История создания дивизии СС Дас Рейх — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания дивизии СС Дас Рейх

2021-01-29 184
История создания дивизии СС Дас Рейх 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Если бы мне дали десять тысяч эсэсовцев, мы бы выстояли».

Подполковник М.Бижар, командир 6‑го колониального парашютного батальона Французского экспедиционного корпуса под Дьен‑Бьен‑Фу

 

Подобно тому, как корни самого гитлеровского Рейх а уходили глубоко в историю Великой войны (именуемую ныне преимущественно Первой мировой), так и история 2‑й танковой дивизии СС Рейх (Дас Рейх)», да и история всех войск СС вообще, была неразрывно связана с этой четырёхлетней, невиданной дотоле в мире бойней, из кровавой купели которой появились на свет Божий советский большевизм, итальянский фашизм и германский национал‑социализм. Возникновение нацистской идеологии стало возможным лишь в Германии, уже потерпевшей поражение в мировой войне, однако основы будущих военных успехов войск СС вообще и их танковых дивизий – в частности, были заложены ещё раньше, в ходе титанической схватки Центральных держав со странами Антанты, и стали возможными только в результате творческого усвоения боевого опыта, накопленного германскими «ударными частями» (по‑немецки: «Штоструппен») и «штурмовыми частями» (по‑немецки: «Штурмтруппен») в последние годы Великой войны.

 

«Ударники» кайзера

 

«Мы шли под грохот канонады,

Мы смерти смотрели в лицо».

Из «Песни о юном барабанщике»

 

Шел четвёртый год кровавой бойни, вошедшей в историю под названием Первой мировой войны(хотя её участники предпочитали называть эту войну Великой, а захваченные ее кровавым вихрем наши соотечественники – Великой Отечественной– да‑да, дорогие читатели, Вы не ошиблись – большевики украли и присвоили своей войне это название – так же, как они украли и написанную в 1914 году песню «Вставай, страна огромная», слегка адаптировав ее текст в соответствии с собственными идеологическими установками!). Траншеи, блиндажи, минные поля, проволочные заграждения, массированный пулемётный и артиллерийский огонь, окопы, полные воды и грязи, смердящие неубранные трупы, гниющие заживо раненые, бесконечные вылазки, контратаки и снова вылазки, пронзающие человеческую плоть штыки, цепами молотящие по черепам приклады и сапёрные лопатки, два‑три квадратных километра, отвоёванные у противника ценой сотен и тысяч жизней, чтобы назавтра снова потерять их – казалось, этому конца не будет…

Ранним утром 21 марта 1918 года солдаты британской 5‑й армии на Западном фронте внезапно попали под артиллерийский обстрел. Вихрь тяжелых снарядов германской артиллерии («чемоданов»), с оглушительным воем и грохотом рассекавших дымный воздух, как если бы по небу проносились тяжело нагруженные товарные эшелоны, обрушился на передовые позиции англичан в районе реки Соммы. В то время, как германские артиллеристы вели интенсивный обстрел этого участка фронта, небольшие группы отборных, легко вооружённых пехотных штурмовых, или ударных, частей, под прикрытием утреннего тумана и облаков удушливого газа, просочились через обороняемую британской армией линию фронта. Такие штурмовые или ударные отряды, сформированные к описываемому времени в составе каждой германской дивизии, состояли исключительно из добровольцев, отбиравшихся по принципу храбрости, инициативности и агрессивности.

Вооружённые лёгким и средним оружием, начиная с армейских ножей и окопных кинжалов, пистолетов – в том числе и скорострельных автоматических, не являвшихся в штурмовых и ударных частях, в отличие от общеармейских подразделений, эксклюзивным оружием исключительно офицерского состава! – и ручных гранат, и кончая ручными пулемётами, лёгкими переносными миномётами (или, как тогда говорили, бомбомётами) и огнемётами, эти небольшие, тесно сплочённые части и подразделения (численностью от роты до батальона), спаянные боевым братством, закалённые в огне бесчисленных схваток, в которых шло в ход буквально всё – от окопного ножа до шанцевого инструмента – повсеместно добивались успехов, поистине ошеломляющих в условиях позиционной, окопной войны.

