Пока ты молчишь – имеешь молитву — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Пока ты молчишь – имеешь молитву

2020-10-20 76
Пока ты молчишь – имеешь молитву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монах Симеон Афонский

 

Девять слов

 

Эпиграф

Блажен ум, иже не расточается на нечестивые помыслы, и на пути греховных похотений не ста, и на седалище страстей не седе. Но в молитве Господней воля его и в молитве Господней поучается он день и ночь.

 

 

Слово о молитве

 

«Должно всегда молиться и не унывать.» Лк. 18. 1.

 

 

1. Каждый раз молись так, как будто впервые...

 

1. Живя на земле, живи, как на небе – без всяких привязанностей и в непрестанной молитве.

 

2. Каждый раз молись так, как будто впервые, или молись так, как будто в последний раз.

 

3. Созерцать Бога не всегда возможно, а умолять Его можно всегда.

 

4. Хорошо умолять Бога о прощении своих грехов, тогда помыслы осуждения уходят, как чуждые этому деланию.

 

5. Вся духовная борьба идет за смирение и терпение, а когда приходят смирение и терпение, то приходят внимание и молитва.

 

6. Гибельно для уединения судить о людях или слушать о них пересуды – ум надолго теряет покой и молитву.

 

7. Если думать о мире – не избежать горечи, а если о Боге – сладости.

 

8. Умными полон ад, а добрыми – рай.

 

9. Хочешь быть умным? – Изучай книги. Хочешь быть добрым? – Молись.

 

10. Обдумывания и размышления – для жизни по телу, а вера и молитва – для жизни по Богу.

 

11. Саможаление в пост – значит, жалеть свою злую волю и дурные привычки, которые ведут с нами беспощадную войну и препятствуют молитве.

 

12. Чем больше томится и ноет злая воля оттого, что идем против нее, тем более радуется и очищается душа и тем больше возрастает она в живой горячей молитве.

 

13. Произноси одну молитву так, как будто до нее и после нее никогда не молился, в ней заключаясь целиком. Только так молитвой открывается сердце.

 

14. Нерассеянная молитва и есть истинная молитва, которая, мало по малу, укрепляется в сердце и очищает его; рассеянную молитву, словно шелуху, относит ветер помыслов.

 

15. Сколько бы времени ты ни занимался молитвой, внимательная молитва – самая лучшая.

 

16. Молись так: скажу хотя бы одну молитву, но с полным вниманием и покаянием, потом еще одну и еще. Так приходит умение молиться с полным вниманием.

 

17. Когда сердце молится с полным вниманием, оно быстро согревается.

 

18. Постоянно сопротивляйся злой воле молитвой, хотя это и трудно, но привлекает к душе благодать; и никогда не исполняй веления злой воли в помыслах и поступках, чтобы не стать их пленником в вечности.

 

19. Если мы привыкнем исполнять все свои дурные помыслы и желания, особенно кажущиеся мелкими, станем рабами зла сначала в мелочах, а потом и во всей жизни.

 

20. Никогда не мечтай, ибо от мечтания до рабства греху – один шаг.

 

2. Молитва – это труд, но труд творческий...

 

21. Если сердце не откажется быть рабом дурных привычек, к нему никогда не сможет привиться непрестанная молитва.

 

22. Если ко всем людям относиться с молитвенным состраданием и милосердием, то неприязнь, зависть и ненависть уходят, а молитва укрепляется и приходит любовь к людям.

 

23. В сердце приходят смирение и любовь к людям, когда оно научается молиться о них и терпеть все неудобства и страдания, которые они причиняют.

 

24. Есть свобода сердца и есть вольность сердца. Первое – от Святого Духа и молитвы, последнее – от сатаны и дурных помыслов и желаний.

 

25. Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбей испытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву.

 

26. Сердце обретает Бога, когда между одной молитвой и другой не вторгается никакой помысел.

 

27. Никакое общение и беседы не могут дать того, что дают уединение и молитва.

 

28. От празднословия и рассеянности ум становится возбужденным, раздражительным и злобным, а от молчания и молитвы – легким, чистым и радостным.

 

29. Если растет любовь и доверие к самому себе, то растет неприязнь и ненависть к людям; если растет ненависть и недоверие к себе, то к людям растет любовь, а молитва и милосердие становятся ее проявлением.

 

30. В молчании приобретается молитвенная сила ума, а в празднословии она теряется бесцельно.

 

31. Духовная радость придет только тогда, когда совершенно освободишься от греха и сподобишься чистой молитвы.

