Рождество Христово. 25 декабря (7 января) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Рождество Христово. 25 декабря (7 января)

2021-01-29 75
Рождество Христово. 25 декабря (7 января) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начало установления этого праздника восходит к самым первым временам церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквях западных, нежели восточных; но это можно думать только о времени празднования – 25 декабря. В церквях же восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер. Он был посвящен воспоминанию и о собственно рождении Христа, и о Его крещении, то есть вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, – отчего и назывался Богоявлением.

Первоначальным основанием праздновать Рождество Христово 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господня (который и для древности оставался неизвестным), а таинственное понимание соотношения между первым Адамом и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и родоначальником жизни и спасения. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней церкви, родился и умер в тот же день, в который был сотворен и умер первый Адам, – в шестой; этому дню соответствовало 6 января – первого месяца года.

В качестве вступления к описанию этого светлого праздника приведу «справку» о нем из Полного православного богословского энциклопедического словаря:

«Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме; празднуется 25 декабря. О празднике Рождества Христова впервые упоминается у Климента Александрийского, который относит его к 6 января под именем Богоявления; в Западной Церкви Рождество Христово называлось Natalis и праздновалось 24 декабря; отсюда перешло и на Восток. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта).

Праздник Рождества Христова по важности считается вторым – после Пасхи – на Востоке, на Западе же – первым. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия, праздника проводится в строгом посте и называется Сочельником, или Соче(и)вником, так как в этот вечер, по церковному уставу употребляется в пищу сочиво – сушеные хлебные зерна, размоченные водой. Пост этот держится до вечерней звезды.

Празднование Рождества Христова Церковью установлено еще с IV века, между восточными и западными Церквями устанавливается единство относительно времени празднования, а именно – 25 декабря. Впервые в таком виде праздник Рождества Христова был введен в церкви Константинопольской, а затем распространился по всему православному Востоку; произошло это в восьмом десятилетии IV века (377–380). Этому событию особенно способствовал своей энергией и силой красноречия Святой Иоанн Златоуст. Первоначальная и основная цель установления праздника – это воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа, плоть во плоти от Пресвятой Девы Марии. В V веке были для этого праздника написаны священные песнопения. В навечерии Рождества Христова совершалось Царские часы, на которых возглашается многолетие царю и всему царствующему дому и всем православным христианам. Во времена царских часов Церковь вспоминала различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня (кроме субботы и воскресенья) совершается литургия Василия Великого. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами Богу…”

В Православной Русской Церкви в праздник Рождества Христова богослужение еще более торжественно».

К сожалению, мы слишком мало знаем о происхождении церковных праздников, поскольку много десятилетий находились в вынужденной оторванности от Церкви. По этой причине нам будет очень полезно обратиться к «Кратким сведениям о праздниках Православной Церкви…», изданным в 1892 году княжной Еленой Горчаковой:

«Ветхозаветные пророки ясно определили время и место рождения Спасителя. По этим пророчествам Иисус Христос должен был явиться на свет в иудейском городе Вифлееме – на родине царя Давида. Пресвятая Дева Мария жила далеко от Вифлеема, и никто не знал о Благовествовании, посланном Ей, так как Она смиренно хранила в сердце своем слова Архангела, предвозвестившего Ей, что Она родит Сына Божия. Но когда приблизилось время рождества Спасителя, особенный случай заставил Марию и Иосифа отправиться из Назарета галилейского в Иудею, в Вифлеем. Римский император Август, под властью которого находилась тогда Иудея, издал повеление произвести народную перепись по всей империи. Каждый подданный должен был записаться в том месте, откуда был родом, и Иосиф, как потомок Давида, отправился в свой отческий город Вифлеем.

По случаю народной переписи в маленьком городке собралось много народу; Иосиф с Марией не смогли найти себе место в гостинице и должны были приютиться за городом, в пещере, куда пастухи обыкновенно в ненастную погоду загоняли скот. Тут Мария родила Сына Своего, Сама спеленала Его и положила в ясли [место, где хранится зерно и сено – корм для скота].

Рождение Спасителя Мира произошло в правление императора Августа, в 5508 году от Сотворения Мира.

Скоро разнеслась весть о рождении Иисуса Христа, Которого ожидали иудеи. Но не в величии и славе земной, как они этого ожидали, родился обещанный им Мессия, а в смирении и бедности; они надеялись найти в нем освободителя и могущественного царя и не поняли, что Он дарует духовную свободу, а не мирское благоденствие.

