Нравственные проблемы повести «Живи и помни» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Нравственные проблемы повести «Живи и помни»

2020-11-19 200
Нравственные проблемы повести «Живи и помни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. Распутин в центр повести «Живи и помни» поместил судьбу дезертира в военное время. Сюжетная линия уже определила проблематику произведения. Автор поднимает проблемы нравственного выбора человека, проблемы долга и чести, проблемы ответственности и предательства.

Главные герои повести становятся перед жизненно важным выбором, от которого зависит дальнейшая судьба. Гуськов между защитой Родины и спасением собственной жизни выбирает второе. Теперь он вынужден прятаться и скрываться ото всех, даже от собственных родителей. Настена стоит перед выбором: открывать тайну мужа или скрывать его возвращение до последнего. Выбор каждого героя приводит к определенным последствиям. Финал произведения трагичен, поэтому проблема выбора звучит наиболее четко.

В названии повести ярко отразилась проблема памяти. Каждый человек, по мнению автора, должен помнить о том, что он когда-то совершил. Андрей Гуськов обречен всегда помнить то, что он предал Родину, что из-за него беременная жена совершила самоубийство.

Военная проблематика подразумевает демонстрацию отношения к войне. Андрей Гуськов в тяжелой судьбе обвиняет именно ее. Автор не спорит с тем, что война действительно многое разрушила и погубила, однако судьба Гуськова зависела только от него самого. Центральный персонаж не хотел брать ответственность за свой эгоистичный поступок, а исправлять его было слишком поздно.

В. Распутин не зря ставит своих персонажей в трудное для всех время. Война раскрыла характер каждого. Настена, на долю которой выпали огромные испытания, не отреклась от своего мужа-дезертира. Отец и мать Андрея до конца верили в своего сына и ждали его. Михеич, неосознанно чувствуя, что Андрей в деревне, мечтает лишь о том, чтобы встретиться с ним. Он искренне переживает за него, когда мужики заподозрили неладное.

Андрей Гуськов выбирает собственное существование, понимая, что тем самым предает свою Родину. Война становится не главным действующим персонажем, автора интересует психологический портрет человека, который одним только поступком изменил свою жизнь к худшему. В. Распутин демонстрирует нравственное падение личности. Главный герой забыл, что такое гражданский долг. Когда Андрей становится дезертиром, он превращается в зверя. Не зря на протяжении всего произведения показывается, что он учится выть как волк.

Андрей Гуськов не только отказался брать ответственность за собственный поступок, но и втянул в дело свою жену, которой приходилось скрывать от всей деревни, что ее муж вернулся и что она беременна именно от него. Так, автор поднимает не только проблемы нравственного выбора и проблему ответственности за свои поступки, но и проблему ответственности за судьбу другого человека.

Таким образом, нравственная проблематика становится основной в повести В. Распутина «Живи и помни». Война становится фоном, а внимание писателя привлекает внутренний мир человека, который оказывается перед выбором.

Задание 3

Конспект по теме «Литература последних десятилетий».

Литература последних десятилетий

Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.

Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак), культура авангарда (В. Маяковский) и многочисленные проявления господствующего соцреализма. В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода:

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Коронация» Б. Акунина.

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко», В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген».

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему.

 Постреализм - определенная система художественного мышления, набирающее силу литературное направление со своими стилевыми и жанровыми предпочтениями. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. Писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

Изменение политических, экономических, социальных условий в стране в конце ХХ века привели ко многим изменениям и в литературном и окололитературном процессах. В частности, с 1990-х годов в России появилась Букеровская премия. Ее учредитель -английская Букеровская компания, которая занимается производством продуктов питания и их оптовой продажей.

Литературная премия «Русский Букер» учреждена основателем Букеровской премии в Великобритании компанией Booker Pic в 1992 году как инструмент для поддержки авторов, пишущих на русском языке, и возрождения издательской деятельности в России с целью сделать хорошую современную русскую литературу коммерчески успешной на ее родине.

Российскими букератами стали Марк Харитонов (1992, «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича»), Владимир Маканин (1993, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), Булат Окуджава (1994, «Упраздненный театр»), Георгий Владимов (1995, «Генерал и его армия»), Андрей Сергеев (1996, «Альбом для марок»), Анатолий Азольский (1997,»Клетка»), Александр Морозов (1998, «Чужие письма»), Михаил Бутов (1999, «Свобода»), Михаил Шишкин (2000, «Взятие Измаила»), Людмила Улицкая (2001, «Казус Кукоцкого»), Олег Павлов (2002, «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней»).

Следует понимать, что Букеровская премия, как и любая другая литературная премия, не призвана ответить на вопрос «Кто у вас первый, второй, третий писатель?» или «Какой роман лучший?». Литературные премии — это цивилизованный способ вызвать издательский и читательский интерес.

Тем не менее Букеровская и последовавшие за ней литературные премии (Антибукер, «Триумф», премия им. А. С. Пушкина, Парижская премия русскому поэту) не сняли в полной мере проблему противостояния некоммерческой литературы («чистого искусства») и рынка.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.