Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ

2020-11-19 75
Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ

Рекомендовано            

На заседании кафедры                                       Директор института Конфликтологии национальной

 безопасности ЮФУ                                       (зам.директора по учебной       

Протокол №________                                                                  работе)

«____»___________2019 г.                              _____________________

Зав. кафедрой__________                                _____________________

                                                                           «____»_____________2019 г.

                

 

 

 

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины «Конфликтология международных отношений»

Бакалавриатской программы по направлению

 034000 «Конфликтология»

 

Составитель д.ф.н., профессор В.Н.Коновалов

 

 

 

Ростов - на - Дону

2019

I. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

    Целями освоения курса «Конфликтология международных отношений» являются:

- изучение студентами основных концепций и подходов, а также ключевых проблем конфликтов, существующих в мировой политике.

 - формирование стройной системы взглядов в данной области.

    Комплексной целью дисциплины «Конфликтология международных отношений» является обобщение отечественных и зарубежных исследований по данной тематике и овладение студентами не только теорией конфликта в сфере международных отношений, но и прикладным анализом современных проблем конфликтологии в сфере мировой политики и международных отношений.

Основными задачами дисциплины «Конфликтология международных отношений», связанными с формированием у студентов профессиональных компетенций, служат:

знание истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК- 1);

умение проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);

умение применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК- 3);

знание теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умение концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способность самостоятельно планировать исследовательский проект, знание основных методов анализа информации, умение анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладание основными навыками работы со статистическим пакетом SPSS for Windows (ПК- 4).

1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс «Конфликтология международных отношений »   относится к профессиональному циклу и предназначен для студентов 4 курса бакалавриата.   Предшествующие дисциплины профессионального цикла («Введение в конфликтологию», «Общая конфликтология», «История конфликтологии», «Методология исследования конфликта» и др. уже сформировали у студентов знание о специфике зарождения, протекания и разрешения конфликтов, умение различать общее и особенное в природе, структуре, динамике конфликта, его предупреждении, управлении и разрешении.

В процессе изучения данного курса студенты получают необходимые знания о конфликтах в международных отношениях.

Изучение курса «Конфликтология международных отношений» даст студентам умение   методологически ори­ентироваться в конфликтологической экспертизе, определять стадии развер­тывания и основных действующих сил конфликта, выявлять стереотипы и механизмы конфликтогенного поведения, кон­цептуально анализировать социальные конфликты.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения данного курса студенты получают навыки теоретического исследования конфликтов, возможность их сравнения и сопоставления, что поможет бакалаврам стать профессионалами, знающими многообразие различных подходов при изучении конфликтологической проблематики. 

По завершению курса «Конфликтология международных отношений» студенты должны квалифицированно владеть следующими понятиями и категориями: международные отношения, классификации конфликтов, насильственные конфликты, глобальные конфликты, конфликты внутригосударственные, гуманитарные интервенции, асимметричный конфликт, «глобальная война против террора»,  новый мировой политический порядок и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· природу современных конфликтов в международных отношениях

· различные теоретические школы и подходы, существующие в данной области;

Уметь:

· критически оценивать теоретические знания для анализа текущих проблем мировой политики;

· выявлять основные факторы и тенденции конфликтного развития мировых политических процессов;

· применять полученные в ходе изучения курса знания для подготовки дипломных работ и магистерских диссертаций;

Владеть:

· возможностью находить адекватные средства для решения современных проблем в области мировой политики и международных отношений.

· сравнительным анализом разных методологий изучения международных конфликтов.

Для осуществления цели и задач курса используется следующие формы организации учебного процесса.

· Лекции – для изложения основных теорий конфликта, методологических подходов к изучению конфликтов и конфликтных ситуаций.

· Семинарские занятия – для расширения и углубления знаний студентов по проблематике конфликтологии в сфере ее методологии, подробного анализа конкретных теорий и подходов, их сопоставления и сравнения; получения навыков публичных выступлений и дискуссий.

