Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста

2020-11-19 194
Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования, представленные в первой главе, были проверены в ходе опытно – экспериментальной работы, которая осуществлялась в три этапа:

1) констатирующий, включающий в себя первичную диагностику уровня агрессивности у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе;

2) формирующий, на этом этапе проводились занятия, направленные на профилактику и коррекцию агрессии у детей дошкольного возраста средствами арт-терапии;

3) контрольный, на этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня агрессивности детей дошкольного возраста в экспериментальной группе, после чего был проведен анализ полученных результатов.

Первый этап педагогического эксперимента заключается в выявлении уровня агрессии у дошкольников. Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка, эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко». Средний возраст детей: 4-6 лет. Всего в группе 22 ребенка. Диагностируемые дети: 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.

Задачей констатирующего этапа было выявить имеющийся уровень агрессии у дошкольников группы «Солнышко». Для определения уровня агрессии были использованы следующие психодиагностические методики и инструменты:

1) Выявление детей с высоким и средним уровнем агрессии в результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титоренко);

2) Структурализованное наблюдение за детьми со стороны педагога для определения склонности к агрессивному поведению у испытуемой группы детей;

3) Оценка уровня агрессивности по проектной методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

Для выявления уровня агрессии у испытуемых детей, были задействованы родители. Целью первой методики, разработанной Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титоренко, является выявление агрессивности.

Диагностика проводилась следующим образом: родители отвечали на 20 вопросов-критериев агрессивности:

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Допускались два варианта ответа: «да»/«нет». За каждый положительный ответ присваивается 1 балл. Далее производится оценка результатов. Если положительных ответов 1-6, то ребенок отличается низкой агрессивностью, 7-14 баллов – характеризуют среднюю агрессивность, 15-20 – высокий уровень агрессивности.

Таблица 1 – Критерии агрессивности

Данные, полученные в результате диагностики, представлены в таблице 1, опираясь на них, была построена диаграмма «Критерии агрессивности у детей дошкольного возраста»

Рисунок 1. Критерии агрессивности у испытуемых детей

 

Полученные результаты показали, что большинство испытуемых обладают низким уровнем агрессии. Однако среди дошкольников, участвовавших в исследовании были дети с высоким (9% детей – 2 ребенка) и средним (27% - 6 детей) уровнем агрессии.

Следующая методика структурализованного наблюдения применялась для анализа причин и проявлений агрессии у детей дошкольного возраста. По результатам наблюдения, которое проводилось воспитателем в течение 6 месяцев, были получены следующие результаты: из 22 детей в особом внимании и корректировке нуждаются 8 детей, набравшие от 4-6 признаков агрессии в разной степени выраженности. Схема наблюдения за детьми с выявленными признаками агрессии представлена в таблице 2.

На основе анализа наблюдений родителей и воспитателя была сформирована экспериментальная группа из 8 детей, обладающих наиболее высоким уровнем агрессии. Последующая диагностика проводилась в этой группе.

 

Таблица 2 – Схема наблюдения за детьми дошкольного возраста

У данных детей агрессивность проявляется в разных формах: физическая прямая (дерутся в случае спора, могут ударить от злости), косвенная форма (отбирают или ломают игрушки, личные вещи), вербальная (кричат, дразнят, грубят), аутоагрессия (кусают губы, грызут ногти). Причинами агрессивного поведения воспитанников детского сада можно считать стресс, недостаток внимания и другие более глубинные причины.

Признаки агрессии, выявленные в результате наблюдения воспитателем за детьми имеют три степени выраженности. На рисунке 2 представлена диаграмма выраженности признаков агрессии выявленных в результате структурализированного наблюдения.

Рисунок 2. Структурализованное наблюдение за детьми дошкольного возраста

 

Следующая методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич является одной из самых распространенных рисуночных методик. Ее преимущества заключаются в удобстве применения и возможности оценки особенностей испытуемой личности. Т.к. для ее проведения этой проектной методики требуется лишь умение ребенка фантазировать и изобразить вымышленный образ. Ребенку предлагается придумать и нарисовать животное, которое не существует и дать ему вымышленное имя. Желательно предупредить ребенка, что нельзя рисовать животные из мультфильмов и вымершие много лет назад.

