Лет со дня рождения русского поэта Серебряного века - Саши Черного — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Лет со дня рождения русского поэта Серебряного века - Саши Черного

2020-11-19 142
Лет со дня рождения русского поэта Серебряного века - Саши Черного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лет со дня рождения русского поэта Серебряного века - Саши Черного

 

Детство и юность Саши Чёрного

Александр Гликберг, известный под псевдонимом Саша Чёрный, родился в Одессе в еврейской семье. Его отец Мендель Гликберг владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра Гликберга было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и покрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии.

Будущий поэт увлекался химией и иногда превращал дом в лабораторию: то пытался изготовить порох из зубного порошка, то разводил чернила из ягодного сока. При этом учеба в гимназии ему не давалась, и в 15 лет Гликберг сбежал из дома и отправился в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать себе жилье.

В столице мальчик продолжил обучение, но через год провалил экзамен по алгебре, и его отчислили. После этого Мендель Гликберг отказался оплачивать комнату сыну, и вскоре будущий поэт оказался на улице. В 1898 году историю о брошенном мальчике напечатала газета «Сын Отечества», и его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира Константин Роше. Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке. Осенью этого же года Александр Гликберг поступил в житомирскую гимназию. Но ее он тоже не окончил: поругался с директором и был отчислен без права возобновить учебу. В это время Гликбергу было почти 20 лет. Попытки получить образование на этом он оставил и вскоре добровольцем ушел в армию.

После службы Александр Гликберг два года работал в Новоселицкой таможне, а потом увлекся литературным творчеством. В 1904 году его статьи, театральные рецензии и фельетоны напечатали в житомирской газете «Волынский вестник»; здесь же под псевдонимом «Сам по себе» и «Мечтатель» Гликберг опубликовал первые стихи.

В 1905 году он снова уехал в Петербург. Здесь встретил свою будущую супругу Марию Васильеву, студентку Бестужевских курсов.

Современник поэта Корней Чуковский так описывал ее: «Жена его, Мария Ивановна, была доктор философии. Она преподавала в высших учебных заведениях логику, и, признаться, я ее немножко побаивался. Да и он, кажется, тоже».

Александр Гликберг — Саша Чёрный

Ноября 1905 года в сатирическом журнале «Зритель» вышло стихотворение «Чепуха», которое Гликберг впервые подписал псевдонимом Саша Чёрный. Героями поэтического фельетона стали генерал Николай Линевич, министр внутренних дел Петр Дурново, председатель Совета министров Сергей Витте и другие государственные чиновники. Цензоры, конечно, изъяли весь тираж номера, а сам журнал закрыли.

Взял Линевич в плен спьяна

Три полка с обозом...

Умножается казна

Вывозом и ввозом.

Витте родиной живет

И себя не любит.

Вся страна с надеждой ждет,

Кто ее погубит...

Саша Чёрный, фрагмент стихотворения «Чепуха»

Но язвительные стихи поэта согласились печатать в других изданиях — «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший». С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.

Но знаете, этот «Саша» мне много горя доставил, еще в Петербурге каждый встречный-поперечный фамильярно окликал меня «Саша», да и тут — столько времени прошло — каждый недоросль пристает с этим «Сашей».

 Из книги воспоминаний «Бунин в халате» Александра Бахраха

В 1906 году вышел первый сборник произведений Чёрного — «Разные мотивы». В него вошли сатирические стихи, гражданская лирика и автобиографические заметки. Но политическую сатиру не одобрила цензура и все экземпляры изъяли.

«Король поэтов «Сатирикона»

Вскоре Чёрный с супругой уехал в Германию. Вольнослушателем он несколько месяцев посещал лекции по философии в Гейдельбергском университете. Там же появился стихотворный цикл «У немцев», в котором поэт иронично изобразил филистера — немецкого мещанина.

Через два года он вернулся в Россию и устроился в редакцию журнала «Стрекоза». Но в апреле 1908 года коллеги стали выпускать новый сатирический журнал — «Сатирикон». Там печатались Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Аркадий Бухов, Петр Потемкин и другие писатели. Чёрный был одним из самых популярных литераторов, журнал «Золотое руно» даже назвал его «королем поэтов «Сатирикона».

Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием.

 Саша Чёрный в первом выпуске «Сатирикона»

Современники рассказывали, что читатели искали на страницах издания прежде всего свежие фельетоны Чёрного, их заучивали наизусть, и даже Владимир Маяковский часто цитировал его сатирические строки.

Лиля Брик вспоминала: «Когда на его просьбу сделать что-нибудь немедленно, получал ответ: сделаю завтра, он говорил раздраженно: «Лет через двести? Черта в стуле! Разве я Мафусаил?» Если в трамвае кто-нибудь толкал его, он сообщал во всеуслышание: «Кто-то справа осчастливил — робко сел мне на плечо» (цитаты из стихотворений Саши Чёрного «Потомки» и «На галерке»). Сам Маяковский говорил, что любил стихи Чёрного за язвительный антиэстетизм.

