Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции агрессии у детей в дошкольном возрасте средствами арт-терапии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции агрессии у детей в дошкольном возрасте средствами арт-терапии

2020-11-19 168
Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции агрессии у детей в дошкольном возрасте средствами арт-терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Столкновение с детской агрессивностью у людей старшего возраста постоянно порождает их растерянность. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка имеются какие-то психические отклонения. Возможно он не знает, как себя правильно вести в разных ситуациях, и ему необходимо посодействовать, проявить помощь. Специалисты по психологии заявляют, что с открытым агрессивным или демонстративным ребенком работать легче, нежели с закрытыми или медлительными, таким образом, они стремительно дают осознать то, что с ними случается.

Профилактика агрессивного поведения – это система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение агрессивного поведения. Эффективность профилактики агрессивного поведения на его ранних стадиях зависит от своевременного выявления неблагоприятных факторов и воздействия ближайшего окружения ребенка. Очень важно вовремя произвести диагностику агрессивных проявлений в поведении ребенка и выбрать наиболее оптимальные методы профилактики.

Одним из наиболее эффективных методов профилактики детской агрессии является метод арт-терапии (в буквальном переводе с английского «лечение искусством»). Выдающиеся представители психологической науки З.Фрейд и К. Юнг считали, что все глубинные психические переживания человек бессознательно выражает в творчестве. Именно эта идея легла в основу арт-терапии.

Родоначальником арт-терапии является английский врач и художник Адриан Хилл, который в 1938 году применил данный метод при лечении больных туберкулезом. Результаты показали значительное снижение у больных астенического синдрома. Позже методы арт-терапии применялись американскими психологами для снятия посттравматического синдрома у детей – бывших узников концлагерей в годы Второй мировой войны.

Во второй половине XXв. этот метод получил широкое распространение ввиду своей эффективности. Однако, как правило, арт-терапия рассматривалась в качестве вторичного способа психотерапии и профилактики психических расстройств. В 1960 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Этому способствовала реорганизация западной психиатрической службы, сокращение психиотрических лечебных учреждений и как следствие сближение специалистов арт-терапии с психотерапевтами. В последующие годы арт-терапия формируется в самостоятельный психотерапевтический метод.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. [1]

Арт-терапия имеет множество направлений, в зависимости от вида искусства, которое используется для лечения и профилактики психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них.

Изотерапия – чаще всего именно этот вид называют непосредственно арт-терапией. Суть его заключается в использовании инструментов изобразительного искусства и лечебных и профилактических целях. К данному виду арт-терапии можно отнести рисование, вырезание по дереву и другие виды декоративно-прикладного искусства. Особенностью данного метода является отсутствие жестких рамок и директивности. Ребенок может выбирать изобразительные материалы и техники, выражать на рисунке свои эмоции и желания, работать в своем темпе.

Данный метод широко применяется для коррекции и профилактики агрессии. Ребенок дошкольного возраста может изобразить в рисунке свои страхи и негативные эмоции с помощью цвета и других инструментов изобразительного искусства. Упражнения с цветами, каракулями, кляксами также покажет состояние дошкольника. [4]

С помощью визуализации педагог может помочь ребенку обыграть конфликтные ситуации, которые беспокоят его или окружающих. Эффективность изотерапии в коррекции и профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста подтверждена исследованиями таких авторов как А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно, А. Л. Гройсман и другие.

Глинотерапия – к этой же группе можно отнести другие виды работы с пластичными материалами: пластилиновую терапию, лепку из любых материалов (например, теста), скульптуру, гончарство и др. Этот метод широко используется при работе с детьми дошкольного возраста, т.к. развивает мелкую моторику, позволяет снять сопротивление, помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, в том числе, выявить глубинные психологические проблемы и причины агрессивного поведения.

Библиотерапия – метод использования специально подобранной для чтения литературы с целью достижения терапевтического и профилактического эффекта. Библиотерапия применительно к детской психотерапии выделяется в подвид сказкотерапии. Алгоритм использования этого метода следующий: педагог читает ребенку историю, в которой ребёнок ассоциирует себя с тем или иным героем, попадающим в определенные ситуации. Проживая чувства и эмоции героя, ребенок может посмотреть на ситуацию со стороны. Данный метод удобно применять в детской психотерапии, т.к. он не требует специальной подготовки, и педагогу не составляет труда подобрать для решения той или иной психологической проблемы ребенка соответствующую сказку или иное литературное произведения. О преимуществах этого метода указывали в своих исследованиях В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова и другие специалисты теории и практики психологи.