 

32. До прихода чистой молитвы какая может быть радость? Лишь плач, скорбь и покаяние.

 

33. Длительность духовной брани, рассеянность и сонливость в молитве зависят от степени не смирения, упрямства и нераскаянности души.

 

34. Дать сердцу самому возрастать в молитве – первое требование души.

 

35. Если страдать самому – пребудешь с молитвой и со Христом, а если причинять страдания другим – останешься с отчаянием и дьяволом.

 

36. В духовной жизни есть два состояния и человек волен избрать любое: или телом в земном «раю», а душой в аду и без молитвы; или телом в земном аду, а душой на Небе и с непрестанной молитвой.

 

37. Самая великая скорбь и самый тяжелый труд – отсекать помыслы, а это и есть попрание самого себя в молитве.

 

38. Молитва – это труд, но труд творческий, и только такая молитва насыщает душу благодатью.

 

39. Для того монаху и дан духовный меч, чтобы посекать в сердце все образы мира, всплывающие в молитве, как бы дороги и любимы они не были.

 

40. Ум, развращенный похотями и привязанностями – источник смерти, но ум, преображенный молитвой и благодатью – источник Бессмертия и Вечной Жизни.

 

3. Свобода – это совершенная чистота...

 

41. Небытия нет, а То, что есть, необходимо успеть познать с помощью молитвы и благодати Христа.

 

42. Тот, кто сражается с помыслами – может быть снова порабощен ими, а кто уже пребывает вне помыслов в благодати Христа – неодолим.

 

43. Свобода может быть только в Святости, лишенная всякого греха, и потому Свобода – это совершенная чистота и Святость, которые приобретаются молитвой.

 

44. Не давай воли уму, пребывай в молитве – приобретешь смирение и научишься исполнять волю Божию.

 

45. Страшно начинать жизнь завтра! Начни жить заново сегодня – в молитве и покаянии.

 

46. Как только заканчивается своя воля – сразу открывается воля Божия и непрестанная молитва.

 

47. Тот, кто скорби и болезни принимает с радостью и в молитве благодарит за них Бога, выше того, кто делает добрые дела.

 

48. Если начинать и заканчивать каждый день молитвой, то будет не так стыдно жить на земле.

 

49. Пребывание в молитве и внимании к себе укрепляет силу души, а пребывание в рассеянности и пустомыслии делает душу распущенной и безвольной.

 

50. Молиться – значит открывать внутреннюю тишину души, которая постигается как вечная жизнь в животворящей тишине Бога.

 

51. От покаянной молитвы, которая приводит к смирению, приходит помощь Божия и возрастание благодати и мудрости.

 

52. Когда на духовном пути человек поворачивает обратно, то его душа каменеет, молитва уходит и ему становится хуже, чем было.

 

53. Что лучше – ввергать людей в земную суету мира сего или помогать им подняться в Небо молитвой?

 

54. Если не возропщешь во время прихода скорбей и болезней, но ухватишься за молитву, то утешишься во время прихода благодати и возблагодаришь Бога.

 

55. Если соберешься терпеть скорби, сколько бы они не длились – не унывай, держись молитвы и с молитвой эти скорби промелькнут быстрее, чем ты рассчитывал их терпеть.

 

56. Если в твоей жизни полная неопределенность и неуверенность – значит, ты еще не научился пользоваться молитвой, ибо молитва вживляет тебя в Бога.

 

57. Если много веселиться – расслабляется душа; если много печалиться – ослабевает сердце; если много волноваться – расстраивается ум и в духовной жизни возникает путаница.

 

58. Самое лучшее – пребывать в молитве, и тогда укрепляется душа и сердце, ум успокаивается, а дела приходят в порядок и в душе начинает жить Бог.

 

59. Если обдумывать свои дела – ум рассеивается и в делах не будет успеха, а если молиться о делах – ум укрепляется и в делах приходит помощь Божия.

 

60. Лучше всего молиться о Спасении души, а все остальное Бог приложит к этому.

 

Слово о мире

 

«Какая польза человеку, если он

приобретет весь мир, а душе своей

повредит?» Мк. 8. 36.

«Иисус сказал ему: иди за Мною и

предоставь мертвым погребать своих

мертвецов» Мф. 8. 22.

 

 

Самая лучшая помощь миру – это отречься от него...

 

1 Мысли и есть этот суетный мир, оставь их – и оставишь мир с его суетой.

 

2 Скажешь «я» – и языки адского пламени пляшут вокруг тебя; скажешь «Ты» – и Царство Небесное окружает тебя.

