Организационно-педагогические условия реализации программы: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организационно-педагогические условия реализации программы:

2020-11-19 170
Организационно-педагогические условия реализации программы: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Москва

2019


Содействие развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями. Рабочая программа и учебный план по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. – М., 2019. – 65 с.

Авторский коллектив:

Аникеева О.А., Гришкин В.В., Иванова Н.В., Карпунина А.В., Князькова Е.А., Козак Е.М., Мерсиянова И.В., Метелев А.П., Ростовская Т.К., Рудницкая А.П., Свистунов А.В., Сизикова В.В., Теплицына А.Ю., Шимановская Я.В.

 

 

Краткая аннотация программы

Данная программа дополнительного профессионального образования является программой повышения квалификации и нацелена на решение проблемы подготовки специалистов в области содействия развитию добровольчества (волонтерства), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) и межсекторного взаимодействия. Материал учебных дисциплин ориентирован на решение практических задач, связанных с их значимостью и продиктован положениями перечня поручений Президента Российской Федерации в части утверждения плана реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года.

Программа направлена на совершенствование профессиональной компетентности обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам в области содействия развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействия с СОНКО.


I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель программы: получение (совершенствование) профессиональной компетентности обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам в области содействия развитию добровольчества (волонтерства), социально ориентированных НКО и межсекторного взаимодействия.

 

Категория слушателей: лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование – руководители и работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы:

1. Программа основывается на современных подходах и методах к процессу преподавания экономических, специальных и бизнес-дисциплин.

2. Обучение проводится в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы слушателей, в том числе выполнения заданий для самоподготовки, а также в форме выполнения групповых заданий, участия в деловых играх, проведения групповых дискуссий, анализа кейсов, презентации проектов.

3. В формат обучения включено изучение практики содействия развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействия с СОНКО посредством образовательных визитов в СОНКО, государственные и муниципальные учреждения, органы местного самоуправления и органы государственной власти, волонтерские центры вузов, добровольческие отряды, коммерческие организации, а также посредством непосредственного общения и совместной проектной работы обучающихся с представителями СОНКО и других организаторов волонтерской деятельности.

Трудоемкость программы: 3 зачетные единицы, 114 академических часов, в том числе 58 аудиторных часов.

 

Минимальный срок обучения: 16 дней.

 

Форма обучения: очно-заочная.

 

Язык программы: русский.

 

Численность группы: от 20 чел.


№ п/п

Наименование дисциплин, тем

Трудоемкость

Объем аудиторных часов

Внеауди

торная (самостоятельная)

