Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал

2021-01-29 138
Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ричард Гуар Пэг Доусон

Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6448048

«Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал / Пэг Доусон, Ричард Гуар»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2014

ISBN 978‑5‑91657‑142‑4

Аннотация

 

Психологи Пэг Доусон и Ричард Гуар уже более 30 лет работают с детьми. Они выяснили, что некоторым умным и способным детям для успешной учебы и бесконфликтного общения не хватает определенных организационных навыков – например, умения быть собранным, достигать цели, планировать свое время или контролировать эмоции. В этой книге авторы обобщают свой практический опыт и предлагают пошаговые инструкции по определению и формированию тех навыков, которых не хватает вашему ребенку.

Книга предназначена для родителей детей от дошкольного до среднего школьного возраста, а также для педагогов, психологов и специалистов по детскому развитию.

На русском языке публикуется впервые.

 

Пэг Доусон, Ричард Гуар

Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал

 

Peg Dawson, Richard Guare

Smart but Scattered

The Revolutionary «Executive Skills» Approach to Helping Kids Reach Their Potential

 

© Copyright © 2009 The Guilford Press A Division of Guilford Publications, Inc.

Published by arrangement with The Guilford Press

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

 

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас‑Лекс»

 

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

 

Эту книгу хорошо дополняют:

 

Правила счастливых семей

Джон и Карен Миллер

 

Сделайте ваших детей успешными

Джим Роджерс

 

Не набрасывайтесь на мармелад

Хоаким де Посада, Эллен Зингер

 

Введение

 

Тяжело изо дня в день наблюдать, как способный ребенок с трудом справляется с простыми задачами и обязанностями. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы записать задание по математике, не забыть учебник в школе и сделать уроки до вечера. Почему же ваша дочь не может с этим справиться? Ведь она разбирается в математике, и учитель это подтверждает. Большинство детсадовцев способны высидеть несколько занятий по 10 минут, не нарушая порядка. Ваш сын умеет читать с пеленок, но почему же на уроке не может сосредоточиться даже на 10 секунд? Ваш восьмилетка убирает комнату без особых пререканий, а двенадцатилетний сын каждую неделю устраивает из‑за уборки настоящую войну. Дети ваших друзей не забывают просьбы родителей, не теряют дорогую одежду и прилично ведут себя на людях. Почему же с вашим ребенком все не так?

Вы знаете, что он достаточно развит и интеллектуально, и эмоционально, чтобы добиться успеха. Однако учителя, друзья, ваши родители, а может, и сварливый внутренний голос говорят, что с ним что‑то не так. Вы перепробовали все: умоляли, кричали, упрашивали, подкупали, объясняли, даже угрожали или наказывали, чтобы он вас слушался. Ничто не помогло.

Возможно, причина в отсутствии у ребенка определенных навыков. Нельзя же уговорить его пользоваться тем, чего у него нет, как нельзя скатиться с высокой горы, если вы с трудом стоите на лыжах. Вероятно, ребенок очень хочет (и даже может) справиться с задачей, но просто не знает как. Специалисты по детскому развитию обнаружили, что большинство таких детей – способных, но рассеянных – не обладают рядом организационных навыков. Эти фундаментальные умения помогают ребенку быть собранным, планировать свое время, усердно работать, сосредоточиваться на деле и не отвлекаться, управлять эмоциями, легко приспосабливаться к переменам и не унывать.

Основы организационных навыков закладываются в человеке до рождения и развиваются постепенно в первые двадцать лет жизни. Пока навыки формируются, вы можете на них повлиять. Используя предложенные в нашей книге стратегии, вы поможете ребенку справиться с тысячей больших и маленьких проблем, которые являются неотъемлемой частью детской жизни.

 

О книге

 

Работая с чужими детьми и наблюдая, как растут наши, мы обнаружили, что с проблемой развития организационных навыков могут столкнуться абсолютно все. Методы решения этой проблемы различаются в зависимости от возраста и уровня развития ребенка, а также ваших сильных и слабых сторон. Выбрав правильное поведение и верную стратегию, вы добьетесь отличных успехов. Основная задача части I нашей книги – разобраться, в чем вашему ребенку нужна помощь и какой подход лучше выбрать.

