая личность, способная к…

 

 

самопознанию  

самоопределению

саморегуляции

  саморазвитию
     

самореализации в роли:

   

Гражданина Отечества

 

Профессионала

 

Семьянина

               

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.