· Самостоятельная работа – для более подробного и углубленного изучения первоисточников, дополнительной литературы, подготовки эссе и рефератов, докладов и дипломных работ.

II.Учебно-тематический план

Количество часов, отводимых для освоения дисциплины: всего – 252 часа, аудиторные занятия – 104 часа (36 часов лекций; 68 часов семинаров), 132 часа – самостоятельная работа.

 

П/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Семинары

Самостоятельная работа всего   Модуль 1. История международной конфликтологии    

 

        1. Проблемы конфликтности мировой политики в современной международно-политической мысли А 1,2,3,4

6

8 16 30 Участие в семинарах и выполнение практических заданий 2. Изучение конфликтов в международных отношениях А 4,5,6

4

8 16 28 Участие в семинарах и выполнение практических заданий 3. Основы анализа конфликтов А 7,8

4

8 16 28 Участие в семинарах и выполнение практических заданий 4. Конфликты в международных отношениях Насильственные конфликты А 9,10

6

10 18 34 Участие в семинарах, обсуждение эссе, подготовка презентаций   Модуль 2. Особенности международных конфликтов    

 

        5 Особенности конфликтов между великими державами А 11, 12

4

8 16 28 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций 6 Особенности конфликтов в странах третьего мира после Второй мировой войны В 1,2

4

8 16 28 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций 7 Особенности конфликтов в условиях формирования нового политического порядка В 3,4

4

8 18 30 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций 8. Объяснение причин войн и конфликтов с точки зрения различных теоретических подходов в международных отношениях В 5,6,7,8

6

10 18 34 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций

Итого

36

68 132 252 Зачёт, экзамен                    

 

Содержание модуля

Тема 1. Проблемы конфликтности мировой политики в современной международно-политической мысли

Историко-философские, морально-этические и правовые подходы в классическом идеализме. Либеральный идеализм.

Классический реализм. Основатель школы политического реализма Г.Моргентау. Основные постулаты: государства-главные субъекты анархичной международной системы; неизменность национальных интересов государств; показатели мощи на международной арене. Неореализм. Концепция структуры международных отношений (К. Уолц).

    Либеральные и неолиберальные концепции международ­ных отношений и мировой политики. Транснационализм Р. Кеохэйна, Дж. Ная.

Теория мировой системы И. Валлерстайна. Институционализм конструктивизм и постмодернизм в теории мировой политики. Соотношение процессов глобализации и регионализации. Субнациональный и наднациональный уровни глобализационных процессов. Феномен «глокализации». Особенности региональных и субрегиональ­ных международных систем. 

 Тенденция к фрагментации мира. Возрождение национа­лизма и религиозного фундаментализма.

 

Тема 2. Изучение конфликтов в международных отношениях

Изучение войн в XX в., государственнический (этатистский) под­ход и полемология. Первые центры изучения проблем войны и мира, благотвори­тельные фонды. Фонд Карнеги за международный мир.

Изучение конфликтов и войн в работах П. Сорокина, К. Райта и Л. Ричардсона.

Развитие исследований проблем мира в 1960-е годы. Научно-исследовательские центры, специализированная периодика. Теория структурного насилия, кон­цепция «негативного» и «позитивного мира» И. Галтунга.

Современный этап развития международной конфликтологии.

Изучение конфликтов в отечественной науке, ведущие центры, ученые.

Тема 3.Основы анализа конфликтов

Основоположники общей теории конфликта. Идеи Л. Козера, Р. Дарендорфа, Й. Галтунга, К. Боулдинга, Л. Крисберга, А. Рапопорта и Дж. Бертона. Элементы общей теории конфликта.

Основные термины анализа конфликтов. Понятие конфликта, конфликта в международных отношениях. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Открытый, латентный и подавленный конфликт. Предмет спора. Динамика конфликта, расширение и эскалация конфликта. Понятие кризиса. Полный цикл конф­ликта Л. Крисберга.

Л. Козер о завершении конфликтов. Особенности завершения конфликтов в международных отношениях.

