Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского)государства и права. Государственный строй Киевской Руси. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского)государства и права. Государственный строй Киевской Руси.

2021-01-29 71
Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского)государства и права. Государственный строй Киевской Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского)государства и права. Государственный строй Киевской Руси.

Правовое положение населения Древнерусского (Киевского) государства.

Общая характеристика Русской Правды.

Преступление и наказание по Русской правде.

Суд и процесс по Русской Правде.

Особенности государственного строя Руси в период феодальной раздробленности.

Государственный строй Новгородской феодальной республики (12-14 вв.)

Основные черты феодального права по Псковской судной грамоте.

Развитие понятия, системы преступлений и наказаний по Псковской судной грамоте.

Развитие гражданского права в Псковской судной грамоте.

11. Судебник 1497 г. (общая характеристика).

Развитие понятия, системы преступлений и наказаний по Судебнику 1497 года.

Суд и процесс по Судебнику 1497 года.

Общественный и государственный строй России (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.).

15. Соборное уложение 1649 г. (общая характеристика).

Развитие уголовного права России в Соборном Уложении 1649 г.

Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.

Правовые основы формирования абсолютной монархии в России в первой четверти XVIII.

Общая характеристика Артикулов Воинских 1716 г. – первого уголовного кодекса России.

Развитие понятия, системы преступлений и наказаний по Артикулам Воинским.

Общая характеристика Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1716 года.

Образование регулярной полиции в России и её развитие во второй половине XVIII в.

Судебная реформа в России в XVIII в.

24. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (общая характеристика).

Развитие понятия преступления от Русской Правды до Уложения о наказаниях угол-ых и исправительных 1845 г.

Реорганизация высшего государственного управления в России в первой половине XIX в.

Систематизация и кодификация российского законодательства в первой половине XIX в.

Правовые основы крестьянской реформы 1861 г. в России.

Судебная реформа в России во второй половине XIX века.

Земская и городская реформы в России во второй половине XIX в.

Военная реформа в России во второй половине XIX века.

Контрреформы Александра III.

Перестройка государственного аппарата Российской империи в годы Первой мировой войны.

34. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. (Причины принятия, содержание, практика выполнения, историческое значение).

Конституционные реформы в России (1905-1907 гг.).

Учреждение Государственной думы в России и её развитие. (1905-1917 гг.).

Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. (Общая характеристика. Взаимоотношения высших органов власти и управления в России).

Юридические аспекты «государственного переворота» в России 3 июня 1907 г.

39. Всероссийский съезд Советов и его декреты – юридическое оформление Советского государства.

40. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (общая характеристика).

Конституция РСФСР 1918г. – первая Конституция Российского государства.

Создание и развитие советских судебных органов (система общих судов: 1917-1920 гг.)

Создание и развитие системы революционных трибуналов (1917-1920 гг.).

Создание и развитие органов государственной безопасности (ВЧК 1917-1920 гг.)

45. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (Общая характеристика).

Создание системы чрезвычайных органов власти и управления Советской России в годы гражданской войны.

Причины, сущность и правовые основы политики «военного коммунизма».

48. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. (общая характеристика).

Причины, сущность и правовые основы «новой экономической политики» Советского государства.

Кодификация советского права 1922-1926 гг.

Судебная реформа в Советской России 1922 г.

52. Причины, основные этапы и правовые основы образования СССР.

Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.

Причины, сущность и правовое регулирование военной реформы в СССР 1922-1928 гг.

Организационно-правовые основы развития советской милиции в 1922-1928 гг.

56. Первый гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (общая характеристика).

Реорганизация органов государственной безопасности (ВЧК-ГПУ-ОГПУ).

Органы внесудебных репрессий в СССР 1922-1951 гг.

Причины и сущность формирования в СССР тоталитарного политического режима.

Развитие органов суда и прокуратуры в СССР (1929-1941 гг.).

Разработка и принятие Конституции СССР 1935 года.

Имущественные преступления.

Больше всего внимания в РП уделяется краже, подробно расписывается какой штраф должен уплатить вор за кражу различных предметов. Общий принцип таков, пострадавшему следует полностью компенсировать материальный урон, поэтому виновный должен выплатить стоимость украденного и заплатить штраф. Сословная защита имущества встречается редко. Убийство вора на месте преступления не считалось преступлением и наказания не влекло.

Поток и разграбление.

В ПР,ПР поток и разграбление назначался в трех случаях за наиболее опасные преступления: за кражу коня, поджог дома и гумна, профессиональный разбой (ст.7,83). Точно определить содержание этого вида наказания невозможно, ни одного описания подобной практики до нас не дошло. Имущество конфисковывалось в пользу князя, а сам преступник обращался в рабство. Судьба его жены и детей не ясна.

Смертная казнь.

Русская правда не знает смертной казни, но известно, что она применялась.

Уголовные штрафы.

Штрафы были основным видом наказания по РП, применялись за все виды преступлений.

ПРОДАЖА - самый распространенный штраф, выплачиваемый за нанесение побоев, посягательства на собственность, оскорбления. Размер 1-12 гр. Продажа платиться князю, это- публичный штраф, свидетельствующий о свободном состоянии виновного.

ВИРА - представляла собой уголовный штраф, который выплачивался только за убийство и только свободного человека. В ПР.ЯР,М размер виры един для всех- 40гр. В ПР Ярославичей для огнищан, конюхов устанавливалась двойная вира.

ГОЛОВНИЧЕСТВО. Закон не попустительствовал убийце, даже вложившему деньги в дикую виру. Помимо виры он должен был заплатить головничество родственникам убитого в размере 12 гр. Из собственных средств (5).