 

4. Жизнь – это непрестанная попытка души начать жить вечной жизнью.

 

5. Истинная дверь, ведущая в Жизнь вечную, всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими, и эти двери не открываются людям, ибо они никогда не могут открыться.

 

6. Если зерна давят с одной стороны, то с другой стороны вытекает масло; Если обстоятельства утесняют нас с одной стороны, то с другой стороны источается польза.

 

7. Когда нам откроется, какими мы должны быть, тогда нам откроется и какие мы есть.

 

8. Не все, кто торопится, спасаются, и не все, кто медлит, погибают.

 

9. Пока жив, стремись вглубь своего сердца, туда, где течет живая вода Жизни, но знай, что ее таинственные глубины открываются только целомудренной и любящей Бога душе.

 

10. Не преследуй других, чтобы утвердить их в правде, ибо они отдалятся от тебя; преследуй самого себя, и ближние приблизятся к тебе, привлеченные твоей правдой.

 

11. Есть рабство мирской привязанности и Свобода небесной Любви; земная привязанность рассчитывает только на свои силы, а Любовь молитвой преодолевает всякую привязанность и открывает души Небеса.

 

12. Ложь мира всегда на стороне того, кто готов ее утверждать и доказывать, жертвуя ради нее другими людьми; Правда Божия всегда рядом с тем, кто готов пожертвовать собой ради Любви к Богу и ближнему.

 

13. Когда найдешь тот предел, где этот мир оканчивается, то найдешь и ту грань, где Небесный мир начинается.

 

14. Вещи постоянно убегают от нас, неизбежно приводя нас к познанию неуловимости мира и необходимости отречения от всякой привязанности к нему.

 

15. Этот мир любит только своих, поэтому тем, кто не от мира сего, надлежит выйти из него полностью и не только не держаться за этот мир, но и возненавидеть его.

 

16. Если весь мир во зле лежит, то, значит, и все дела его – зло, ибо не имеют в себе Бога.

 

17. Временная жизнь – это область смерти; вневременная жизнь – это область Вечной Жизни.

 

18. Самое трудное в этом мире лжи – быть честным человеком, потому что ему никто не верит, но только честный и достоин называться человеком.

 

19. Ненависть порождает все противоречия в мире и только Любовь, которая не от мира сего, все примиряет.

 

20. Друзья по несчастью: здоровый и богатый, гордый и властный, хвастливый и хитрый.

 

21. Друзья по счастью: бедный и больной, смиренный и одинокий, честный и милостивый.

 

Мир постоянно призывает: «Иди к людям!»

 

22. Вся жизнь, по сути своей, гармонична и праведна и поэтому не может вместить хаоса и неправедности; потому все, вступившие на путь разрушения и неправедности – гибнут, ибо жизнь всегда только с добрыми и праведными.

 

23. Одни люди стремятся подняться как можно выше над другими людьми, а другие стараются быть как можно ниже – и пути их никогда не пересекутся, но последние всегда становятся первыми.

 

24. Падают в жизни только сверху, и чем выше – тем больнее падать; но тот, кто находится в самом низу, никогда не упадет, ибо ему падать некуда.

 

25. Мир подобен ядовитой змее, которая неизбежно, рано или поздно, укусит, и укус ее смертелен.

 

26. Мир подобен отравленному напитку в чаше; вкус этого напитка горек, сам напиток смертелен – и его, рано или поздно, придется выпить.

 

27. Признак доброго человека в том, что с ним трудно расстаться и еще более трудно – обрести, иногда на это может уйти вся жизнь.

 

28. Что бы мы ни думали о жизни и как бы ее себе не представляли, а она все течет и течет, по своим духовным законам, неизменно спокойная и величавая, и невыразимо прекрасная.

 

29. Одинаково бесполезно просить о помощи: бревно, мертвеца и гордеца; но всегда окажут помощь – бедный, презренный и смиренный.

 

30. Люди хотят заполнить пустоту своей жизни удовольствиями и развлечениями, но вместо этого, к сожалению, они только заполняют собой могилы.

 

31. Как бы ни была прекрасна эта жизнь, но и ее когда-нибудь придется оставить; как бы ни была неведома жизнь после кончины, но и ее когда-нибудь придется начать.

 

32. На земле, к сожалению, добрых людей меньшинство, и это заставляет глубоко задуматься о себе...

 

33. Чтобы хватать звезды с неба, нужно уметь дождаться своего звездного часа, но не у всех людей на это хватает терпения.

