Перемещения военизированных группировок — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Перемещения военизированных группировок

2021-01-29 73
Перемещения военизированных группировок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди группировок, перешедших в Пакистан, была «Хезб‑и‑Ислами» во главе с Гульбеддином Хекматиаром. После терактов сентября 2001 г. Хекматиар открыто заявил о сотрудничестве с «Аль‑Каидой» и «Талибаном» в борьбе против «крестоносцев» в Афганистане 49. Группировка Хекматиара, имевшая в своем составе несколько сотен боевиков, имела своей целью свержение правительства Афганистана. Сам Хекматиар рассчитывал стать во главе государства. Зона действия группировки включала Северо‑Западную пограничную провинцию Пакистана и северную часть Зоны племен, а также афганские провинции Нуристан, Кунар, Лагман и Нангархар 50. Хекматиар время от времени заигрывал с правительством, но, по данным Евросоюза и ООН, ему «периодически предлагали деньги от имени «Талибана» для пополнения его пустых чемоданов» и он «согласился не вступать более в переговоры с правительством Афганистана»51.

Кроме группировки Хекматиара, в Пакистане начали перевооружение боевики крыла «Хезб‑и‑Ислами», которое возглавлял Юнус Халес. Один из сыновей Халеса, Анвар аль‑Хак Моджахед, собрал под свои знамена группу боевиков «Хезб‑и‑Ислами», недовольных пуштунов и некоторых бывших членов «Талибана». То же самое сделала группировка под названием «Техрик‑и‑Нафаз‑и‑Шариати‑Мохаммади» (Движение за соблюдение шариата. – Прим. пер.) во главе с Суфи Мухаммедом, целью которой было установление законов шариата на всей территории Афганистана и Пакистана силой, если это будет необходимо. Когда в 2001 г. режим «Талибана» начал рассыпаться, он призвал и организовал тысячи людей на борьбу против Соединенных Штатов и сил Северного Альянса. Однако группировка была запрещена Первезом Мушаррафом, а Суфи Мухаммед в 2002 г. оказался за решеткой. Тем не менее, благодаря неустанным усилиям пользовавшегося большим влиянием приемного сына Суфи Мухаммеда, муллы Фазлуллы, известного длинными волосами, группировка продолжала развиваться. Фазлулла имел прозвище «Радио‑мулла» из‑за радиопередач, которые вела подконтрольная ему пиратская FM радиостанция.

Имелся также ряд группировок, которые базировались и перевооружались в Зоне племен. (Федерально управляемых племенных территорий) существует семь агентств (Хайбер, Куррам, Оракзай, Моманд, Баджаур, Северный Вазиристан и Южный Вазиристан). Имеется также шесть пограничных регионов: Пешавар, Кохат, Банну, Дера Исмаил‑Хан, Танк и Лакки Марват. Пуштунские племена, контролировавшие этот регион, сопротивлялись колониальным властям с решимостью, не имевшей параллелей на всем субконтиненте. Они добились максимальной автономии и разрешения вести свои дела в соответствии с исламскими законами, обычаями и традициями. Британцы предоставили старейшинам племен, которых называли «малик», особые права в обмен на поддержание мира, сохранение свободного проезда по дорогам (например, Хайберского перевала) и арест преступников. После разделения Британской Индии в 1947 г. Пакистан сохранил систему местной автономии и особых прав.

Основатель Пакистана Мухаммед Али Джинна заложил основы этой автономии в своем выступлении на заседании джирги в Пешаваре в 1948 г.: «Полагаясь на вашу лояльность и помощь, мы приказали, как вам известно, в качестве конкретного шага вывести войска из Вазиристана… Пакистан не желает посягать на вашу свободу»52. Такая система управления сохранялась после объявления независимости Пакистана, несмотря на требования образованной и просвещенной части местного населения. Пакистанский суд и полиция не имели права действовать в Зоне племен.

