Направления, формы и методы работы с детьми — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Направления, формы и методы работы с детьми

2020-10-20 115
Направления, формы и методы работы с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные направления развития Формы и методы работы
Познавательно-речевое развитие  Знакомство с разнообразием и чтение русских народных сказок Чтение художественной литературы Слушание по аудиозаписям русских народных сказок Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, репродукций к русским народным сказкам Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. Словотворчество Литературные викторины
Художественно-эстетическое развитие  Детское творчество: Рисование, аппликация, оригами Выставка рисунков Выставка книг Литературная викторина, досуги, праздники Видеопросмотр русских народных сказок Театрализованное представление с участием родителей Развлечение с участием родителей
Социально- личностное развитие Игровая деятельность (дидактические, подвижные, хороводные и др.) Экскурсия в детскую библиотеку Презентация

Этапы проектной деятельности

Подготовительный этап – сентябрь 2019г.

Содержание деятельности

Мероприятия Ответственный
1 Диагностика детей Учитель-логопед
2 Подбор методической литературы, художественной литературы по русским народным сказкам Учитель-логопед
3 Составление перспективного плана мероприятий Учитель-логопед
4 Акция «Подари книгу» Учитель-логопед Родители
5 Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам Учитель-логопед
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций Учитель-логопед  
7 Подбор материала для изобразительной и деятельности и детского творчества Учитель-логопед  

Основной этап (октябрь 2019г. – май 2020г.)

I блок. Организация художественно-эстетической развивающей предметно-пространственной среды.

Содержание деятельности

Мероприятия
1 Создание картотеки методической и художественной литературы по русским народным сказкам.
2 Подбор сценариев кукольных спектаклей в соответствии с программным содержанием
3 Составить список русских народных сказок
4 Оформление и обновление книжного уголка «В гостях у сказки»
5 Оборудовать театральный уголок «Дом сказок»
6 Изготовить и приобрести разные виды театров: настольный, игрушек, пальчиковый, кукольный. Дидактические игры
7 Обновить декорации, атрибуты, ширмы,   аудио-, видеотеку
8 Включение элементов, эпизодов русских народных сказок в систему образовательной деятельности. Интеграция воспитательно-образовательного процесса и театрализованной деятельности.

Среда — одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта. Для качественной, успешной работы в старшей группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

В работе применяются Программа художественно-эстетического воспитания О.В. Гончаровой «Театральная палитра», методики Маханёвой М.Д., Мигуновой Е.В., Антипиной А.Е., Микляевой Н.В., Бурениной А.И. Создана картотека методической и художественной литературы по русским народным сказкам.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимой сказки. Поэтому создан уголок «В гостях у сказки», где помещены книги с русскими народными сказками, иллюстрации и репродукции к сказкам; оборудован театральный уголок «Дом сказок» в соответствии с возрастом детей. Также в данной зоне представлены различные виды театра: настольный, игрушек, пальчиковый, перчаточный, кукольный; дидактические игры, костюмы, детские рисунки и др. Составлена картотека театрально-игровой деятельности по русским народным сказкам, список популярных русских народных сказок, подобраны сценарии кукольных спектаклей в соответствии с программным содержанием. Имеется хранилищедекораций, атрибутов, ширм,   аудио-видеотеки. Кроме того, происходит периодическое обновление материала, ориенти­рованного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.

При проектировании «сказочного уголка» в группе учитывались возрастные, индивидуальные, психофизиологические и полоролевыеособен­ности детей,  размещаются оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

В таких условиях развивается не только ин­теллект, но и нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. Дети учатся распознавать добро и зло. Любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

II блок. Работа с детьми

Для того, чтобы знакомство дошкольников с русскими народными сказками сделать интересным, познавательным, решено использовать разнообразные методы, формы и средства, а основной упор сделан на театрализованную деятельность.

Содержание деятельности

Месяц Неделя Мероприятия

Октябрь

1 неделя Понятие и виды сказки. Выставка книг «Русские народные сказки» 2 неделя Рассматривание книг и иллюстраций, репродукций по устному народному творчеству 3 неделя Чтение русских народных сказок и беседа по ним: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и коза» 4 неделя Слушание аудиосказок: «Марья и ведьмы», «Кот и Петух», «Волк и коза». Характеристика персонажей сказок.     5 неделя Слушание аудиосказок: «Пётр и Петруша», «Красная Шапочка» Драматизация сказки: «Кот и петух»

Ноябрь

1неделя Словотворчество детей «Если бы я был… (волшебником, сказочным персонажем). Фрагмент видеофильма «Если бы я был»  2неделя Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова, иллюстратора русских народных сказок 3неделя Просмотр мультипликационного фильма «Колобок».  Игра-драматизация по сказке «Колобок»  4 неделя Драматизация сказки «Про деда, бабу и курочку Рябу» на Дне матери