Структура конфликта. Принципы типологии конфликтов.

Тема 4.Конфликты в международных отношениях. Насильственные конфликты

Причины высокой конфликтности международных отношений. Со­отношение насильственных и ненасильственных конфликтов в МО.

Понятие насилия и насильственного конфликта. Война и вооруженный конфликт, проблемы дефиниции и особенности эволюции явления. Конфликты низкой интенсивности. Терроризм. Проблемы борьбы с терроризмом.

Проблема структурного насилия. Концепция демоцида Р. Руммеля.

3.1.3. Контрольные вопросы для освоения модуля

1. Концепция структуры международных отношений (К. Уолц).

2.Либеральные и неолиберальные концепции международ­ных отношений и мировой политики.

3. Теория мировой системы И. Валлерстайна.

4. Соотношение процессов глобализации и регионализации.

   5. Определите содержание концепций «негативного» и «позитивного мира». В чем их различие? Кто является авторами этих концепций?

   6.Назовите главные мировые центры по исследованию проблем войны, мира и конфликта.

1. Какие события повлияли на изменение содержания исследований мира и конфликта в XX в.?

2.В чем особенности развития отечественной конфликтологии?

3.В чем заключается практическая значимость изучения конфликтов вообще и в международных отношениях в частности?

4.Дайте определение конфликта в международных отношениях. В чем особенность этого определения? Какие изменения в международных отношениях во второй половине XX в. повлияли на определение?

5.Почему международные отношения называют «зоной повышенной конфликтности»?

6.Дайте определение войны. Почему возникают проблемы дефиниции этого явления? Какие объективные параметры используют для изучения этого явления?

7.Как определяется легитимность использования силы в международных и внутренних конфликтах? Какие противоречия нормативного и этического характера существуют?

8. В чем особенности терроризма как формы насилия в МО? Какие формы борьбы с терроризмом вы знаете? В чем сложность борьбы с терроризмом?

9. Попробуйте применить формулу вычисления структурного насилия в отношении какой-либо страны или региона. Можно ли верифицировать полученные результа­ты? Какую интерпретацию полученных результатов вы можете предложить?

3.1.4. Проектные задания к модулю

Содержание модуля

Тема 5.Особенности конфликтов между великими державами

Понятие и критерии определения великой державы, современной системы великих держав. Гипотеза Дж. Леви об особенностях войн между велики­ми державами. Верификация гипотезы. Интерпретация результатов.

Попытки великих держав ограничить войны. Особенности конфликтов меж­ду великими державами после Второй мировой войны.

Тема 6.Особенности конфликтов в странах третьего мира после Второй мировой войны.

Особенности стран третьего мира. Причины конфликтов в странах третьего мира. Влияние развитых стран, распад колониальной системы, конфликт Север - Юг, торговля оружием, слабость государства, строительство нацио­нальных государств. Конфликты идентичности.

Особенности конфликтов.

Асимметричный конфликт и асимметричные вызовы.

          Тема 7. Особенности конфликтов в условиях формирования нового политического порядка

Последствия распада биполярной системы. Появление новых противоречий и обострение старых конфликтов. Процесс трансформации междуна­родных структур. Проблемы обеспечения международной безопасности.

Дискуссии о новом мировом порядке. Однополярность и многополярность. «Глобальные тенденции» конфликтов после окончания «холодной войны».

Тема 8.Объяснение причин войн и конфликтов с точки зрения различных теоретических подходов в международных отношениях

Популярные теории о причинах войн и конфликтов: природа чело­века; агрессия и склонность к насилию как формируемые качества, государство и войны; социальная природа войн; смена власти; борьба за независимость и фор­мирование государства; борьба за ресурсы; экономические причины войн.

Парадигмы XX в. в теориях международных отношений: политический реа­лизм, неореализм или структурная теория; политический идеализм и неолиберализм, теория комплексной взаимозависимости и международных режимов.

Смена парадигм после окончания "холодной войны". Особенности современного мира. Дж. Най-мл. о соотношении парадигм в МО.