 

34. Мир предпочитает гордый и деятельный ум и смеется над смиренным и простым умом; но Жизнь всегда поддерживает только смиренный и простой ум, и отвергает гордый и деятельный ум.

 

35. Сама по Себе Жизнь добра, проста и смиренна и поддерживает в мире только Добро, будучи всегда доброй.

 

36. Зло может только имитировать Добро и, оставаясь злом, паразитирует на жизни, разрушая ее и погибая вместе с ней.

 

37. В Вечной Жизни для зла нет места, поэтому душа, избравшая для себя стяжание Жизни Вечной, побеждает зло и еще здесь, на земле, становится носительницей Добра.

 

38. Мир постоянно призывает: «Иди к людям!» Мы идем к людям, но они умирают, а когда люди идут к нам – умираем мы.

 

39. Мир не может позвать нас к Богу, потому что он не знает Его, но Бог знает нас и каждого зовет к себе лишь одним, ведомым только Ему, путем.

 

40. Этот мир начинается не с других людей, он начинается с тебя самого.

 

Тот, кто пытается познать мир...

 

41. Этот мир не заканчивается на других людях, он заканчивается на тебе самом.

 

42. Тот, кто пытается познать мир, все равно, что пытается познать тьму и сам становится тьмой.

 

43. Тот, кто пытается познать мир – далеко уходит от себя и от Бога, и потому теряет и Бога, и себя, и, в конце концов, мир сам уходит от него.

 

44. Тот, кто знает только этот мир, непременно узнает, что он не знал ничего, когда этот мир его оставит.

 

45. Чем больше мы помогаем миру, тем больше в нем открывается неразрешимых проблем; но стоит нам выйти из мира, как он сам собой успокаивается и забывает о нас.

 

46. Тот, кто привязан к этому миру, подобен пьянице, который обнимает мертвеца, принимая его за своего друга.

 

47. Тот, кто все силы вкладывает в этот мир, подобен тому, кто сам себе строит виселицу.

 

48. Цена этого мира полностью открывается в момент кризиса – он безжалостно выбрасывает своих приверженцев на улицу.

 

49. «Надо помогать людям!» – Слышится голос мира. Но чем ты будешь помогать миру, если ты еще не помог самому себе?

 

50. «Приноси пользу миру!» – Призывает мир. Но если твоя жизнь до сих пор была бесполезна, какую пользу принесет такая жизнь?

 

51. Если все бесполезные соберутся вместе, чтобы найти одну всеобщую пользу – все равно это тоже будет бесполезно; ибо нужен хотя бы один человек, который обрел эту единственную пользу – Христа, и может поделиться этой пользой с другими.

 

52. Самая лучшая помощь – это поделиться с ближними тем, что ты имеешь; но если ты не имеешь в себе Христа, чем ты поделишься с ними? Пустыми обещаниями?

 

53. Мир в одно мгновение может десять раз обернуться вокруг себя, пока ты смотришь на него, ибо он изменчив и постоянно меняется; но если ты хочешь найти то, что никогда не меняется – что тебе делать в миру?

 

54. Отдели себя от мира и тогда найдешь то, что находится вне мира, но благодаря чему мир существует.

 

55. Забудь о мире, и если ты сможешь сделать это – забудь о себе; и когда Небо откроется в твоей душе – ты почувствуешь биение каждого сердца в мире.

 

56. Если живешь с Богом, то живешь, глядя в Небо; если живешь в миру – живешь, глядя в потолок.

 

57. Если пропустишь день жизни – то, даже если будешь каяться, не вернешь его.

 

58. Мир таков, что – пойдешь ли ты вперед или пойдешь назад – все равно свалишься в яму.

 

59. Если похоронишь жизнь – умрут и мечты; похоронишь мечты – обретешь истинную жизнь.

 

60. Если строишь дом – жди, когда тебя вынесут; если строишь кладбище – жди, когда тебя принесут.

 

61. Если борешься за жизнь в миру – сердце само собой становится каменным; если борешься за стяжание Бога – сердце само собой становится мягким.

 

Деньги – это пыль...

 

62. Пока ты в миру – ты окружен друзьями и родными, но когда на твоей могиле вырастет трава, где друзья? Где родные?

 

63. Спрячь деньги хоть за пазуху – все равно, пропадут; ходи по улицам, раздавай честность бесплатно – никто не возьмет.

 

64. Если бьешься за чины и должности – не избежать досады; если трудишься над очищением сердца – не избежать радости.