Работа

Форма контроля

в зачетных единицах в часах всего лекции практические занятия
1 Добровольчество (волонтерство) и социально ориентированные НКО: определение и местоположение в обществе, законодательство, государственная политика, инфраструктура развития     22 10 8 2 зачет
1.1 Волонтерство как практика гражданского общества: исторические традиции, многообразие современных форм и направлений, масштабы участия россиян, зарубежный опыт.     4 2 2    
1.2 Социально ориентированные НКО в структуре российского гражданского общества: формы, количественные и качественные характеристики, связи с другими секторами (государство и рынок), добровольные объединения в истории России как предшественники современных НКО, формы добровольных объединений граждан за рубежом.     4 2 2    
1.3 Законодательное регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные организации.   6 2 2   4  
1.4 Государственная политика в области содействия развитию институтов гражданского общества и формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО   4 2 2   2  
1.5 Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО: модели ресурсных центров, волонтерских центров, финансовая поддержка СОНКО и добровольчества (волонтерства) на муниципальном, региональном, федеральном уровне (субсидии, гранты Фонда президентских грантов)   4 2   2 2  
2 Природа инициативных групп и СОНКО   32 16 4 12 16 зачет
2.1 Организационные структуры НКО. Виды и уровни управления. Органы управления в СОНКО, особенности функционирования.   6 4 2 2 2  
2.2 Управление ресурсами, привлечение средств. Фандрайзинг, краудфандинг, участие в конкурсах субсидий и грантов. Взаимодействие с частными и корпоративными донорами.   4 2   2 2  
2.3 Связи с общественностью. Популяризация деятельности. Прозрачность и доступность информации.   6 2   2 4  
2.4 Отчетность в НКО, аудит и налогообложение   6 2 2   4  
2.5 Лидерство в НКО, роль руководителей в НКО   4 2   2 2  
2.6 Дизайн-мышление как метод совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями СОНКО   6 4   4 2  
3 Межсекторное взаимодействие: цели и технологии   28 14 2 12 14 зачет
3.1 Задачи и технологии взаимодействия с СОНКО, включая содействие укреплению их роли как поставщиков услуг в социальной сфере, организаторов волонтерской деятельности, внедрению инноваций   8 4 2 2 4  
3.2 Мотивирование волонтеров и сотрудников СОНКО. Подходы к решению проблемы эмоционального и психологического выгорания.   4 2   2 2  
3.3 Управление рисками в работе с СОНКО и волонтерами.   4 2   2 2  
3.4 Разработка и принятие управленческих решений в сфере взаимодействия с СОНКО и волонтерами   4 2   2 2  
3.5 Технология продвижения результатов совместной деятельности с СОНКО и волонтерами   4 2   2 2  
3.6 Технологии взаимодействия с бизнес-организациями и корпоративными донорами.   4 2   2 2  
4 Методы оценки эффективности деятельности СОНКО и волонтеров   20 12 4 8 8 зачет
4.1 Оценка проектов и эффективности деятельности СОНКО   10 6 2 4 4  
4.2 Оценка эффективности волонтерской деятельности   10 6 2 4 4  
5 Волонтерская деятельность в отдельных отраслях социальной сферы и направлениях деятельности   10 4 2 2 6 зачет
5.1 Развитие добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании   3 1 0,5 0,5 2  
5.2 Развитие добровольчества (волонтерства) в образовании и культуре   3 1 0,5 0,5 2  
5.3 Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере физической культуры и спорта   2 1 0,5 0,5 1  
5.4 Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере охраны природы, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций   2 1 0,5 0,5 1  
  ВСЕГО:   112 56 20 36 56  
  Итоговая аттестация:     2       зачет*
  ИТОГО: 3 114 58 20 36 56  

* Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме тестирования

III. ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

III.1. Дисциплина «Добровольчество (волонтерство) и социально ориентированные НКО: определение и местоположение в обществе, законодательство, государственная политика, инфраструктура развития»

Тема 1.2. Социально ориентированные НКО в структуре российского гражданского общества: формы, количественные и качественные характеристики, связи с другими секторами (государство и рынок), добровольные объединения в истории России как предшественники современных НКО, формы добровольных объединений граждан за рубежом.

Цель: освоение обучающимися ключевых понятий и базовых компонентов в функционировании социально ориентированных некоммерческих организаций, понимание связей с другими секторами.

Задачи:

ознакомить обучающихся с формами СОНКО, их характеристиками, положением СОНКО в структуре гражданского общества и их отношениями с другими секторами (государство и рынок);

систематизировать знания обучающихся об истории добровольных объединений граждан в России;

ознакомить учащихся с формами добровольных объединений граждан за рубежом.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Понятие НКО (корпоративные и унитарные), социально ориентированных НКО, их формы и местоположение в структуре российского гражданского общества.

Качественные и количественные (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях) характеристики третьего сектора как совокупности негосударственных некоммерческих организаций. Связи с другими секторами (государство и рынок).

Добровольные объединения в истории России как предшественники современных НКО.

Формы добровольных объединений граждан за рубежом.

Основная литература:

1. Конституционно-правовой статус общественных объединений в современной России // Авторы-составители: Комарова В. В., Васильев С. А., Володина С. В., Ермоленко А. С., Заикин С. С., Нарутто С. В., Осавелюк А. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019.