В главах 1–4 дан обзор организационных навыков. Показано, как они формируются, проявляются в повседневной жизни и как способствовать их развитию. Из главы 1 вы узнаете не только об их конкретных функциях, но и поймете, насколько они важны и почему их недостаток или неполное развитие могут пагубно сказаться на повседневной жизни ребенка.

Чтобы определить уровень развития конкретного навыка, вы должны иметь представление, когда он начинает формироваться, когда ребенок учится сидеть, стоять или ходить. У большинства родителей есть лишь интуитивное представление о том, когда дети должны уметь что‑либо делать.

В главе 2 этот вопрос рассматривается более подробно, перечислены общие развивающие задачи, которые позволят тренировать организационные навыки на различных этапах взросления. Несложные тесты помогут понять общую картину сильных и слабых сторон ребенка и определить, когда стоит вмешаться и как‑то помочь.

В главе 3 вы найдете тесты, по которым сможете определить собственные сильные и слабые стороны: так вам проще будет помогать ребенку.

Предположим, вы, как и он, крайне неорганизованны. Если вы будете убеждать ребенка сделать то, чего не делаете сами, между вами будут постоянно возникать разногласия. Но ведь вы можете стать ему товарищем и вместе развивать эти навыки. Совместная работа не унизит ребенка, а поможет вам сблизиться.

Что делать, если вы нашли больше различий, чем сходств? Если вы организованны, а ваш ребенок – нет? Наша книга подскажет, как вам воспитать в себе терпимость и как помочь ребенку сформировать те навыки, которые у вас развиты особенно хорошо.

Но сходство между вами – не единственное, на что следует обращать внимание. Нельзя забывать о влиянии внешних факторов. В главе 4 мы расскажем, как эти факторы воздействуют на организационные навыки и как ими можно управлять.

Теперь вы можете приступить к работе. В первой главе части II (глава 5) приведен набор принципов, которые необходимо соблюдать, когда вы помогаете ребенку сформировать определенный навык. Три из них обеспечивают фундамент для будущей работы, и каждый описан в отдельной главе (главы 6–8): измените окружение ребенка, чтобы оно лучше соответствовало стоящим перед ним задачам; научите ребенка выполнять задачи, требующие организационных навыков; мотивируйте его использовать организационные навыки самостоятельно. Для достижения успеха мы обычно рекомендуем использовать комбинацию всех трех подходов и в главе 9 расскажем, как ее сформировать. Вы можете сами решить, как применять описанные техники и развивать организационные навыки своего ребенка естественным путем.

Обучающие упражнения, предложенные в главе 10, помогут решить наиболее распространенные детские проблемы. В этой главе приводится порядок выполнения действий (а в некоторых случаях и сценарии поведения), с помощью которых ваш ребенок научится справляться с повседневными задачами. Многие родители считают, что проще всего начать именно с упражнений, так как они помогают справиться с причиной ежедневных конфликтов. Возможно, таким образом вам будет проще работать над формированием организационных навыков, и вы сможете быстро достичь видимых результатов. Родителям тоже нужна мотивация, а ничто так не стимулирует, как успех.

В главах 11–21 все организационные навыки рассмотрены по отдельности. Приводится описание типичного процесса развития каждого навыка и шкала оценки, с помощью которой вы сможете проследить, добился ли ребенок успехов. Если вы считаете, что в целом дела обстоят неплохо и нужна только корректировка, то можете воспользоваться общими принципами, описанными в книге. Если же проблема более выражена, то вам по силам разработать собственный план «вмешательства» на основе наших моделей, где внимание акцентируется на проблемных сферах. Модели содержат элементы всех трех методов, описанных в части II.

В главе 22 приводятся приемы борьбы с «непреодолимыми» трудностями. Если вам покажется, что выхода нет, то ответьте на вопросы о предпринятых мерах и при необходимости обратитесь за профессиональной помощью.