Германским штурмовыми ударным батальонам времён Великой войны почти всегда сопутствовал успех (в частности, потому, что – в отличие от разложенной к описываемому времени кликой Керенского и большевицкими агитаторами русской армии, где также имелись свои ударные части и «батальоны смерти»! – немецкие солдаты не стреляли своим «ударникам» в спину во время атаки, а шли вслед за ними на прорыв!). В штурмовых и ударных частях традиционная для кайзеровских вооруженных сил «прусская» железная дисциплина, неукоснительно поддерживаемая привилегированным статусом строго корпоративной офицерской касты (не зря о надменных прусских кадровых офицерах, с лёгкой руки язвительного Генриха Гейне, говаривали, что они, казалось «проглотили ту палку, которой их лупили в кадетских корпусах»![10]) превратилась в огне боёв в тесное боевое товарищество между офицерами и нижними чинами, основанное на многократно проверенном и оправданном в «стальных грозах» взаимном доверии.

Об этом, в частности, повествовал в своих знаменитых военных мемуарах, названных именно так – «В стальных грозах» («In Stahlgewittern») – ветеран французского Иностранного легиона, а в последующем – доброволец и офицер германской кайзеровской армии в Великую войну, кавалер высшего прусского военного ордена «За заслуги» (Pour le Merite) консервативный революционер Эрнст Юнгер, неустанно славивший «великое общее дело» Войны, породившее «небывалую породу людей. Это была новая раса, воплощение энергии и мощи: выносливые, жилистые тела; глаза, смотревшие смерти в лицо и окаменевшие под каской. Это были победители, заранее готовые пойти на самые чудовищные жертвы. Неудержимой лавиной неслись они над выжженной землей, знаменуя последний триумф запредельного ужаса. Невиданные силы пробуждались ото сна, когда они дерзко врывались в разбитые укрепления, где застыли серые фигуры с безумным, остекленевшим взглядом… В миг встречи с противником они воплощали огневую воинственную стихию этого мира, являя собой пронзительное единство тела, ума, воли и чувства».

Немецкие «ударники» именовались «гренадёрами»– причем с полным на то основанием и в исконном смысле этого слова, поскольку им чаще, чем кому бы то ни было, приходилось применять ручные гранаты! – и потому часто носили нарукавные нашивки в виде черной суконной «пылающей гренадки», а ударники‑огнемётчики также носили на обшлаге черную круглую нашивку с белой «мёртвой головой»(по‑немецки: «Тотенкопф»), чаще всего так называемого «брауншвейгского» типа, то есть в виде человеческого черепа (с нижней челюстью) анфас над двумя перекрещенными костями– в отличие от «мёртвой головы» другого, «прусского», типа, представлявшей собой изображение черепа (без нижней челюсти) в пол‑оборота, наложенного на две скрещенные берцовые кости. Позднее, в «Третьем Рейх е» рядовые стрелки («шютцен») военизированных частей СС («зелёных СС», по Скорцени) также будут с гордостью именоваться «гренадёрами».

Очень скоро, с началом Ноябрьской революции 1918 года в Германии и вызванной этой революцией многолетней смуты, «мёртвая голова» украсила стальные шлемы, бескозырки, фуражки и кепи, нарукавные нашивки, петличные эмблемы, знамёна, вымпелы, грузовики, броневики и танки белых добровольческих частей, выступивших на борьбу с немецкими «спартаковцами» – «пятой колонной» Коминтерна. Любопытно, что сходным образом дело обстояло и «по другую сторону фронта», в лагере победивших в войне стран Антанты. Так, в бурлящей послевоенной Италии, где против едва не захвативших власть в стране марксистов сражались чернорубашечники‑«сквадристы» дуче Бенито Муссолини – в большинстве своем бывшие бойцы итальянских элитных штурмовых подразделений «ардити»(итал.: «отважные», «храбрецы») – «череп с костями» пользовался ничуть не меньшей популярностью. И в период оккупации г. Фиуме (Риеки), служившего яблоком раздора между Италией и созданной по воле Англии, Франции и США – старших партнеров Италии по Версальскому договору – Державой С.Х.С. (Королевством сербов, хорватов и словенцев – будущей Югославией), в 1919–1920 гг. итальянскими националистами под предводительством поэта‑авиатора Габриэле д’Аннунцио, парады чернорубашечников неизменно проходили под знаменами с изображением «мёртвой головы».