Одну из самых влиятельных группировок, нашедших убежище в этом регионе, возглавлял легендарный моджахед Джалалуддин Хаккани. Он принадлежал к племени джадран. Хаккани родился в 1935 г. и получил образование в мечети в пакистанском Пешаваре. Советская разведка охарактеризовала Хаккани с его пронзительным взглядом и преждевременно поседевшей густой бородой как «жесткого и бескомпромиссного человека». В докладе говорится, что он имеет связи в Саудовской Аравии и является убежденным исламистом. «Джалалуддин регулярно посещает Саудовскую Аравию, где ведет прямые переговоры с представителями правительства страны… Он ведет вооруженную борьбу с целью создания исламской республики на принципах ортодоксального ислама»53. Вернувшись в Афганистан, он открыл собственное медресе в провинции Пактия на востоке страны, рядом с пакистанской границей. Во времена правления Захир‑Шаха и Дауд‑Хана он активно участвовал в деятельности организации «Братья‑мусульмане». Во время войны против русских Хаккани воевал на юге т. н. «Клюва попугая» в провинции Пактия, недалеко от района действий бен Ладена. Некоторые оперативники ЦРУ, работавшие тогда в Исламабаде, считали его лучшим полевым командиром.

Будучи одним из лидеров джихада, Хаккани спонсировал некоторых из первых арабских боевиков, сражавшихся против русских в 1987 г. Он находился в тесном контакте с бен Ладеном и ИСИ. Пакистанская разведка и ЦРУ пользовались услугами группировки Хаккани для экспериментов с новыми системами вооружения и тактикой ведения боя. Офицеры ЦРУ из исламабадской резидентуры считали его командиром, способным без промедления поднять под ружье большое количество боевиков 54. Когда американский конгрессмен Чарли Уилсон был в Афганистане в 1987 г., он находился именно в расположении группировки Хаккани. Уилсон был одним из немногочисленных членов американского руководства, чья нога ступила на афганскую территорию во время войны с русскими. Во время поездки он хотел выстрелить из ПЗРК «Стингер» по советскому самолету, но люди Хаккани не смогли осуществить пуск ракеты. Милтон Берден, который в те годы возглавлял резидентуру ЦРУ в Исламабаде, вспоминал: «Хотя ему так и не удалось пустить свой «Стингер» – люди Хаккани фактически таскали цепи и автомобильные покрышки по пыльным дорогам в тщетных попытках привлечь внимание авиации противника к облакам пыли, – он смог совершить запоминающуюся поездку на фронт»55.

После падения режима «Талибана» группировка Хаккани занималась перегруппировкой в городах Мирамшах и Мир Али в Зоне племен в Пакистане, а также на небольших участках в афганских провинциях Хост, Пактия, Газни и Пактика 56. Тогда он довольно вяло сотрудничал с руководством «Талибана», но самостоятельно руководил несколькими сотнями боевиков. При этом он имел тесные контакты с правительством Пакистана и с ИСИ57. Учитывая риск, сопровождавший посещения Афганистана в то время, Хаккани активно занимался укреплением своих позиций в пакистанской Зоне племен 58. Его самый амбициозный сын Сиражуддин по прозвищу «Сирадж» также участвовал в подготовке группировки к борьбе с американскими войсками в Афганистане и к свержению правительства Карзая. Сирадж, самый старший из сыновей Хаккани, имел очень сильное сходство с отцом, с такой же черной как смоль бородой и похожим выражением лица. Он кичливо говорил: «Мы ведем священную войну против американских войск, и наша цель состоит в том, чтобы измотать их»59.

Некоторые лидеры «Аль‑Каиды» также перевели своих людей в эти районы для перегруппировки. Сюда же перешли группы боевиков‑иностранцев, например из «Исламского движения Узбекистана». Иностранные боевики в целом делились на две основные группы: в одну входили выходцы с Кавказа и из Средней Азии (чеченцы, узбеки и таджики), в другую – арабы (саудиты, египтяне, сомалийцы и йеменцы). Во время войны с Советами многие осели в Северном и Южном Вазиристане, другие перешли туда после краха «Талибана». Некоторые из этих бойцов имели прямые или косвенные связи с «Аль‑Каидой», мотивом других было вести джихад против войск США и других западных государств и желание изгнать их из Афганистана 60.

Большинство боевиков «Аль‑Каиды» сосредоточилось в районе, расположенном вокруг племенного агентства Баджаур в Пакистане. Их лидерами были в основном арабы. Айман аль‑Завахири был египтянином. Мустафа Абу аль‑Язид, бывший казначей бен Ладена, руководивший операциями «Аль‑Каиды» в Афганистане, также был выходцем из Египта 61. Абд аль‑Хади аль‑Ираки, один из главных агентов «Аль‑Каиды», которого арестовали в 2006 г. в Турции, родился в городе Мосул на севере Ирака. Во времена Саддама Хусейна он служил в иракской армии и дослужился до звания майора. В 80‑х годах он присоединился к моджахедам и сражался против Советской Армии в Афганистане. И, наконец, умерший от гепатита в Вазиристане в 2007 г. Абу Убейда аль‑Масри, руководивший операциями «Аль‑Каиды» за пределами Афганистана, также был египтянином.