По результатам диагностики агрессивности по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», которые представлены на рисунке 3, были получены следующие данные. Высокой степенью агрессивности обладает 25% детей (2 человека). В рисунках испытуемых отмечается сильный нажим карандашом, на изображении такие детали как острые детали, клюв, рога. Все это указывает на высокую степень агрессивности. Средним уровняем обладает большая часть испытуемых дошкольников 62,5% (5 человек). В рисунках этой группы детей можно отметить не сильно выраженные острые углы, рот без зубов, рисунок выполнен легкими штрихами без нажима и с легкой штриховкой, что указывает об отсутствии перевозбуждения и относительном спокойствии. Низкой степенью агрессивности обладает незначительное число респондентов 12,5% (1 человек). В его рисунках отсутствуют детали, указывающие на агрессивность, они выполнены легкими закруглёнными или неясно выраженными штрихами, что говорит об апатичности и недостатке энергии.

Рисунок 3. Результаты диагностики степени агрессии по методике М.З. Дукаревич

По итогам диагностики дошкольников по трем вышеуказанным методикам образовалась группа из 8 детей с высокой степенью тревожности и страхов, а также с высоким и средним уровнем агрессии. Для корректировки данных показателей была разработана программа арт-терапии.

Содержание занятий по профилактике и коррекции агрессии детей в дошкольном возрасте

Проведенные диагностики показали, что уровень агрессивности испытуемых детей находится на высоком и среднем уровне. На основе этих данных был разработан комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В содержание занятий разработанного комплекса на формирующем этапе исследования вошли разнообразные арт-терапевтические задания, которые применялись в течение месяца:

Упражнение «Подарок другу» изотерапевтическое занятие на котором выполняется аппликация. Педагог предлагает ребенку подумать о своем друге: что он любит, какому подарку бы обрадовался. После чего объясняется техника аппликации из цветной бумаги, мягких шариков и других ярких, тактильно приятных материалов. Данное упражнение снижает психоэмоциональное напряжение, формирует чувство привязанности, развивает воображение.

Упражнение по методике кинезитерапии «Кто пройдет тише?». Педагог включает музыку сначала громко, затем постепенно убавляет звук. Задача детей снижать темп бега и танцевальных движений при затихании музыки. Завершение игры сопровождается медленным темпом и тихим звуком мелодии, чтобы дети могли шагать на носочках спокойным шагом. Упражнение помогает учиться сохранять равновесие, выполнять задания и правила игры, прислушиваться к сигналам и ориентироваться в них, снимает психоэмоционально напряжение.

«Игра с пальчиками» - упражнение из области театротерапии, которое позволяет приобщить детей к театру, научить сочетать речь с движениями. Педагог может добавить к данному упражнению элементы изотерапии: нарисовать на детских пальцах смешные рожицы или раскрасить их пальчиковыми красками в яркие позитивные цвета. Педагог разыгрывает сценку «Мы делили апельсин», дети сжимают кулачок и разжимают по ходу пьесы пальчики.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» из области кинезитерапии направлена на развитие координации движения, умении работать в группе, слушать команды. Дети изображают воробушков, садятся в свои «гнезда». В это время воспитатель изображает автомобиль, который едет по дороге. После слов воспитателя «Автомобиль уехал, бегите воробушки на дорогу» дети выбегают из своих «гнезд» и активно бегают. Когда «автомобиль» выезжает на дорогу, «воробушки» разбегаются в свои «гнезда».

Игра-имитация «Солнышко проснулось» помогает научиться воспроизводить звуки и движения животных и человека. Может быть использована как утренняя зарядка. Воспитатель произносит текст, дети имитируют заданного персонажа. Например: «Солнышко проснулось, лучиками потянулось. Петушок крыльями захлопал и закукарекал. Волк голодный проснулся, зубами защелкал. Зайчик испугался и в норке спрятался. Маша в кроватке потянулась и зазевала». 

