Познавательное развитие детей 5-6 лет — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Познавательное развитие детей 5-6 лет

2020-12-06 236
Познавательное развитие детей 5-6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательное развитие детей 5-6 лет

Консультация для родителей

Ребенку исполнилось 5 лет. Подвижный и любознательный малыш стремительно пополняет базу знаний, изучает внешние и внутренние особенности всего окружающего. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Что должен знать и уметь дошкольник в 5-6 лет?

 

Старший дошкольный возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком.

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

 

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждую стадию подробнее:

1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной деятельности. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Вовлекайте своих детей в деятельность разного вида. Ведь можно заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и т. д. Самое главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно оценит.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности – познание через игру. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются разнообразные игры.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Ведущая потребность в этом возрасте – общение и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).

Ребенок в 5-6 лет сильно нуждается в общении с другими людьми и сверстниками. Через игры, разговор ребенок получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми, ребенок учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками. В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Дошкольники учатся взаимодействовать и соблюдать очередность.

В этот период хорошо научить ребенка:

· заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть; выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;

· быть терпимым, милосердным. Поговорите об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;

· контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;

· вести диалог, выслушивать собеседника;

· преодолевать свои страхи. Покажите, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;

· правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Возросшая необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями.

Мышление

Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков.

Рекомендуется учить ребенка:

· считать до 100 десятками, до 20 единицами;

· рисовать цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество предметов;

· простым вычислительным операциям (сложение, вычитание) в рамках 1-2 единиц;

· находить простые и сложные фигуры в окружающих предметах;

· буквам, находить знакомые слова, начинающиеся с заданного звука;

· читать по слогам; цветам и оттенкам;

· различать дни недели, время суток;

· решать логические задачи, придумывать собственные задания;

· обращать внимание на признаки предметов, различать, сортировать, классифицировать.

 

Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка.

Речь

В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Малыш должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции. К школе ребенок должен чисто говорить, уметь:

· рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;

· составлять рассказ по картинкам; передавать сюжет услышанной истории;

· уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;

· общаться сам с собой;

· планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;

· выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук; использовать подходящие интонации для подчеркивания смысла сказанного;

· употреблять абстрактные понятия;

· правильно употреблять времена, склонения, число.

Особенностью речи ребенка в 5-6 лет является активное словотворчество. Мальчики и девочки не только изучают новые предметы и события, но и придумывают им названия, пользуясь имеющимся словарным запасом.

Диагностика развития.

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок гармонично развит, предложите ему выполнить простые задания. Проводить обследование лучше в 2 подхода.

Для этого вам понадобится:

· 6 карточек “профессии” (доктор, учитель, строитель, продавец, художник, водитель);

· 5 карточек домашних животных, 5 карточек диких животных;

· 5 карточек “садовые цветы”, 5 карточек “полевые цветы”;

· 10 карточек разного цвета (6 цветов спектра, белый, черный и 2 на выбор);

· 2 картинки с 6-7 отличиями;

· чистый лист бумаги;

· нарисованный круг;

· несколько логических рядов (рисунки 4 предметов, 3 из которых объединены 1 или 2 общими признаками);

· пазл на 24 детали;

· конструктор, нарисованный чертеж строения;

· 8 парных карточек;

· раскраска;

· 3-4 новые скороговорки;

· 3-4 пословицы;

· пластилин;

· алфавит.

Задания:

1. Попросите малыша посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года, часть суток, день недели, месяц.

2. Спросите, какое у ребенка имя и фамилия, домашний адрес;

3. Покажите карточки “профессии”, попросите рассказать, чем занимаются изображенные люди;

4. Смешайте карточки домашних и диких животных. Попросите рассортировать их по месту обитания;

5. Смешайте полевые и садовые цветы. Попросите рассортировать;

6. Покажите цветные карточки. Попросите назвать цвета, найти их в окружающих предметах;

7.  Попросите найти в окружающих предметах знакомые формы (круг, квадрат);

8. Покажите 2 похожие картинки. Попросите найти отличия между ними;

9. На чистом листе бумаги нарисуйте волнистую линию. Попросите повторить ваш рисунок;

10. Покажите нарисованный круг. Предложите разделить его на 2, 4 равные части;

