Формы организации учебно –познавательной деятельности: — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формы организации учебно –познавательной деятельности:

2020-07-03 151
Формы организации учебно –познавательной деятельности: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 10

1. Из чего складываются этапы подготовки учителя к урокам истории в специальной (коррекционной) школе?

Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя. Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между собой этапов.

I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной (коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории учащимся с нарушением интеллекта.

Учитель истории анализирует также программы по другим учебным предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в пропедевтический период, установить межпредметные связи.

Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории, сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними, глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.

На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам, проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки, составление списков литературы для внеклассного чтения.

Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и «Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах.

Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).

Реализуя требования программы о необходимости сочетания общеисторического и краеведческого материала на уроках, проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной краеведческой работы с учениками.

Учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за процессом собственного труда, изучая опыт работы других учителей как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса. Исходя из содержания программы и учебника он намечает систему работы над формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одТемы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по урокам учитель намечает содержание и место повторения основных вопросов, необходимых для усвоения нового материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся с нарушением интеллекта в повторение приходится включать материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме «Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы, которые помогут вспомнить причины возникновения, формы, этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные особенности этой борьбы.

Намечая методы и приемы ведения урока, учитель отбирает наиболее эффективные для данного материала и класса способы и средства обучения истории. Такая предварительная работа позволит добиться разнообразия в методике обучения на разных уроках, включать учащихся в разнообразные виды учебной деятельности.

Большое значение для глубокого осмысления изучаемого материала придается планированию внеклассной работы по истории, которая должна быть связана с учебными занятиями и проводиться в разнообразных формах и видах (например, чтение доступной для учащихся исторической литературы, экскурсии, просмотр кинофильмов и диафильмов, подготовка и проведение праздников, посвященных историческим датам).

В методической литературе отражены разные подходы авторов к составлению тематического планирования. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории в средней школе» считают, что тематический план целесообразно расположить в виде следующей таблицы [5. С. 232].

№ Урока Тема урока Основные понятия Основные умения Межпредметные связи Средстваобучения Тип урока
             

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 5–8].

ном, а на протяжении нескольких уроков», – считает Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 3–4]. Он также отмечает, что «ориентируясь на материал, который предстоит изучить, учитель намечает учебно-познавательные умения и навыки. Целенаправленное обучение владению учебными умениями и навыками повышает самостоятельность, осмысленность изучаемого. На уроках истории надо учить школьников ориентироваться во времени и пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, конкретизировать материал, делать выводы, выделять существенные признаки понятий, указывать причины и следствия, составлять связный рассказ» [6. С. 4].

Разбирая материал по урокам, учитель исходит из примерного количества часов, отведенного программой на изучение темы. Желательно так распределить время, чтобы было возможно провести урок, построенный на краеведческом материале, соответствующем изучаемой эпохе, а также завершить изучение темы повторительно-обобщающим уроком. Тематический план должен включать в себя уроки разных типов.

III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или развернутого плана) определенного урока является продолжением работы над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на содержание и методическое построение данного урока.

Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:

1. Изучение фактического материала и методических рекомендаций. Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, учитель обращается к дополнительной литературе и методическим пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает факты, имеющие воспитательное значение или помогающие конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника, намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.

2. Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания, она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и реализуется в процессе решения конкретных задач. Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе является, прежде всего, его коррекционная направленность. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задачах урока истории.

Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки», «Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п. [6. С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока.

3. Определение типа урока. Тип урока определяется местом данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока надо ориентироваться на программу. В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида рекомендуется проведение вводных, комбинированных, повторительно-обобщающих уроков, уроков овладения новыми знаниями.

4. Отбор необходимого оборудования урока, методических средств и приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям.

3. Составьте конспект урока истории по выбранной теме для учащихся специальной (коррекционной) школы (7, 8 и 9 класс).

Тема урока: Крымская война 1853 – 1856 гг

Тип урока: урок- презентация (комбинированный).

Форма: классно-урочная

Цель урока:

сформировать представление у учащихся о Крымской войне:

определить причины и повод войны;

выделить ее основные этапы;

показать, что отсталость крепостнической России явилась причиной поражения царской России в войне;

показать необходимость реформирования всех сторон российской жизни;

Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по истории

2. Совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории;

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, расширять кругозор в процессе повторения изученных тем в конце года.