Вы как родители можете помочь ребенку использовать развитые организационные навыки для выполнения заданий дома, сформировать правильные учебные привычки, но вы не пойдете с ним в класс. Большинство рассеянных детей сталкиваются с трудностями не только дома, но и в школе. На самом деле, вероятнее всего, именно первые учителя ребенка обратили внимание на проблемы с самоорганизацией. В главе 23 мы расскажем, как работать с учителями и как сделать так, чтобы ребенка поддерживали в школе. Среди прочего мы поговорим о том, как избежать соперничества с учителями и при необходимости получить дополнительную поддержку (индивидуальные или коррекционные программы).

Навыки, которые сформирует ребенок с вашей помощью, помогут ему добиться успехов в школе. Но что его ждет в старших классах и во взрослой жизни? Для рассеянных подростков последние годы в школе и дальнейшая жизнь полны проблем. В главе 24 рассказывается о том, как помочь ребенку добиться успеха в будущем.

Мы знаем, каково это: не спать ночами, раздумывая, с чем столкнется ребенок в старших классах и тем более после окончания школы. Мы написали эту книгу отчасти для того, чтобы убедить вас: дети все‑таки могут вырасти и стать самостоятельными. Нашим детям это удалось – получится и у ваших. В этой книге воплощены годы профессионального и родительского опыта. Надеемся, она будет для вас полезной.

 

 

Часть I

Способный, но рассеянный

 

Глава 1

Наша модель

 

Мы начали изучать организационные навыки в 1980‑е. Мы работали с детьми, у которых были травмы мозга, и обнаружили, что источник многих когнитивных и поведенческих проблем кроется в недостатке организационных навыков. Схожие проблемы, хотя и менее серьезные, выявились у детей со значительными нарушениями внимания.

Существуют разные классификации организационных навыков, но наша модель была создана для достижения конкретной цели: разработать способы, благодаря которым родители и учителя помогут развить организационные навыки у своих детей.

Наша модель основывалась на двух допущениях:

1. У большинства людей одни организационные навыки развиты, а другие нет. Мы обнаружили, что благодаря этому можно составить типичные портреты. Дети (и взрослые) с какими‑то развитыми организационными навыками имеют проблемы с другими, и это можно предсказать. Мы решили разработать модель, которая бы позволила людям выявлять подобные схемы. Тогда дети могли бы по максимуму использовать сильные стороны и развивать или игнорировать слабые для улучшения своей деятельности в целом. Кроме того, мы поняли, что стоит помочь и родителям определить их сильные и слабые стороны, чтобы они могли наиболее эффективно помогать детям.

2. Чтобы разработать и реализовать план работы над слабо развитыми навыками, необходимо их сначала выявить. Когда навыки четко определены, легче создать план действий. Например, если ребенок рассеянный, это может означать, что он «забывчивый» или «неорганизованный», «непостоянный» или «отвлекающийся». Для каждой из таких проблем есть свое решение. Чем точнее мы опишем ее, тем выше вероятность того, что мы найдем стратегию ее устранения.

Схема, к которой мы в итоге пришли, включает 11 навыков:

– Задержка реакции.

– Рабочая память.

– Управление эмоциями.

– Устойчивое внимание.

– Начало работы.

– Планирование/расстановка приоритетов.

– Организация.

– Управление временем.

– Настойчивость в достижении цели.

– Гибкость.

– Метапознание.

 

Эти навыки можно классифицировать двумя разными способами: по развитию (порядку, в котором они появляются у детей) и функциональности (в чем помогают). Знание порядка появления навыков помогает вам и учителям понимать, чего ожидать от ребенка в конкретном возрасте. Во время мастер‑класса, который мы проводили несколько лет назад с воспитателями детских садов и учителями (начальная и средняя школа), мы попросили участников назвать два или три организационных навыка их подопечных, вызывающих у них наибольшее беспокойство. Учителя младших классов отметили навыки начала работы и устойчивого внимания, а средних – управление временем, организацию и планирование и расстановку приоритетов. Интересно, что учителя и начальной, и средней школы выбрали задержку реакции в качестве навыка, которого, по их мнению, недостает многим ученикам. Зная порядок развития навыков, вы не будете стремиться привить семилетнему ребенку навык, которым обычно удается овладеть годам к одиннадцати. У вас и так достаточно сложностей, не стоит ломиться в закрытую дверь.

