Когда, как и почему появились кастраты? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Когда, как и почему появились кастраты?

2021-01-29 55
Когда, как и почему появились кастраты? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задолго до египтян практика кастрации рассматривалась как обряд принесения жертвы богам и богиням. Священники лишали себя мужественности, чтобы телом и душой предаться служению своим богам, пожертвовав им то, что для мужчины является самым главным.

Около 2000 года до н. э. Навуходоносор оскопил всех египетских пленников, чтобы его окружали только евнухи. В Китае в XII веке до н. э. мы также находим свидетельства о кастратах, равно как и немного позднее – в Индии, а затем и во всех государствах Востока.

В античной Греции жрецы, точнее, жрецы храма Дианы в Эфесе, также подвергались оскоплению. Уже Гиппократ различал евнухов и кастратов: «Евнухи не могут продолжить род, потому что прохождение семени у них нарушено. Есть большие сосуды, несущие семя к тестикулам, и другие, более мелкие, но многочисленные, которые идут от тестикул к члену и поднимают его либо же оставляют дряблым. Во время кастрации все эти сосуды удаляются, так что после операции продолжить род уже невозможно. У евнухов посредством выкручивания или сжатия семенные протоки сдавливаются и сужаются, а тестикулы и сосуды остаются, затвердевают, становятся жесткими и не могут ни напрягаться, ни расслабляться».

Кастрацию практиковали и римляне. Церемонии самооскопления обычно происходили в марте. Они часто совмещались с принесением в жертву шестилетнего быка в честь Кибелы и Аттиса, культ которых был принят в Риме в 204 году до н. э. Согласно мифологии, фригийская богиня Кибела полюбила пастуха Аттиса. Он же влюбился в нимфу Сагаритис. Кибела этого не перенесла и, чтобы наказать Аттиса, наслала на него безумие. Он оскопил себя и из-за этого умер.

Евнухи были призваны охранять женщин и девушек, так что их голос никого не интересовал. Поэтому их могли оскопить в любом возрасте – в отличие от кастратов. В свое время различали три категории лишившихся мужественности: castrati, подвергшиеся полному оскоплению, с удалением внешних половых органов; spadones, у которых отсутствовали только тестикулы; thlibioe, у которых только сдавливали тестикулы и перевязывали семенные протоки.

Кастрация в христианском мире началась в Риме, в I веке н. э., несмотря на запрет и изданные императорами законы, в частности, на постановления императоров Нерона и Антонина Пия, согласно которым наказанием за кастрацию была смерть.

Путь кастратов от XVI до начала XIX века

Кастрат – эстрадный певец своего времени

В церкви

27 сентября 1589 года папа официально разрешил кастратам петь в своих апартаментах в Ватиканском дворце, в Папской капелле, позднее получившей название Сикстинской. Сикстинская капелла могла вместить хор из двадцати четырех исполнителей. В 1562 году при папе Пие IV в капелле появились первые два кастрата, испанцы Франсиско Торрес и Франсиско Сото де Ланга. Отныне музыку приспосабливают к новым певцам. Кастраты поют как сопрано, некоторые как контральто, и все они занимают свое место в вокальном ансамбле Рима. Лорето Виттори, итальянец, кастрированный, как и должно, до достижения половой зрелости, был приглашен в Ватикан в возрасте двадцати двух лет, в 1622 году. Он пел не только в Сикстинской капелле, но и как «эстрадный певец» в салонах тогдашней знати. Он выступал вместе с другими кастратами, например с Маркантонио Паскуалини.

В конце XVII века в Риме насчитывалось около сотни кастратов, сопрано и контральто; в Венеции, в соборе Св. Марка – около тридцати, в Болонье, в соборе Сан-Петронио – около пятидесяти. Начиная с XVIII века кастраты меняют церкви и соборы на театральные и оперные залы. За несколько лет в Венеции построили более шестидесяти оперных залов.

В начале XVI века, еще до рождения оперы, специально для кастратов стали создавать песнопения. Такое пение называлось a voce piena, то есть полным голосом. Певец играет с резонаторной камерой, которой является капелла, и находит гармонию с вибрационным пространством хоров. В результате такого слияния создается звучание, внутри которого слово произносится невнятно, и только мелодия, облеченная в гласные, позволяет создать голосовое превосходство.

В театре

В начале XVIII века голос кастратов достиг своего апогея. Их гибридный, округлый голос доминирует в барочных операх. В 1720 году Фаринелли воплощает на сцене царицу Беренику, в 1725-м – царицу Клеопатру. В противовес женским ролям, которые исполняли мужчины, точнее, кастраты, мужские роли стали давать певицам травести, подчеркивая, что половая принадлежность голоса значения не имеет. Антония в «Антонии и Клеопатре» Хассе в 1725 году пела Виттория Тесси, контральто, подавая реплики Клеопатре в исполнении Фаринелли.

