Субъектная организация художественного произведения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Субъектная организация художественного произведения

2020-12-06 304
Субъектная организация художественного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие о субъектной организации произведения. Автор и субъект речи в произведении. Субъект речи и субъект сознания.

2. Основные типы субъектной организации (формы выражения авторского сознания в произведении): повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики.

3. Художественные особенности субъектных форм.

4. Специфика личного (персонифицированного) повествования. Эстетические возможности личного повествования в раскрытии психологического мира субъекта речи.

5. Различия между позицией субъекта речи и авторским взглядом.

6. Основные формы воплощения персонификации.

7. Рассказчик. Роль рассказчика в произведении.

8. Специфика неперсонифицированного повествования в эпическом произведении.

9.Автор. Проблема автора. Концепции автора в ХХ веке.

 

Ключевые термины: субъект речи, субъект сознания, персонифицированный повествователь, неперсонифицированный повествователь, рассказчик, несобственно прямая речь, психологизм, автор, герой.

Задание для выполнения к семинарскому занятию: анализ рассказа Тэффи «Катенька» по плану:

1. Основные типы субъектной организации произведения, их эстетические возможности.

2. Система персонажей. Обратить внимание на взаимодействие и взаимовлияние «субъектных зон» в произведении.

3. Проанализировать речь героя. Проследить за движением «партии» каждого из субъектов сознания. Выделить голос повествователя.

4. Определить тип субъекта речи. Каким образом соотносятся «зона повествователя» и «зоны героев» в произведениях?

5. Предметно-вещный мир и субъектная организация. Проиллюстрировать способы взаимодействия предметных деталей различной эмоциональной значимости.

6. Ирония как художественный прием.

7. Сделать общий вывод об эстетической концепции рассказа.


Литература

1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391.

2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-22; 161-180; 189-192.

3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 90-104; 238-255.

4. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. С. 126-134.

5. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 233-240.

6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000. С. 16-17; 18-20; 59-60; 119-125.

7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 8-19.

8. Корман Б.О. Практикум по изучению художественных произведений. Ижевск, 1977. С. 56-60.

9. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс): Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000. С. 35-37.

10. Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000. С. 279-295.

11. Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении / Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 54-68.

12. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 68-81.

13. Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Там же. С.300-309.

14. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т.9. С. 28-34.

15. Образ автора // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 13.
Дополнительная литература

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст – 1985. М., 1986.

3. Виноградов В.В. О теории художественной прозы. Избранные труды. М., 1980.

4. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994.

6. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

7. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

8. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

9. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.

10. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Практическое занятие № 22.

Проблематика, поэтика рассказов В. Распутина "Нежданно-негаданно",

"В ту же землю"

1. Определите сюжет и композицию рассказа «Нежданно-негаданно», конфликт рассказа.

2. Определите тип повествования в рассказе.

3. Какова система образов в рассказе «Нежданно-негаданно»? Дайте
характеристику Сени в системе образов. Каковы приемы создания образов Сени, Гали, деревенских жителей?

4. Какова роль диалогов в обрисовке характера персонажей, в выражении авторской позиции?

5. Проведите анализ изобразительных средств языка, определите их роль: а) в характеристике Сени и Гали; б) в описании природы; в) в выражении авторского отношения к предмету изображения.

6. Каково идейно-тематическое содержание рассказа? Какое место занимает рассказ в контексте творчества писателя?

7. Сопоставьте рассказ Распутина «Нежданно-негаданно» с рассказом А. Платонова «Уля», с рассказом Б. Екимова «Продажа». Какие прослеживаются аналогии в разработке писателями концепции детства?

8. За рассказ «В ту же землю» Распутин был удостоен в 1996 г. престижной среди писателей международной российско-итальянской премии «Москва - Пенне». Какое место занимает этот рассказ среди рассказов писателя о России «катастрофических» 90-х годов («Нежданно-негаданно»; «В больнице»; «Изба»; «В непогоду»; «Новая профессия»)?

9. Какие композиционные средства применяет писатель в рассказах (диалог, внутренний монолог, авторское повествование, лирическое отступление, вводные эпизоды, пейзаж, художественное обрамление)?

10.Определите роль композиционных средств, используемых автором. В чем своеобразие композиции, какой цели служит композиция? Как в ней раскрываются авторский замысел, человеческая, гражданская боль за другого человека?

11.Рассмотрите композицию отдельного образа (на примере образа Пашуты - Паши - Пашеньки - заведующей - повара - посудомойки. Этот образ статический или динамический? Какое реальное содержание выражено в нем? Какова роль размышлений Пашуты в художественном исследовании писателем существующего положения в стране?

12. Определите сюжет рассказа «В ту же землю», элементы сюжета. В какой последовательности описаны события? Уже в экспозиции писатель знакомит читателя с местом, где живет главная героиня Пашута с неродной внучкой. Какова роль экспозиции в раскрытии главных мыс­лей произведения?

13. Является ли образ девочки Таньки в рассказе «В ту же землю» главным или второстепенным? Составьте портретную и психологичес­кую характеристику девочки. Обрисовывается ли вполне определенный характер пятнадцатилетней девочки в ее общении с Пашутой, Стасом Николаевичем, Сережей, с подругой (в диалогах, поступках)?

14. Как в рассказе исследуется и разрешается тема контакта поколе­ний (Аксинья Егоровна - Пашута - приемная дочь Пашуты - нерод­ная внучка Пашуты; Стас Николаевич - Сережа)?

15.Какие проблемы исследуются в рассказе? Можно ли говорить о многоплановости тем и проблем рассказа?

16. Раскройте смысл названия «В ту же землю».

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.