Великие сычуаньцы и великие в Сычуани — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Великие сычуаньцы и великие в Сычуани

2021-01-29 99
Великие сычуаньцы и великие в Сычуани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Династия Хань (206 до н. э.‑220 н. э.) – литератор Сы‑Ма Сян‑Жу, мыслитель Ян Сюн Династия Тан (618–907) – поэты Ли Бо, Ду Фу, императрица У Цзэ‑Тянь Династия Сун (960‑1279) – поэты Хуан Тин‑Цзянь, Лу Ю, Су Ши.

 

 

КНР (наши дни) – политический деятель Дэн Сяопин.

 

 

Дэн Сяопин (1904–1997), инициатор китайских реформ открытости

 

Правда, всем так или иначе попадавшегося на глаза иероглифа, который читается как ча  

, тогда и в помине не было. У Сы‑Ма Сян‑Жу говорится о чуаньча

. Ян Сюн приводит иероглиф

, который читается как шэ. В «Договоре с отроком» фигурирует наиболее распространенный тогда и близкий к современному вариант

, который вообще‑то читается как ту, и кроме чая может означать мало кому известное растение горький осот. Поэтому любую идентификацию в каждом конкретном случае легко поставить под вопрос. Когда перед вами семь‑восемь многозначных иероглифов, образующих как однослоги, так и двуслоги, и среди них нет ни одного, напрямую связанного с современным вариантом названия, место для сомнений есть всегда. Посему многие серьезные исследователи предпочитают утверждать, что «в „Шести канонах“ чая нет». С другой стороны, это же самое иероглифическое разнообразие при желании позволяет отыскать чай, понятно, под другим названием в древнейшем словаре «Приближение к классике» и, как следствие, в еще более древнем «Каноне стихов» (Ши цзин). Конфуций, между прочим, писал, что этот канон трехсот лучших из лучших стихотворений полезен в том числе и тем, что позволяет узнать много названий из мира флоры и фауны.

 

ИЕРОГЛИФЫ «ЧАЙ»

 

Словарь «Приближение к классике» (Эр я):

 

– ЦЗЯ – это КУТУ

 

Ян Сюн, словарь «Диалекты»:

 

ШЭ

 

Люди юго‑запада из Шу, называя ТУ, говорят ШЭ.

 

Сы‑Ма Сян‑Жу в трактате «Все генералы» приводит длинный список лекарственных растений:

 

ЧУАНЬЧА

 

Го Пу (276–324) в комментарии к словарю Эр я подводит промежуточный итог:

 

ЦЗЯ  

дерево небольшое, похоже на гардению, зимой растут листья, можно варить суп для питья. Ныне зовут собираемый рано – ТУ  

 , а собираемый поздно – МИН  

 , иногда говорят ЧУАНЬ  

, люди из Шу называют его горьким ТУ

.

Иероглиф ту

встречается в древней поэзии не единожды. Температура тогда была в среднем на два градуса выше, чем сейчас. Поэтому не исключено, что, по крайней мере, некоторые из упоминаний относятся к чаю, а не к осоту. Но это уже из области домыслов. Зато никто не сомневается, что при династии Хань чай без особого шума уже проник на исконные земли китайцев в среднем и нижнем течении великих рек Хуанхэ и Янцзы. Среди прямых археологических и косвенных письменных свидетельств приводят пример захоронений в Мавандуе. Там в первом и третьем раскопе нашли таблички с иероглифом

, это разнопись иероглифа

(цзя) из словаря Эр я. В общем, в загробном мире в чае тогда тоже уже нуждались и ящики с ним отправляли в потусторонние путешествия.

 

Баночка для чая из захоронения времен династии Хань

 

ОТ ТУ  

 ДО ЧА

 ПУТЬ ДЛИНОЙ В ШЕСТЬ ВЕКОВ  

Иероглифы ту

и ча

отличаются всего одной чертой. Упрощение началось уже при династии Хань – на печатях того времени иногда пропадает одна горизонтальная черта. Но печати – это узаконенное пространство стилистического эксперимента, о норме по ним судить нельзя. При этом уже при Западной Хань для ту в значении «чай» утвердилось другое чтение, о чем свидетельствует, например, комментарий Янь Ши к «Географическим записям» «Книги Династии Хань». Нынешний Чайный Хребет, Чалин, в провинции Хунань комментатор транскрибировал довольно близко к современным вариантам произношения иероглифа

(

– для тех, кто понимает), но эти звучания никак не перекликаются с

. Лишь к династии Тан форма, звучание и значение слились в одном иероглифе

, который наконец получил официальное признание, что было окончательно зафиксировано в «Каноне чая» Лу Юя, название которого по‑китайски произносится ЧА ЦЗИН.

В первой главе описывается и сам иероглиф: Его иероглиф относят либо к ключу «трава» (

), либо к ключу «дерево» (

) либо к обоим.

Встречающиеся в разных источниках варианты названий приводятся там же: Его имена, во‑первых – ча, во‑вторых – цзя, в‑третьих – шэ, в‑четвертых – мин, в‑пятых – чуань.  

До наших дней дожили два иероглифа – ЧА

и МИН

. Именно они встречаются на баночках, пакетиках и других упаковках китайского чая.

Но если не вдаваться въедливо в подробности и придерживаться срединной позиции, особо любезной сердцу потом ко в Желто го императора, то можно сказать, что, пожалуй, как земли Шу и Ба вошли в состав будущей великой империи (316 г. до н. э.), так с тех самых пор китайцы и пьют чай. Хотя, конечно, эпицентром чая в течение долгого времени продолжали оставаться уже не государства, а просто округа Ба и Шу.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.