В табл. 1.1 перечислены навыки в порядке их появления, дано определение каждого из них и показано, как они проявляются у малышей и детей постарше.

Исследования, проведенные с младенцами, показывают, что задержка реакции, рабочая память, управление эмоциями и внимание развиваются рано, в первые 6–12 месяцев жизни. Зачатки планирования развиваются, когда ребенок находит способ получить желаемый объект.

 

Табл. 1.1. Развитие организационных навыков

 

 

Это становится видно, когда ребенок начинает ходить. Гибкость видна в реакции ребенка на изменения и появляется между 12‑м и 24‑м месяцами жизни. Остальные навыки (начало работы, организация, управление временем и настойчивость в достижении цели) приходят позже, в старшем дошкольном возрасте или в начальных классах.

Понимая суть навыка (определяет ли он мысли или действия ребенка), вы сможете выяснить, в чем состоит ваша задача: помочь ребенку думать иначе или иначе себя вести. Если у ребенка слабая рабочая память, вы поможете ему разработать стратегии для более уверенного припоминания важной информации (например, о том, что нужно принести домой из школы). Если у ребенка трудности с управлением эмоциями, вы постараетесь научить его использовать слова, а не кулаки, когда он обнаружит, что младший брат сел на его модель самолета. Тем не менее мысль и действие на самом деле тесно взаимосвязаны. Очень часто мы учим детей, как использовать мысли для управления своим поведением.

Мыслительные навыки предназначены для выбора и достижения целей или разработки решения проблемы. Они помогают детям определить цель и пути ее достижения, а также дают им ресурсы, которые понадобятся на пути к цели. Они позволяют не забывать о важном, даже если цель далека и другие события отвлекают ребенка и занимают место в его памяти. Однако для достижения цели ребенку необходима вторая группа навыков, помогающая ему делать то, что необходимо для выполнения задач, которые он сам перед собой поставил. Она включает модели поведения, которые управляют действиями ребенка на пути к цели.

Организационная схема показана в табл. 1.2.

Как правило, с раннего детства мы начинаем думать о том, что хотим или должны сделать. Мы планируем или организуем задачи, отбрасываем мысли или чувства, становящиеся препятствием на пути. Мы подбадриваем себя, помним о цели, даже если возникают проблемы, отвлекающие факторы или искушения. Мы меняем курс, если того требует ситуация, и трудимся до тех пор, пока цель не будет достигнута. Это может быть краткосрочная задача, например собрать головоломку из 10 частей, или же масштабная, скажем, перестроить дом. И в 3 года, и в 30 лет для достижения цели мы используем одни и те же организационные навыки.

По мере роста у ребенка отмечается развитие этих навыков. Вероятно, вы помните, как постоянно держали двухлетнего ребенка за руку, идя по тротуару. Когда ему было четыре, вы могли просто идти рядом, а несколько лет спустя он уже сам переходил улицу. На каждом этапе вы понимали, что организационные навыки ребенка – независимость – развивались, но еще не были достаточными для того, чтобы он мог полностью управлять своим поведением или решать все проблемы самостоятельно. Все, чему вы учите ребенка, отражает ваше инстинктивное понимание своей роли в том, как развиваются и оттачиваются его организационные навыки. Но почему же некоторые дети сбиваются с пути?

 

Табл. 1.2. Два измерения организационных навыков: мысли и действия

 

Именно здесь от вас – и от учителей – зависит многое. Очевидно, что, пока ребенок мал, именно родителям и учителям отводится решающая роль в усилении его способности к обучению и формировании у него организационных навыков.

Мы не собираемся все упрощать. Мозг – очень сложно устроенный орган, и исследования, проведенные с помощью МРТ, по‑прежнему свидетельствуют, что в развитии организационных навыков участвует не только его предлобная кора. Однако предлобная область развивается позже других, в конце подросткового периода или в самом начале взрослого возраста. К тому же это общая область, где обрабатывается информация и принимается решение о том, как мы будем себя вести. Рассматривая важнейшие функции лобных долей, легко увидеть, насколько важны эти структуры в развитии организационных навыков:

1. Лобные доли определяют наше поведение, помогая решить, на что стоит обращать внимание и какие действия нужно предпринять. Пример: семилетний мальчик видит, что его брат смотрит телевизор. Он хочет сесть рядом, но решает, что сначала закончит домашнюю работу, поскольку знает, что иначе отец будет недоволен.