УРОКИ. Уроками назывались штрафы за истребление собственности и имущества. Поскольку рабы и холопы приравнивались к имуществу хозяев, за их убийство выплачивался урок, а не вира.

 

Уголовные наказания по ПСГ

 Кодекс упоминает несколько видов уголовных наказаний- смертная казнь, дыба, штрафы. Смертная казнь полагалась за татьбу в третий раз, за конокрадство, за татьбу кромскую (или храмскую), за поджог и земскую измену (перевет) (статья 7-8). Способы реализации смертной казни не упоминаются. Есть основания полагать, что в применении казней не было никаких целенаправленных действий. Преступников сжигали на костре, вешали и т. д.

Дыба упоминается в одном случае: за нарушение порядка в суде (статья 58).

За кражи, побои, оскорбления взималась “продажа”. Уголовные штрафы в тех или иных случаях поступали князю, потерпевшим, городу, администрации. Кодекс не знает ни тюрьмы, ни телесных кар, хотя на практике они имели место.

Правосознание в области уголовного права не поднялось до уровня понимания воздействия на личность преступника различных наказаний, материальный стимул нашел отражение в господстве денежных уголовных штрафов.

 

Образование регулярной полиции в России и её развитие во второй половине XVIII в.

В начале XVIII в. появляется новый орган в системе государственного аппарата - полиция, выполнявшая важную задачу по охране крепостнического строя.

Первоначально полицейские органы были созданы в Петербурге и в Москве. В 1718 г. учреждается должность генерал-полицмейстера в Петербурге, в 1722 г. в Москве - обер-полицмейстера. Они возглавляли канцелярии полицмейстерских дел. Полиция опиралась в своих деятельности на старосту улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников.

В дальнейшем полицейские органы были созданы и в других городах страны. В 1733 г. в 23 городах имелись полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстером. В их распоряжении был небольшой (до 10 человек) вооруженный отряд.

Государство придавало большое значение полицейскому аппарату. Компетенция ее была обширной: охрана порядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

С 1755 г. полицейские функции в уездах осуществляли исправники и нижние земские суды; в городах - городничие; в Москве и Петербурге - обер-полицмейстеры. В связи с усилением волнений в 1782 г. вгородах были созданы специальные полицейские органы - управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего (в столице - полицмейстера), пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами. город делился на полицейские части во главе с частным приставом. часть включала от 200 до 700 дворов и подразделялась на кварталы (от 50 до 100 домов), возглавлявшимися квартальными надзирателями. В каждом квартале в помощь квартальному надзирателю придавалось по одному квартальному поручику. Города, таким образом, опутаны разветвленной системой полицейских органов.

Управа благочиния была наделена широкими правомочиями и вмешивалось во все стороны жизни горожан. Она должна была обеспечивать “благочиние, добронравие и порядок” в городе, следить за исполнением законов, пресекать их нарушение, проводить в жизнь решения губернского правления, судебных палат и иных судов. На нее было возложено и рассмотрение мелких уголовных дел о кражах (на сумму до 20 руб.).

 

24. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (общая характеристика).

Свод законов излагал нормы уго­ловного права в книге первой XV тома. Книга состоя­ла из 11 разделов, разделы — из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.

Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою зна­чительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несо­гласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вско­ре после опубликования Свода законов.

Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М. М. Сперанскому, но работа по подго­товке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.

Подготовленный проект был рассмотрен Государ­ственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс полу­чил название «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение подразделялось на разделы, разделы — на главы, а главы — на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодек­се увеличилось по сравнению с законами 1832 года втрое. Судебные органы в приговорах по делам, рас­смотренным после 1 мая 1846 г., должны были ссы­латься только на нормы нового Уложения.

В начале Уложения шли нормы, относящиеся к Об­щей части. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более разверну­то. В Уложении не было четкой грани между понятия­ми «преступление» и «проступок». Сро­ки давности устанавливались лишь для преступле­ний. В Уложении устанавливались формы вины, ста­дии совершения преступления, виды соучастия, об­стоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выде­лены дела, подсудные духовному суду и военным су­дам. Иностранные подданные, не имевшие диплома­тического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государ­стве.

Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государ­ственным преступлениям. При этом покушение, пре­ступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались ли­шение всех прав состояния и смертная казнь. Соста­вление и распространение письменных и печатных со­чинений с целью «возбудить к бунту» каралось лише­нием всех прав состояния и ссылкой на каторжные ра­боты в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом ли­цам, не освобожденным от телесных наказаний, допол­нительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.

Специальные разделы были посвящены преступле­ниям против порядка управления, должностным пре­ступлениям. В Уложении появились новые статьи и даже специальное отделение «О неповиновении фа­бричных и заводских людей». Особенно сурово наказы­вались организованные выступления рабочих. Явное неповиновение фабричных и заводских людей владель­цу или управляющему заводом каралось как восстание против властей, т.е. смертной казнью. Предусматривались на­казания и против участников забастовок. Виновные подвергались аресту: «зачинщики» — на срок от трех

недель до трех месяцев, «прочие» — от семи дней до трех недель.

Раздел «О преступлениях и проступках против за­конов о состояниях» предусматривал защиту сослов­ных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сослов­ное разделение людей в обществе. Всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию

 

Учреждение Государственной думы в России и её развитие. (1905-1917 гг.).

В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям:

- дворянская курия

- крестьянская

- городская

Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.

В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года:

- даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …)

- изменился статус государственной думы:

1/ законодательный орган (без него ни один закон не проходит)

2/должны быть представлены те классы, которые раньше не были

3/получает контроль за деятельностью исполнительной власти

Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.

В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п.

Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство.

В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих.

Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе.

Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян.

Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих.

Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты).

Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее).

 

Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского)государства и права. Государственный строй Киевской Руси.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.