ОБОРУДОВАНИЕ:

индивидуальные тесты, карточки, компьютер, проектор, карта

учебника «Крымская война»

СТРУКТУРА УРОКА:

I. Опрос д/з:

- Разминка на знание исторических дат.

-правление Александра I (1801-1825)

-создание министерств (1802)

-указ «о вольных хлебопашцах» (1803)

-русско-шведская война (1808-1809)

-Отечественная война (1812)

-Бородинское сражение(26 августа 1812)

-заграничный поход русской армии (1813-1814)

-Венский конгресс(1814-1815)

-русско-турецкая война в годы правления АлександраI (1806-1812)

-восстание декабристов(14 декабря 1825)

-правление Николая I (1825-1855)

-реформа управления государственными крестьянами Киселева(1837-1841)

- русско-турецкая война в годы правления Николая I (1828-1829)

-финансовая реформа Канкрина (1839-1843)

-начало промышленного переворота в России (30-40 гг. XIXв.)

-учреждение Гос.Совета (1810 г.)

- указ об «обязанных» крестьянах

Индивидуальная работа по тестам(по вариантам) и карточкам.

Фронтальный опрос:

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик: Общественное движение в годы правления Николая I.

Вопросы:

Изучение нового материала.

План.

Начальный этап война

Работа с документами:

- Из «Воспоминаний о Севастополе»
В. Зарубаева

Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Парижский мир 1856 год.

1. Потери России:

Южная Бессарабия отходила к Молдавии

Устье Дуная

Право иметь крепости и военный флот на Черном море

Право покровительствовать балканским народам

г. Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и

г. Севастополь

2. Черное море объявлялось открытым для судов всех стран

Причины поражения России:

Экономическая отсталость России

Военно-техническая отсталость

Устаревшее оружие

Отсутствие железнодорожного транспорта

Отсутствие паровых судов

Плохое снабжение армии

Рекрутская система набора в армию

Значение войны:

Подорван международный авторитет России

Поражение в войне ускорило политические преобразования в стране

Началась освободительная борьба на Балканах

Каков повод к войне?

Каковы итоги войны?

Каково значение войны?

IV. Обобщение по теме

V. Д\З: доклады на тему: «Образование и наука России в I

пол. XIX века»

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 10

1. Из чего складываются этапы подготовки учителя к урокам истории в специальной (коррекционной) школе?

Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя. Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между собой этапов.

I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной (коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории учащимся с нарушением интеллекта.

Учитель истории анализирует также программы по другим учебным предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в пропедевтический период, установить межпредметные связи.

Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории, сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними, глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.

На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам, проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки, составление списков литературы для внеклассного чтения.

Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и «Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах.

Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).

Реализуя требования программы о необходимости сочетания общеисторического и краеведческого материала на уроках, проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной краеведческой работы с учениками.

Учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за процессом собственного труда, изучая опыт работы других учителей как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса. Исходя из содержания программы и учебника он намечает систему работы над формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одТемы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по урокам учитель намечает содержание и место повторения основных вопросов, необходимых для усвоения нового материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся с нарушением интеллекта в повторение приходится включать материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме «Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы, которые помогут вспомнить причины возникновения, формы, этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные особенности этой борьбы.

Намечая методы и приемы ведения урока, учитель отбирает наиболее эффективные для данного материала и класса способы и средства обучения истории. Такая предварительная работа позволит добиться разнообразия в методике обучения на разных уроках, включать учащихся в разнообразные виды учебной деятельности.

Большое значение для глубокого осмысления изучаемого материала придается планированию внеклассной работы по истории, которая должна быть связана с учебными занятиями и проводиться в разнообразных формах и видах (например, чтение доступной для учащихся исторической литературы, экскурсии, просмотр кинофильмов и диафильмов, подготовка и проведение праздников, посвященных историческим датам).

В методической литературе отражены разные подходы авторов к составлению тематического планирования. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Авторы учебного пособия «Методика преподавания истории в средней школе» считают, что тематический план целесообразно расположить в виде следующей таблицы [5. С. 232].

