Программа итогового государственного экзамена — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программа итогового государственного экзамена

2020-12-06 56
Программа итогового государственного экзамена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЛОГОПЕДИИ

Очное отделение

(специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология

С дополнительной специальностью»)

 

 

Утверждена на заседании ученого совета

факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Протокол № 5 от 27.01.2009 г.

 

 

Чебоксары 2009

ПРОГРАММА  ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЛОГОПЕДИИ

 

Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии.

Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина «дислалия». Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии - функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения фонематического, или фонетического, или их комбинаций.

Понятие уровней нарушенного произношения Простые и сложные дислалии. Механическая дислалия (органическая). Анатомическая патология органов артикуляции -разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Методика коррекционной работы при дислалии

Этапы и приемы логопедическою воздействия. Задачи каждого этапа работы. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активное т.

Недостатки произношения звуков «Р» - «Р'» (ротацизм и параротацизм)

Характеристика фонем «Р» - «Р1». Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем - искажения и замены и их примеры. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа - активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки Р-Р' Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения «Л» - «Л'» (ламбдацизм и параламбдацизм)

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем - искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения свистящих звуков «С» - «С», «3» - «3», «Ц» (сигматизм, парасигматизм)

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции.

Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

7. Акустические параметры голоса. Значение дыхания в голосообразовании     

Понятия о высоте, силе, тембре - объективных характеристиках голоса. Явления резонанса в голосовом аппарате - возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Способы подачи голоса. Типы физиологического дыхания - грудной, брюшной, смешанный. Отличие фонационного дыхания в количестве дыхательных движений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыхания.

Псевдобульбарная дизартрия

Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения. Особенности коррекционной работы при псевдобульбарной дизартрии.

Бульбарная дизартрия

Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Особенности коррекционной работы при бульбарной дизартрии.

Эфферентная моторная афазия

Определение афазии. Классификация афазии.

Эфферентная моторная афазия: локализация поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение чтения и письма, нарушение понимания.

Нарушение кинетической синтагматической организации речи, нарушение последовательности звуков в слове, слов в предложении, согласования слов в предложении.

Методика восстановительного обучения. Длительность восстановительного обучения.Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии: преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

Динамическая афазия

Определение афазии. Классификация афазии.

Динамическая афазия: локализация поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания речи.

Возникновение выраженных нарушений, парезы и параличи правых конечностей. Речевая аспонтанность, инактивность. Нарушение планирования, программирования и контроля за выполняемой речевой деятельностью, эхолалия и эхопраксия.

Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии: преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, стимулирование ответов на вопросы, простых видов коммуникативной речи.

Основная нейропсихологическая предпосылка. Преодоление этой формы афазии.

Нарушения письма и чтения

Нарушения письменной речи. Распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия). Вторичные нарушения письма и чтения удетей (дисграфии, дислексия) и статистические данные об их распространенности. Роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями. Отличие понятий дислексия и dуslехiа. Этиология и патогенез нарушений письма и чтения. Специфические ошибки письма и «ошибки роста». Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии. Современные классификации нарушений письма и чтения. Дисграфия и дисорфография. Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Дисграфия и дислексия при билингвизме.

Уровни недоразвития речи

Состояние импрессивной и экспрессивной речи. Характеристика произношения детей с первым уровнем недоразвития речи. Состояние семантических представлений. Полисемантика. Предпосылки возникновения однословного предложения. Лингвистическая, паралингвистическая и экстралингвистическая системы коммуникации.

Второй уровень недоразвития речи. Количественные и качественные изменения в системе семантических представлений. Специфика становления фразовой речи. Развитие значения слова, особенности грамматического оформления речевого высказывания. Состояние фонематических представлений и развитие произношения.

Специфические характеристики речевого высказывания детей с III и IV уровнями недоразвития речи. Состояние фонематических операций. Фонетические, фонетико-фонематические нарушения. Недостаточность семантических представлений. Специфика возрастного развития значения слова. Состояние операций грамматического оформления речевого высказывания. Закономерности функционирования морфологической системы языка в речевой деятельности. Типология синтаксических моделей в экспрессивной речи детей с недоразвитием речи.

Характеристика связной речи. Цельность и связность как критерии анализа связного речевого высказывания. Особенности смыслового программирования высказывания и ее развертывания во внешней речи.

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН). Характеристика структуры дефекта. Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Обследование фонетико-фонематической стороны детей дошкольного возраста

Определение понятия ФФН. Значение трудов Р.Е. Левиной в развитии представлений о ФФП.  

Структура дефекта при ФФН. Несформированность звуковой стороны речи, виды иособенности звуковых нарушений при ФФН (замены, смешения, нарушения противопоставления по глухости-звонкости и твердости-мягкости). Несформированность фонетико-фонематических функций.

Организация логопедической помощи детям с ФФН. Комплектование групп детей с ФФН в дошкольных образовательных учреждениях.

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЛОГОПЕДИИ

Очное отделение

(специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.