Об этом великом событии прежде всех узнали смиренные пастухи, ночью сторожившие свое стадо вблизи пещеры. Они увидали на небе дивный свет: Ангел Божий явился им в небесной славе, и Божественный свет осиял их. Пастухи устрашились чудного видения, но Ангел сказал им: “Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: “Слава в Вышних Богу и на Земле мир, в человеках благоволение”.

Когда ангелы отошли от них на Небо, пастухи сказали друг другу: “Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь”. И, поспешив, пришли – и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как сказано было.

Но не одни вифлеемские пастухи узнали о рождестве Спасителя. В то же время в Иерусалим пришли волхвы (мудрецы) с Востока и спрашивали: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. Услышав это, Ирод-царь встрепенулся, и весь Иерусалим с ним; и, собравши всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ мой, Израиля”.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли; и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними. Наконец она остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его. Они, падши, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему Дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем ушли в страну свою».

Таким образом исполнились пророчества, за столько веков предвещавшие пришествие избавителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

20 декабря бывает предпразднество Рождества Христова, а 31 декабря – отдание праздника.

 

Тропарь празднику

 

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!

 

Кондак

 

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и Земля вертеп Неприступному приносит. Ангеле пастырьми славословят, волхви же со звездою путешествуют: нас бо ради родится Отроча младо, Превечный Бог.

 

А теперь давайте более подробно ознакомимся с тем, как же празднуется Рождество Христово церковью и что этому празднику предшествует.

Наиболее полно говорится об этом в томе, составленном отцом Олегом (Ганченко), «Святой дух праздников Христовых». Прочтем текст, относящийся к последовательности церковной службы (во всех православных храмах она проводится одинаково):

«Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Издревле в Церкви Православной в навечерие совершаются часы, называемые Царскими. Царские часы начинаются и совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, – в знак того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам (народам). Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама воспоминаются ливан и смирна, принесенные с Востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. На часах 1, 3, 6 и 9-м Святая Церковь воспоминает пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя во плоти – новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств Святая Церковь соединяет на Царских часах глаголы Апостола Павла и евангелистов, свидетельствуя ими об исполнении пророчеств.

На 1-м часе: во псалмах 44-м и 45-м вещаются пророчества о Божестве и Вечном Царстве Спасителя, Который “красен добротою паче сынов человеческих”, Который есть сильный и вечный Царь Правды, и Сей “Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль”; в паремии 1-го числа содержится пророчество Михея о Вифлееме как о месте рождения вечного Царя Правды и Мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы.

На 3-м часе: во псалмах 66-м и 86-м содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии вещается, что Спаситель есть “Бог наш”. Который “на Земле явися и с человеки поживе”; Апостол вещает об усыновлении нашем Богу “Верою о Христе Иисусе”, Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя.

На 6-м часе: псалмы 71-й и 131-й содержат пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Эммануила; в Апостоле содержится прославление Божественной вечной славы Спасителя как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому.

На 9-м часе: во псалмах 109, 110 и 85-м возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии – об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом. Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями, поясняющими чтения.

Обычай совершать перед праздником Рождества Христова навечерие – несомненно древний. По намерению Святой Церкви, канун Рождества Христова есть день усиленного приготовления к достойному сретению (встрече) праздника Рождества Христова. “Приидите, верши, – взывает в песнопениях этого дня Святая Церковь, – возведется Божественно, и видим схождение Божественное Свыше, в Вифлеем к нам явление; и умом очистишевся, житие принесем добродетели”; “Потщимся спешно прийти в Вифлеем на поклонение с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары”.

Вообще служба в навечерие Рождества (за исключением бываемого в Крещение водоосвящения) совершается по тому же образцу, как и в Крещение (в древности Рождество праздновалось вместе с Крещением); а потому все сказанное по отношению к навечерию Рождества Христова о совершении Царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению к навечерию Крещения.

В навечерие, если оно случится в субботу или воскресенье, после отпуска вечерни (а если навечерие будет в прочие дни седмицы, то после отпуска литургии) ставится свещник среди церкви; клирики же, ставши оба лика вместе, поют тропарь: “Рождество Твое, Христе Боже…”, потом – “Слава и ныне…” и кондак: “Дева днесь…”; “И входим в трапезу, иядим варение со елеем, рыбы же неядим; вино же пие, благодаряще Бога”. Если навечерие случится в субботу или воскресенье, тогда поют “и входим в трапезу, иядим совершенно (т. е. утоляем голод); рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина в славу Божию; в неимущих странах пием пиво”.

