Петь – значит гармонизировать науку и эмоции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Петь – значит гармонизировать науку и эмоции

2021-01-29 71
Петь – значит гармонизировать науку и эмоции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пение – это совокупность телодвижений

Чтобы скрипка запела, необходимо научиться играть на ней. Пальцы левой руки располагаются на струнах. Правая рука водит смычком, чтобы создать вибрацию, чарующую нас мелодию. На нее воздействуют и чувства музыканта. Виртуоз может взять пятнадцать различных нот за секунду, поставив указательный палец на миллиметр ближе и дальше, проделав все телодвижения, которые запомнил за время учебы, зачастую долгой и трудной. И уже потом полностью отдаться исполнению. Координация действий правой и левой руки осуществляется головным мозгом. Такие же проводящие пути существуют и у певца, управляющего своим внутренним музыкальным инструментом – голосовым каналом.

Научиться пению означает научить свое тело быть музыкальным инструментом, который разговаривает, резонирует и контролирует сам себя. Гармония слова, мелодии и жеста – это конечный результат сложного обучения в школе певческого голоса. Привести в гармонию надо величины рациональные, эмоциональные и физические. Правое полушарие головного мозга – полушарие эмоций. Оно воспринимает обертоны, формы, окружающую среду. Левое полушарие головного мозга разбирается с рациональными величинами и сольфеджио, позволяет выучить слова и запомнить механику движений гортани. Оба полушария тесно связаны. В создании равновесия обертонов также принимает участие мозжечок.

Тренировать голос – значит сохранить его

Мы удерживаем равновесие благодаря мозжечку. Он зависит от земного притяжения и позволяет нам определять, где верх, а где низ, понимать, куда мы наклоняемся – вправо или влево. После путешествия в космос и нескольких недель, проведенных в невесомости, чувство равновесия изменяется. У астронавтов наблюдается сокращение и регрессия проводящих путей мозжечка. Земное притяжение не стимулировало основную функцию мозжечка, он не стимулировал соответствующие нейронные проводящие пути и частично удалил соответствующие соединения. Вернувшись на Землю, космонавт не может идти прямо, он шатается, ибо утратил чувство равновесия и должен заново приспосабливаться и стимулировать проводящие пути.

По аналогии, если певец на несколько недель прекращает заниматься вокалом, он частично утрачивает свою технику. Напротив, чем чаще он поет, тем больше проводящих путей будет формироваться, тем больше станут нейронные сети, сложные узлы, способствующие установлению и улучшению певческого голоса. Обучать пению надо с детства.

Человек, чей интеллект далек от искусственного, испытывает удовольствие от творческой деятельности. Чтобы верно спеть, певец должен быть точным, как скульптор, чтобы приспособить свой голосовой инструмент – обладать координацией акробата, чтобы правильно направить голос – равновесием танцора. К тому же у него должен быть прекрасный слух, чтобы модулировать свой звуковой сигнал.

Плохо поставленный голос и узелок на голосовой складке

Плохая постановка голоса может привести к образованию узелков на голосовых складках. Выдающиеся педагоги по вокалу, среди которых Мади Меспле и Ива Бартелеми, которых я знаю с 1982 года, помогли мне лучше разобраться в искусстве пения. Техника опытного педагога по вокалу может восстановить голос многих сопрано и убрать шрам от узелка на голосовой складке, возникшего как результат неправильно понятого или неверно выбранного способа исполнения. Хорошо поставленный голос – результат упорной работы с педагогом, который приспосабливается к ученику, а не приспосабливает ученика к себе.

Бесценным сокровищем, которым является наш голос, надо руководить. Педагог по вокалу или ортофонист не могут сделать все. В той мере, в какой наша гортань всегда с нами, всегда наготове, надо оберегать ее, не требовать от нее того, что ей не по силам, например, петь а капелла для друзей в шумном обществе, после концерта или доклада. Также надо избегать громкого хохота «от души», особенно нарочитого и шумного, способного нанести травму голосовым складкам. Также, хотя это и не всегда возможно, учительница, придя домой после работы, не должна кричать на собственных детей.

