Как определить тональность произведения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как определить тональность произведения

2020-12-06 66
Как определить тональность произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

1. Посмотрите на ключевые знаки.

2. Найдите в таблице.

3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Существуют способы, упрощающие поиск:

· Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.

· Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

ТИПЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:

1 — ключичное (клавикулярное)
2 — грудное или реберное (костальное)
3 — брюшное (абдоминальное)
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)

А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
3 – брюшное, или диафрагмальное

Рассмотрим некоторые типы дыхания.

 

Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.
Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

 

Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – нижнереберное диафрагмальное.

 

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.
Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

 

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов. Перечислим главные из них:

певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;

момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;

постепенный и экономный фонационный выдох при стремлении к сохранению вдыхательной установки;

умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

 

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.ДИКЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИЯ.

 

Звукообразование – это целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу того или иного регистрового биомеханизма. Поэтому навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. В пределах индивидуальных возможностей ребенка этот навык определяет владение разнообразным тембром. Следует подчеркнуть, что звукообразование – это не только атака звука, т.е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса.

Умение правильно интонировать является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием. Последнее предопределяет и такое качество вокальной техники, как подвижность голоса. Нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т.е. настраиваться на работу голосового аппарата в режиме, близком к фальцетному типу.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих резонирование звука, качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выхода и пр. Учитывая рефлекторную взаимосвязь этих навыков, следует подчеркнуть способность каждого из них влиять на весь голосообразующий комплекс.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким. А значит, вокалисту необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных), называется артикуляцией. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала".

Навык артикуляции включает в себя:

отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;

умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;

умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

нахождение близкой или высокой вокальной позиции, что контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области маски;

умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе и др.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.