Для более достойного приготовления к встрече Великого Праздника Святая Церковь в этот день, именуемый Сочельником, усиливает предшествующий 40-дневный пост и в самый день навечерия предписывает наиболее строгое его соблюдение.

Московский митрополит Филарет относительно усиленного поста в навечерие Рождества Христова высказал следующие соображения: “Образец поста перед Рождеством Христовым есть пост перед Пасхою. Образец Сочельника Рождества есть Великая суббота. Протяженный пост Великой субботы, купно с Великим пятком, есть точное исполнение слов Господних: Егда отымется от них (т. е. от сынов брачных) жених, и тогда постятся в тыя дни”.

Протяженный пост предпраздничного дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника в воскрылении духа, а не в тягости плоти. По этой причине день перед Рождеством Христовым устроен по дню Великой субботы – тем более кстати, что в оба дня в древние времена многие были крещаемы и для них необходима была прилежная молитва и пост Церкви общий. А богослужение, распространенное таинством крещения, так пополняло дни, что время принятия пищи поэтому приходилось на вечер. Наши предки, чтобы продолжить пост Сочельника и тогда, когда богослужение завершалось довольно рано, благочестиво вспоминали звезду – благовестницу Рождества Христова – и изрекли правило: не вкушать пищи до появления звезды.

Когда заканчивались службы навечерия, приступали к рождественской вечере. В одних городах и селах эта вечеря, согласно с уставом Святой Церкви обыкновенно носила скромный характер, в других на этой вечере было принято обильно угощаться, и от этого обильного угощения рождественский Сочельник назывался богатою кутьею. Кроме кутьи (вареные в меду или сахаре рисовые или другие зерна), необходимою принадлежностию этого угощения был “узвар” (взвар), т. е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде. Перед началом трапезы зажигались лампадки и восковые свечи, читались молитвы, стол убирался сеном или соломой, и затем все семейство принималось обильно угощаться.

По мнению некоторых духовных лиц, вкушением указанных блюд символически выражается рождение (взвар обыкновенно варится по поводу рождения дитяти) и уход Спасителя (кутьи бывают при похоронах); соломой же и сеном напоминают место рождения Спасителя – ясли, в которые Он был положен по рождении.

Воспрещая вкушение рыбы, Святая Церковь только вечером, по окончании службы, предписывает вкушение “кутьи с медом”, чем напоминается древний обычай, когда оглашенные, намереваясь креститься в праздник Рождества Христова, готовились к таинству постом и после крещения вкушали мед – символ сладости духовных даров.

После вечери крестники шли к крестным отцам и матерям, поздравляли их с праздником, несли кутью, пироги и получали сами угощение и деньги. Если почему-то в селе не было крестного отца или матери, то крестники приходили с поздравлениями к их родственникам.

Среди христианских народов почти повсеместно этот праздник, как праздник рождения Богомладенца, считается по преимуществу праздником для детей. Вошло в обычай для них устраивать елку, украшенную разными игрушками и сладостями и по вечерам освещаемую зажженными прикрепленными к ее ветвям свечами. Елка служит символом древа жизни, возвращенного нам с рождением Христа Спасителя. Украшенная зажженными свечами, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа, увешанная плодами – символом непрестающего царства благодати и ее спасительных плодов, открывшегося с Рождеством Спасителя. И вполне естественно, что в далекой седой древности елка составляла принадлежность какого-либо языческого празднества, но впоследствии весь языческий дух обычая рассеялся и уступил место другим мыслям и чувствам. Нет ничего предосудительного в елке для детей, если это увеселительное развлечение будет иметь для них нравственно-воспитательное значение, если воспитатели сумеют направить их мысль от созерцания украшенной елки к Подателю всех благ, родившемуся Христу, и возбудят в их сердцах чувство благоговения и благодарности за Его неизреченные благодеяния роду человеческому».

 

 

Святки

 

Святки. В старину говорили: дня прибыло на куриную ступню.

Святками называется период с ночи 24 на 25 декабря (по старому стилю) и до самого Крещения.

По древнерусскому верованию, в продолжение святых дней и вечеров нисходит с Неба и странствует по Земле новорожденный Бог, и потому всякая работа считалась за великий грех.

Что касается празднования Святок, то святой Амвросий в одной беседе говорил: «Господь рождением своим на Земле принес свет и людям, и дням».