Музыкотерапия – метод, в основе которого лежит терапевтическое воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека. Причем следует отметить, что специалисты видят в музыкотерапии разную степень возможного воздействия на психику человека, поэтому дают разное определение данному виду арт-терапии. Отметим основные цели использования музыкотерапии:

- лечение психических и соматических заболеваний;

- коррекция психосоциальных расстройств;

- восстановление энергетического баланса и равновесия, поднятие настроения;

- развитие интеллекта ребенка.

Музыкотерапия тесно связана с нейрофизиологией и рефлексологией. Музыка оказывает физиологическое воздействие на организм человека как ритмический раздражитель. Это связано с тем, что нервная система и мускулатура человека способны усваивать ритм. В свою очередь ритм и тональность музыки способны менять различные эмоциональные состояния ребенка: минорные тональности, спокойные ритмы и консонансы успокаивают, способствуют урегулированию сна; быстрые ритмы, громкие звуки и диссонансы вызывают возбуждение.

Вокалотерапия – является подвидом музыкотерапии, основная задача которого использование вокала в лечебных и психокоррекционных целях. Хоровое пение имеет значительный психотерапевтический эффект, способствует стабилизации психологического состояния ребенка, снижает уровень агрессии в коллективе за счет сплочённости и слаженности при организации исполнения вокальных произведений.

Также серьезное значение для стабилизации психологического состояния имеет индивидуальное вокальное пение, которое может снимать стресс, зажатость, имеет успокаивающий эффект.

Серьезный вклад в исследование музыкотерапии и вокалотерапии внесли С.В. Шушарджан, И.В. Гринева, В.Н. Мясищев, А. Л. Готендинер и др.

Имаготерапия – разновидность арт-терапии использующей в лечебных и профилактических целях позитивные образы. Суть его заключается в том, что под наблюдением педагога ребенок проигрывает определенные образы, примеряя на себя травмирующую ситуацию. Проживая ситуацию «изнутри» ребенок меняет свое психологическое восприятие. Таким образом возможно корректировать многие психические состояния у детей, в том числе уровень агрессии. Изучением степени воздействия имаготерапии на лечебный и коррекционный результат в психотерапии занимались И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров и другие исследователи.

Преимуществом этого метода является его универсальность. Участвовать в имаготерапии может практически любой ребенок, т.к. от него не требуется особых способностей, в частности к пению и рисованию.

Имаготерапия подразделяется на два подвида:

- театротерапия (драмотерапия) – предполагает постановку театрализованного действа, в котором распределяются роли между детьми. Под наблюдением педагога дети проигрывают заданные ситуации, после чего обсуждают мотивацию героев. Драмотерапия может осуществляться и в индивидуальной форме. Пересказывая сюжет сказки, ребенок направляется педагогом в заранее запланированный для него диалог, в котором прорабатываются проблемные психологические ситуации.

- куклотерапия – метод, в процессе которого ребёнок идентифицирует себя с сказочным или мультипликационным героем, любимой игрушкой. Кукла выступает промежуточным звеном между ребенком и педагогом. Разыгрывается сценка, в которой любимая игрушка или персонаж ребенка выступают главным действующим лицом в травмирующей для него ситуации. Через любимого персонажа ребенок проживает эту ситуацию и с помощью наводящих вопросов приходит к освобождению от негативных установок.

- игротерапия – с помощью игрушек и игровых ситуаций ребенок переживает определенную ситуацию, смоделированную педагогом, который в свою очередь наводит ребенка на правильные выводы.

Кинезитерапия – иначе танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика или гимнастика представляют из себя вид арт-терапии, в которой лечение и психокоррекция осуществляется за счет двигательного воздействия. За счет танцевальных движений происходит снятие мышечного напряжения, которое возникает в результате стресса. О взаимосвязи эмоциональных переживаний и физического напряжения мышц тела писали такие исследователи как Г.А. Волкова, А.М. Бернштейн, А.А. Гиляровский и другие. Кинезитерапия широко применяется для профилактики и психокоррекции агрессивности детей дошкольного возраста.