3.2.3.Контрольные вопросы для освоения модуля

1.Дайте определение великой державы. Каковы критерии данного определения?

2.Какие тенденции в развитии конфликтов между великими державами за период с XV по XX в. выделяют исследователи? Назовите ученых, которые проводили такие исследования.

3.Какие эмпирические подтверждения названной гипотезы существуют?

4. Что означает понятие «популяризация войны» и какие последствия данного явления вы можете назвать?

5. Каким образом научно-техническая революция повлияла на характер войн? Изменилась ли продолжительность войн?

6. Когда начинают формироваться профессиональная военная элита и массо­вая армия? Какие последствия имели эти тенденции для обществ? Что означает выражение «вооруженная нация» - nation in arms?

7. Какие тенденции мирового развития приводят к ограничению применения военной силы в международных конфликтах? В каких странах и регионах данная тенденция проявляется? Можно ли считать эту тенденцию необратимой?

8.Назовите особенности стран третьего мира. Почему теоретики междуна­родных отношений заявляют о несоответствии основных аналитических моделей для понимания и интерпретации событий в данном регионе?

9.Какие причины порождали войны и конфликты в третьем мире после Вто­рой мировой войны?

10.Какие факторы влияют на динамику и особенности конфликтов в развива­ющемся мире? Приведете примеры.

11.Охарактеризуйте теорию асимметричного конфликта. Как трактуют поня­тия «силы» и «воли» в асимметричном конфликте? В чем значение такого разделе­ния? Приведите примеры конфликтов, которые подтверждают положения данной теории.

12.Каким образом изменяется понятие «победа» с учетом теории асимметрич­ного конфликта? В чем заключаются «уроки» Вьетнамской войны для развитых и развивающихся стран?

13.Объясните понятие асимметричных угроз, проиллюстрируйте на примере реальных событий международной жизни.

14.Почему многие аналитики рассматривают распад биполярной системы как основной конфликтогенный фактор последних десятилетий?

15. Какие модели «мирового порядка» вы можете назвать? Дайте их характеристику.

16. В чем заключаются особенности и проблемы национального строительства в настоящее время?

17. В чем опасность гегемонистских устремлений США?

18. В чем отличие подходов европейских стран и США к вопросам обеспечения международной безопасности?

19. Назовите основные теории международных отношений.

20.Что называется в качестве причин войн и конфликтов в международных отношениях?

21.Как определены перспективы сотрудничества и кооперации в противовес конкуренции и анархии в соответствии с различными подходами?

22.Назовите практические направления международного сотрудничества по преодолению войн. Каким теоретическим направлениям они соответствуют?

23.Охарактеризуйте возможность выработки комплексных подходов в международных отношениях.

3.2.4. Проектные задания к модулю

Проект №2 «Подготовка эссе с обязательным использованием мультимедийных презентаций»

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы, подкрепляя мультимедийной презентацией (5-10 слайдов).

Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов/научных статей. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л.

Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на научную студенческую конференцию.

 

IV. Планы семинарских занятий

Тема 1. Проблемы конфликтности мировой политики в современной международно-политической мысли (8 часов)

1. Многообразие подходов исследования мировой политики в классическом идеализме.

2. Либеральный идеализм.

3. Классический реализм. Основатель школы политического реализма Г.Моргентау.

4. Неореализм. Концепция структуры международных отношений (К. Уолц).

5. Либеральные и неолиберальные концепции международ­ных отношений и мировой политики.

6. Транснационализм Р. Кеохэйна, Дж. Ная.

7. Теория мировой системы И. Валлерстайна.

8. Институционализм конструктивизм и постмодернизм в теории мировой политики.

9.Особенности региональных и субрегиональ­ных международных систем. 

10.Субнациональный и наднациональный уровни глобализационных процессов.

11.Феномен «глокализации».

Тема 2. Изучение конфликтов в международных отношениях (8 часов)

1.Зарождение конфликтологии международных отношений.

2. Содержание концепций «негативного» и «позитивного мира».