Они получили поддержку от населяющих регион племен. Политолог Мариам Абу Захаб пишет, что «после вторжения американских войск иностранные боевики, талибы и все те, кто бежал из Афганистана, перешли в зону проживания племен. Значительное количество иностранцев осело в Вазиристане, где у них сложились тесные связи с местным племенем ахмадзай вазир». Значительно серьезнее, писала далее Мариам Абу Захаб, было то, что «почти все племена поддерживали членов «Аль‑Каиды» прямо или косвенно, как гостей»62. Один из командиров «Талибана» Нек Мухаммед, убитый в июне 2004 г. в результате удара, нанесенного принадлежавшим ЦРУ беспилотником «Предэйтор», происходил из племени ахмадзай вазир. К тому же племени принадлежал Маулана Нур Мухаммед, вступивший в «Джамият Улема‑э‑Ислам» и в 80‑х годах получавший деньги и оружие у арабов. В 1997 г. он был избран в парламент Пакистана и стал видным сторонником «Талибана» в Вазиристане.

Отдельные выходцы из племени ахмадзай вазир, живущие в городе Вана (Пакистан), помогали собирать деньги и вербовать боевиков для войны в Афганистане 63. После ареста в марте 2003 г. отвечавшего за боевые операции «Аль‑Каиды» Халида Шейха Мухаммеда группировка пользовалась защитой и поддержкой местных религиозных деятелей и представителей племен мехсуд и вазир. Члены племени ахмадзай вазир и живущие в долине Шакаи талибы приютили арабов, а клан Яргулкель (также относящийся к племени ахмадзай вазир) из Южного Вазиристана дал приют узбекам 64.

В конце концов, талибы перебрались в Пакистан и начали восстанавливать политические, военные и религиозные комитеты в непосредственной близости от Кветты. Этот город очень важен стратегически, поскольку контроль над ним обеспечивает легкий доступ к южным провинциям Афганистана, включая эпицентр мятежа Кандагар. Государственный департамент понимал, что «Талибан» атакует на двух фронтах, и в одном из докладов так и говорилось: «Кветта – важнейший пункт, через который идут коммуникации между фронтами, который представляет собой безопасное убежище для руководства «Талибана» и является идеальным центром инфраструктуры и ведения информационной войны. Ликвидация этого важнейшего пункта нанесла бы сильнейший удар по стратегии «Талибана», но это потребовало бы значительно большего участия Пакистана по сравнению с тем, что мы наблюдали до сих пор»65.

Талибы расположили свои пропагандистские организации и комитеты в разных населенных пунктах, большей частью – в Пешаваре, а также в Северном и Южном Вазиристане. Они создали несколько вебсайтов, – например, www.alemarah.org (в настоящее время не функционирует), – и использовали принадлежавшую «Аль‑Каиде» продюсерскую компанию «Аль‑Сахаб Медиа» для съемки видеофильмов. Они также создали радиостанцию «Голос шариата» (Voice of Sharia), разместив мобильные передатчики в нескольких провинциях. Некоторые боевики даже брали с собой видеокамеры, чтобы снимать наступательные операции и теракты с применением самодельных взрывных устройств, которые затем успешно использовались в пропагандистских целях 66. Следует признать, что информационная кампания «Талибана» после событий 11 сентября 2001 г. благодаря участию «Аль‑Каиды» стала развиваться значительно успешнее. После вторжения американцев в Афганистан качество видеопосланий «Талибана» улучшилось с точки зрения передачи изображения и звука, а использование Интернета позволило резко расширить сферу их распространения. Сеть использовали и для привлечения новых боевиков. Талибы начали издавать несколько газет и журналов: «Замир», «Тора‑Бора» и «Сирак». Со временем «Талибан» почти полностью перевел свою финансовую базу в Карачи – основной финансовый центр Пакистана, расположенный на побережье Аравийского моря.