 

«Мёртвая голова» и чёрный цвет мундиров

 

«Белогвардейцы! Чёрные гвозди

В ребра Антихристу!»

Марина Цветаева. «Лебединый стан»

 

Скажем, кстати, несколько слов по поводу самой эмблемы «череп и кости», одного из древнейших символов в истории человечества, носящего, тем не менее, в глазах многих наших соотечественников и современников, дезориентированных злонамеренной пропагандой или же попросту страдающих от недостатка элементарных знаний, достаточно одиозный и зловещий характер. В 1999 году, в преддверии Миллениума, в смоленском издательстве «Русич», в серии «Мир в войнах», вышел перевод книги английского автора Г. Уильямсона «СС – инструмент террора». Уважаемый автор предисловия к русскому изданию книги об «ордене под мёртвой головой», М. Рабинович, счел необходимым подчеркнуть: «Кошмарный сон оборачивается явью: юнцы и пенсионеры в…форме, украшенной самым зловещим из символов, известных в истории (курсив наш – В.А.), снова маршируют и в Центральной Европе, и в Прибалтике, и – верить ли своим глазам? – в России».[11] Между тем, символ «мёртвой головы», то есть «череп и кости», несравненно более древний, чем СС и чем породивший эти самые СС германский национал‑социализм, отнюдь не является каким‑то исключительным изобретением разработчиков нацистской и протонацистской символики. Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого, ставший почти хрестоматийным. В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на покой участники гражданской войны в Испании вспоминали одно и то же. Вот испанским республиканцам демонстрируют «культовый» советский фильм «Чапаев». Наступает кульминационная сцена – «психическая атака» русских белых офицеров‑«ударников» под чёрным знаменем с белым черепом и костями– и вот заполнившие кинозал испанские республиканцы начинают с криками: «Фашисты!» палить в экран изо всех стволов. Совершенно ясно, что для советского и – шире – большевицкого и вообще «левого» сознания той далёкой эпохи «череп и кости» однозначно символизировали абсолютное зло. Поэтому нет ничего удивительного в том, что советское сознание невольно (или вольно) ассоциировало русских «фашистов»‑белогвардейцев с немецкими «фашистами»‑эсэсовцами. Общий стиль распознавался сразу, пусть даже на подсознательном уровне. Как сейчас помню эпизод из купленной мне родителями в далеком детстве в Феодосии книжки «Витя Коробков, пионер‑партизан»(фамилию автора, к сожалению, память не сохранила), где описывалось, как из немецкой автомашины «выскочил долговязый офицер с черепом на рукаве. «Эсэсовцы!»– пронеслось в мозгу у Вити…» (хотя череп на рукаве носили русские «корниловцы» и прочие «ударники чапаевских времен», эсэсовцы же носили череп на головных уборах, а на рукаве– не череп, а орла!). Со временем дело зашло так далеко, что в книге очерков по истории России (для иностранцев) «Истоки истории» (Москва, Высшая школа, 1989 г.), вышедшей из‑под пера ныне покойного профессора Н.Н. Яковлева(того самого, которому ныне покойный академик А.Д. Сахаров прилюдно влепил пощёчину за нелестные отзывы о своей жене в другой книге того же профессора, «ЦРУ против СС СР»), даже тевтонские рыцари (!) в битве на Чудском озере (в 1242 году!) выступают под «чёрным знаменем с белым черепом и костями»! Настолько символ черепа с костямив эпоху «развитого социализма» стал ассоциироваться в советском сознании с чем‑то изначально враждебным и чуждым, став своего рода «антисимволом». Между тем, череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, то есть разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, отнюдь не являясь, вопреки широко распространенному заблуждению, символом устрашения, разрушения и смерти. Этот мрачный смысл вкладывался в него, как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период Октябрьского переворота, последующего периода «красного террора» и гражданской войны 1917–1922 годов в России. Не случайно большевицкий литератор Артём Весёлый (в период сталинской «большой чистки» сам попавший под Красное колесо, которое так усердно помогал крутить в кровавые годы российской Смуты!) живописуя революционный разгул в своём романе‑хронике «Россия, кровью умытая», писал: «В станицу отряд входил под черным знаменем, на котором светлыми шелками были вытканы скрещенные кости, череп, восходящее – похожее на петушиный гребешок – солнце и большими глазастыми буквами грозные слова:

 

СПАСЕНЬЯ НЕТ. КАПИТАЛ ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ».

 

На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т. д. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы. Романтическая мода того времени диктует армии необходимость добавлять к привычной символике и военным атрибутам еще и череп над скрещёнными костями в сочетании с чёрным, красным и белым цветами отделки мундиров. Тем самым, кстати, была заложена основа позднейших русских и германских «ударных частей» – например, корниловцев (имевших чёрно‑красные фуражки с серебряным черепом и костями, чёрные мундиры с белыми кантами, чёрно‑красные погоны с серебряной «мёртвой головой» и белыми выпушками, нашивку с черепом и костями на плече, серебряные кольца с черепом (прообраз эсэсовского «тотенкопфринга»!), чёрно‑красное знамя с белым черепом и костями – и гитлеровских эсэсовцев, фактически перенявших у корниловских ударников их символику «смерти‑бессмертия» и чёрно‑бело‑красную цветовую гамму, как, впрочем, и мелодию первого полкового марша корниловцев «Призыв»(начинающегося словами: «В ком есть сознанье ясное»; на этот же мотив штурмовики СА и чины СС, входивших на первоначальном этапе в состав СА, пели: «Es pfeift von allen Daechern»!).

Первыми подобную «зловещую» (по мнению многих) форму при Фридрихе Великом в середине XVIII века надели прусские «гусары смерти» («Todeshusaren»). Хотя насчёт эпитета «зловещий» применительно к чёрной форме, как раз нам, русским людям (или, по крайней мере, тем из нас, кто еще не утратил историческую память!), есть что возразить! В лютую стужу в феврале 1918 года на Дону путь красным бандам под Новочеркасском преградили подростки‑кадеты, многие – всего двенадцати лет от роду, ростом ниже своих трехлинейных винтовок, коротко стриженые, в чёрных мундирчиках – и погибли, но не сдались красному зверю! Интересно, кому из честных русских патриотов покажется зловещим чёрный цвет мундиров этих юных мучеников, отстоявших честь России!?

Что же касается прусских «гусар смерти», то их форма состояла из чёрных чикчир, доломана и ментика и чёрной же шапки‑мирлитона (Fluegelmuetze)с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы. Чуть позднее в Пруссии же появился 2‑й полк «гусар смерти», символикой которых стала не просто «мёртвая голова», а сама Смерть в образе лежащего скелета с песочными часами и косой. Столь изощренная «символика смерти» явилась тогда в европейских армиях впервые.

Примерно в то же время символика «смерти‑бессмертия» появилась в британской армии, а именно – в 17‑м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады в Крыму под Балаклавой, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных анналах «атакой в долине Смерти»), эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «OR GLORY»– то есть «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались). После слияния 17‑го полка с 21‑м уланским в 1922 году эмблема сохранилась прежней. В 1993 году 17‑й/21‑й уланский полк был слит с 16‑м/5‑м Собственным Ее Величества Королевы уланским полком в Королевский Ее Величества Королевы уланский полк. Символика «смерти‑бессмертия» сохранилась в полку по сей день. В период сербо‑турецкой войне 1876 года русско‑черногорский «Легион смерти» под командованием поручика Кириллова сражался под чёрным знаменем с белым черепом и костями (с тех пор это «знамя смерти» использовали сербские партизаны‑четники, в том числе в годы Второй мировой войны и междоусобных войн, ведшихся на территории бывшей СФРЮ[12] в конце 90‑х годов ХХ века).