2. Лобные доли объединяют наши модели поведения. Поэтому мы можем использовать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением и принимать решения. Пример: десятилетняя девочка помнит, что на прошлой неделе после того, как она убралась в своей комнате, мама разрешила пригласить подружку в гости. Она решает провести уборку в надежде, что сможет сделать это снова.

3. Лобные доли помогают нам контролировать свои эмоции и поведение, учитывая внешние и внутренние ограничения при удовлетворении наших потребностей и желаний. Лобные доли, регулирующие эмоции и взаимодействия с окружающими, помогают удовлетворить наши потребности, не доставляя проблем себе и другим. Пример: мама говорит шестилетнему сыну, что они купят видеоигру в магазине. Но, придя туда, они видят, что нужной игры в наличии нет. Мальчик злится, но не устраивает истерику на месте, а берет с мамы обещание, что они поищут игру в других магазинах.

4. Лобные доли изучают, оценивают и «настраивают» ситуацию, позволяя нам корректировать свое поведение или выбирать новую стратегию с учетом новых данных. Пример: двенадцатилетний мальчик не попал на экскурсию с классом, поскольку он единственный не принес записку от родителей. В следующий раз он вспомнит о ней и вечером накануне поездки проверит, лежит ли записка в портфеле.

Итак, где «заканчивается» биология? Во‑первых, мы знаем, что организационные навыки наиболее важны для независимой жизни ребенка – основной цели большинства родителей. Во‑вторых, при рождении они существуют лишь как потенциал. В‑третьих, лобным долям и, соответственно, организационным навыкам для полноценного развития требуется 18–20 лет. Ясно, что при управлении своим поведением дети не могут опираться только на свои лобные доли. Что же делать? Мы можем им «одолжить» собственные лобные доли. Ведь быть родителем – значит и поддерживать развитие организационных навыков, и выполнять некоторые задачи за ребенка.

 

Глава 2

Ключ

Пункты: Организационные навыки

1–3: Задержка реакции

4–6: Рабочая память

7–9: Управление эмоциями

10–12: Устойчивое внимание

13–15: Начало работы

16–18: Планирование/расстановка приоритетов

19–21: Организация

22–24: Управление временем

25–27: Настойчивость в достижении цели

28–30: Гибкость

31–33: Метапознание

 

Сильные стороны вашего ребенка (самые высокие баллы): _____________________________

Слабые стороны вашего ребенка (самые низкие баллы): _____________________________

 

Организационные навыки ребенка. Опросник для детей младшего школьного возраста (1–3‑й класс)

Оцените, насколько точно каждый пункт в таблице описывает вашего ребенка. В каждом разделе выставьте баллы. Отметьте самые высокие и самые низкие оценки.

Полностью согласен – 5

Согласен – 4

Затрудняюсь ответить – 3

Не согласен – 2

Полностью не согласен – 1

 

1. Может следовать простым школьным правилам

2. Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его

3. Может подождать, пока мама/папа поговорит по телефону, чтобы что‑то сказать (возможно, при напоминании)

Общий балл:

 

4. Способен выполнять поручения, включающие два‑три шага

5. Помнит указания, данные пару минут назад

6. Выполняет двухшаговую задачу, тратя на каждый ее этап только одну попытку

Общий балл:

 

7. Может принять критику от взрослого

8. Может принять «несправедливость» без сильного расстройства

9. Способен быстро адаптировать поведение к новой ситуации (например, успокаиваться после перемены)

Общий балл:

 

10. Может уделять домашнему заданию 20–30 минут

11. Может выполнять работу по дому 15–20 минут

12. Может спокойно сидеть во время обеда (если он не затягивается)

Общий балл:

 

13. Способен удерживать в памяти и выполнять простые одно– и двухшаговые процедуры (например, почистить зубы или причесаться после завтрака)