Одновременно талибы начали укреплять связи с некоторыми пуштунскими племенами, особенно с гилзаи. Благодаря договоренностям племена пользовались свободой передвижения между Афганистаном и Пакистаном – их не подвергали досмотру, и они пересекали границу только с визуальной идентификацией. Земли части племен (машвани, моманд, шинвари, африди, мангал, вазир и гульбаз) оказались разделены линией Дюрана. Боевое мастерство пуштунов было признано еще со времен вторжения на их территории армии Александра Великого в IV веке до нашей эры. Когда пакистанского политика Абдул Вали‑Хана спросили, кто он, то ответ был таков: «[Я] шеститысячелетний пуштун, тысячелетний мусульманин и двадцатисемилетний пакистанец»67.

Южный фронт также славился рядом криминальных группировок, в частности, занимавшихся контрабандой наркотиков. Они действовали по обе стороны границы. Далее на север орудовали русские, таджикские, узбекские и туркменские группировки, осуществлявшие переброску наркотиков в Таджикистан – первый пункт на пути доставки опиатов в Россию. Наркоперевозчики в Афганистане использовали грузовики с различными товарами для перевозки наркотиков в Таджикистан, где они переходили в руки других преступных группировок – главным образом таджикских. Почти половина героина, проходившего через Таджикистан, предназначалась для России, оставшийся наркотик уходил через Россию на рынки Западной и Восточной Европы 68.

В свете всех этих событий и процессов результаты ликвидации режима «Талибана» кажутся неоднозначными. Скорость, с которой Соединенные Штаты и силы Северного Альянса свергли талибов, просто повергала в трепет. Они решили задачу менее чем за три месяца, причем США потеряли при этом всего 12 человек. Это была поистине одна из самых успешных неконвенциональных операций в современной истории. Однако большинство лидеров «Талибана» и «Аль‑Каиды» не были уничтожены или захвачены в плен – они бежали через границу в Пакистан. Американское военное командование и сотрудники ЦРУ в Афганистане реально оценивали складывающуюся ситуацию. Задача выследить тех, кто успел скрыться, особенно лидеров «Талибана», будет отложена на потом. Американское политическое руководство решило заняться стабилизацией обстановки в Афганистане.

 

 

Глава седьмая

Минимальное вмешательство

 

«Панама была хорошей моделью для стабилизации Афганистана, – сказал заместитель государственного секретаря Ричард Армитэйдж, повторяя мысли государственного секретаря Колина Пауэлла. – Мы считали, что развернутые за пределами Кабула международные силы очень важны. И эти силы совсем не обязательно должны находиться под американским командованием», – подчеркнул он. Армитэйдж считал, что международные силы были бы полезны для контроля за событиями вокруг столицы: «Если вас там нет, вы не знаете, что происходит»1. В 1989 г., когда Пауэлл был председателем Объединенного комитета начальников штабов, Вооруженные Силы США совершили вторжение в Панаму (операция Just Cause – «Правое дело») с целью отстранения от власти диктатора Мануэля Норьеги. Операция началась 20 декабря и продолжалась две недели. Ее кульминацией стал захват Норьеги американскими военными 3 января 1990 г. Чтобы держать ситуацию в Панаме под контролем, отмечал Пауэлл, командование американской армии перебросило туда еще одну дивизию, которая патрулировала улицы городов и обеспечивала порядок 2.

Даже имея операцию в Панаме в качестве модели, члены американского кабинета (и их важнейшие союзники) не могли прийти к общему мнению относительно того, как стабилизировать положение в Афганистане. Самые непримиримые дебаты шли между руководством Государственного департамента, которое ратовало за введение в страну миротворческих сил, способных, по их мнению, контролировать важнейшие города, и представителями Пентагона, яростно выступавшими против того, чтобы американских военных привлекали к строительству государства в Афганистане.

 

Наивно и безответственно

 

Оппоненты делились на два основных лагеря. В первый входили те, кто считал, что присутствие миротворческих сил необходимо для поддержания порядка и безопасности по всей территории страны в течение более или менее длительного промежутка времени. Сторонником этой точки зрения был Пауэлл, утверждавший, что американская стратегия требует «принятия ответственности за всю территорию страны с использованием армии, полиции и других сил»3. Его поддерживал Джеймс Доббинс, специальный представитель администрации президента Буша при афганской оппозиции. Доббинс считал «наивным и безответственным» утверждать, что «афганцы могут обеспечить порядок и безопасность в стране сразу после продолжавшейся 23 года гражданской войны»4. Небольшое присутствие войск НАТО в Кабуле, утверждал Доббинс, было бы полезно с точки зрения обеспечения безопасности в столице и могло бы послужить толчком для возвращения в страну афганских лидеров. Кабул оставался мирным городом, там не было всплеска массовых грабежей, как это произошло в Багдаде в 2003 г., после свержения правительства Саддама Хусейна. Однако, по мнению Доббинса, международные силы было необходимо разместить в ключевых центрах Афганистана и, таким образом, гарантировать безопасность на всей его территории. Его точку зрения поддерживал Залмай Халилзад, в то время работавший в Совете национальной безопасности администрации президента Буша.