№ Урока Тема урока Основные понятия Основные умения Межпредметные связи Средстваобучения Тип урока
             

Свой вариант тематического планирования предлагает в методических рекомендациях по подготовке к уроку истории в специальной (коррекционной) школе Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 5–8].

ном, а на протяжении нескольких уроков», – считает Ю.Ф. Кузнецов [6. С. 3–4]. Он также отмечает, что «ориентируясь на материал, который предстоит изучить, учитель намечает учебно-познавательные умения и навыки. Целенаправленное обучение владению учебными умениями и навыками повышает самостоятельность, осмысленность изучаемого. На уроках истории надо учить школьников ориентироваться во времени и пространстве, развивать умение сравнивать, обобщать, конкретизировать материал, делать выводы, выделять существенные признаки понятий, указывать причины и следствия, составлять связный рассказ» [6. С. 4].

Разбирая материал по урокам, учитель исходит из примерного количества часов, отведенного программой на изучение темы. Желательно так распределить время, чтобы было возможно провести урок, построенный на краеведческом материале, соответствующем изучаемой эпохе, а также завершить изучение темы повторительно-обобщающим уроком. Тематический план должен включать в себя уроки разных типов.

III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или развернутого плана) определенного урока является продолжением работы над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на содержание и методическое построение данного урока.

Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:

1. Изучение фактического материала и методических рекомендаций. Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению, учитель обращается к дополнительной литературе и методическим пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает факты, имеющие воспитательное значение или помогающие конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника, намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.

2. Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания, она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и реализуется в процессе решения конкретных задач. Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе является, прежде всего, его коррекционная направленность. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задачах урока истории.

Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки», «Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п. [6. С. 11–12]. Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их реализации в ходе урока.

3. Определение типа урока. Тип урока определяется местом данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока надо ориентироваться на программу. В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида рекомендуется проведение вводных, комбинированных, повторительно-обобщающих уроков, уроков овладения новыми знаниями.

4. Отбор необходимого оборудования урока, методических средств и приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям.

3. Составьте конспект урока истории по выбранной теме для учащихся специальной (коррекционной) школы (7, 8 и 9 класс).

Тема урока: Крымская война 1853 – 1856 гг

Тип урока: урок- презентация (комбинированный).

Форма: классно-урочная

Цель урока:

сформировать представление у учащихся о Крымской войне:

определить причины и повод войны;

выделить ее основные этапы;

показать, что отсталость крепостнической России явилась причиной поражения царской России в войне;

показать необходимость реформирования всех сторон российской жизни;

Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по истории

2. Совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, работать по карте, с документами, использовать творческий подход в изучении истории;

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, расширять кругозор в процессе повторения изученных тем в конце года.

Формы организации учебно –познавательной деятельности:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Педагогические методы:

Словесные: рассказ, беседа

Наглядные: иллюстрация, демонстрация

Практические: упражнения

Стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Эвристические

Интерактивные

ОБОРУДОВАНИЕ:

индивидуальные тесты, карточки, компьютер, проектор, карта

учебника «Крымская война»

СТРУКТУРА УРОКА:

I. Опрос д/з:

- Разминка на знание исторических дат.

-правление Александра I (1801-1825)

-создание министерств (1802)

-указ «о вольных хлебопашцах» (1803)

-русско-шведская война (1808-1809)

-Отечественная война (1812)

-Бородинское сражение(26 августа 1812)

-заграничный поход русской армии (1813-1814)

-Венский конгресс(1814-1815)

-русско-турецкая война в годы правления АлександраI (1806-1812)

-восстание декабристов(14 декабря 1825)

-правление Николая I (1825-1855)

-реформа управления государственными крестьянами Киселева(1837-1841)

- русско-турецкая война в годы правления Николая I (1828-1829)

-финансовая реформа Канкрина (1839-1843)

-начало промышленного переворота в России (30-40 гг. XIXв.)

-учреждение Гос.Совета (1810 г.)

- указ об «обязанных» крестьянах

Индивидуальная работа по тестам(по вариантам) и карточкам.

Фронтальный опрос:

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик: Общественное движение в годы правления Николая I.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.