14. Может приступить к выполнению классной работы сразу же после инструкций учителя

15. Начинает выполнять домашнее задание в определенное время (с одним напоминанием)

Общий балл:

 

16. Может выполнять одно– и двухшаговое задание по собственной задумке (например, рисунок или поделку)

17. Может придумать, как накопить деньги на недорогую игрушку

18. Может выполнить домашнее задание, состоящее из одного‑трех шагов, с помощью взрослого (например, составить отзыв о книге)

Общий балл:

 

19. Вешает верхнюю одежду, спортивный инвентарь на свои места (возможно, при напоминании)

20. В комнате складывает все личные вещи в специально отведенном месте

21. Не теряет записки от родителей и учителей

Общий балл:

 

22. Может выполнять небольшое задание, выданное взрослым, в течение ограниченного времени

23. Может рассчитать время, нужное для выполнения определенной работы, и сделать ее в срок (возможно, с помощью взрослого)

24. Может выполнять утренние процедуры за определенное время (возможно, нужна практика)

Общий балл:

 

25. Продолжает выполнять сложную работу, чтобы достичь желаемой цели (например, построить сложную фигуру из конструктора)

26. Возвращается к задаче после перерыва

27. Работает над интересным проектом в течение нескольких часов и даже дней

Общий балл:

 

28. Хорошо играет с другими (не обязательно должен быть главным, может делиться и т. п.)

29. Спокойно воспринимает замечания учителя, когда не следует инструкциям

30. Приспосабливается к незапланированным ситуациям (например, замена учителя)

Общий балл:

 

31. Может изменять поведение в соответствии с пожеланиями родителей или учителей

32. Может наблюдать, что делают другие, и в соответствии с этим менять свое поведение

33. Может сформулировать несколько решений проблемы и выбрать лучшее

Общий балл:

 

Ключ

Пункты: Организационные навыки

1–3: Задержка реакции

4–6: Рабочая память

7–9: Управление эмоциями

10–12: Устойчивое внимание

13–15: Начало работы

16–18: Планирование/расстановка приоритетов

19–21: Организация

22–24: Управление временем

25–27: Настойчивость в достижении цели

28–30: Гибкость

31–33: Метапознание

 

Сильные стороны вашего ребенка (самые высокие баллы): ____________________________

Слабые стороны вашего ребенка (самые низкие баллы): ____________________________

 

Организационные навыки ребенка. Опросник для детей, оканчивающих младшую / начинающих среднюю школу (4–5‑й класс)

Оцените, насколько точно каждый пункт в таблице описывает вашего ребенка. В каждом разделе выставьте баллы. Отметьте самые высокие и самые низкие оценки.

Полностью согласен – 5

Согласен – 4

Затрудняюсь ответить – 3

Не согласен – 2

Полностью не согласен – 1

 

1. Улаживает конфликт со сверстниками, не начиная драку (но иногда может выйти из себя)

2. Соблюдает домашние или школьные правила в отсутствие взрослого

3. Может успокоиться и быстро остыть в острой ситуации, если того требует взрослый

Общий балл:

 

4. Помнит о том, что нужно сделать по дому после школы, без напоминаний

5. Приносит тетради, книги и задания из школы и в школу

6. Следит за расписанием (например, за разными занятиями после школы)

Общий балл:

 

7. Не слишком сильно расстраивается, если проигрывает или не получает награды

8. Может принять ситуацию, когда не получает того, что хочет, если работает/играет в группе

9. Сдержанно реагирует, когда его дразнят

Общий балл:

 

10. Может посвятить домашнему заданию 30–60 минут

11. Может выполнить работу, требующую 30–60 минут (возможно, с перерывом)

12. Способен посещать спортивные и другие занятия, которые длятся 60–90 минут

Общий балл:

 

13. Способен выполнять трех– или четырехшаговые процедуры при необходимой практике

14. Может выполнить последовательно три‑четыре задания в классе

15. Может соблюдать график выполнения домашних заданий (возможно, сначала потребуется напоминание)

Общий балл:

 

16. Может запланировать занятие с друзьями (например, поход в кино)