 

65. Чем глубже погрузишься в земные стяжания – тем дальше от Неба; чем ближе к Небу – тем дальше земные стяжания.

 

66. Если сильно испачкаешься миром, можешь не успеть очиститься от мирской грязи, когда эта жизнь подойдет к концу.

 

67. Исполнять мирские желания – все равно, что заполнять бездонную яму; отречься от мирских желаний – все равно, что выбраться из бездонной ямы.

 

68. Если стараешься сократить дни ожидания – удлинишь их; если научишься ожидать – сократишь ожидание как в мирской жизни, так и в духовной.

 

69. Самая короткая дорога – дорога к могиле; самая длинная дорога – дорога к Богу.

 

70. Деньги – это пыль, но эта пыль страшна тем, что полностью ослепляет глаза и дочерна пачкает сердце.

 

71. Смерть гони изо всех сил – не прогонишь; жизнь держи обеими руками – ни за что не удержишь.

 

72. Жизнь подобна чистой родниковой воде и вкус у нее всегда один и тот же – вкус жизни; но наши страсти делают ее то сладкой, то горькой и даже – ядовитой.

 

73. Самое прекрасное в жизни – это чистота сердца, и когда она отражается в лице человека, то делает его красивым.

 

74. Без чистоты сердца даже самое красивое лицо кажется мертвым и уродливым.

 

75. Пройдешь мимо честных – попадешь к обманщикам и от них уже трудно вернуться к честным.

 

76. С честными – трудно жить, но они никогда не предадут и незаметно с ними станешь такими же, как и они.

 

77. С обманщиками – жить легко, но когда они тебя обманут, окажется, что тебе уже трудно жить честно.

 

78. Для мира – честный подобен посмешищу, но только на честных держится мир.

 

79. Всякое зло все равно рухнет в свое время, а то, что не зло – останется и укрепится.

 

80. Если устремишься навстречу миру – погибнешь; устремишься подальше от мира – спасешься.

 

81. Не ищи встречи с миром, – ищи встречи с Богом.

 

 82. Окружишь себя вещами – пропадешь вместе с ними; отбросишь от себя вещи – найдешь и себя, и Бога.

 

Не бойся доверять добру

 

100. Мир прославляет непреклонное, расчетливое и своевольное сердце; Бог прославляет сердце милующее, негневливое, любящее.

 

101. Ориентиром для мира служит властный, гордый и жестокий ум; ориентиром для Царства Небесного является незлобивое, безгневное, чистое сердце – сердце ребенка.

 

102. Мир все дает через боль и только за деньги; Бог дает все легко и даром – как же не возлюбить Его всем сердцем и не отвергнуть мир жестокости и лукавства?

 

103. Не выискивай недостатки в этом мире, которые свяжут тебя по рукам и ногам; но всем сердцем стремись ко Христу, Который освободит тебя от преследования этого преходящего мира.

 

104. Не ищи опору в этом неустойчивом мире – только тогда, когда прекратишь свои бесплодные попытки, ты найдешь истинную опору – Христа, Который придет к тебе, чтобы принять тебя в Свои объятия.

 

105. Не ищи богатства и власти в этом мире ценой своего Спасения; но всегда ищи одно лишь Спасение, ни во что вменяя весь этот мир с его лживыми приманками.

 

106. Мир – это боль, и если ищешь от нее избавление – ищи Христа, ибо в Нем одном не только избавление от боли, но и обретение истинной Жизни в невыразимом беспредельном покое.

 

107. Чем больше мы погружаемся в мир, тем быстрее он пожирает нашу жизнь; чем дальше мы от мира, тем ближе к Вечной Жизни.

 

108. Не так опасно, когда мир цепляется за нас, а когда мы сами цепляемся за этот мир.

 

109. Люди так отчаянно борются за свое мирское счастье, что от него, в конце концов, ничего не остается.

 

110. Мир делает богачей и убивает их деньгами; а Бог творит людей и спасает их трудами.

 

111. Рядом с Христом не было ни одного богача, и это заставляет глубоко заглянуть в свое сердце...

 

112. Смерть ради «интересов» государства и правителей – такая же духовная смерть, когда человек умирает из-за стремления к богатству, похоти, славе и власти – всего того, что не есть Христос.

 

113. Жизнь есть цельное явление, которое тем прекраснее, чем меньше мы к ней прикасаемся, пока мы пребываем в состоянии греха и заблуждений.

 

114. Мир безусловно прекрасен, но только для безгрешной души, живущей с Богом и в Боге.