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 года «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы опять‑таки «адамову голову»(от которой и ведёт свое происхождение упоминавшийся выше череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) французских эмигрантов‑роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах российских войск, что, несомненно, повлияло, например, и на символику русского 5‑го гусарского Александрийского полка(«чёрных» или «бессмертных» гусар, как их называли). Впервые же символика «смерти‑бессмертия» впервые была засвидетельствована в Русской Императорской армии во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой ополченской военной части крепился серебряный череп над скрещенными костями. И опять‑таки, как следует из самого названия полка, необходимо рассматривать эту символику (во всяком случае, применительно к русским войскам) не столько как символику смерти, сколько как символику бессмертия.

В ходе Освободительных заграничных походов 1813–1814 годов русским воинам приходилось сражаться против Наполеона бок о бок с пруссаками. Один из регулярных полков русской кавалерии – Александрийский гусарский – именно начиная с этого времени начал использовать, хотя поначалу и неофициально, символику «смерти‑бессмертия». Известен эпизод, когда прусский фельдмаршал Гебгард Леберехт фон Блюхер, перепутав в пороховом дыму сражения из‑за сходства формы русских «чёрных» гусар‑александрийцев с прусскими «чёрными» лейб‑гусарами подъехал к «александрийцам» и приветствовал их, как «гусар смерти». На это командир «александрийцев» князь Мадатов ответил Блюхеру, что они – не «гусары смерти», а «бессмертные гусары». С тех пор «черепа и кости» использовались «александрийцами» везде, где только было возможно – вплоть до посуды в Офицерском собрании и фонарей в виде черепов на нем же. Впрочем, официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен для «александрийцев» Государем Императором Николаем II лишь в начале ХХ века. С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на «законных» основаниях… 1‑й эскадрон Ея Величества 5‑го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна; 2‑й эскадрон – значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой». «Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4‑го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17‑го Донского («Баклановского») казачьего полка.

…Несомненно, мёртвая голова встречается (как, впрочем, все мыслимые и немыслимые символы самых разных религий) и в масонской символике тоже. Правда, у масонов она чаще символизирует голову мифического архитектора Соломонова храма – Адонирама (или Хирама Абифа) и «слово мастера» вольных каменщиков «мак бенак»(якобы означающее – на неизвестном языке! – «плоть отделилась от костей»). Однако сегодня вряд ли стоит «стричь всех масонов под одну гребенку» и мазать всех их только черной краской. Само по себе франкмасонство («вольное каменщичество»)представляет собой настолько сложное идейное течение, возникшее, может быть, и не в библейские (как то утверждают многие масонские идеологи), но, во всяком случае, в достаточно «допотопные» времена из смеси языческого (псевдо)христианского гностицизма, иудаизма, оккультизма, а частично и атеизма, что к нему просто невозможно подходить с единой меркой во все эпохи и во всех странах мира…

Можно по‑разному относиться к масонству разных стран, народов и эпох, но фактом является то, что многие «масонские»(а точнее, воспринятые и «творчески переработанные» масонством) идеи, традиции и символы настолько прочно легли в основание современной европейской, и не только европейской, но и общемировой культуры и цивилизации, что стали ее неотъемлемой частью. Хотим мы того или не хотим, но если попытаться мысленно «вынуть» из ее фундамента все те элементы, которые являются или кажутся кому‑то «масонскими» или «заимствованными у масонов», то неминуемо рухнет все европейское здание. А ведь Россия– не остров в океане, а часть Европы (прежде всего!), и уж потом только – Азии. Такой она стала, по крайней мере, со времен превращения ее в Российскую Империю при Петре Великом (хотя уже Царь Иван Васильевич Грозный, по свидетельству английского посла Джерома Горсея, считал себя отнюдь не «азиатом», а «немцем»). Отнюдь не случайным, в свете вышеизложенного, представляется внешнее сходство знака высшего ордена Российской Империи – ордена Святого Андрея Первозванного – со знаком одноименного масонского ордена,[13] сходство Государственного герба России – унаследованного от византийских Палеологов «двоеглавого орла» – с двуглавым орлом степени «рыцарь Кадош» так называемого «шотландского масонства», и многое другое. Масонами были отнюдь не одни декабристы, а почти что все российские государственные деятели и полководцы, включая генералиссимуса А.В. Суворова, фельдмаршала М.И. Голенищева‑Кутузова и многих других. Естественно, многие символы, привычные им по общению в ложах, в том числе и «адамова голова», естественно и гармонично переходили в русскую воинскую символику. Другое дело, что разными людьми в одни и те же символы нередко вкладывался совершенно различный смысл.