17. Может рассчитать, как накопить деньги на дорогую покупку

18. Может выполнять долгосрочный школьный проект, разбитый на этапы кем‑то другим

Общий балл:

 

19. Может класть вещи на нужные места в своей или других комнатах

20. Приносит игрушки домой после игр на улице или в конце дня (возможно, потребуется напоминание)

21. Следит за материалами для домашней работы и домашними заданиями

Общий балл:

 

22. Может выполнять повседневные задачи в разумные сроки и без помощи взрослого

23. Может менять график выполнения домашнего задания, если запланированы другие дела (например, управиться раньше, если на вечер запланированы дополнительные занятия)

24. Способен начинать долгосрочные проекты заранее, чтобы избежать нехватки времени (может понадобиться помощь)

Общий балл:

 

25. Может экономить карманные деньги в течение 3–4 недель, чтобы приобрести желаемую вещь

26. Способен регулярно практиковаться, чтобы приобрести желаемый навык (спорт, музыкальный инструмент) – возможно, потребуются напоминания

27. Может уделять одному хобби несколько месяцев

Общий балл:

 

28. Не «зацикливается» на неудачах (например, разочарованиях, неуважении)

29. Может адаптироваться к изменению планов из‑за непредвиденных обстоятельств

30. Может выполнять «свободные» домашние задания (иногда требуется помощь)

Общий балл:

 

31. Способен заранее предугадывать результат действий и в соответствии с этим корректировать поведение (например, избегать сложных ситуаций)

32. Может сформулировать несколько решений проблемы и обосновать лучшее

33. Получает удовольствие от решения задач в рамках школьных заданий или видеоигр

Общий балл:

 

Ключ

Пункты: Организационные навыки

1–3: Задержка реакции

4–6: Рабочая память

7–9: Управление эмоциями

10–12: Устойчивое внимание

13–15: Начало работы

16–18: Планирование/расстановка приоритетов

19–21: Организация

22–24: Управление временем

25–27: Настойчивость в достижении цели

28–30: Гибкость

31–33: Метапознание

 

Сильные стороны вашего ребенка (самые высокие баллы): ________________________________

Слабые стороны вашего ребенка (самые низкие баллы): ________________________________

 

Организационные навыки ребенка. Опросник для детей среднего школьного возраста (6–8‑й класс)

Оцените, насколько точно каждый пункт в таблице описывает вашего ребенка. В каждом разделе выставьте баллы. Отметьте самые высокие и самые низкие оценки.

Полностью согласен – 5

Согласен – 4

Затрудняюсь ответить – 3

Не согласен – 2

Полностью не согласен – 1

 

1. Способен уйти от конфронтации или конфликта со сверстниками

2. Способен отказаться от развлечений, если запланированы другие занятия

3. Удерживается от грубостей, когда общается с группой друзей

Общий балл:

 

4. Способен следить за заданиями и правилами нескольких учителей

5. Помнит о событиях или обязанностях, отличающихся от обычных (например, инструкции на экскурсиях, внешкольные занятия)

6. Удерживает в памяти многоходовые инструкции при достаточном количестве времени и практике

Общий балл:

 

7. Способен «считывать» реакции друзей и в соответствии с этим изменять поведение

8. Может принимать ситуацию, когда не получает желаемого при работе/игре в группе

9. При необходимости может быть настойчивым (например, попросить учителя о помощи, пригласить кого‑то на танец)

Общий балл:

 

10. Может потратить на домашнее задание 60–90 минут (возможно, с одним или несколькими перерывами)

11. Терпеливо относится к «семейным советам», не жалуясь на скуку и не начиная конфликтов

12. Может выполнять работу по дому, на которую требуется до двух часов (возможно, с перерывами)

Общий балл:

 

13. Может выполнять домашние задания по вечерам, не откладывая дела на потом

14. Способен начать работу в оговоренное время (например, сразу после школы; может потребоваться письменное напоминание)

15. Может отказаться от развлечений, если помнит о других обязательствах

Общий балл:

 

16. Может провести исследование в интернете для подготовки к уроку или чтобы узнать что‑либо интересное