По древним преданиям, само явление Божества сопровождается чудесными знамениями, особенно в полночь накануне Рождества Христова и Богоявления. Тогда отверзаются небесные врата; пресветлый Рай, в котором обитает Солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки. В эти таинственные часы Божество принимает молитвы людей и рассыпает щедрые дары на весь мир. Многие верят, что о чем кто помолится отверзтому Небу, то и сбудется. В этих народных представлениях о святых днях и вечерах выражаются мифические понятия о том, что земной поворот Солнца служит к благодатному возбуждению творческих сил в природе. Но в христианскую эпоху верования эти приурочились к празднику Рождества Христова. Основанием для этого послужили те представления, в которых проводилось сближение рождения всеоживляющего и всевозбуждающего Солнца с явлением в мире Солнца Правды – Бога. Такое сближение довольно ясно высказывается в древних церковно-народных сказаниях: «Солнце на земную грань лишь стало – внезапно новое с ним восстало светило, бури сметая: воплотился Христос…»

Святой Григорий Нисский на день Рождества Христова в своем «Слове» замечает: «Ныне мрак начинает умаляться, и свет, увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Гибельная ночь греха, вырастая до последней крайности и беззакониями всякого рода доведенная до крайней степени нечестия, ныне начинает умаляться и редеть».

Двенадцатидневное празднование Святок подтверждается кодексом Юстиниана (VI век). Император этот проводил 12 дней Святок без короны и раздавал обильную милостыню бедным. В нашем церковном уставе упоминается о Святках как о днях особенно торжественных и священных, в которые «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и «возбранено совершать священнодействие брака».

Итак, вы уже знаете, что в ночь с 24 на 25 декабря отмечался и почитался Рождественский сочельник, который как бы подводил итог прожитого года, завершал Рождественский пост и открывал ворота двухнедельным новогодним празднествам – Святкам.

Как это повелось исстари, в Рождественский сочельник не едят до первой звезды. Это правило не нарушается в наши дни особо верующими людьми.

Торжественный ужин не отличается большим разно образием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе – кутья, варилась она из пшеницы, проса или риса и заправлялась медом. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из пресного теста. И. Сахаров пишет об этом: «В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Эти фигурки хозяйки хранили до Крещения, а на Крещение, после водосвятия, размачивали их в святой воде и отдавали скоту».

В древности к Сочельнику у наших предков приурочивалось языческое празднование Коляды, связанное с зимним солнцеворотом. От этого языческого празднования Коляды ведет свое начало и современный обычай колядования.

«Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», – говорили в старину. Это означало, что наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.

Святки праздновались всеми, но больше всего этот праздник нравился молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми, к нему специально готовились, разучивали тексты колядок.

В течение Святок это проводилось трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. В рождественские праздники ходили по домам со звездою и вертепом. Звезду делали из бичейки, оклеенной желтою промасленной бумагой; на одной стороне изображали Богомладенца, а на другой – поклонение перед Ним пастырей или волхвов; весь круг звезды окаймлен бахромою из желтой бумаги и обведен вырезанными наподобие лучей бумажками; звезду обыкновенно вносили в дом и пели разные стихи в честь Рождества Христова. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. А они ведь в каждом крае, каждом селе были свои! И все различны! Вот сравните, пожалуйста.

 

Колядки

 

 

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

 

(Оренбургская губ.)

 

* * *

 

Коляда-моляда!

Ты пришла на двор

Накануне Рождества

По снежному полю,

Гулять на просторе!

Забежала во двор

К Иван Иванычу,

К тетушке Прасковье.

Иванов-то двор

Виноградьем оброс,

У Ивана-сударя

Высок терем,

У Прасковьюшки на дворе

Полным-полно.

Гуси-лебеди летели!

Мы малёшеньки,

Колядовщички,

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать!

Иван Иванычу

Житья сто лет!

Прасковьюшке

Всегда здравьице!

Всем детушкам,

Зятьям, снохам,

Сыновьям, дочерям-боярышням!

 

(Владимирская губ.)

 

* * *

 

…А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством…

 

(Тверская губ.)

 

* * *

 

Дай тебе, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны ти толсты,

Коровы ти дойны.

 

 

* * *

 

Ай дуду, дуду,

А я в хату иду.

Печка топится,

Блинов хочется.

Дайте колбасу —

Домой понесу!

Дайте другую,

Я пощедрую!

Дайте и третью,

Не гоните плетью —

Дедушка будет есть,

Бородою тресть,

Усами кивать

И вас вспоминать!

Коляд-колядин!

Я иду к вам один,

Подавайте пирожок

Прямо мне в кошелек.

Не дадите пирожок,

Я коровку за рожок,

Уведу в торжок

И продам за пирожок!