В процессе наблюдения воспитатель не только проводил арт-терапевтические занятия, но и корректировал поведение детей в случае проявления ими агрессии. На занятиях детям предоставлялась возможность выплеснуть подавляемый гнев. Одним из эффективных упражнений для раскрепощения считается «Визг». Являясь вокальным методом терапии резкий звуковой выплеск эмоций позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, снять страхи и стеснение.

Упражнение «Рисуем музыку». Педагог включает запись классической музыки (например, «Щелкунчик» П.И. Чайковского), предлагает представить и нарисовать эту музыку красками на бумаге. Можно заменить рисование красками на песочную терапию. Данное занятие очень благотворно влияет на стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка. Педагог должен уделить особое внимание выбору музыкальной композиции, которая должна успокаивать, стабилизировать эмоциональный фон, внушать ребенку чувство безопасности.

Игра «Пластилин – силач» - помогает выходу агрессии и снятию эмоционального напряжения. Воспитатель раздает детям пластилин и предлагает с яростью и со всей силы, представляя свою злость, помять его до пластичного мягкого состояния. Когда пластилин смягчится отрывать маленькие кусочки и размазывать его по листу, чтобы лист полностью покрылся пластилином.

Игра – инсценировка «Крошка Енот» - игра по методике театротерапии, которая позволяет ребенку примерить на себя роль различных персонажей, спроецировав свои страхи и эмоции на персонажа сказки. Воспитатель рассказывает или читает сказку, предварительно распределив роли между детьми. Дети по очереди исполняя роль Крошки Енота, который боится Того кто сидит в пруду, рассказывают что именно вызывает у них страх. Воспитатель предоставляет возможность каждому ребенку побыть в роли мамы Крошки Енота, чтобы дети могли предложить свои способы победить страх и агрессию из темноты. В завершении инсценировки дети с воспитателем встают в хоровод и поют под музыку песню «Улыбка». Таким образом данное упражнение помимо решения психоэмоциональных проблем каждого ребенка помогает укрепить дружеские связи и сплоченность группы.

Игра – инсценировка с элементами изотерапии «Превращение злодея». Воспитатель предлагает детям придумать в кого или во что может превратиться злой волшебник. Можно продолжить логическую цепочку – в какой полезный предмет может превратиться злой волшебник. Затем детям предлагается изобразить придуманный образ на рисунке или слепить его. Данная игра направлена на переформатирование агрессии в позитивное русло, ребенок может усвоить мысль, что зло разрушает, а добро помогает и приносит пользу. Кроме того, упражнение направлено на преодоление страхов и неуверенности в себе.

Таким образом, упражнения, которые были использованы в коррекционной работе по снижению уровня агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, направлены на решение следующих задач:

1) Обучение ребенка выражать свой гнев допустимым и безопасным образом;

2) Обучение ребенка адекватному реагированию на проблемные и конфликтные ситуации;

3) Снижение уровня тревожности и страхов;

4) Обучение ребенка пониманию своих эмоций, а также эмпатии.

Решению этих проблем способствуют различные направления арт-терапии. Снятию тревожности способствует музыкальная и изотерапия, последняя также помогает выходу негативных эмоций. Игротерапия помогает развитию в ребенке эмпатии и адекватным реакциям на действия окружающих. Осознанию своих эмоций, анализу поведенческих реакций, эмпатии, выходу негативных эмоций и агрессии способствует сказкотерапия.

Реализуя программу арт-терапии с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников, педагог должен поддерживать ребенка в поиске правильного и адекватного выхода подавляемого гнева, помочь сформировать правильные реакции на гнев, обсудить его и в целом проблему гнева. Только в этом случае ребенок сможет научиться управлять своими эмоциями, в первую очередь агрессивными.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.