Сущность морального выбора и риска в деятельности юриста. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность морального выбора и риска в деятельности юриста.

2021-01-29 481
Сущность морального выбора и риска в деятельности юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема морального выбора в деятельности юриста

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека.

Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.

Диапазон целей, которые встают перед человеком, группой или обществом и определяют необходимость морального выбора, достаточно широк. Он характеризуется и степенью общности субъекта, уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соответственно, и нравственная оценка различных целей будет неоднозначна.

Для того, чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика юридической деятельности вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что отдельным категориям юристов достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.

Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Эту проблему подметил еще Аристотель в своей работе Никомахова этика», когда выделил действия субъекта «по неведению» и «в неведении». Действия «в неведении» - когда человек сознательно избирает незнание, неведение. Действия «по неведению» имеют место тогда, когда остаются неизвестными некоторые частные или случайные обстоятельства, которые помимо воли действующего лица изменяют смысл поступка (пример, сотрудник ГАИ, пытаясь задержать преступников и не зная, что в салоне автомобиля помимо них находится ребенок, случайно ранил этого ребенка).

Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств

Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

Важную роль в выборе варианта поведения играет нравственная мотивация. Почему именно этот поступок наиболее предпочтителен?

Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного

выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях

нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна

из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных

норм с интересами общества и личности, а также между самими

нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой

из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти

к антинормам. Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в

нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении

противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов

приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности,

как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных

возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю

границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни

оправдывалось, становится безнравственным.

Именно поэтому нравственная культура сотрудника должна быть

профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою деятельность

так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гуманистическими

ценностями и в то же время не была бы и ущемлена

в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей

и норм.

50) Нравственные конфликты в деятельности юристов.

Количество определений понятия «конфликт» сложно поддается подсчету: наверное, в каждой научной дисциплине есть свой комплекс его определений, отражающий основные направления, школы, подходы, точки зрения. В Большой Советской Энциклопедии конфликт определяется как «столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе». В философской энциклопедии конфликт означает «предельный случай обострения противоречий». В словаре по психологии констатируется, что «Конфликт (от лат. сonflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». Таким образом, можно подчеркнуть, что понятие «конфликт» принято определять через понятия «противоречие», «противоположность» Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru..

 

Выделяют пять основных типов конфликта (см. Приложение 1):

· Внутриличностный (участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.);

· Межличностный (в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего -- это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д.);

· Между личностью и группой (группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой);

· Межгрупповой (Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом);

· Социальный (ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга Сайт http://www.lawlist.narod.ru.).

Кроме этого, конфликты можно классифицировать и по иным основаниям (см. Приложение 2). Например:

1. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).

2. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Среди конфликтов имеющих профессиональное значение для сотрудников, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми. Они выражаются в расхождении направленности ценностных отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутреннего конфликта иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу.

2. Профилактика и разрешение нравственных конфликтов в служебных коллективах. Этические нормы поведения сотрудника милиции в конфликтной ситуации

Очень важно определить причины конфликта, так как зная их (причины), легче предпринять конкретные меры по предотвращению деструктивных последствий конфликта, которые в свою очередь могут иметь необратимый характер и даже привести к трагичным последствиям.

Если попробовать рассмотреть причины конфликтов, возникающих в служебном коллективе, то условно можно было бы представить их в виде трех основных групп причин (см. Приложение 4):

· причины, порожденные особенностями службы.

· это причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.

· причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. С. 187..

Первая группа причин, порожденная особенностями службы, для многих коллективов является главным источником возникновения конфликтных ситуаций. К основным факторам первой группы причин можно отнести:

б) перенос проблем, решение которых должно идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. То есть проблемы, решение которых зависит от руководителя, могут вызвать конфликт между рядовыми сотрудниками;

в) невыполнение функциональных обязанностей в системе “руководства - подчинения”. Этот фактор может быть обусловлен ненадлежащим исполнением подчиненными своих обязанностей или неспособностью руководителя обеспечить подчиненных условиями для их успешной деятельности.

Кроме этого, возникающие во время службы конфликты нередко порождаются несоответствием поступков принятых в его коллективе нормам и жизненным ценностям сотрудника. Сюда же можно отнести и ролевые несоответствия в системе “руководитель - подчиненные” когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные руководящие должности с их реальными действиями.

Вторая группа причин межличностного конфликта - это причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее характерный пример такого рода особенностей представляет из себя взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости и несовместимости.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, подобных вышеуказанной:

а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием “противостоящих” группировок сотрудников, связанное с культурными, эстетическими, религиозными и другими различиями людей, неправильными действиями руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая коммуникация, возникающая при нежелании сотрудников понимать и учитывать намерения и состояния друг друга, считаться с потребностями других людей;

К факторам, коренящимся в личном своеобразии членов коллектива относятся возможные личные особенности, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность.

Вместе с тем, к факторам, обостряющим конфликтную ситуация могут относиться личные кризисы, которые могут быть “плановыми”, или возрастными и “внеплановыми”, связанными с различными потрясениями, такими как развод, смерть близкого человека и т. д.