Среди сторонников предложения был временный глава Афганистана Хамид Карзай и такие видные политики, как Мухаммед Касим Фахим и Абдул Рашид Дустум. Министр обороны Северного Альянса Фахим сотрудничал с ЦРУ и Силами специальных операций во время освобождения Кабула от талибов. Дустум вернулся из изгнания в Турции в апреле 2001 г. и вместе с ЦРУ и Силами специальных операций участвовал в изгании боевиков «Талибана» из Мазари‑Шарифа.

Лахдар Брахими, бывший министр иностранных дел Алжира и в течение многих лет доверенное лицо Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, также выступал за развертывание международных миротворческих сил за пределами афганской столицы. Брахими занимал должность специального представителя Генерального секретаря ООН по Афганистану и играл ключевую роль во время переговоров в Бонне в 2001 г. Принятое в Бонне Соглашение призывало к вводу международных миротворческих сил в Кабул и ясно указывало на возможность расширения области их использования5.

Понимая, что создание полноценно функционирующих службы безопасности и вооруженных сил Афганистана займет некоторое время, участники прошедших под эгидой ООН переговоров по Афганистану просят Совет безопасности ООН рассмотреть возможность отправки в страну контингента миротворческих сил по мандату ООН. Контингент поможет поддерживать безопасность в Кабуле и окружающих районах. Эти силы смогут, в случае необходимости, постепенно распространить зону своего присутствия на другие города и районы страны6.

6 февраля 2002 г., докладывая Совету безопасности ООН о столкновениях группировок в сельских районах Афганистана и относительной безопасности в столице, Брахими призвал распространить действие мандата международных сил на весь Афганистан: «Из‑за этого простые афганцы, члены переходного правительства и даже полевые командиры все активнее требуют расширения зоны действия ISAF (International Security Assistance Force – Международные силы содействия безопасности. – Прим. пер.) на остальную территорию страны». Он сказал также: «Мы склоняемся к тому, чтобы удовлетворить эти требования, и надеемся, что они будут положительно восприняты Советом безопасности»7.

Предложение поддерживали и в Великобритании. Одним из его сторонников был, например, Роберт Купер, представитель Британии на переговорах в Бонне и один из ближайших сотрудников премьерминистра Тони Блэра. Купер был убежден в том, что присутствие миротворческих сил НАТО за пределами Кабула необходимо для обеспечения безопасности. Он предложил, чтобы во главе миротворческих сил встала Великобритания. За исключением Соединенных Штатов, Великобритания была единственной страной, способной достаточно быстро выделить необходимое количество войск. Небольшие подразделения британской армии уже действовали в Афганистане, командование приступило к созданию инфраструктуры, необходимой для их поддержки. Какова необходимая численность международных сил? США, британцы и представители Афганистана обсуждали возможность развертывания в Кабуле и основных городах страны 25 000 военнослужащих. В декабре 2001 г., например, Доббинс встречался с министром обороны Дональдом Рамсфелдом на военно‑воздушной базе Баграм неподалеку от Кабула. Рамсфелд поинтересовался, чего следует ожидать от предстоящих встреч с афганским руководством.

«Они попросят развернуть войска ISAF за пределами Кабула – для прикрытия других важнейших городов», – ответил Доббинс.

«И сколько народу для этого понадобится?» – спросил Рамсфелд.

«Британцы считают, что пяти тысяч хватит для контроля над Кабулом. Учитывая, что оставшиеся четыре‑пять крупных городов значительно меньше, еще 20 000 будет достаточно», – ответил Доббинс.

