Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

2020-12-06 71
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приоритетными направлениями дошкольных групп общеразвивающей направленности отделения МБДОУ «Детский сад «Солнышко» «Детский сад «Орлёнок» является:

 Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и использование парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Программы, разработанной МБДОУ.

Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух русской национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач:

-Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности.

-Знакомство с культурным прошлым своего народа.

-Обогащение словаря детей через народные сказки, присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры.

кругозор посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира; - расширять

- развивать познавательные процессы (восприятие, память внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) в соответствии с возрастной нормой;

- создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей;

- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- развивать речь во всех возрастных группах.

Исходя из данных теоретических оснований, используется следующее:

1.Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, имеют национальную специфику. Это поможет детям понять, что эти вещи – часть его великого народа.

2.Использование разных видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.

4.Знакомство детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Программа включает перспективное и календарное планирование предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.

Пути реализации программы

Компоненты реализации Программы Цели и задачи Методы и средства
1 Коммуникация Расширять представления детей о богатстве и многообразии русского слова. Предлагать для знакомства и обогащения словаря предметы промысла и быта. Инсценировки русских народных сказок, разучивание потешек, дразнилок, закличек. Заучивание стихотворений поэтов – классиков, чтение произведений русских писателей. Рассматривание и беседа по картинам русских художников.
2 Изодеятельность и ручной труд Создавать изображения по мотивам народных игрушек, используя разнообразные приёмы. Использование Псковской росписи на занятиях по изодеятельности. Декоративная лепка, декоративное рисование, аппликация, ручной труд, свободная деятельность детей.
3 Музыка Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к фольклору, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой. Развивать эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Пение народных песен, слушание музыки, музыкальные игры, импровизации, музыкально – ритмические движения, игры на русских народных музыкальных инструментах, инсценировки, хороводы, русские народные пляски.
4 Познавательное развитие  Знакомить детей с народными праздниками, традициями и обычаями. Формировать интерес к своей «малой Родине». Формировать представление о том, что человек должен жить в семье. Формировать интерес к своей родословной, знакомить детей с особенностями национального костюма. Использовать костюмы на посиделках и развлечениях. Еженедельное занятие во вторую половину дня согласно перспективному плану.
5 Экология Учить наблюдать за явлениями природы. Устанавливать причинно – следственные вязи природных явлений с устным народным творчеством. Знакомство с народным календарём. Разучивание пословиц, поговорок, народных примет о природных явлениях.
6 Коммуникация Активизировать мыслительную деятельность и развивать творческую активность. Воспитывать чувство справедливости в оценке поступков. Формировать умение согласовывать свои действия с партнёром. Воспитывать культуру честного соперничества (в играх, соревнованиях) Учить разыгрывать сценки из знакомых сказок, стихотворений. Совершенствовать исполнительские способности. Учить чувствовать, понимать эмоциональное состояние героев сказок и других произведений. Сюжетно – ролевые игры с использованием русских народных костюмов. Русские народные подвижные игры. Театрализованные игры с использованием атрибутов прикладного искусства. Хороводные игры с пением, закличками и соревновательными действиями.
7 Культурно – досуговая деятельность Формировать праздничную культуру. Знакомить с истоками возникновения русских праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям. Воспитывать любовь и понимание к окружающим людям. Приобщать к активному участию в подготовке и проведении праздников. Воспитывать умение видеть и различать красивое и безобразное. Формировать стремление участвовать в творческой деятельности. Театрализованныеразвлечения с использованием разных видов театра; музыкально – литературные композиции; русское народное творчество. Концерты русской народной песни и танца, загадки и пословицы; Забавы и досуги по мотивам обрядовых и православных праздников; праздничные утренники. Выступления на базе других культурно – досуговых и детских учреждениях.
8 Свободная деятельность Формировать культуру свободной деятельности. Учить детей в свободное время заниматься содержательной деятельностью, переплетая её с фольклором, искусством, танцами, пением. Игры, рассматривание книг, иллюстраций к сказкам, потешкам. Рисование, лепка, конструирование, прогулки, экскурсии.
9 Индивидуальный подход Вызвать эмоциональный отклик. Пение колыбельных песен перед сном в младших группах. Чтение пестушек и хвалилочек перед сном в старших группах.

Методы и приемы:

Наглядные: Словесные: Практические:
наблюдение(осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов; рассматривание картин, игрушек беседы на интересные детям темы; разговоры воспитателя с детьми; высказывания детей из личного опыта; чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы; проблемные ситуации дидактическая игра; словесная игра; игра-драматизация; инсценировка; подвижная игра; игра-фантазия; обследование предметов; моделирование; проблемно-поисковая деятельность

 

Связь с другими видами деятельности:

- познавательная деятельность: знакомство с предметами и их свойствами, материалами; знакомство с взаимосвязью и взаимодействием целого и частей, освоение родовых и видовых понятий; знакомство с природными явлениями и явлениями общественной жизни, с живыми существами и средой их обитания; понимание взаимосвязи между живыми и неживыми объектами; оценочное отношение к происходящему;

- развитие речи: овладение связной речью; развитие словаря (в том числе забытых словопроизношений); формирование грамматической правильности речи и звуковой культуры речи;

- изобразительная деятельность: рассматривание картин, иллюстраций; рисование, лепка, аппликация; художественный труд; знакомство с атрибутами старинного быта;

- музыкальная деятельность: прослушивание музыкальных произведений; разучивание песен (в том числе фольклорных);

- художественная литература: ознакомление с произведениями писателей и поэтов разных стран;

- трудовая деятельность: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; интеллектуальный труд;

- игровая деятельность: развивающие игры; сюжетно-ролевые игры; настольно-печатные игры; словесные игры; дидактические игры; подвижные игры.

В группах создана развивающая предметная среда, стимулирующая познавательную активность детей.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.