 

115. Пока человек не узнает, что такое мир – не узнает и того, почему от него следует убегать.

 

116. Если ты хочешь победить этот мир – побеждай его смирением и чистотой сердца, ибо «чистые сердцем Бога узрят».

 

117. Если ты хочешь, чтобы грязь мира сего не пристала к тебе – пройди по жизни, как странник, никогда не удаляясь от смирения и чистоты сердца.

 

118. Если хочешь преодолеть все трудности и неразрешимые обстоятельства – храни смирение и чистоту сердца и пройдешь все беспрепятственно.

 

119. Если мы не видим в людях добра – остается стяжать его в себе, и тогда мы увидим это добро и в других людях.

 

120. Не бойся доверять добру, ибо ему открыты в жизни все пути, а зло прокладывает себе только один путь – путь гибели.

 

121. Если следовать добру, то оно устранит все препятствия с твоих путей, а если следовать злу – то оно их только создает.

 

122. Познавшие Истину оставляют мир, и устремляются к Единому Богу, ибо Истина не живет в мире суеты.

 

123. Познание Истины состоит в отречении от всяких связей с миром и в отрешении самого себя.

 

124. Для того, кто отрешится от самого себя, мир теряет всякую ценность, как и он – для мира.

 

125. Овладеешь чистотой сердца – и весь мир станет для тебя чистым; обретешь святость – и все в мире для тебя станет святым.

 

Заключение

 

О, мир – закваска лукавства, льстец, обманщик и вор, пристрастие к ничтожным вещам, любовь к беззакониям и злодеяниям, погубление всех надеющихся на него, враждебное Богу мирское мудрование, отчуждение от Бога, ослепление и ненависть к Богу, низпадение в ад и потеря Жизни вечной! Тот, кто убоится служения тебе и начнет всем сердцем служить Христу, возлюбив Христа и Заповеди Его – спасется!

 

Слово об уме

 

Посвящается архимандриту Кириллу,

духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Иисус же, видя помышления

их, сказал: для чего вы мыслите

худое в сердцах ваших?

Мф. 9. 4.

 

 

Что лучше? – ум или разум?

 

1. Если язык не укорачивать, то с каждым днем он будет все длиннее; если мысли не отсекать, то с каждым днем они будут все злее.

 

2 Никакая толчея мыслей не принесет тебе счастья, а только утомление и отчаяние от своего рабства.

 

3. Ум, укрепленный молитвой и Божественной благодатью, утверждается в стойкости и решимости до смерти воздерживаться от греховных помыслов, желаний и страстей, приходит к Богообщению и обретает покой во Христе.

 

4. Нечистый и беспокойный ум – источник смерти, очисти его молитвой и исполнением Евангельских заповедей – и он станет для тебя источником вечной Жизни.

 

5. Если твое знание о недостатках ближних «проясняется», помни, что знание о себе и о своем Спасении всегда затемняется.

 

6. Смиренный умом не стыдится признать, что не знает, и только глупый стремится доказать всем, что знает все.

 

7. Лучше всего знать, что не знаешь, и плохо не знать, но думать, что знаешь.

 

8. Знакомства, встречи и друзья приводят ум в беспокойство и монаху не следует заниматься этим, чтобы не потерять своего Спасения и Бога.

 

9. Чем больше ум занят суетными делами, тем больше от него беды; чем больше ум занят молитвой, тем больше от него пользы.

 

10. Тот, кто не понимает, что такое отречение от помыслов, не понимает и Чистоты Божественной Любви; прилепись к первому и тебе откроется второе.

 

11. Чем деятельнее и изобретательнее ум, тем больше в нем тщеславия и возношения; чем более спокоен и проще ум, тем больше в нем смирения и благодати.

 

12. Смиренный и простой ум всегда предпочтительнее гордого и деятельного ума, ибо смиренный ум – всегда добр, а гордый ум – источник очень недобрых заблуждений.

 

13. Чем больше мыслей – тем больше несчастий; избавишься от множества мыслей – добавится больше благодати, с благодатью узнаешь, что такое Благо.

 

14. Чем проще ум – тем проще жизнь, чем проще жизнь – тем ближе Бог.

 

15. Безмысленный ум – это не бессмысленный ум, но ум, озаренный Светом Божественной Любви и благодати.

 

16. Ум, возбужденный спорами и оправданиями – не может заснуть; смиренный ум никогда не устает и не нуждается в спорах и оправданиях.

 

17. Ум деятельный не может жить без сна; ум смиренный не нуждается в суетной деятельности и в большом сне.