Во второй лагерь входили те, кто поддерживал развертывание миротворческих сил в Кабуле, но возражал против распространения сферы их деятельности на весь Афганистан. Это были многочисленные американские и британские военные, а также ведущие политики обоих государств. Высшие должностные лица в Пентагоне, в частности министр обороны Рамсфелд и генерал Томми Фрэнкс (возглавлявший Центральное командование вооруженных сил США), твердо стояли на том, что за пределами Кабула международных миротворческих сил быть не должно, особенно с привлечением подразделений армии США. Некоторые, как, например, заместитель министра обороны США по политическим вопроса Дуглас Фейт, не отвергали идею развертывания миротворческих сил за пределами Кабула, но категорически возражали против участия в них американских частей. «Мы не могли допустить присутствия американских солдат в ISAF, чтобы другие страны не подумали, что Соединенные Штаты помогут им, если у них будут проблемы»8, – сказал Фейт. «Ответом Государственного департамента на вопрос о стабилизации Афганистана было увеличение численности ISAF. Мы хотели позволить афганцам самим отвечать за свою безопасность», – подчеркнул он. На совещаниях Совета национальной безопасности, например, Рамсфелд неоднократно и четко давал понять, что он хочет вывести войска из Афганистана как можно скорее 9. Один высокопоставленный американский политик объяснил мне, что причиной тому были «уже формировавшиеся планы вторжения в Ирак». Он сказал также, что первичным намерением военных было «ударить по плохим парням и зачистить Афганистан после свержения режима талибов. В конечном итоге они считали, что зачистка Афганистана – дело не американцев, а афганцев»10.

«Государственное строительство – не наша стратегическая цель», – сообщил Фейт Рамсфелду в секретном меморандуме в конце 2001 г. Термин «государственное строительство», отмечал он, относится к периоду, когда благодаря политике администрации Клинтона «Босния в 1996 г. и Косово в 1999 г. фактически превратились в тюрьму, находящуюся под наблюдением мирового сообщества. В этих странах в течение многих лет находятся американские войска и войска других государств». Подтекст ясен, продолжал Фейт: «Мы не хотели, чтобы афганцы думали, что мы хотим использовать те же подходы в их стране»11.

На самом деле, во время предвыборной кампании перед президентскими выборами 2000 г. Джордж У. Буш неоднократно заявлял, что Вооруженные Силы США не должны заниматься государственным строительством и миротворческой деятельностью 12. Ведущие американские политики, начиная с президента, не желали, чтобы американские войска были вовлечены в государственное строительство в Афганистане, они не хотели также помогать другим странам, если у них там возникали проблемы. Президент Буш так говорил об этом: «Чем нам заниматься миротворчеством… пусть лучше Афганистан создает свою армию»13. Пресс‑секретарь Белого дома Ари Флейшер спустя несколько недель повторил эту мысль: «Позиция президента относительно использования Вооруженных Сил США не изменилась. Президент по‑прежнему считает истинной целью военных воевать и побеждать в войнах, а не заниматься миротворчеством»14. Американское политическое руководство настаивало, что то, что в Боннском соглашении называлось «Международные силы безопасности» (International security force) для Афганистана, должно быть названо «Международные силы содействия безопасности» (International Security Assistance Force или ISAF). Слово «содействие» (assistance) было добавлено, чтобы устранить любые предположения относительно того, что международные миротворческие силы могут обеспечивать безопасность афганского населения. По мнению Вашингтона, ответственность за общественную безопасность должны были нести афганцы.

Внутри американского руководства самые большие разногласия существовали между Государственным департаментом и Министерством обороны. Средства массовой информации поняли моментально. Майкл Гордон из газеты «Нью‑Йорк Таймс» спросил Рамсфелда, соответствуют ли действительности сообщения о возможном размещении миротворцев в других городах Афганистана. Рамсфелд ответил в том духе, что в размещении миротворческих сил за пределами Кабула нет необходимости и это отвлекло бы ресурсы от войны с терроризмом, которую ведут США. Он бы предпочел тратить деньги на подготовку вооруженных сил Афганистана.

«Вопрос заключается в том, хотите ли вы вкладывать время и деньги в Международные силы содействия безопасности, – допустим, их численность составит от 5000 до 20 000 человек?.. Зачем тратить на это деньги и силы? Почему бы не вложить их в помощь в создании национальных вооруженных сил, чтобы через какое‑то время они смогли защищать себя самостоятельно?»

После этого Гордон позвонил Джеймсу Доббинсу, который сказал: «Предложения Государственного департамента состоят в том, что имеется несколько городов помимо Кабула, в которых международные силы могли бы помочь афганцам в обеспечении безопасности. Тогда у афганцев дела пошли бы лучше, и вероятность возникновения конфликтов между ними снизилась бы»15. Позднее советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс отчитала Доббинса за дачу публичных комментариев и предание гласности разногласий между государственным департаментом и министерством обороны. Она попросила одного из своих заместителей, генерала Уэйна Дауни, позвонить Доббинсу и сообщить о своем недовольстве.