3. Главные мировые центры по исследованию проблем войны, мира и конфликта и их особенности.

4.Основные направления изучения исследований мира и конфликта в XX в.

5.Особенности развития отечественной конфликтологии международных отношений.

6.Практическая значимость изучения конфликтов в международных отношениях.

7.Изучение конфликтов и войн в работах П. Сорокина, К. Райта и Л. Ричардсона.

8.Теория структурного насилия, кон­цепция «негативного» и «позитивного мира» И. Галтунга.

Литература:

1. АнцуповЛ.Я., ШипиловА.И. Конфликтология: Учебникдля вузов. М: ЮНИТИ, 1999.

2. ДериглазоваЛ.В. Институт мира США: особенности деятельности //Американские исследования в Сибири. Томск: Изд-во Том ун-та, 2002. Вып. 6. С. 11-24.

3. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Косолапое II.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология //МЭ и МО. 1995. №10. С. 10.

5. Кременюк В .А. Современный международный конфликт: проблемы управления // Международные процессы. 2004. Т. 2, № 3 (6). Сентябрь - декабрь.

Тема 3.Основы анализа конфликтов (8 часов)

1.Общенаучное определение конфликта; основные положения и элементы общей теории конфликта.

2.Конфликт в международных отношениях, его особенности.

3.Структура конфликта. Принципы типологии конфликтов.

4.Основоположники общей теории конфликта. Л. Козера, Р. Дарендорф, Й. Галтунг, К. Боулдинг, Л. Крисберг, А. Рапопорт и Дж. Бертон.

5.Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Открытый, латентный и подавленный конфликт.

6.Л. Козер о завершении конфликтов. Особенности завершения конфликтов в международных отношениях.

7.Проанализируйте любой актуальный конфликт в соответствии с предложенной схемой (тип, структура, динамические характеристики).

Литература:

1. Козер Л. Основы конфликтологии: Учебное пособие. СПб.: Светлячок, 1999.

2. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.   

3. Лебедева ММ. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С. 31-39.

4. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М.: Юрист, 1997.

5. Burton J. Conflict Resolution: Its language and process. London: The Scarecrow Press Inc., 1996.

6. Nicholson M. Rationality and the Analysis of International Conflict. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999.

Тема 4.Конфликты в международных отношениях. Насильственные конфликты (10 часов)

1.Соотношение насильственных и ненасильственных конфликтов в МО.

2.Ключевые элементы понятия насилия. Насильственный конфликт.

3.Определение войны. Объективные параметры изучения войны.

4.Легитимность использования силы в международных и внутренних конфликтах.

5.Понятие конфликта низкой интенсивности.

6.Особенности терроризма как формы насилия в МО.

7.Формы борьбы с терроризмом, её сложности.

8. Попробуйте применить формулу вычисления структурного насилия в отношении какой-либо страны или региона. Можно ли верифицировать полученные результа­ты? Какую интерпретацию полученных результатов вы можете предложить?

Литература:

1. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917: Пер. с англ. Е. Дорман. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

2. Ежегодник СИПРИ 2000. Вооружения, разоружения и международная безопасность. М.: Наука, 2001.

3. Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2003.

4. Косолапое Н.А. Сила, насилие, безопасность: Современная диалектика взаимосвязей // Очерки теории и политического анализа в международных отношени­ях. М.: МГИМО, 2002.

5. Нравственные ограничения войны. Проблемы и примеры. М.: Гардарики, 2002.

6. Серебрянников В.В. Социология войны. М.: Ось-89, 1998.

7. Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и террориз­ма. М.: Весь мир, 2005.

8. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы / Отв. ред. В.В. Витюк, Э.А. Паин. М.: Институт социологии РАН, 2003.