Как уже было отмечено, зная эти причины, предотвратить нравственные конфликты в служебных коллективах будет намного легче. В данном случае особую роль в этом будет играть руководитель.

Достаточно важно в повседневной деятельности сотрудникам коллектива придерживаться норм этикета. Этикет есть своеобразная форма морально-психологического компромисса, в рамках которого могут решаться нравственные противоречия и конфликты, в рамках которого человек может ненасильственно реализовывать свои моральные потребности и интересы. Поэтому-то этикет наполняется моральным содержанием в процессе самого общения.

 Так же, как правовые нормы вносят порядок в регуляцию социальных отношений, этикетные нормы вносят определенный порядок, дисциплину в общение. Этикет вносит в общение определенный должностной характер: призывает быть внимательным и чутким, проявлять внимание и уважение к старшим, быть особенно предупредительным по отношению к женщинам.

Выполнение этикетных норм может нести и форму ненасильственного протеста против ущемления достоинства, против фамильярности, против панибратства. Если сотрудник предлагает нерегламентированное, дружеское общение своему руководителю, то последний вправе от этого отказаться и оградить себя от дальнейших попыток в этом направлении этикетными нормами. Бывают случаи, когда человеку достаточно просто строго следовать нормам и правилам этикета, для того, чтобы межличностные противоречия не только не обострялись дальше, но и постепенно стирались, забывались и сходили «на нет» старые обиды Сафьянов В. И.

Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, на которых должно основываться поведение сотрудников правоохранительных органов в конфликтной ситуации. Среди этих принципов можно назвать, в первую очередь, такие как:

1 - принцип презумпции порядочности каждого человека;

2 - принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности достоинства личности;

3 - принцип толерантности и альтруизма;

4 - принцип милосердия;

5 - принцип справедливости и благородства Смотрицкий Е.Ю. Нравственный конфликт: причины и формы, пути предупреждения и преодоления // http://zhurnal.lib.ru/..

Принцип презумпции порядочности (по аналогии с правовым принципом презумпции невиновности) предполагает отношение даже к совершенно незнакомому человеку как к порядочному, достойному уважения, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества. Если, к примеру, человек плохо одет или подстрижен, если он работает просто сторожем или дворником и т.д., то это совершенно не может означать, что к этому человеку можно относится высокомерно, общаться «сверху», ущемлять его человеческого достоинство, унижать и оскорблять.

Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства тесно связан с предыдущим и является по существу его логическим продолжением. Достоинство как осознание человеком самоценности своего собственного «Я», своих прав (на жизнь, на счастье, на свободу...) и моральных обязанностей (быть благородным человеком, не унижать других, помогать слабым, не лгать, держать слово...) является той ценностью общения, которую совсем не трудно сломать, но очень трудно сохранить в неприкосновенности. Эта, на первый взгляд, абстрактная установка реализуется в конкретных поступках, суждениях, оценках, высказываниях, которые должны быть максимально тактичны и корректны.

Принцип толерантности связан со всеми вышеперечисленными принципами, следование ему является своеобразной гарантией, обеспечивающей их выполнение: именно нетерпимость может являться началом разрушения гуманистических ценностей и этических норм. Толерантность самым тесным образом связана с альтруизмом и основана на нем: если человек не подавит в себе эгоистические наклонности, то быть толерантным очень и очень сложно. Терпимость и бывает нужна, как правило, в тот момент, когда требуется противовес, компенсация чьим-то эгоистическим потребностям.

Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью.

· Во-первых, не демонстрировать своего превосходства, даже когда оно очевидно, не разыгрывать и не афишировать роль победителя (это требование обязательно, например, в Японии),

· во-вторых, признать, что люди все имеют равные права и разница между ними в том, что совершают они разные поступки, судить которые со стороны по справедливости очень-очень сложно.

Принцип милосердия выражается в признании человека таким, каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды. Сострадание основано, прежде всего, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

Необходимо отметить, что сотрудник правоохранительных органов при принятии решения, когда приходится руководствокаться нормами нравственности, должен понимать, что существуют два вида таких норм (см. Приложение 6):

· Норма-идеал, на совокупности которых основывается вся классическая этика и все простые принципы нравственности, в том числе и в бытовых, общеупотребительных формах (например, «не кради», «не лги» и т.д.). нормы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания, ориентирами нравственного выбора в обычных ситуациях.

· Норма-мера, то есть норма, соизмеримая с конкретными условиями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает нижнюю границу, перейдя которую принятое решение становится однозначно безнравственным, какой бы социальной или служебной целесообразностью оно не оправдывалось.

Эта норма определяется следующими критериями:

1. Наименьший ущерб;

2. Наиболее благоприятные нравственные последствия;

3. Соблюдение интересов наибольшего круга людей;

4. Соблюдение принципа разумной достаточности используемых средств Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 1997. С. 158.

Поскольку в силу специфики служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов нередко приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы-меры, ему следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для того, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, следовательно, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости. Эта способность, иными словами, нравственная культура, нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры, не выходил за пределы гуманистических ценностей, соответствовал бы общественному нравственному идеалу, но в то же время не был бы и ущемлен в угоду абстрактно, тем более ложно понимаемым нравственным ценностям и нор

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.