17. Может планировать внеучебные занятия, в том числе на каникулы

18. Может реализовать долгосрочный проект с небольшой помощью со стороны взрослых или без нее

Общий балл:

 

19. Может содержать тетради в порядке, как требуют в школе

20. Не теряет спортивный инвентарь / личные электронные устройства

21. Содержит учебный уголок в относительном порядке

Общий балл:

 

22. Обычно заканчивает домашнее задание до момента отхода ко сну

23. Может принимать разумные решения о приоритетах в условиях ограниченного времени (например, прийти домой и закончить работу над проектом, а не остаться играть с друзьями)

24. Может работать над долгосрочным проектом в течение нескольких дней

Общий балл:

 

25. Способен прилагать больше усилий для улучшения результата (например, изменить стратегию обучения, чтобы получать более высокие оценки)

26. Готов трудиться, чтобы заработать денег

27. Готов практиковаться ради улучшения навыков без напоминаний

Общий балл:

 

28. Способен приспосабливаться к разным учителям, школьным требованиям, задачам

29. Готов приспосабливаться к группе, если сверстники ведут себя негибко

30. Готов приспосабливаться к желаниям младшего брата или сестры или принимать их (например, позволять другому выбирать фильм для семейного просмотра)

Общий балл:

 

31. Может справедливо оценить собственные результаты (например, в спорте или школьном представлении)

32. Способен анализировать влияние поведения на сверстников и приспосабливаться (например, адаптироваться к требованиям группы или не допускать поддразниваний в свой адрес)

33. Может выполнять задания, требующие абстрактного мышления.

Общий балл:

 

Ключ

Пункты: Организационные навыки

1–3: Задержка реакции

4–6: Рабочая память

7–9: Управление эмоциями

10–12: Устойчивое внимание

13–15: Начало работы

16–18: Планирование/расстановка приоритетов

19–21: Организация

22–24: Управление временем

25–27: Настойчивость в достижении цели

28–30: Гибкость

31–33: Метапознание

 

Сильные стороны вашего ребенка (самые высокие баллы): _____________________________

Слабые стороны вашего ребенка (самые низкие баллы): _____________________________

 

 

Глава 3

Ключ

Пункты: Организационные навыки

1–3: Задержка реакции

4–6: Рабочая память

7–9: Управление эмоциями

10–12: Начало работы

13–15: Устойчивое внимание

16–18: Планирование/расстановка приоритетов

19–21: Организация

22–24: Управление временем

25–27: Настойчивость в достижении цели

28–30: Метапознание

31–33: Гибкость

 

Ваши сильные стороны (самые высокие баллы): ______________________

Ваши слабые стороны (самые низкие баллы): ______________________

 

Поскольку опросник краткий и включает ограниченное число пунктов для каждого организационного навыка, результаты могут отражать ситуацию не полностью. Однако они должны дать вам общее представление о том, какие навыки у вас хорошо развиты, а какие доставляют немало проблем. Используя этот опросник при работе в группах взрослых на протяжении нескольких лет, мы обнаружили, что в среднем общий балл для каждого из 12 организационных навыков – 12–15 (из 21), а разница между самым высоким и самым низким баллом – примерно 14 (при максимально возможном разбросе в 18). Получается, если люди и считают, что в целом все организационные навыки у них развиты неплохо, то чаще всего они способны различить, в чем они сильнее, а в чем слабее.

Если вы все еще не определили уровень своих организационных навыков, проанализируйте сильные и слабые стороны вашего ребенка и спросите себя, можно ли сказать, что у вас все обстоит так же. Если да, видимо, это ваши врожденные склонности. Вот что рассказала Пэг: «Я помню, как в детстве мама постоянно требовала, чтобы я убралась в комнате. Не могу сказать, что мне не нравилась чистая спальня, – просто для поддержания чистоты мне требовалось слишком много усилий. Даже сейчас, будучи взрослой, я продолжаю с этим бороться. Но я помню, как всегда ощущала время – знала, сколько займет выполнение задания или дорога куда‑нибудь. И сегодня я прекрасно управляю своим временем. Я вижу те же сильные и слабые с


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.271 с.