9. Geller D., Singer D. Nations at war. A scientific study of international conflict. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

10. Freedom, Democracy, Peace: Power, Democide, and War

//http://www.hawaii.edu/powerkills

11. Pfetsch F.R., Rohloff C. National and International Conflicts, 1945-1995. London; New York: Routledge, 2000.

12. Teaching guide on International Terrorism: Definitions, Causes, and Responses. United States Institute of Peace. Education Program // www.usip.org

Тема 5.Особенности конфликтов между великими державами (8 часов)
[1]

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Дайте определение великой державы. Каковы критерии данного определения?

2.Какие тенденции в развитии конфликтов между великими державами за период с XV по XX в. выделяют исследователи? Назовите ученых, которые проводили такие исследования.

3. Какие эмпирические подтверждения названной гипотезы существуют?

4. Что означает понятие "популяризация войны" и какие последствия данного явления вы можете назвать?

5. Каким образом научно-техническая революция повлияла на характер войн? Изменилась ли продолжительность войн?

6. Когда начинают формироваться профессиональная военная элита и массо­вая армия'? Какие последствия имели эти тенденции для обществ? Что означает выражение "вооруженная нация" - nation in arms?

7. Какие тенденции мирового развития приводят к ограничению применения военной силы в международных конфликтах? В каких странах и регионах данная тенденция проявляется? Можно ли считать эту тенденцию необратимой?

Литература по теме:

1. Bull H. The great powers and international order //The anarchical society. A study of order in world politics. London: Macmillan Press Ltd., 1995.

2. Holsti K.J. International Politics. A framework for analysis. London: Prentice-Hall International, Inc., 1988. P. 17.

3. Howard M. War in European history. Oxford; London: Oxford University Press, 1976.

4. Kegley С W., WittkopfE.R. World Politics: trend and transformation. New York: St. Martin's Press, 1993.

5. Levy J.S. Historical Trends in Great power Wars: 1495-1975 // International Relations: Theory and practice. Washington, D.C.: CQ Press, 1989. P. 440^149.

6. Levy J.S. War in the Great Power System, 1495-1975. Lexington; KY: Kentucky University Press, 1983.

7. Morgenthau H. Politics among nations: The struggle for power and peace. Boston: McGraw-Hill, 1993.

8. Арон P. Мир и война между народами. М.: Nota bene, 2000.

9. Ревякин А.В. История международных отношений в новое время: Учебное пособие. М.: РОСПЭН, 2004.

10. Ховард М. Изобретение мира. М.: Московская школа политических исследо­ваний, 2002.

 

Тема 6.Особенности конфликтов в странах третьего мира после Второй мировой войны. [2]

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Назовите особенности стран третьего мира. Почему теоретики междуна­родных отношений заявляют о несоответствии основных аналитических моделей для понимания и интерпретации событий в данном регионе?

2.Какие причины порождали войны и конфликты в третьем мире после Вто­рой мировой войны?

3.Какие факторы влияют на динамику и особенности конфликтов в развива­ющемся мире? Приведете примеры.

4.Охарактеризуйте теорию асимметричного конфликта. Как трактуют поня­тия «силы» и «воли» в асимметричном конфликте? В чем значение такого разделе­ния? Приведите примеры конфликтов, которые подтверждают положения данной теории.

5.Каким образом изменяется понятие «победа» с учетом теории асимметрич­ного конфликта? В чем заключаются «уроки» Вьетнамской войны для развитых и развивающихся стран?

6.Объясните понятие асимметричных угроз, проиллюстрируйте на примере реальных событий международной жизни.

Литература:

1. Арон Р. Мир и война между народами. М.: Nota bene, 2000.

2. Вusаn В. System versus units in theorizing about the Third World // International Relations Theory and the Third World/ Edited by Stephanie G. Neuman. New York: St. Martin's Press, 1998.

3. Mack A. Why Big Nations Lose Small Wars: The Politics of Asymmetric Conflict //World Politics. 1975. Vol. 27, Xa 2.

4. Douma P., Frerks G. and Goor L. van de. Major Findings of the Research Project 'Causes of Conflict in the Third World', Occasional Paper, The Hague, Clingendael Institute, 1999.

5. Merom Gil. How Democracies Lose Small Wars: State, Society, and the Failure of France in Algeria, Israel in Lebanon, and the United States in Vietnam. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2003.