В конце концов, вопрос дошел до самых верхов. В феврале 2002 г. было объявлено о проведении совещания Совета национальной безопасности, которое должно было решить, должны ли войска НАТО действовать за пределами Кабула или нет. В процессе подготовки совещания сотрудник Совета национальной безопасности Эллиот Абрамс распространил документ, в котором утверждалось, что концепция миротворчества на практике не работает – это было продемонстрировано неудачными попытками администрации Клинтона в Сомали, Гаити, Боснии и Косове. Совещание проходило в «Ситуационной комнате» Белого дома. Государственный департамент представляли Пауэлл и Доббинс. Райс председательствовала. Присутствовали также Рамсфелд, директор ЦРУ Джорж Тенет и шеф аппарата вице‑президента Дика Чейни Льюис «Скутер» Либби. Пауэлл и Рамсфелд напряженно спорили и не могли прийти к соглашению. Тенет сказал, что между полевыми командирами, которые теоретически подчиняются Карзаю, отмечались перестрелки и существует вероятность эскалации конфликта. Использование миротворческих сил – не самая плохая идея. В теории от ЦРУ ожидают, что оно будет предоставлять разведывательную информацию и результаты анализа ситуации, а не давать советы в области политики. Но управление сыграло настолько необычно активную роль в свержении «Талибана», что Тенет время от времени вместо предоставления разведданных давал именно рекомендации политического характера.

После безрезультатного обмена мнениями между Пауэллом и Рамсфелдом Райс попросила всех рядовых сотрудников покинуть помещение. Это позволило министрам обсудить проблему конфиденциально, чем они и занимались в течение следующей четверти часа. В конце концов все согласились с тем, что, если афганских полевых командиров бросить на произвол судьбы, они продолжат воевать между собой. Но Рамсфелд по‑прежнему упрямо выступал против развертывания миротворцев. Он, в свою очередь, предложил, чтобы американские подразделения, действующие совместно с афганцами, использовали свое влияние для поддержания мира между местными группировками. Пауэлл уступил, Райс также дала свое согласие. Ведь не будет призывов к отправке в Афганистан дополнительных иностранных войск или миротворческих подразделений и участия американских военных в обеспечении общественной безопасности. Но нужно будет предпринять усилия по прекращению распрей между афганскими полевыми командирами. После совещания Пауэлл сказал Доббинсу: «Это лучшее из того, что я мог сделать. Рамсфелд сказал, что возьмет решение проблемы на себя. Что еще мне нужно было говорить?»16 Армитэйдж подвел итог совещанию в более резких выражениях: «Рамсфелд просто продавил это решение»17. В конце концов, в 2002 г. Соединенные Штаты отправили в Афганистан 8000 военнослужащих, получивших задачу охотиться на талибов и членов «Аль‑Каиды» и не ввязываться в миротворческие миссии. Международные миротворческие силы численностью 4000 человек не отважились выдвинуться за пределы Кабула.

В этих дебатах родилось словосочетание, ставшее девизом американских войск и войск других государств, участвующих в событиях в Афганистане, – «минимальное вмешательство». Оглядываясь назад, можно сказать, что принятое решение оказалось серьезной ошибкой, которая стала одной из причин провала попыток установить государственную власть в Афганистане. Из‑за небольшой численности войск обеспечение законности и порядка на всей территории страны оказалось чрезвычайно сложным делом. И шансов пересмотреть решение почти не было. Раз США начали планировать операцию в Ираке, план «минимального вмешательства» изменить было практически нереально. Соединенные Штаты не могли перебрасывать дополнительные войска в Афганистан, потому что они были задействованы где‑то еще. Действуя по плану, войска США и других стран НАТО могли очистить территорию, занятую талибами или боевиками других группировок, но не могли удерживать ее. В наибольшей степени это относилось к югу, традиционному оплоту «Талибана». Кроме того, США и другие страны не смогли оказать существенную помощь в развитии сельских районов Афганистана, где происходили основные столкновения 18.

 

План Маршалла для Афганистана?