В период разразившейся 1 августа 1914 года Великой, или Великой Отечественнойвойны особой популярностью эмблема «адамовой головы» пользовалась в молодой, но уже прославившей себя многочисленными подвигами русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами – десятки, серебряными черепами – единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.

После Февральского переворота 1917 года бездарная политика Временного правительства (отмена смертной казни за воинские преступления, отдания чести, чинопочитания, назначение на фронт комиссаров и прочие благоглупости) привела к тому, что русская армия, дотоле спаянная железной дисциплиной и верностью Государю Императору, стала «расползаться по всем швам». В безуспешных попытках избежать военной катастрофы Временным правительством начали создаваться «ударные части», «части смерти», «революционные батальоны» и даже «отряды добровольцев из увечных воинов» (для награждения которых летом 1917 г. даже был учрежден особый знак в виде черепа с костями на чёрно‑красной ленте!), призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, усердно разлагавшиеся (на немецкие денежки) красными агитаторами, и тем самым удержать фронт от распада.

Наибольшей известности среди них достигли, пожалуй, «Корниловский ударный отряд»(в ходе Гражданской войны выросший до размеров дивизии и послуживший костяком белой Добровольческой Армии – позднее «Вооруженных Сил Юга России») и «Женская боевая команда (позднее – батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Но было сформировано и немало других аналогичных частей, не менее самоотверженно дравшихся за честь и славу исторической России на полях гражданской войны. В их символике – на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках корниловцев, анненковцев, дроздовцев, бойцов Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отрядов атамана Булак‑Балаховича, донских казаков‑гундоровцев, Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударников генерала Гайды, Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многих других непременно присутствовала «мёртвая голова»…

Последними, кто, продолжая традицию Якова Петровича Бакланова, носил «череп и кости» на полях сражений (правда, уже Второй мировой войны, которая, однако, воспринималась ими, прежде всего, как продолжение войны гражданской), были «белые казаки» 1‑й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее ХV (XIV) Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и многих других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее – и Ваффен СС.[14]

А вот советские большевики в период гражданской войны в России вкладывали в символ «черепа и костей» действительно убийственно‑зловещий смысл. Любопытно, что боснийский гимназист Гаврила Принцип, чей провокационный выстрел в австрийского эрцгерцога Франца‑Фердинанда 1 августа 1914 года в боснийском Сараево вызвал четырёхлетнюю мировую кровавую бойню и привел к крушению четырёх крупнейших империй – и, прежде всего – Российской – был членом террористической организации «Чёрная рука», эмблемой которой также служили череп и кости. После выстрелов в Ульянова‑Ленина осенью 1918 года (до сих пор неизвестно кем произведенных) большевицкая ЧК развязала невиданный по жестокости «красный террор» против всех патриотов России и просто честных русских людей… под знаком черепа с костями(сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и ее прихвостням, да здравствует красный террор!»). Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич‑Запильский подчеркивал: «…У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это – знак чрезвычайки». Пьяная матросня, по выражению большевицкого барда Маяковского, «прикладами гнавшая седых адмиралов» в море «с моста в Гельсингфорсе», творила свои злодеяния под стягом с черепом и костями со сходной надписью «Смерть буржуям». На знамени «анархо‑коммунистов» большевицкого союзника «батьки» Махно, сорвавшего освободительный деникинский «поход на Москву», красовались также «мёртвая голова» и надпись: «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду». Характерно, что белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения родины (на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины»)… В то же время на большевицких знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании отнюдь не с заявлением о готовности красных умереть самим(ну, если не за Родину, то хотя бы за пресловутую «мировую революцию»), а с непременными призывами убить кого‑то другого(«мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима», неважно кого – лишь бы кого‑то убить…). Самолеты белых были украшены православными крестами, державными двуглавыми орлами (хотя и без корон!), изображениями русских богатырей и национальными цветами Великой России. А на советских самолетах той поры зловеще ухмылявшиеся черепа и кости прекрасно сочетались с кровавыми и чёрными пентаграммами, вампирами, ведьмами, красными дьяволятами (в буквальном смысле слова!), бутылками водки, чертями‑куроцапами и прочей бесовщиной. Впрочем, сатанинские корни большевицкой символики являются предметом отдельного исследования, выходящего за рамки нашей темы.