Тема 7. Особенности конфликтов в условиях формирования нового политического порядка

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Почему многие аналитики рассматривают распад биполярной системы как основной конфликтогенный фактор последних десятилетий?

2. Какие модели «мирового порядка» вы можете назвать? Дайте их характеристику.

3. В чем заключаются особенности и проблемы национального строительства в настоящее время?

4. В чем опасность гегемонистских устремлений США?

5. В чем отличие подходов европейских стран и США к вопросам обеспечения международной безопасности?

Литература по теме

1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2000.

2. Гаджиев КС. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.

3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском простран­стве. М.: Аспект Пресс, 1997.

4. КейганР.О рае и силе. Америка и Европа в новом мировом порядке. М.: Дом интеллектуальной книги, 2004.

5. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и урегулирования / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

6. Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная кон­фликтология // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №10.

7. Уткин А. И. Закон геополитической гравитации // Свободная мысль. 2003. №10.

8. Куклина И.Н. Деформация глобальных структур безопасности и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №11.

9. Hantington S. The Clash of Civilizations? //Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. Summer.

10. Hantington S. If not Civilizations, What? Paradigms of the Post-Cold War World //Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. November/December.

11. Kennedy P. Preparing for the Twenty-First Century. New York:Vintage Books, 1994.

12. Nye J.S.Jr. Understanding International Conflicts. An introduction to Theory and History. New York: Longman, 1999.

13. Pfetsch E, Rohloff C. National and International Conflicts, 1945-1995. New Empirical and Theoretical Approaches. London; New York: Routledge, 2000.

14. Snyder J. From voting to violence: democratization and nationalist conflict. New York; London: W.W. Norton & Company, 2000.

Тема 8.Объяснение причин войн и конфликтов с точки зрения различных теоретических подходов в международных отношениях

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Назовите основные теории международных отношений.

2.Что называется в качестве причин войн и конфликтов в международных отношениях?

3.Как определены перспективы сотрудничества и кооперации в противовес конкуренции и анархии в соответствии с различными подходами?

4.Назовите практические направления международного сотрудничества по преодолению войн. Каким теоретическим направлениям они соответствуют?

5.Охарактеризуйте возможность выработки комплексных подходов в международных отношениях.

Литература по теме

Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное по­собие / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2004.

Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.

Morgenthau H.J. Politics Among Nations: the Struggle for Power and Peace. New York: McGraw Hill, 1993.

Nye J.S.Jr. Understanding International Conflicts. An introduction to Theory and History. New York: Longman, 1999.

Pfetsch E, RohloffC. National and International Conflicts, 1945-1995. New Empirical and Theoretical Approaches. London; New York: Routledge, 2000.

V. Самостоятельная работа

5.1. Методические рекомендации по выполнению проектных заданий.

Проект № 2 «Подготовка эссе с обязательным использованием мультимедийных презентаций»

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы, подкрепляя полномасштабной мультимедийной презентацией.

Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л.

6.2. Тематика эссе [1] /рефератов:

 

 

5.2.1. Методические указания по подготовке эссе (рефератов)

Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.

Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.

Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.

Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.

Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы). Выполнение данного вида работ оценивается по балльной системе и включается в итоговую аттестацию студента.

Лучшие работы по итогам обсуждения на семинарских занятиях могут быть рекомендованы для участия в научной студенческой конференции.

VI. Итоговая аттестация

Форма итоговой аттестации

Зачёт, экзамен

 Итоговая аттестация основана на балльно-рейтинговой системе. Выполнение определенного вида работ в рамках аудиторных занятий и контролируемой самостоятельной работы позволяет студенту набрать определенное количество кредитов (зачётных единиц). Персональный рейтинг студента рассчитывается, исходя из следующей схемы:

- выполнение эссе – 0,5з.е;

- выполнение реферата – 0,4 з.е;

- выступление с докладом на семинарском занятии – 0,5 з.е.;

- выступление с презентацией н


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.