 

Несмотря на ограниченную численность направленных в Афганистан войск, существовали первоначальные признаки того, что администрация Буша может выделить ему значительную финансовую помощь. Выступая 17 апреля 2002 г. в Вирджинском военном колледже, президент Буш упомянул План Маршалла. Это было глубоко символично. Джордж К. Маршалл закончил Вирджинский военный колледж в 1901 г. в звании капитана кадетского корпуса. При президенте Трумэне он занимал пост государственного секретаря и предложил беспрецедентную программу экономической и военной помощи Германии и другим государствам, оправлявшимся от последствий Второй мировой войны. 5 июня 1947 г., обращаясь к выпускникам Гарвардского университета, Маршалл обещал предоставить европейским государствам помощь для восстановления разрушенной войной экономики. В самой речи не упоминались никакие детали или цифры. По Плану Маршалла США в 1947–1951 гг. предоставили странам Западной Европы помощь на многие миллиарды долларов 19.

В речи президента Буша содержались похожие пассажи. Он сказал, например: «Мы знаем, что подлинный мир будет установлен лишь тогда, когда мы предоставим народу Афганистана средства для воплощения его стремлений». Говоря о пути, который предстоит пройти Афганистану, Буш упомянул Маршалла:

«Помогая построить Афганистан, свободный от бедствий и несчастий, в котором будет жить лучше, мы работаем в лучших традициях Джорджа Маршалла. Он понимал, что за нашей военной победой над врагами во Второй мировой войне должна последовать моральная победа, результатом которой станет лучшая жизнь для каждого человека. После 1945 г. Соединенные Штаты Америки были единственной страной мира, имевшей достаточно сил, чтобы помочь в восстановлении Европы и Японии, опустошенных войной. Сегодня наши бывшие враги являются нашими друзьями. И Европа, и Япония ныне – сильные партнеры, участвующие в восстановлении Афганистана»20.

Подобно речи Маршалла в Гарварде, выступление Буша было бедно на детали, и президент не сказал определенно, что Соединенные Штаты предоставят помощь Афганистану на сравнимом уровне. Однако неоднократные упоминания Плана Маршалла создавали именно такое впечатление. Во всяком случае, руководители Афганистана поняли речь Буша таким образом. Они интерпретировали ее как обязательство предоставить значительную помощь 21. Однако ни Госдепартамент, ни Административно‑бюджетное управление при президенте, ни Совет национальной безопасности не предпринимали больших усилий для оценки объемов ресурсов, необходимых для успешного восстановления Афганистана или для организации требуемого финансирования. До осени 2002 г. в Конгресс не поступали запросы на выделение Афганистану дополнительных денег, и большая их часть ушла Министерству обороны.

Несмотря на надежду, порожденную речью Буша, американское военное командование имело несколько причин принять план «минимального вмешательства». Во‑первых, они хотели избежать возникновения сопротивления, подобного тому, с чем в 80‑х годах столкнулся Советский Союз. Во‑вторых, они не хотели, чтобы американские военные были заняты в миротворческих операциях или государственном строительстве. Они, в конце концов, верили, что небольшого количества солдат сухопутных войск и авиации, взаимодействовавших с афганцами, будет достаточно для обеспечения безопасности 22.

Генерал Томми Фрэнкс, возглавлявший Центральное командование Вооруженных Сил до 2003 г., считал, что после окончания основной фазы военных действий «наше вмешательство должно быть минимальным по военным и геополитическим причинам. Я считаю, что достаточно в общей сложности 10 000 американских военнослужащих, включая солдат сухопутных войск, летчиков, спецназовцев, членов экипажей вертолетов огневой поддержки и прочих»23. С ним были согласны его ближайшие советники, включая начальника оперативного управления генерала Виктора «Джина» Ренуара и командующего американскими сухопутными войсками в Афганистане генерал‑лейтенанта Пола Т. Миколашека. В ходе нескольких видеоконференций Фрэнкс и министр обороны Рамсфелд согласились с тем, что Соединенным Штатам не стоит наводнять Афганистан своими войсками. «Мы не хотим повторять ошибки русских, – сказал Фрэнкс Рамсфелду во время одной из встреч, – мы не добьемся ничего, гоняя танковыми батальонами по горам и ущельям легковооруженного противника»24. Вместо этого они отправили в Афганистан три бригады из 10‑й горной и 101‑й воздушно‑десантной дивизий, которые присоединились к уже развернутой на базе в Кэмп‑Рино в Кандагаре экспедиционной бригаде морской пехоты. Как уже говорилось выше, большинство высокопоставленных членов американского руководства – особенно в Министерстве обороны и Белом доме – не поддержива


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.