Декабрь

1неделя Дидактические игры по русским народ­ным сказкам «Разрезные картинки по сказкам», «Пазлы с русскими народными сказками», «Разложи по порядку», «Чу­десный мешочек», «Расскажи сказку». 2 неделя Подвижные русские игры: «Гуси-гуси», «Петушок», «У медведя во бору». Русские народные песенки «Кисонька мурысонька», «Курочка-рябушечка» 3неделя На новогоднем празднике для детей младшей группы драматизация сказки «Заюшкина избушка» 4неделя Занятие по русской народной сказке «Снегурочка»

Январь

3 неделя Выставка книг «Сказки водят хоровод». Рассказывание детьми сказок с помощью настольного театра «Хаврошечка», «Лиса, заяц и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 4неделя Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Сивка-бурка», «Лягушка-царевна», «Крошечка Хаврошечка». Рассматривание иллюстраций по сказкам. 5 неделя Викторина «По тропинкам русских сказок»

Февраль

1неделя Рассказывание детьми сказок на фланелеграфе «Лисичка-сестричка и серый волк»,«Лисичка со скалочкой»,  «Теремок». Моделирование сказки 2 неделя Экскурсия в детскую библиотеку 3 неделя Выставка детского творчества «В гостях у сказки» 4 неделя Хороводные народ­ные игры: «Каравай», «Жили у бабуси», «Серенький козлик» и др.

Март

1 неделя Настольный театр «Волк и 7 козлят» для мам на 8 марта 2 неделя Дидактические игры «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», «Путаница», «Мозаика из сказок», «В мире сказок», «Узнай по силуэту» 3 неделя Занятие по русским народным сказкам «Проказы Бабы Яги». 4 неделя Литературный вечер «Что за чудо эти сказки»

Май

2 неделя «Выставка детских рисунков «Что за прелесть эти сказки» 3,4 неделя Подведение итогов.

В содержание работы с детьми включались следующие направления:

Работа со сказкой. Ознакомление с русским народным творчеством – сказкой. Знакомство с художниками иллюстраторами русских народных сказок.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, терминологии театрального искусства, знаний о театральных костюмах, атрибутах театра; формирование культуры зрителя.

Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, творческих способностей, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров, обучение приемам кукловождения театров: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф, перчаточный и др.

Культура и техника речи. Игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикции; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, уме­ние сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простей­шие рифмы.

Творческая мастерская. Рисование и изготовление поделок разными матери­алами, средствами по сюжетам любимых  сказок; посильное участие в оформлении выставок.

Проведение праздников, досугов и развлечений. Прививание детям любви к русской народной сказке, театраль­ному искусству; развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.

В ходе реализации проекта использовался интегрированный метод обучения направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Происходила интеграция образовательных областей (социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) с театрализованной деятельностью, в которые включались элементы и эпизоды русских народных сказок, занятия объединялись основной проблемой.

Для эффективности ознакомлении детей с русскими народными сказками использовались различные методы, формы и средства: знакомство с разнообразием русских народных сказок, слушание их по аудиозаписям и видеопросмотр, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, репродукций к русским народным сказкам, словотворчество,  викторины, развлечения, праздники, детское творчество, выставки, театрализованное представление, драматизация, игровая деятельность, экскурсии, презентация и др.

Таким образом,  можно сделать вывод, что реализация проекта помогла воспитанникам расширить знания по русским народным сказкам, познакомиться с различными видами театров, театральной культурой, основами кукловождения и актерского мастерства.

После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.

Многообразие и самобытность русских сказок позволило формировать у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Русские народные сказки способствовали развитию нравственного, патриотического и этического воспитания, а также творческих способностей детей.

Реализованный проект, дал возможность дошкольникам систематизировать полученные знания, развить свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

Для подведения итогов реализации проекта составлены критерии педагогической оценки знаний детей старшего дошкольного возраста художественных произведений и развития навыков театрализованной деятельности. Показатели уровня знаний детей русских народных сказок составил 85%. 96% детей стали более добрее по отношению к сверстникам, проявляют чувства сопереживания, сострадания к персонажам сказок. К концу учебного года 78% воспитанников с желанием принимают участие в драматизациях, мини-сценках, театрализованной деятельности, берут на себя любые роли не зависимо от «+» или «-» персонажа. Дошкольники стали самостоятельно проявлять инициативу, вовлекают своих родителей в творческий процесс. Ни один праздник, концерт не обходится без инсценирования русских народных сказок.

В результате проектной деятельности посредством русских народных сказок у детей формировались нравственно-волевые чувства; познавательные процессы: память, внимание, мышление, внимание, творческое воображение. Воспитывалось ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи; способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи. Также данная работа послужила обогащению словаря и развитию связной речи воспитанников, умению пересказывать сказки, любознательности, творческих способностей, умение планировать продуктивную деятельность и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Все это окажет благоприятное воздействие на всестороннее гармоничное развитие детей в дальнейшем.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.