Отношения между голосом и ролью впечатляют. Великих любовников и героических воинов исполняют кастраты, а не мужчины. Мужские голоса оскорбляют слух публики. Они ценятся невысоко, считаются слишком примитивными, слишком грубыми, слишком низкими, короче говоря, слишком мужскими. Мужские роли достаются женщинам травести. Музыку пишут для «драгоценных» голосов, легких, хрустальных. Высокие регистры завораживают толпу. Единственно приемлемый и ценимый низкий голос – это бас профундо, воплощающий мудрость древних.

Какой, однако, странный голос у этих кастратов! Диапазон кастрата не так высок, как диапазон детского голоса. Его тембр не похож ни на женский, ни на детский: это вокальный гибрид. «Единожды его услышав, ты ни с чем его уже не спутаешь», – писали в те времена. Кастраты обладали виртуозной вокальной техникой.

Однако постепенно они стали сходить со сцены. В первый раз они уступили величайшей певице Малибран. Ее певческий голос на высоких нотах звучал божественно. С тех пор великие сопрано называются дивами – от divin, то есть божественный.

Если основными оперными певцами в Италии были кастраты, то во Франции дело обстояло несколько иначе. Напомним, что министр Мазарини с большой иронией относился к кастратам.

Но даже кастраты могут терять голос. В 1659 году Франческо Антонио Пистокки, отрабатывая вокальную технику, которая, очевидно, никак ему не подходила, потерял голос. Ему пришлось приспособиться к новой манере пения – из сопрано перейти в контральто. Он создал понятие естественного пения, при котором принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого. Выдвигая на первый план мелодию, он тем не менее требовал четкого произношения текста. Он обучал вокальным техникам Фаринелли и других кастратов, а также контральто Витторию Тесси. Его заслуга состоит в том, что он сумел доказать, что пение – неисчерпаемый источник разнообразных обертонов, а также учил использовать одинаковую вокальную технику в различных певческих жанрах – как фортепиано, на котором можно сыграть ноктюрн Шопена или композицию Гершвина.

XVIII век породил целую плеяду знаменитых учителей вокала, как, например, выдающийся кастрат Джузеппе Априле, педагог и исполнитель, родившийся в 1732 году в Мартина Франка возле Таранто. В возрасте одиннадцати лет его кастрировали. Его первое выступление состоялось в Неаполе в 1753 году. Там же, в Неаполе, он основал свою певческую школу.

Кастрат: не только певец, но и актер

Это утверждение справедливо прежде всего для Николино, чье настоящее имя Николо Гримальди. В 1709 году он выступил на сцене в Лондоне. О нем говорили, что голос у него везде, вплоть до кончиков пальцев, и даже глухой сможет следить за его выступлением, понимать слова и слышать певческий голос. Как и Фаринелли, ему приписывают исключительное дыхание и тесситуру. Но Николино обладал еще одним достоинством: он был великим театральным актером. Когда он говорил, всем казалось, что он поет. Его речь звучала как музыка. Он преподавал кастратам технику passagio, а также постановку головного голоса. Выстроив технику перехода на дыхании, он перелетал от пианиссимо к фортиссимо, от высоких звуков к низким. Позднее, в следующих поколениях, техника перехода стала базироваться главным образом на грудном голосе, который чаще всего использовал Фаринелли. Эта техника позволяет искать силу голоса на уровне груди и опираться на абдоминальные и тазовые мышцы. Помимо Фаринелли такую же технику виртуозно использовали Бернакки и Карестини. У Карестини сопрано сохранялся до двадцати пяти лет, затем его регистр стремительно опустился до контральто. От трех октав он перешел к двум.

Кастраты исчезают со сцены

В начале XIX века последним известным кастратом оставался Джованни Баттиста Веллути. Занавес упал… Кастрат Морески – единственный, кто в 1904 году записал свой голос на восковой цилиндр. История этой записи довольно забавна. Компания Gramophon, позднее сменившая название на Voix de son maître («Голос его хозяина»), должна была записать Карузо, величайшего тенора того времени. В 1902 году техники прибыли в Милан, чтобы обессмертить голос певца. Довольная своим успехом, компания решила записать Морески и хор Сикстинской капеллы в Риме. 11 апреля 1904 года были сделаны четыре записи: Морески, кастрата-сопрано, Боэци, тенора, Джулио Бьянкини, баритона, и Дадо, баса. Хором руководил барон Канцлер. Но восковой цилиндр оказался не лучшего качества, и сегодня, несмотря на технологические достижения, удовлетворительно восстановить его звучание невозможно.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.