«Король поэтов» не участвовал в литературных вечерах, из всех коллег общался только с Александром Куприным и Леонидом Андреевым.

Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди этих людей поневоле и был бы рад уйти от них, подальше. Он не участвовал в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся. Грудь у него была впалая, шея тонкая, лицо без улыбки. <...> Он чувствовал себя в «Сатириконе» чужаком и, помню, не раз говорил, что хочет уйти из журнала.

Корней Чуковский

Чёрный перестал сотрудничать с изданием в апреле 1911 года. К этому времени он выпустил два сборника — «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Книги были настолько популярны, что поэт переиздавал их пять раз. Летом Чёрный совершил небольшое путешествие по югу империи — жил в Одессе и Крыму, печатался в местной прессе. В 1912 году поэт побывал на Капри, где познакомился с Максимом Горьким.

В это же время Чёрный начал писать для детей. Первым появилось стихотворение «Костер», позже поэт выпустил детский альманах «Голубая книжка» со своими произведениями — рассказом «Красный камешек» и песней «Вечерний хоровод».

Лейте воду на огонь.

Сыпьте землю и песок,

Но ногой углей не тронь –

Загорится башмачок.

Зашипели щепки, шишки...

Лейте, лейте, ребятишки!

Раз, раз, еще раз...

Вот костер наш и погас.

Саша Чёрный, из стихотворения «Костер»

Современники отмечали, что с юными читателями поэт быстро находил общий язык. Он охотно играл с ними во дворе, летом катал на лодке. «По лицу его я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой, — писал Корней Чуковский. — Волосы у него растрепались, плечи молодо выпрямились, трудно было поверить, что этот беззаботный гребец еще так недавно твердил в отчаянно-горьких стихах, что его «…так и тянет из окошка / Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».

Саша Чёрный в эмиграции

Чёрный публиковал свои произведения в газетах «Руль», «Голос России», работал в эмигрантском издательстве «Грани». Позже он перешел в журнал «Жар-птица» и возглавил его литературный отдел. Издание отличалось от другой эмигрантской прессы — его выпускали цветным, иллюстрированным, с яркой обложкой. На страницах «Жар-птицы» выходили публикации о литературе, музыке, театре и живописи, а первый номер открылся стихотворением Саши Чёрного «Искусство».

В Берлине поэт провел около трех плодотворных лет. Он не только публиковался в изданиях немецкой столицы, но и сотрудничал с газетой «Свободные мысли» и журналом для детей «Зеленая палочка» в Париже, газетой «Сегодня» в Риге и пражской «Воля России». В 1922 году Саша Чёрный готовил к печати сборники произведений русских писателей для детей: двухтомный «Радуга» и альманах «Цветень», переводил немецкие сказки.

Саша Чёрный

Значительную часть парижских произведений Саша Чёрный написал для юных читателей. Он вел рубрику «Страничка для детей» в журнале «Иллюстрированная Россия», печатался в рубрике «Детский остров» в газете «Последние новости», опубликовал сборник «Несерьезные рассказы» и поэтические зарисовки «Дневник фокса Микки», написанные от лица фокстерьера.

Для взрослых читателей Чёрный публиковал юмористические и лирические стихи, критические статьи и рецензии. Он тщетно пытался избавиться от псевдонима, который ему не нравился, — подписывал свои произведения «А. Чёрный». Однако для окружающих он так и остался Сашей.

Чёрный часто участвовал в благотворительных вечерах в помощь инвалидам Первой мировой войны и посещал русских эмигрантов во французских городах, в Бельгии, Сербии и Чехии. Он также поддерживал молодых русских писателей: привозил сборники соотечественников, выступал на литературных вечерах, помогал выпускать альманахи.

Есть два рода помощи: есть похвала, подписанная громким именем, и есть помощь в прямом смысле слова: советы старшего, его пометы на рукописи новичка, — волнистая линия недоумения, осторожно исправленная безграмотность, — его прекрасное сдержанное поощрение, и уже ничем не сдерживаемое содействие. Вот этот второй — важнейший — род помощи я и получил от Александра Михайловича.

Писатель Владимир Набоков

В 1932 году Александра Чёрного не стало — он умер от сердечного приступа в своем доме в Провансе. Его похоронили на местном кладбище Лаванду. На следующий год его друзья опубликовали его произведения, которые он готовил, но не успел напечатать при жизни: сказку «Белка-мореплавательница» и сборник юмористической прозы «Солдатские сказки».

 

 

лет со дня рождения русского поэта Серебряного века - Саши Черного

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.