Всего через несколько месяцев, вскоре после окончания Великой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблему «мёртвой головы» переняли бойцы белых добровольческих корпусов («фрейкоров»), мобилизованных новым республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана иГустава Носкена борьбу с немецкими большевиками‑спартаковцами(немало ветеранов штурмовыхи ударных отрядоввремен Великой войны вступило в эти добровольческие корпуса, привив им свой ударный дух и свою ударную тактику). Об этом повествуется, в частности, в другой, не столь известной книге упоминавшегося нами выше немецкого консервативного революционера Эрнста Юнгера– «Борьба за Державу» («DerKampfumdasReich»), в которой он дал всеобъемлющую панораму Ноябрьской революции, или, говоря точнее – гражданской войны в Германии 1918–1923 годов, выигранной белыми добровольческими корпусами, а фактически – вчерашними бойцами штурмовых и ударных отрядов Великой войны в не менее ожесточенных и кровопролитных схватках с внутренними и внешними врагами Германии. Поэтому не удивительно, что многие принявшие участие в борьбе с германскими большевиками и остановившие иноземное вторжение на внешних рубежах Германии (в Прибалтике, Силезии и других приграничных областях) белые добровольческие отряды,[15] в память о яростных штурмовых атаках только что отгремевшей Великой войны, именовались штурмовыми(например, Добровольческий штурмовойучебный полк,[16] Добровольческий штурмовойотряд «Шлихтингсгейм»,[17] Добровольческий штурмовойотряд Курбьера,[18] Штурмовойотряд Росбаха,[19] Штурмовойбатальон Шмидта,[20] Штурмовойотряд Хайнца,[21] Баденский штурмовойбатальон,[22] Тирольский штурмовойвзвод[23] в составе добровольческого корпуса «Оберланд» и др.), или ударными(Ударныйотряд Балтийского ландесвера,[24] Ударныйотряд «Эльберсфельд»,[25] Железнодорожный ударныйотряд «Рур»[26] и т. п.). К моменту завершения этой борьбы многие бывшие «ударники» и «штурмовики» Первой мировой уже служили в рядах СС – под тем же знаком черепа с костями. Но все это случилось несколько позднее. А мы пока вернемся к событиям 21 марта огневого 1918 года.

 

Дальнейшие успехи

 

«Удача покровительствует отважным».

Крылатое латинское выражение

 

