Актуализация знаний (ознакомительное чтение). — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Актуализация знаний (ознакомительное чтение).

2020-11-19 69
Актуализация знаний (ознакомительное чтение). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание занятия

Актуализация знаний (ознакомительное чтение).

Ребёнок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 4 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом, но не умеют рассказывать по плану, легко отвлекаются от темы, обращают внимание на детали (несобранность мысли), нарушают логику. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью. Задача учителя: научить рассказывать или описывать предмет по определённому плану.

Пересказ текста очень близок к оригиналу, потому что опирается в основном на память, а не на осмысление содержания. Задача учителя: работать над пониманием содержания.

После поступления в школу в речевом развитии ребенка происходят изменения.

Во-первых, резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности. Мотивация речи резко изменяется. (Ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Если в ситуативной речи главный мотив - общение, ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Поэтому дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы).

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т. д.)

Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь.

Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т. е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не занимал господствующего положения.

Четвёртая особенность - речь становится объектом изучения. Дети узнают, что речь бывает устной и письменной, состоит из предложений и имеет свою структуру.

Практические здания

1. Запишите основные направления развития речи учащихся:

1) звуковая культура речи;

2) работа над словом;

3) работа над предложением;

4) работа над связной устной речью.

Познакомьтесь с разделом программы по обучению грамоте «Развитие устной речи» (Звуковая культура речи) Какие направления работы по развитию речи на фонетическом уровне выделяются? Сформулируйте их и запишите.

Справочные материалы:

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

3. Запишите основные направления работы над словом:

1) уточнение значения слов;

2) обогащение словаря;

3) правильное употребление слов;

4) борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Составьте 2 задания по любому из направлений работы над словом, которые будет уместно использовать при изучении темы урока (по выбранной букве)

4. Составьте 3-4 задания по развитию речи для работы с текстом (можно использовать первый или второй разворот страницы).

При работе над предложением и связным текстом можно использовать следующие виды работ:

1) работа над интонацией предложения (интонационное выделение предложения и речевого потока; отработку интонации законченности; интонация вопросительного и восклицательного предложения, а также предложения незаконченного, прерванного);

2) восстановление предложения из разрозненных слов или деформированного текста;

3) деление текста, напечатанного на доске без точек и заглавных букв, на предложения;

4) постепенное распространение предложения вопросами (Яблоко упало. Какое? Когда? Где? С чего? На что?);

5) составление предложения на какой-либо основе (по вопросу, на тему, по схеме, по опорному слову, по картинке и т. д.);

6) беседа по сюжетной картинке или серии картин;

7) составление плана текста;

8) словесное рисование (воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?) и др.

9)  «Составь рассказ по картинкам» (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ).

10) «Мультфильм» (после составления связного рассказа по серии сюжетных картинок, детям предъявляется образец связного рассказа – мультфильм).

5. Прочитайте §6 из главы 8 «Дифференцированный подход к обучению первоклассников» (только стр. 232-234). Е.С. Антонова. «Методика преподавания русского языка». Составьте задания для учащихся с разным уровнем подготовленности (3 группы).

Пришлите по электронной почте только задания 3, 4, 5 (в одном файле)

Тема: Игровые приёмы и элементы занимательности при обучении чтению. Нестандартные уроки. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

виды игр;

приёмы занимательности на уроках обучения грамоте;

нетрадиционные формы занятий в период обучения грамоте;

уметь:

организовывать игровую деятельность на уроке обучения грамоте.

Практическое занятие.

Содержание занятия

Содержание занятия

Актуализация знаний (ознакомительное чтение).

Ребёнок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 4 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом, но не умеют рассказывать по плану, легко отвлекаются от темы, обращают внимание на детали (несобранность мысли), нарушают логику. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью. Задача учителя: научить рассказывать или описывать предмет по определённому плану.

Пересказ текста очень близок к оригиналу, потому что опирается в основном на память, а не на осмысление содержания. Задача учителя: работать над пониманием содержания.

После поступления в школу в речевом развитии ребенка происходят изменения.

Во-первых, резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности. Мотивация речи резко изменяется. (Ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Если в ситуативной речи главный мотив - общение, ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Поэтому дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы).

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т. д.)

Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь.

Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т. е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не занимал господствующего положения.

Четвёртая особенность - речь становится объектом изучения. Дети узнают, что речь бывает устной и письменной, состоит из предложений и имеет свою структуру.

Практические здания

1. Запишите основные направления развития речи учащихся:

1) звуковая культура речи;

2) работа над словом;

3) работа над предложением;

4) работа над связной устной речью.

Познакомьтесь с разделом программы по обучению грамоте «Развитие устной речи» (Звуковая культура речи) Какие направления работы по развитию речи на фонетическом уровне выделяются? Сформулируйте их и запишите.

Справочные материалы:

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

3. Запишите основные направления работы над словом:

1) уточнение значения слов;

2) обогащение словаря;

3) правильное употребление слов;

4) борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Составьте 2 задания по любому из направлений работы над словом, которые будет уместно использовать при изучении темы урока (по выбранной букве)

4. Составьте 3-4 задания по развитию речи для работы с текстом (можно использовать первый или второй разворот страницы).

При работе над предложением и связным текстом можно использовать следующие виды работ:

1) работа над интонацией предложения (интонационное выделение предложения и речевого потока; отработку интонации законченности; интонация вопросительного и восклицательного предложения, а также предложения незаконченного, прерванного);

2) восстановление предложения из разрозненных слов или деформированного текста;

3) деление текста, напечатанного на доске без точек и заглавных букв, на предложения;

4) постепенное распространение предложения вопросами (Яблоко упало. Какое? Когда? Где? С чего? На что?);

5) составление предложения на какой-либо основе (по вопросу, на тему, по схеме, по опорному слову, по картинке и т. д.);

6) беседа по сюжетной картинке или серии картин;

7) составление плана текста;

8) словесное рисование (воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?) и др.

9)  «Составь рассказ по картинкам» (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ).

10) «Мультфильм» (после составления связного рассказа по серии сюжетных картинок, детям предъявляется образец связного рассказа – мультфильм).

5. Прочитайте §6 из главы 8 «Дифференцированный подход к обучению первоклассников» (только стр. 232-234). Е.С. Антонова. «Методика преподавания русского языка». Составьте задания для учащихся с разным уровнем подготовленности (3 группы).

Пришлите по электронной почте только задания 3, 4, 5 (в одном файле)

Тема: Игровые приёмы и элементы занимательности при обучении чтению. Нестандартные уроки. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

виды игр;

приёмы занимательности на уроках обучения грамоте;

нетрадиционные формы занятий в период обучения грамоте;

уметь:

организовывать игровую деятельность на уроке обучения грамоте.

Практическое занятие.

Содержание занятия


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.