Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-12-06 | 304 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Понятие о субъектной организации произведения. Автор и субъект речи в произведении. Субъект речи и субъект сознания.
2. Основные типы субъектной организации (формы выражения авторского сознания в произведении): повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики.
3. Художественные особенности субъектных форм.
4. Специфика личного (персонифицированного) повествования. Эстетические возможности личного повествования в раскрытии психологического мира субъекта речи.
5. Различия между позицией субъекта речи и авторским взглядом.
6. Основные формы воплощения персонификации.
7. Рассказчик. Роль рассказчика в произведении.
8. Специфика неперсонифицированного повествования в эпическом произведении.
9.Автор. Проблема автора. Концепции автора в ХХ веке.
Ключевые термины: субъект речи, субъект сознания, персонифицированный повествователь, неперсонифицированный повествователь, рассказчик, несобственно прямая речь, психологизм, автор, герой.
Задание для выполнения к семинарскому занятию: анализ рассказа Тэффи «Катенька» по плану:
1. Основные типы субъектной организации произведения, их эстетические возможности.
2. Система персонажей. Обратить внимание на взаимодействие и взаимовлияние «субъектных зон» в произведении.
3. Проанализировать речь героя. Проследить за движением «партии» каждого из субъектов сознания. Выделить голос повествователя.
4. Определить тип субъекта речи. Каким образом соотносятся «зона повествователя» и «зоны героев» в произведениях?
5. Предметно-вещный мир и субъектная организация. Проиллюстрировать способы взаимодействия предметных деталей различной эмоциональной значимости.
|
6. Ирония как художественный прием.
7. Сделать общий вывод об эстетической концепции рассказа.
Литература
1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391.
2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-22; 161-180; 189-192.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 90-104; 238-255.
4. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. С. 126-134.
5. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 233-240.
6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000. С. 16-17; 18-20; 59-60; 119-125.
7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 8-19.
8. Корман Б.О. Практикум по изучению художественных произведений. Ижевск, 1977. С. 56-60.
9. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс): Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000. С. 35-37.
10. Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000. С. 279-295.
11. Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении / Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 54-68.
12. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 68-81.
13. Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Там же. С.300-309.
14. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т.9. С. 28-34.
15. Образ автора // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 13.
Дополнительная литература
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст – 1985. М., 1986.
3. Виноградов В.В. О теории художественной прозы. Избранные труды. М., 1980.
4. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994.
|
6. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
7. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
8. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
9. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
10. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
Практическое занятие № 22.
Проблематика, поэтика рассказов В. Распутина "Нежданно-негаданно",
"В ту же землю"
1. Определите сюжет и композицию рассказа «Нежданно-негаданно», конфликт рассказа.
2. Определите тип повествования в рассказе.
3. Какова система образов в рассказе «Нежданно-негаданно»? Дайте
характеристику Сени в системе образов. Каковы приемы создания образов Сени, Гали, деревенских жителей?
4. Какова роль диалогов в обрисовке характера персонажей, в выражении авторской позиции?
5. Проведите анализ изобразительных средств языка, определите их роль: а) в характеристике Сени и Гали; б) в описании природы; в) в выражении авторского отношения к предмету изображения.
6. Каково идейно-тематическое содержание рассказа? Какое место занимает рассказ в контексте творчества писателя?
7. Сопоставьте рассказ Распутина «Нежданно-негаданно» с рассказом А. Платонова «Уля», с рассказом Б. Екимова «Продажа». Какие прослеживаются аналогии в разработке писателями концепции детства?
8. За рассказ «В ту же землю» Распутин был удостоен в 1996 г. престижной среди писателей международной российско-итальянской премии «Москва - Пенне». Какое место занимает этот рассказ среди рассказов писателя о России «катастрофических» 90-х годов («Нежданно-негаданно»; «В больнице»; «Изба»; «В непогоду»; «Новая профессия»)?
9. Какие композиционные средства применяет писатель в рассказах (диалог, внутренний монолог, авторское повествование, лирическое отступление, вводные эпизоды, пейзаж, художественное обрамление)?
10.Определите роль композиционных средств, используемых автором. В чем своеобразие композиции, какой цели служит композиция? Как в ней раскрываются авторский замысел, человеческая, гражданская боль за другого человека?
|
11.Рассмотрите композицию отдельного образа (на примере образа Пашуты - Паши - Пашеньки - заведующей - повара - посудомойки. Этот образ статический или динамический? Какое реальное содержание выражено в нем? Какова роль размышлений Пашуты в художественном исследовании писателем существующего положения в стране?
12. Определите сюжет рассказа «В ту же землю», элементы сюжета. В какой последовательности описаны события? Уже в экспозиции писатель знакомит читателя с местом, где живет главная героиня Пашута с неродной внучкой. Какова роль экспозиции в раскрытии главных мыслей произведения?
13. Является ли образ девочки Таньки в рассказе «В ту же землю» главным или второстепенным? Составьте портретную и психологическую характеристику девочки. Обрисовывается ли вполне определенный характер пятнадцатилетней девочки в ее общении с Пашутой, Стасом Николаевичем, Сережей, с подругой (в диалогах, поступках)?
14. Как в рассказе исследуется и разрешается тема контакта поколений (Аксинья Егоровна - Пашута - приемная дочь Пашуты - неродная внучка Пашуты; Стас Николаевич - Сережа)?
15.Какие проблемы исследуются в рассказе? Можно ли говорить о многоплановости тем и проблем рассказа?
16. Раскройте смысл названия «В ту же землю».
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!