 

18. Не накапливай суетных знаний и большого ума; накапливай духовные познания и духовный разум.

 

19. Что лучше? – Иметь ум или разум? Конечно, разум, ибо умных много, а разумных днем с огнем не найдешь!

 

20. Если в уме не будешь считать себя во всем правым, то будешь прав в главном – в смирении.

 

21. С великой осторожностью пользуйся своим умом, как если бы ты брал в руки острый нож.

 

22. Острый нож всегда носят в чехле, так и ум всегда следует держать в смирении.

 

23. Если хочешь исправить обстоятельства своей жизни – сначала исправь свой ум и Бог исправит остальное.

 

24. Без целомудрия никогда ум не сможет быть добрым, а недобрый ум не имеет помощи Божией.

 

25. От недоброго ума не жди добра, как от больного – здоровья.

 

Воспитывай свой ум в добре

 

101. Тот, кто следует по жизни, воспитывая свой ум в добре, смирении и уповании на волю Божию, способен правильно начинать и заканчивать любое дело.

 

102. Когда нас различными обстоятельствами смиряет суетный мир и расстраивает наш ум унынием и отчаянием – это наиболее суровое смирение;

 

103. Когда мы смиряем себя и очищаем свой ум от тщеславия и гордости – это наименее болезненное смирение;

 

104. Когда нас смиряет Бог, подавая утешение и успокоение уму и сердцу – и это спасительное смирение, в котором нет и не может быть никакого отчаяния.

 

105. Два врага особенно наседают на душу, заменяя друг друга: отойдешь от похоти – встретишь сребролюбие; отойдешь от сребролюбия – встретишь похоть.

 

106. Похоть и сребролюбие – это слуги одного жестокого повелителя, имя которому – гнев, разрушающий до основания духовную жизнь.

 

107. Не отсечешь помысел – с ним и останешься, и он приведет к тебе злобное полчище других помыслов.

 

108. Отсечешь помысел – соединишься с Богом, и Он укрепит тебя Смирением, Милосердием и Любовью.

 

109. Равнодушие к помыслам – искусство из искусств и его нужно стяжать всю свою жизнь.

 

110. Исполнишь грех на деле – никогда не найдешь покоя своему уму, а только попадешь в рабство греху; но покой уму обретается тогда, когда не исполняешь грех делом.

 

111. Тот, кто прочитал много духовных книг и запомнил их все – достоин удивления; но тот, кто может переступить через самого себя, смирить свой ум и попросить прощения – достоин уважения.

 

112. Сколько ни читать о смирении, а смирять свой ум все-равно трудно; сколько ни говорить о Любви, а самому любить – сил не хватает; но «невозможное человекам, возможно Богу.»

 

113. Тот, кто считает себя умнее других – болен, и болезнь его состоит в том, что его ум теряет способность все видеть правильно.

 

114. Тот, кто понимает, что великое множество людей гораздо умнее его – близок к выздоровлению и недалек от помощи Божией.

 

115. Тот, кто не стыдится признать, что он чего-то не знает и не смущается тем, что его ум чего-то не понимает – близок к истинному пониманию и недалек от истинного научения.

 

116. Добрый целомудренный ум невредимо проведет человека через все трудности и приведет к Спасению – в объятия Христовы; а ум, не имеющий опоры в добре и целомудрии, не обретает Спасения, запутывается и гибнет, не познав, «яко благ Господь».

 

117. Мудрый совет цени больше своих мыслей;

чистый ум цени больше своей жизни.

 

118. Ум, получивший навык в добре, порождает благо; но ум, навыкший злу и греху – источник несчастий.

 

119. Как дурные дети много зла причиняют своим родителям, так и дурные мысли – уму.

 

120. Как добрые дети радуют своих родителей, так и благие помышления – ум.

 

121. Как родители, воспитавшие добрых детей, вступают в старость в радости; так и ум, привыкший порождать благие помышления, радуется, приходя к чистоте и святости.

 

122. Каким будет твой помысел – таким будет и твой ум.

 

123. Если сумеешь весь ум целиком прилепить к Богу, увидишь его преображенным.

 

124. Преображенный ум лишается всех помыслов, ибо видит Безвидное и ведает Неведомое.

 

125. Зло разъединяет ум на помыслы, а Любовь объединяет его для познания Бога, делая ум цельным и собранным.