Помимо перечисленных существуют и другие виды арт-терапии: песочная терапия, цветотерапия, маскотерапия, фототерапия и другие.

Арт – терапия может осуществляться в двух формах:

1) Активная – ребенок участвует в процессе создания творческого продукта. Например, рисует, лепит из глины, участвует в инсценировке и т.д.

2) Пассивная – ребенок просматривает или изучает чужие произведения, после чего обсуждает их с педагогом. Например, рассматривает картину, слушает музыку, просматривает фильм и т.д.

3) Интегративная – синтез двух или нескольких методик арт-терапии. Например, сочетание музекотерапии с изотерапией, танцетерапией или изотерапии с сказкотерапией и др.

Арт-терапия – направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество, а точнее – метафора. Метафору дошкольник создает сам из пластилина, глины, выражает метафору в маске, разрисовывая ее, показывает телом, сочиняет при помощи слов – пишет сказку. На бессознательном уровне информация содержится в виде символов, образов, метафор, которые имеют определенную эмоциональную наполненность. Для того чтобы решить проблему агрессии данным методом, необходимо найти и создать такой образ, вывести его на осознанный уровень, проработать связанные с ним эмоции и получить освобождение от негативных застарелых чувств. [11]

Арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста, — потребность в самоактуализации. А творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (к примеру, на лист бумаги) всё потаённое, что человек не осознает. При использовании такой методики необходимо выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс. Рисунок арт-терапии (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором. Ребенок, анализируя своё творение, сампонимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт.

Зачастую ребенок не может сам снять напряжение, выразить и осознать свои конфликты. В этом случае могут помочь инструменты арт-терапии. Решая профилактические задачи необходимо предоставить ребенку реализовать свои потребности, проявить свои способности, чтобы его работу в коллективе оценили окружающие и он смог оценить себя сам. Только в этом случае ребенок дошкольного возраста сможет с помощью педагога попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.

Искусство несомненно оказывает серьезное влияние на регулирование эмоций ребенка и поэтому является важным регулятором агрессивного поведения детей. Арт-терапевтические методы коррекции и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста способствуют не только снятию напряжения, но и оказывают позитивное влияние на формирование личности ребенка.

 

Выводы по 1 главе

На основании выше изложенного были сделаны выводы, что проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидума в ходе борьбы за выживание (существование). Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на неагрессивную (позитивную) модель поведения, в том числе, изменение условий, которые провоцировали агрессивную модель поведения.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, выяснили, что Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают проявление агрессии, представляет собой такое поведение, которое направлено на причинение вреда или ущерба другому индивиду, который имеет все основания избегать подобное обращение с собой, тем более, что агрессия обязательно предполагает целенаправленное причинение какого-либо вреда жертве.

Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Особенно это будет сказываться на детях дошкольного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями. Агрессивное поведение в целом подразумевается, как мотивированные внешние действия, не соблюдающие правила и аспекты сосуществования, наносящие огромный ущерб, наносящие страдание человеку. Эмоциональный компонент агрессивного поведения– данные чувства, и в первую очередь, злость.

Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не любой гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злобы, мстительности также нередко сопутствуют агрессивным действиям, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей обдумывать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент – умение справляться с импульсивностью, владеть навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных детей выполняется согласно следующему алгоритму: психологическое диагностирование – исследование результатов – рекомендации, консультирование – коррекционные мероприятия. Качество комплексного сопровождения развития агрессивного ребенка дошкольного возраста обеспечивается за счет интеграции деятельности всех участников образовательных отношений, специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей ребенка. Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции агрессивных детей.

Были рассмотрены разные способы профилактической работы дошкольников для коррекции агрессии. Одним из эффективных методов является арт-терапия. С помощью этого метода можно отслеживать малейшие изменения эмоционального состояния ребенка, увидеть его глубинные и неосознаваемые переживания, скорректировать поведение.

В качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка, то есть возникновение и развитие психических новообразований – навык общения без агрессии, снижение тревожности и обидчивости. Направленность профилактической работы состоит в том, что младшим школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями, выбрать приемлемую форму поведения. В качестве признака достижения результативности необходимо расценивать динамику эмоционального формирования детей, в таком случае существует возникновение и развитие психологических новообразований – навык общения без злобы, снижение тревожности и обидчивости.

 

 



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.