Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста

2020-12-06 81
Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);

• доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по показателям возрастного развития;

• эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции;  гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом);

• взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;

• удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он, имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разнообразными способами

 

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающее пространство для малышей 1,5-3 лет в первую очередь должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками. Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов.

Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.

Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны предметно-развивающей среды:

• Физического развития;

• Сюжетных игр;

• Строительных игр;

• Игр с транспортом;

• Игр с природным материалом (песком водой);

• Творчества;

• Музыкальных занятий;

• Чтения и рассматривания иллюстраций;

• Релаксации (уголок отдыха и уединения).

Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.

Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.

Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.

При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.

 

 


Приложение

 

 

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Тема Программное содержание Неделя
«Детский сад» Знакомить с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся. Учить различать игрушки в игровом уголке. Обогащать словарный запас. 1 неделя сентября
«Наши игрушки» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить её изображение на картинках; побуждать совершенствовать действия с игрушками. 2 неделя сентября
«Наша группа» Знакомить детей с групповой комнатой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования («твоя кроватка», «твоё полотенце», «твой шкафчик» и т.д.). Активизировать словарь детей. 3 неделя сентября
«Овощи» Уточнить представление об овощах(морковь, огурец). Обогащать словарь словами: красная, твёрдая, хрустит, едят, трут на тёрке, зелёный, длинный, вкусный). 4 неделя сентября
«Фрукты» Уточнить представление о фруктах. Способствовать формированию обобщающего понятия фрукты. 1 неделя октября
«Овощи-фрукты» Закрепить представление об овощах и фруктах. Способствовать формированию обобщающих понятий: овощи-фрукты. Учить объединять предметы по разным признакам. Дать представление о пользе овощей и фруктов. 2 неделя октября
«Одежда»   Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей; учить запоминать последовательность одевания.  3 неделя октября
«Осень» Закрепить представление о признаках осени: падают листья, холодно, дует ветер. Закрепить знания об изменениях в одежде с наступлением осени. Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. 4 неделя октября
«Посуда» Закрепить представление о предметах посуды, умение использовать названия ее предметов в активной речи, называть цвет, форму, величину. Познакомить с обобщающим понятием «посуда»; классифицировать предметы посуды. 1 неделя ноября
«Домашние животные и их детеныши» Познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Расширить представление о них. Развивать умение сравнивать и делать первые обобщения. Учить строить простые представления из трех-четырех слов. 2 неделя ноября
«Домашние животные и птицы» Закрепить представление о домашних животных и птицах; побуждать использовать в речи названия детенышей в единственном и множественном числе, упражнять в произнесении звукоподражаний. 3 неделя ноября
«Дикие животные и их животные» Познакомит детей с дикими животными и х детенышами. Расширить представление о них. Развивать умение сравнивать и делать первые обобщения. 4 неделя ноября
«Дикие животные и птицы» Познакомить с птицами, учить отличать их по внешнему виду. Побуждать воспроизводить звукоподражание голосам птиц, имитировать их поведение. 1 неделя декабря
«Зима» Дать представление о зимних явления природы, о признаках зимы: идет снег, он лежит на земле, на деревьях. 2 неделя декабря
«Скоро Новый год» Вызвать у детей радостное настроение от праздника елки, обогащать представление о предстоящем событии. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». 3 неделя декабря
«Еду, еду к бабе, к деду» Знакомить детей с народными традициями зимних новогодних и рождественский торжеств, преподнесение подарков, катание на лошадях. Использовать русский поэтический фольклор. 4 неделя декабря    
«Зимние забавы» Уточнить представление о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по изображению, активизировать словарь по теме. 5 неделя декабря
«Зима» Закрепить знания детей о зимних явлениях природы, о признаках зимы: идет снег, он лежит на земле, на деревьях. 2 неделя января
«Зимняя одежда и обувь» Учит классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону; развивать внимание, память, речь; обогащать словарный запас. 3 неделя января
«Мебель» Закреплять умение различать и называть предметы мебели; рассказывать об их назначении; закреплять употребление в речи названий предметов мебели. 4 неделя января
«Транспорт» Учить различать по внешнему виду и называть грузовой, легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. 1 неделя февраля
«Туалетные принадлежности» Закреплять представления об элементарных навыках гигиены, помочь запомнить и употреблять в речи название предметов, качеств и действий (ванночка, мыло, мыльница,полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, теплая, холодная вода). Закрепить знания названий предметов одежды и последовательности раздевания.  2 неделя февраля
«Качества и свойства предметов» Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности. 3 неделя февраля
«Мама-солнышко мое» Продолжать прививать чувство любви и уважения к маме, бабушке, познакомить с праздником всех женщин- 8 марта. 1 неделя марта
«Безопасность и здоровье» Дать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения и поведения в транспорте. Закреплять знания цветов. Развивать речевую активность. 2 неделя марта
«Комнатные растения» Дать представление о комнатных растениях, необходимость ухода за ними. Рассказать что растения живые: пьют воду, растут, их надо поливать. Поддерживать интерес, любовь и бережное отношение к комнатным растениям. 3 неделя марта
«Рыбы» Закрепить представление о рыбах. Помочь осознать что рыбка живая и нуждается в бережном обращении и уходе. Способствовать развитию наблюдательности. Закрепить знание слов: плавает, льется, мокрое. 4 неделя марта
«Разные материалы» Формировать представление о свойствах бумаги: шуршит, рвется. Побуждать обозначать их словами, сравнивать предметы по весу, использовать прилагательные: легкий тяжелый. Учить делать простейшие обобщения. Создавать простейшие поделки из бумаги, развивать мелкую моторику. 1 неделя апреля
«Цвет и форма» Закрепить умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. Закрепить знание названий геометрических форм: шарик, кубик, кирпичик. Упражнять в умении действовать по словесному указанию без показа. Закреплять знание цветов и их названий. 2 неделя апреля
«Цвет и форма» Закреплять умение различать предметы по величине. Формировать понимание и правильное употребление слов: большой, маленький. Закреплять умение устанавливать соотношения величин плоских и объемных предметов,располагать предметы в порядке убывания величины. Активизировать речь. 3 неделя апреля
«Наступила весна» Знакомить с характерными признаками весны: греет солнышко, тает снег, текут ручьи, появляется зеленая травка, дети сняли теплые зимние вещи. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать слова по теме. 4 неделя апреля
«Праздник» Закрепить представление о празднике, поддерживать положительное эмоциональное состояние, расширить словарь (праздник, барабан) 1 неделя мая
«Цветы» Познакомить детей с первыми весенними цветами; обогащать и уточнять знания детей о весенних цветах, учить узнавать и называть их. Закрепить знание названий частей растения: стебель, цветок, лист. Учить любоваться цветами, не рвать их. 2 неделя мая
«Скоро лето» Дать первоначальные представления о наступающем сезоне. Учить сравнивать природные явления весны и лета. Активизировать в речи названия предметов одежды, обобщающее понятие, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. 3 неделя мая
«Вот какие мы большие» Закрепить представление о новом статусе детей. 4 неделя мая

 

                                        

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.