2. Общественные объединения и некоммерческие организации: деятельность и поддержка (монография). Под ред. Петровой Т. Э. М: Инфра-М, 2018.

Дополнительная литература:

3. Некоммерческие организации в международном и национальном праве: Монография / Под ред. Хабриевой Т.Я., Чиркина В. Е. М.: ИЗиСП: Норма: ИНФРА-М, 2017.

4. Туманова А.С. Общественные организации в России: правовое положение. 1860–1930-е гг.: Монография. М.: Проспект, 2019.

5. Организация волонтёрской (добровольческой) деятельности в некоммерческой организации / Авт.-сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев; под ред. Т.Н. Арсеньевой. М.: АВЦ, 2017.

Тема 1.3. Нормативно-правовое регулирование добровольчества (волонтерства) в России и НКО, включая социально ориентированные некоммерческие организации.

Цель: освоение обучающимися ключевых понятий законодательного регулирования НКО, включая социально ориентированные организации, и добровольчества (волонтерства) в России.

Задачи:

ознакомление обучающихся с законодательным регулированием деятельности НКО, включая социально ориентированные организации;

ознакомление обучающихся с законодательным регулированием деятельности добровольческой (волонтерской) деятельности.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Законодательная и нормативно-правовая база регулирования деятельности некоммерческих организаций. Характеристика организаций отдельных организационно-правовых форм (общественные организации, общественные движения, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц и т. д.).

Международные и европейские принципы и нормы, определяющие развитие добровольческой (волонтерской) деятельности. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих, Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций 10.01.2002 года.

Федеральное законодательство, регулирующее добровольчество (волонтерство), нормативно-правовое регулирование на региональном уровне.

Основная литература:

1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 года № 1067 «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

7. Общие вопросы реализации национальных проектов: документы об утверждении проектов и программ в рамках работы Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам и Президиума Совета. URL: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (режим обращения свободный).

Дополнительная литература:

8. Информационные материалы о национальном проекте «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.pdf (режим обращения свободный).

9. Паспорт федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/a66/Sotsialnaya-aktivnost-_obnov.-red_.pdf (режим обращения свободный).

10. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р) (утв. Правительством РФ от 20.06.2019 N 5486п-П44).

Тема 1.4. Государственная политика в области содействия развитию институтов гражданского общества и формы государственной поддержки добровольчества (волонтерства) и СОНКО.

Цель: получение обучающимися теоретических знаний в части государственной политики в сфере содействия развитию институтов гражданского общества, в частности, добровольчества (волонтерства) и СОНКО.

Задачи:

формирование у слушателей компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области нормативно-правового регулирования добровольческой деятельности;

изучение технологий содействия развитию добровольчества на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

усвоение обучающимися знаний о государственной политике в сфере добровольчества (волонтерства), ее направлениях и приоритетах.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Государственная политика в области содействия развитию институтов гражданского общества: этапы формирования и современное содержание.

Добровольчество (волонтерство) и СОНКО как объекты государственной политики, направления и цели поддержки.

Год добровольца (волонтера) в 2018 году: итоги и перспективы развития добровольчества (волонтерства). Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 года №2950-р).

Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации. Принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с СОНКО, добровольческими организациями. Процедура назначения ответственных за развитие добровольчества (волонтерства) в регионах. Деятельность региональных советов по вопросам добровольчества (волонтерства). Деятельность ресурсных центров развития добровольчества (волонтерства).

Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №10 от 24 сентября 2018 года) и его ключевая задача «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)». Федеральный проект «Социальная активность» и его цель: «создание к 2024 году условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)». Реализация региональных проектов «Социальная активность».

Основная литература:

1. О развитии добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций. Доклад Государственного Совета Российской Федерации. Декабрь 2018 г.

2. Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Под общ. ред.: И. В. Мерсиянова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.

3. Методические рекомендации по внедрению стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах: методические рекомендации [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: https://asi.ru/upload/medialibrary/ff7/Standart-podderzhki-dobrovolchestva_internet.pdf (дата обращения: 06.11.2019).