11. Попросите назвать окружающие ребенка предметы мебели, игрушки;

12. Предложите решить логический ряд;

13. Попросите сложить пазл;

14. Покажите чертеж. Предложите построить такой же объект из конструктора;

15. Достаньте 8 парных карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить расположение каждой карточки. Переверните их стороной без рисунка. Попросите найти все пары, поднимая по одной карточке;

16. Скажите скороговорку. Попросите повторить за вами в разном темпе;

17. Попросите раскрасить раскраску, не выходя за контуры;

18. Расскажите пословицу. Попросите объяснить значение;

19. Предложите слепить фигурку животного из пластилина;

20. Возьмите алфавит. Покажите на букву, попросите вспомнить слово начинающееся с нее.

Активности ребенка

 «Что я загадала?»

Взрослый загадывает предмет. Дети по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»

 

«Сложи из палочек»

Детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.

«Да и нет не говори»

Ведущий задает очень быстро вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Ты ходишь в д/с? 11. Люди ходят по потолку?

2. Ты живешь в Африке? 12. Доктор стрижет людей?

3. Ты любишь мороженое? 13. Тебя зовут Петя?

4. Ты ел черное мороженое?    14. Корова умеет летать?

5. Ты умеешь ходить на руках? 15. Ты сейчас спишь?

6. Ты умеешь летать? 16. На тебе надето пальто?

7. Ты играешь в куклы? 17. Зимой трава бывает?

8. Ночью солнце светит? 18. Трава белая?

9. Волк боится зайца? 19. Снег горячий?

10. Ты любишь ходить к врачу?     20. Арбузы на дереве?

«Путаница»

Детям показываются картинки из серии «Что перепутал художник?» Выигрывает тот, кто назовет больше различий.

«Что перепутал художник»

«Помоги найти дорогу»

«Летает – не летает»

«Съедобное – несъедобное»

«Живое - неживое»

 

 «Самый зоркий»

Детям показываются картинки на несколько секунд. Затем картинки прячут. Дети по очереди перечисляют предметы, которые запомнили.

«Кого не стало?»

Детям предлагается 10-12 игрушек. Они должны их запомнить, потом закрывают глаза, педагог убирает 1-2 игрушки или меняет местами. Когда родители открывают глаза, они должны вспомнить какой игрушки не хватает или какие игрушки поменяли места.

«Повтори-ка»

Давайте с вами поиграем. Узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

«Какие геометрические фигуры спрятаны»

Детям показывают картинку, на которой друг на друге нарисованы геометрические фигуры. Необходимо назвать все фигуры, которые изображены.

«Разрезные картинки»

Детям предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

 

«Кто назовет больше»

Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: голубой – цветок, свитер, небо.

Или называется предмет (цветок), а играющие называют его признаки (душистый…)

«Последовательные картинки»

Педагог показывает 5 картинок, которые объединены одним сюжетом. Дети должны составить рассказ по ним.

«Найди клад»

На листе бумаги рисуется план комнаты. Клад прячется заранее. Условными значками на плане при ребенке обозначается диван…

Стрелочками указывается, в каком направлении надо двигаться от входной двери, чтобы найти клад.

 

познавательное развитие детей 5-6 лет

Консультация для родителей

Ребенку исполнилось 5 лет. Подвижный и любознательный малыш стремительно пополняет базу знаний, изучает внешние и внутренние особенности всего окружающего. Что ждет его в ближайшие 12 месяцев? Что должен знать и уметь дошкольник в 5-6 лет?

 

Старший дошкольный возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком.

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

 

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждую стадию подробнее:

1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной деятельности. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Вовлекайте своих детей в деятельность разного вида. Ведь можно заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и т. д. Самое главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно оценит.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности – познание через игру. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются разнообразные игры.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Ведущая потребность в этом возрасте – общение и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).

Ребенок в 5-6 лет сильно нуждается в общении с другими людьми и сверстниками. Через игры, разговор ребенок получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми, ребенок учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками. В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Дошкольники учатся взаимодействовать и соблюдать очередность.

В этот период хорошо научить ребенка:

· заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть; выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;

· быть терпимым, милосердным. Поговорите об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;

· контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;

· вести диалог, выслушивать собеседника;

· преодолевать свои страхи. Покажите, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;

· правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Возросшая необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.