Как только закончилась артиллерийская подготовка, штурмовые батальоны нанесли удар, используя свое неоценимое в окопной войне оружие, разрывая линии связи и снабжения за спиной британской 5‑й армии и пробивая обширные бреши в линии обороны англичан. Атакующие сходились с оборонявшимися в ближнем бою, атаки немцев сменяли смелые и отчаянные контратаки англичан, на позициях рвались ручные гранаты, кипели яростные рукопашные схватки, но порыв наступающих германцев был неудержим. Успех ошеломившего британцев удара германских штурмовых отрядов позволил немецкому генералу Оскару фон Гутьеи его 18‑й армии к вечеру 21 марта вклиниться вглубь английской линии обороны на одиннадцать с половиной километров(что было поистине ошеломляющим успехом в окопной войне на Западном фронте, где буквально каждый квадратный километр, а порой даже метр, занятой неприятелем территории оплачивался реками крови)! Всего через неделю войска генерала фон Гутье, применив аналогичную тактику, захватили важный французский железнодорожный узел Мондидье и пробили брешь шириной в 16 км между британской и французской армиями. Именно благодаря успешным действиям «штурмовых» и «ударных» частей Большое весеннее наступление германской армии 1918 года поначалу развивалось весьма успешно и, казалось способным внести коренной перелом в ход первой мировой войны, носившей на Западном фронте преимущественно позиционный характер.

9 апреля другая группа германских ударных войск, под командованием генерала Фердинанда фон Кваста, взяла штурмом важный бельгийский железнодорожный узел Газебрук, наголову разгромив оборонявшую его португальскую дивизию (интересно было бы знать, что португальцы забыли во Фландрии? – впрочем, в описываемое время к странам Антанты, ослабленной выходом из войны «русского парового катка», но безмерно усиленной вступлением в нее Северо‑Американских Соединенных Штатов, спешили переметнуться все, кто не лень, надеясь поживиться крохами военной добычи). Успех этой операции позволил фон Квасту и его 6‑й армии продвинуться вглубь неприятельской территории на глубину четырех с половиной километров, после чего немцы были остановлены, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление частей 1‑й британской армии. К концу месяца германцы захватили водораздел Пашендаль и, казалось, еще один рывок – и они прорвутся, наконец, в глубь вожделенной Фландрии!

Необходимо заметить, что германское военное командование и ранее нередко использовало тактику просачивания сквозь неприятельские боевые порядки с целью обеспечения победы в войне. Так, в сентябре 1917 года генерал фон Гутье весьма эффективно применил штурмовые части при вытеснении русской армии из Риги и захвате этого важного порта на Балтике. Спустя месяц генерал Отто фон Белов, также используя ударные и штурмовые части, разгромил итальянскую армию при Капоретто; этот разгром и ужас, наводимый ударными и штурмовыми отрядами германской армии на ее итальянских противников, был, между прочим, увековечен Эрнстом Хемингуэемв одном из его известнейших романов «Прощай оружие!» (Farewell to arms). А в ноябре 1917 года успешная контратака штурмовых частей позволила немцам снова захватить Бурлонский лес близ Камбрэ. Именно под впечатлением результатов этих акций, генерал‑квартирмейстер и фактический Верховный Главнокомандующий германской армией Эрих Людендорф(к фамилии которого отнюдь не следует прибавлять, как это часто делается, аристократический предлог «фон», поскольку Людендорф категорически отказался принять дворянство, предложенное ему кайзером Вильгельмом II еще в самом начале войны, после успеха немцев под Танненбергом в Восточной Пруссии!) дал генералам фон Гутье и фон Белову указание о широком применении штурмовых батальонов с целью подготовки операции «Михаэль»(кодовое название Большого весеннего наступления 1918 года).

Но, несмотря на все достигнутые первоначально немцами успехи, их весеннее наступление, в конечном счете, завершилось неудачей. Это произошло вследствие целого ряда просчетов его главного «архитектора» – генерал‑квартирмейстера Эриха Людендорфа, но, главным образом, вследствие недостатка у истощенной войной на два фронта германской армии сил, необходимых для закрепления и развития успехов, достигнутых штурмовыми батальонами и другими ударными частями на начальном этапе весеннего наступления. В результате, этот последний заряд, выпущенный германской военной машиной по врагу в стремлении завершить Первую мировую войну одним ударом, оказался потраченным впустую. Провал Большого Весеннего наступлениянаглядно продемонстрировал самим немцам и всему миру, что неуклонно возрастающее материальное и численное превосходство войск Антанты в скором времени вынудит Германию пойти на перемирие с перспективой принятия условий мира, продиктованных победон<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.