4. Бодренкова Г.П. Развитие системы добровольческих центров в Российской Федерации. Дорожная карта «Добровольчество – 2020». Методическое пособие. М.: Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд «Московский дом милосердия»). 2013. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества).

Дополнительная литература:

5. Громова М.Н., Мерсиянова И.В. Государственная поддержка НКО и оценка ее эффективности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. №1. С. 39-44.

6. Государственное регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций // Авторы/составители: Барков А. В., Ручкина Г. Ф., Демченко М. В., Ромашкова И. И., Зворыкина Т. И., Рыльская М. А., Сигалов К. Е., Белик В. Н., Венгеровский Е. Л. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года».

8. Сборник законов субъектов Российской Федерации по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. М: Правовое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2017.

9. Отчет о реализации Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/dd54f99a-198b-4145-bb88-089706841f37.pdf (дата обращения: 06.11.2019).

Тема 1.5. Инфраструктура развития волонтерской деятельности и СОНКО: модели ресурсных центров, волонтерских центров, финансовая поддержка СОНКО и добровольчества (волонтерства) на муниципальном, региональном, федеральном уровне (субсидии, гранты Фонда президентских грантов)

Цель: получение обучающимися теоретических знаний о программах, инструментах и практиках управления добровольчеством (в том числе модели ресурсных центров) на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Задачи:

изучение понятия и сущности ресурсных центров добровольчества (волонтерства);

развитие представлений о формировании эффективной инфраструктуры поддержки волонтерства и СОНКО в современной России;

анализ модели ресурсных центров добровольчества в современной России;

изучение технологии привлечения финансирования СОНКО и волонтерскими организациями из бюджетных источников;

формирование у обучающихся компетенций в области финансового, имущественного, информационного обеспечения развития добровольчества на федеральном, региональном и местном уровнях.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Системообразующая деятельность на примере деятельности Федерального агентства по делам молодежи, ФГБУ «Роспатриотцентр», Ассоциации волонтерских центров по поддержке и развитию инфраструктуры добровольчества (волонтерства) в России.

Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по формированию и развитию инфраструктуры для поддержки волонтерства (согласно Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации).

Модели ресурсных центров добровольчества. Местные (муниципальные) добровольческие центры. Региональные ресурсные центры добровольчества и поддержки добровольческого движения в регионах России. Федеральный (национальный) ресурсный центр добровольчества.

Технология управления развитием добровольчества на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (на примере реализации программы «Ресурсные центры добровольчества» Ассоциации волонтерских центров): методическое сопровождение центров на этапе создания и функционирования; обучение руководителей и членов команд ресурсных центров; внедрение федеральных программ и эффективных социальных практик в сфере добровольчества в регионах России; координация деятельности.

Финансирование добровольческих (волонтерских) организаций: предоставление субсидий и грантов, финансирование через государственные задания.

Организационная поддержка добровольческих (волонтерских) организаций: привлечение лидеров или представителей волонтерских организаций в совещательные органы; предоставление помещений на безвозмездной основе как во временное, так и в постоянное пользование; предоставление транспорта и оказание помощи в логистике; предоставление инвентаря; развитие материально-технической базы и др.

Информационная поддержка и популяризация добровольчества (волонтерства) через сбор и распространение информации о волонтерских проектах среди населения.

Подготовка добровольцев и должностных лиц к осуществлению и управлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Меры поощрения добровольцев (волонтеров).

Основная литература:

1. Инфраструктура развития добровольчества. Руководство. Добровольцы Организации Объединенных Наций под руководством Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [Электронный ресурс]. 2012. URL: https://opuo.ru/wp-content/uploads/2012/06/razvitie_infrastruktury_dobrovolchestva1.pdf (дата обращения: 06.11.2019).

2. Метелев А.П., Белецкая Е.С., Козак Е.М. Модель регионального ресурсного центра добровольчества. М.: Издательство «Перо», 2018.