 

 

* * *

 

Щедрый вечер!

Добрый вечер!

Дарить нечем —

Были крошки,

Съели кошки!

 

 

* * *

 

Ax, скорей бы нам, нам коляд дождать,

Ай люли, топи, нам коляд дождать!

Мы пойдем, пойдем, мы на игрища,

Ай люли, люли, мы на игрища!

А мы с игришек – на заручины,

Ай люли, люли, на заручины!

А с заручинок – на весельица,

Ай люли, люли, на весельица!

Я пойду, пойду к свойму батюшке,

Ай люли, люли, к свойму батюшке.

«А дай мне, батюшка, ворона коня,

Ай люли, люли, ворона коня!»

«За коня, дитя, слова нетути,

Ай люли, люли, слова нетути,

Поезжай, дитя, на весельице,

Ай люли, люли, на весельице.

Ты гуляй, дитя, а как сам знаешь,

Ай люли, люли, а как сам знаешь,

Не удивляй, дитя, ты добрых людей,

Ай люли, люли, ты добрых людей!»

 

 

* * *

 

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быстрою,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят горючие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят, колядуют:

«Ой, коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

Накануне Рождества».

 

 

* * *

 

Ходит Илья на Василья,

Носит трубу жестяную,

А другую просяную —

Зароди, Боже,

Жито-пшеницу,

Всякую пашницу.

В доме – добро,

В поле – зерно.

В доме – порожисто,

В поле – колосисто.

Васильева мать

Пошла шендровать —

Заросилася, замочилася,

На престоле стояла,

Золотой крест держала.

А вы, люди, знайте,

Богу свечку ставьте,

А нам грошик дайте.

Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!

С Новым годом,

С новым счастьем,

С новым здоровьем!

 

 

* * *

 

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал.

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

«Овсень, овсень,

Подай брусень!» —

«На что брусень?» —

«Косу точить». —

«На что косу?» —

«Траву косить». —

«На что траву?» —

«Коров кормить». —

«На что коров?» —

«Молоко доить». —

«На что молоко?» —

«Ребят кормить». —

«На что ребят?» —

«А им пашню пахать,

Переложка ломать».

 

Отнесением праздника на 25 декабря церковь имела в виду дать противовес языческому культу Коляды и предохранить верующих от участия в нем.

Святки – праздник христианский, но он вобрал в себя немало унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, производить гадания, устраивать катанья и пляски, возжигать огни и т. д. С распространением христианства на Руси все эти древние обряды, обычаи и увеселения не потеряли всей своей силы, укрепившись новыми, образовавшимися на христианской основе. И в настоящее время продолжают существовать ряжения, гаданья и другие так называемые святочные забавы и развлечения.

Но Святки – это по преимуществу святые дни, а потому, по мнению церкви, все не соответствующее их святости должно быть искореняемо.

В конце XVII века патриарх Иоаким, описывая московские Святки, возмущался тем, что «мужие с женами и девками ходят по улицам и к бесовским песням многия сквернословия присовокупляют, и плясания творят на разжение блудных нечистот, преобразующееся в неподобныя от Бога создания, образ человеческий применяюще, бесовское и кумирное личат, косматые и иными бесовскими ухищрениями содеянные образы надевающе, плясаньями и прочими ухищрениями православных христиан прельщают».

Что же касается гаданий, то и к ним наша церковь издавна относилась строго и грозно запрещала их в среде христиан. Так, в 61-м своем правиле 6-й Вселенский собор говорит: «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий [церковному наказанию]. Той же епитимий подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».

Святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются почти всегда великим вредом для души. Нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями, которые приурочиваются у нас к Святкам и которые должны сделать эти дни приятными и веселыми. «Дух Христов, – по замечанию московского митрополита Филарета, – не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно»…

Но все же какие святки без гаданий? Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Как хочется узнать, что же тебя ждет в наступающем году! Выйду ли замуж, откуда и какой будет жених?

Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значимыми считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения.

На Святках (обычно во второй половине их, в «страшные вечера между Новым годом и Крещением») девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.

Ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь, смеются – в хороший. Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (то есть надевайте узду). Если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.

Отправлялись и к амбару, тоже предварительно сняв крест. Сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником, – быть ей за бедным.

Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табачник, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет пить воду – быть мужу пьянице и т. д.

Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.

В «страшные вечера», по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной.

Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения «толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом». Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисуют мелом кресты.

Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством Иорданью – водосвятием на Крещение…

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.