 

Заключение

 

 О, ум – луч умного света, уединение и простота внутреннего человека, отсутствие отпечатков помыслов, познание истины, зритель таинственного простого созерцания, где все – единый Христос, углубление в тайны Домостроительства Божия, обитель тайн нового мира, возвышение к Любви, откровение Христово, увенчание славой и созерцание Святой Троицы!

 

Слово о рассуждении

 

«Кто не со Мною, тот против

Меня; и кто не собирает со

Мною, тот расточает».

Мф. 12. 30.

«Ибо, кто имеет, тому дано

будет и приумножится; а кто

не имеет, у того отнимется и то,

что имеет».

Мф. 13. 12.

 

 

Мирской ум

 

Скорби – это указательный перст Бога

 

1. Мирской ум – это ум, опьяненный миром и испытывающий наслаждение от беспрерывного отравления ядом этого мира.

 

2. Мирской ум – это змей, ползающий на животе по грязи страстей и телесных удовольствий.

 

3. Когда мысленному змею страдания прищемляют хвост, он на время приподнимает голову, но затем снова погружается в болото удовольствий.

 

4. Мирское сознание – это сознание, бессильное отделить себя от мира и полностью им порабощенное.

 

5. Когда мирское сознание слышит слово об иной жизни, оно омрачается еще больше.

 

6. Когда в мирское сознание проникает страх смерти, тогда в него проникает и слово об иной жизни.

 

7. Мирское сердце – это сердце, слипшееся с миром, который высасывает из него жизнь.

 

8. Мирское сердце – это сердце, в котором вместо крови течет грязь дурных помыслов.

 

9. Когда мирское сердце немного очистится, оно обращается к Богу и начинает желать вкушения истинной Крови и Тела Христова.

 

10. Успей вернуться к Богу прежде, чем вернешься в землю.

 

11. Монах живет ради Бога, мирские люди живут ради вещей.

 

12. Твоя душа тянется к небу, а тело стремится к земле – рассуди сам, что тебе дороже.

 

13. Как одних людей притягивает земля, так других людей притягивает Небо.

 

14. Чем больше обучишь свое зрение смотреть внутрь себя, тем быстрее научишься различать Истину от заблуждения.

 

15. Чем чаще будешь учиться слышать то, что совершается внутри тебя, тем скорее научишься отличать Правду от лжи.

 

16. Как в соломе невозможно отыскать зерно, так в миру невозможно найти духовное рассуждение.

 

17. Что такое мир? Это не люди и вещи, а страсти, которые привязывают к ним сердце.

 

18. Если ты потерял все, но сохранил рассуждение, то еще есть возможность Спастись.

 

19. Скорби – это указательный перст Бога, который указывает тебе, что именно ты и есть виновник всех бед.

 

20. Тот, кто терпеливо и с рассуждением отсекает страсти и помыслы – не ошибется, будь он монах или мирской.

 

21. Сердце невозможно заставить соединиться с Богом, ибо оно само соединяется с ним, когда очистится от суеты с помощью рассуждения.

 

22. Наши неудачи в попытках очистить свое сердце привлекают благую помощь Божию, когда мы не отчаиваемся в своих неудачах с помощью рассуждения.

 

23. Не найти муравья, который бросил бы свою ношу, но редко можно найти душу, которая до конца борется за свое спасение и укрепляет себя с помощью рассуждения.

 

24. Если волю ближнего всегда предпочтешь своей воле – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.

 

25. Если из всех отношений с людьми всегда выберешь добрые отношения – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.

 

Заключение

 

О, духовное рассуждение!

Изгнание мрака, расточение тьмы, просвещение сердечных глубин, свет утренней зари в душе, сияние духовной звезды в сердце, восход Божественного Солнца, отверстые врата в Небо, духовная лествица на Небеса, поставление пред Самим Богом – о, духовное рассуждение, неизмеримы твои блага и достоинства, слава тебе и хвала во веки веков!

Аминь.

 

Слово о послушании

 

«Истинно говорю вам, если не

обратитесь и не будете, как дети,

не войдете в Царство Небесное.»

Мф. 18. 13.

«Он, будучи образом Божиим...,

смирил Себя, быв послушным

даже до смерти, и смерти крестной.»

Флп. 2. 6-8.

 

 

Прямота и честность

 

1. Послушный верит слову своего Старца, а непослушный – своему помыслу.

 

2. Послушный исполняет послушание делом, а непослушный – языком.

 

3. С упорным послушником – Бог, с упрямым – диавол.

 

4. Послушный получает силу на послушание от Бога, а непослушный разоряется от дурных помыслов.

 

5. Послушный терпит скорби с благодарностью, а непослушный отв


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.