3. Материалы о деятельности Ассоциации волонтерских центров [сайт]. URL: http://avcrf.ru (дата обращения: 06.11.2019).

Дополнительная литература:

4. Письмо Минэкономразвития России от 13 декабря 2016 г. № 38314-ОФ/Д01и «Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях добровольческих центров» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214432/ (дата обращения: 06.11.2019).

5. Методические рекомендации по формировании добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования / авт.-сост. Метелев А.П., Белецкая Е.С., Валиуллина Р.Р., Аплевич О. А., Бродовская Ю.И., Прокохина М.И., Мхитарьян Г.С., Суркова И.М., Лагутин А.О., Галямова К.В., Санча В.С. М. Издательство Перо, 2019.

6. Розанов В.А., Мальцева Ю.С., Царанов К.Н. «Серебряное» волонтерство: ключевые аспекты развития [Электронный ресурс]. Методическое пособие. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2018/10/22/Metod%20posobie%20serebtyanie%20volonteri.pdf (дата обращения: 06.11.2019)

7. Модель школьного добровольческого отряда: Методическое пособие / авт.-сост. А.С. Федоров, В.А. Зотова, А.П. Метелев. М.: Издательство «Перо», 2018.

8. Организация волонтерской (добровольческой) деятельности в некоммерческой организации: Методическое пособие. / авт.-сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев; под ред. Т.Н. Арсеньевой. М., 2017. С. 11-19.

9. Материалы о деятельности ФГБУ «Роспатриотцентр» Росмолодежи [сайт]. URL: http://rospatriotcentr.ru (дата обращения: 06.11.2019).

 

III.2. Дисциплина «Природа инициативных групп и СОНКО»

III.3. Дисциплина «Межсекторное взаимодействие: цели и технологии»

III.4. Дисциплина «Методы оценки эффективности деятельности СОНКО и волонтеров»

III.5. Дисциплина «Волонтерская деятельность в отдельных отраслях социальной сферы и направлениях деятельности (1-2 темы по выбору)»

Тема 5.1. Развитие добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании

Цель: получение обучающимися теоретических знаний о развитии добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании.

Задачи:

сформировать у обучающихся представления о формах развития добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании;

сформировать у обучающихся знания о системе правовых документов и организационных структурах, регулирующих развитие добровольчества (волонтерства) в здравоохранении и социальном обслуживании;

усвоение обучающимися знаний о современных практиках взаимодействия добровольческих (волонтерских) организаций и волонтеров с медицинскими и социальными организациями.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Понятие «медицинское добровольчество». Основные направления осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения. Значимость медицинского волонтерства. Социальный эффект медицинского волонтерства.

Исторические аспекты развития медицинского волонтерства в России. Современный статус волонтеров в медицинских организациях. Виды волонтерской помощи в медицинских организациях.

Государственная поддержка медицинского волонтерства. Стратегия поддержки добровольческой деятельности в сфере охраны здоровья в субъекте Российской Федерации. Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья: цель, задачи и основные направления деятельности. Координационный центр по донорству крови. Всероссийский мониторинг поддержки медицинского добровольчества в сфере охраны здоровья. Деятельность Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики».

Анализ российских региональных практик развития медицинского волонтерства.

Основные направления осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере социального обслуживания. Значимость социального волонтерства.

Примеры успешных волонтерских НКО, работающих в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Нормативные документы, регламентирующие волонтерство в социальных организациях. Методические рекомендации Минтруда России в части взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений с организаторами добровольчества (волонтерства).

Анализ российских практик развития волонтерства в социальных организациях.

Основная литература:

1. Савчук П.О. Методические рекомендации по организации работы добровольцев (волонтеров) в сфере охраны здоровья / П.О. Савчук, Г.Г. Надарейшвили, Н.В. Белокопытова, А.П. Метелев, Т.Н. Арсеньева, В. В. Хромов, М.С. Якунчикова. М., 2018.

2. Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе / Добровольческое движение «Даниловцы». Москва: Омега-Л, 2017.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями»

4. Материалы о деятельности Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» [сайт]. URL: http://волонтеры-медики.рф

Дополнительная литература:

5. Мониторинг реализации мер поддержки добровольчества (волонтерства) в субъектах РФ: доклад. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2019.

6. Бодренкова Г.П. Территориальная инфраструктура поддержки добровольчества. Международный и российский опыт: методическое пособие. – М. 2018.

7. Стандарт социального волонтерства: handbook. — М.: Издательство «Новое Небо», 2018.

8. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018.

9. Образовательные курсы «Социальное волонтерство» и «Медицинское волонтерство» в рамках онлайн-университета социальный наук [сайт] «Добро.Университет». URL: университет.добро.рф (дата обращения: 06.11.2019).

 

Тема 5.2. Практики и технологии развития волонтерства в образовании и культуре.

Цель: получение обучающимися знаний об особенностях добровольчества (волонтерства) в сферах образования и культуры.

Задачи:

формирование знаний об особенностях сфер образования и культуры как объектов деятельности волонтеров, миссия и задачи волонтеров, действующих в сферах образования и культуры;

изучение опыта практической деятельности волонтеров в сферах образования и культуры;

значение деятельности волонтеров в сферах образования и культуры для формирования личностных и профессиональных качеств волонтеров.

Перечень изучаемых элементов содержания:

Волонтерская деятельность обучающихся как способ воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности. Особенности организации добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом специфики уровней общего и профессионального образования.

Добровольческая (волонтерская) деятельность дошкольников и школьников: нормативное правовое, методическое, ресурсное обеспечение. Возможности организации добровольческой (волонтерской) деятельности в детском саду и школе. Успешный опыт организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях общего образования. Учет добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и ее оценка при поступлении в вузы.

Добровольческая (волонтерская) деятельность студенческой молодежи: ее роль и значение в процессе личностно-профессионального становления. Деятельность Федерального учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) по развитию системы поддержки добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях высшего образования. Программа развития студенческого добровольчества (волонтерства) «СВОИ» Ассоциации волонтерских центров.

Организация добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательной организации высшего и профессионального образования. Успешные практики организации добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях высшего и профессионального образования.

Реализация федеральной программы «Волонтеры культуры» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Деятельность Ассоциации волонтерских центров и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в области развития культурного волонтерства (волонтерыкультуры.рф). Развитие системы волонтерства в российских музеях, библиотеках, парках, зоопарках и других учреждениях культуры. Опыт России в области сохранения и восстановления объектов культурного наследия силами волонтеров (волонтерынаследия.рф). Успешные практики волонтерства в Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее, Дарвиновском музее, Политехническом музее, Государственном музее-заповеднике «Царицыно», Обучение сотрудников учреждений культуры работе с волонтерами.

 

Основная литература:

1. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, Изд-во НГТУ, 2015.

2. Петрова Е.Ю. Добровольчество в образовании: включение детей и молодежи в добровольческую деятельность: методическое пособие. СПб, 2018.

3. Теоретико-практические основания развития добровольческого движения: Методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, А.А. Крюковой; Авт.-сост.: Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Федоров А.С. М., 2018. URL: http://www.edu-mezhgorie.ru/rdsh/2metodrekomendacii_volontery.pdf (дата обращения: 06.11.2019)

4. Методические рекомендации по формированию добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. / авт.-сост. Метелев А.П., Белецкая Е.С., Валиуллина Р.Р., Аплевич О. А., Бродовская Ю.И., Прокохина М.И., Мхитарьян Г.С., Суркова И.М., Лагутин А.О., Галямова К.В., Санча В.С. М. Издательство Перо, 2019.

5. Материалы о Федеральной программе «Волонтеры культуры» [сайт]. URL: http://волонтерыкультуры.рф (дата обращения: 06.11.2019


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.