Положение тела

Вертикальное положение нашего тела и хождение на двух ногах миллионы лет способствовало развитию нашего голоса. Чтобы петь, декламировать или произносить речь в суде, необходимо привести в соответствие технику, жесты и состояние ума, только тогда получится оптимальное голосовое воздействие.

Постигая различные техники голоса, ученик прежде всего должен усвоить, что голос – это превращение энергии дыхания в вибрацию. Техника, память, музыка и слова, как мы уже видели, необходимы как начинающему певцу, так и начинающему театральному актеру.

Артист – это не профессия, это страсть. Нельзя быть артистом с 9:00 до 17:00. Артистом становятся с самого появления на свет и на всю жизнь. Для профессионалов голоса путь начинается со слушания голосов других, с искренности. Талант, настоящий талант – это работа над даром, который есть у каждого. Работа и желание превзойти самого себя, иногда через страдание, часто с удивлением, – необходимые составляющие жизни профессионалов голоса. Обучение для оперного певца, для актера театра, для учителя или адвоката – это школа жизни. Голос спонтанный, голос «действие-ответ» может быть нежным, жестким, неровным, дрожащим. Когда мы собираемся декламировать, вести урок или петь, голос должен находиться под контролем. Он транслирует текст. Он избавляется от паразитов, способных спровоцировать неуместную интонацию, от сбоя ритма или остановок (кроме, разумеется, намеренных). Сделать ученика профессионалом голоса, будь то преподаватель, адвокат или артист, означает научить его правильно держать спину, поясницу и шею, верно оценивать положение тела при пении. Он должен петь перед зеркалом, корректировать положение тела, видеть свой музыкальный инструмент, главным элементом которого является гортань, равно как и свою осанку, манеры, движения.

Небольшое упражнение стоя

Начнем с простого: научимся правильно ставить ноги. Первая позиция: вы стоите, ноги вместе; затем вы слегка тянетесь вперед, отрывая пятки, словно вам хочется в чем-то убедить зрителя. Подбородок подается вперед, сохранить равновесие тела непросто. И речь вряд ли будет громкой и убедительной. Поза неуверенная. Чтобы напеть мелодию из оперы или популярную песенку, вы должны буквально врасти ступнями в пол. То же самое можно сказать и о разговорном голосе.

Вторая позиция: ноги слегка расставлены, но носки приподняты: вес тела перенесен на пятки. Положение тела также неустойчивое.

Третья позиция: певец прочно стоит обеими ногами на полу. «В своих кроссовках он прекрасно себя чувствует». Стопы плотно прижаты к земле. Ноги не напряжены и не находятся на одной линии. Кажется, все очень просто. Речь четкая и размеренная. Ария звучит громко, она слышна на последних рядах галерки. Достаточно упереться в пол подошвами хороших, удобных ботинок, чтобы все остальное тело ощутило «центр тяжести голоса», который можно проецировать куда угодно!

Центр тяжести голоса

Чревовещателю устойчивость присуща как никому другому. Он умеет переносить вес на правую или левую ногу, соблюдая баланс. Когда чревовещатель берет свою куклу правой рукой, тело его меняет центр тяжести и на правую ногу приходится на несколько килограммов веса больше. Искусство чревовещания влечет за собой патологию, которую артист должен постоянно выправлять. Но, после того как мануальный терапевт выравнивает гравитационный центр голоса, он продолжает свое занятие. Следовательно, гравитационный центр голоса существует. Устойчивость должна сохраняться и при движении. Необходимо уметь передвигаться по сцене. Центр тяжести человека расположен в нижней части живота. Эта точка хорошо известна тем, кто занимается боевыми искусствами.

Устойчивость, контроль за движениями, мышцами лицевого черепа, бровями, веками (придется наблюдать за собой в зеркало), владение дыханием, ритм голоса и соблюдение пауз – вот краеугольные камни обучения будущего профессионала голоса.

Стена, зеркало и певец

Будущий певец тренируется чаще всего у себя дома за фортепьяно. Если инструмент стоит у стены, то певец слышит не то, что хочет, ибо резонанс его комнаты не полностью соответствует резонансу комнаты его педагога по вокалу. Дома он поет в стену. Нет нужды надрывать горло в поисках обратной звуковой связи, ведь составляющие совершенно иные. Дело можно поправить без труда: достаточно – я это точно знаю – передвинуть инструмент!


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.