Раздел 1. Введение в экономическую теорию. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 1. Введение в экономическую теорию.

2020-10-20 268
Раздел 1. Введение в экономическую теорию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

ТЕМА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Цель занятия: овладеть основными положениями и методами экономической

науки; изучить основные аспекты общественного производства; научиться анализировать кривую производственных возможностей.

Содержание раздела:

1. Общественное производство: понятие, структура.

2. Экономические ресурсы и факторы производства.

3. Экономический выбор и ограничения экономики.

4. Проблема оптимального выбора.

Студент должен

знать:

- фазы воспроизводства;

- факторы производства;

- сущность потребностей;

- основные вопросы экономики;

- понятие экономической эффективности.

уметь:

- строить и анализировать кривую производственных возможностей

1. Основные вопросы курса.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Выберите из учебников 3 различные определения предмета экономической

теории и укажите, какое из них вам кажется наиболее точным.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?

______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Говоря о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или и те и другие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи

1. После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны

сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный факультет университета или поработать несколько лет.

Подсчитайте альтернативную стоимость вашего решения учиться, если:

— плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;

— расходы на питание — 4,5 тыс. руб. в месяц;

— транспортные расходы — 0,5 тыс. руб. в месяц;

— оплата снимаемой комнаты —7 тыс. руб. в месяц;

— расходы на одежду —25 тыс. руб. в год;

— заработная плата секретаря — 12 тыс. руб.;

— расходы на учебники — 1,4 тыс. руб. в год.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. В стране выпускаются два вида товаров: меди и алюминий. Варианты

производства можно представить таблицей:

  Медь Алюминий
A 100 0
B 90 10
C 70 20
D 40 30
E 0 40

 

1) Постройте кривую производственных возможностей страны. На каких допущениях она строится?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным. Свой выбор обоснуйте:

а) R - 80 тыс. медь и 20 тыс. алюминий;

б) O - 50 тыс. медь и 22 тыс. алюминий;

в) K - 20 тыс. медь и 35 тыс. алюминий;

г) S - 60 тыс. медь и 30 тыс. алюминий.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) в производстве медь станут применять модернизированное оборудование;

в) к власти в стране придет диктаторский режим, который запретит использовать новые технологии при производстве алюминия и меди.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства алюминий: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

 

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Цель занятия: научиться выделять главные субъекты рынка; понимать механизм взаимосвязи между ними; владеть основными положениями экономической науки.

Содержание темы:

1. Рынок и рыночная экономика. Условия возникновения и функции рынка.

2. Субъекты рыночной экономики: домохозяйство, фирма, государство. Кругооборот продукта и дохода.

3. Типология рынка. Структура рынка. Рыночная инфраструктура.

4. Основные категории рыночной экономики: товар, деньги.

Студент должен

иметь представление:

- об индивидуальной и общественной стоимости товара;

- о схеме кругооборота продукта и дохода.

знать:

- принципы, признаки и функции рынка;

- свойства товара;

- понятие стоимости и цены товара;

- сущность и функции денег.

1. Основные вопросы курса.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое “экономическая система”?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Какие типы цивилизаций вы знаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-

экономических систем?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Перечислите главные черты традиционной экономики.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Охарактеризуйте плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:

 

Виды экономических систем   Форма собственности   Механизм обеспечения информацией и координации   Методы мотивации людей к труду   Способ организации принятия решений  
Плановая система          
Рыночная система          

 

6. Определите достоинства и недостатки рыночной экономики.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи

1. Общий объем спроса на лесоматериалы для крепи и общий объем предложения лесоматериалов на бирже в месяц характеризуется следующими данными:

Спрос тыс. куб. м., D Цена за 1 куб. м., P Предложение, тыс. куб. м., S
500 500  5
250  1000  10
100 1500  20
40  2000  40
20  3000  50
7  5000  80

 

а) Какова будет рыночная или равновесная цена? Каково равновесное количество материалов?

б) Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на лесоматериалы и предложения лесоматериалов. Обозначьте на графике равновесную цену и равновесный объем продукции.

в) Почему этой ценой не станет и цена 5000 рублей/ куб. м.?

г) Проанализируйте ситуацию, если правительство установило цену на лесоматериалы – 1000 за 1 куб. м.. Изобразите это графически.

____

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Спрос и предложение зерна на рынке можно описать следующими уравнениями: Qd = 20 + 2р – уравнение функции спрос; уравнение функции предложения: Qs = 6р + 8. Определите параметры равновесия. Изобразите кривые спроса и предложения зерна. Как изменятся параметры равновесия, если спрос сократится на 10%, а предложение увеличится на 20%?

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

ТЕМА ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Цель занятия: уяснить отличия между бухгалтерскими и экономическими издержками; понимать механизм взаимосвязи между ними; научиться находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях.

Содержание темы:

1. Издержки производства: бухгалтерские и экономические. Теории издержек производства.

2. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли: понятие функции, подходы.

3. Закон убывающей отдачи. Производительность фактора производства.

4. Различия издержек в краткосрочный и долгосрочный периодах.

Студент должен

знать:

- виды издержек;

- эффект масштаба;

- принципы максимизации прибыли.

уметь:

- определять издержки, валовую и экономическую прибыль.

1. Основные вопросы курса

Ответьте на следующие вопросы:

1. Объясните, чем отличается экономический подход к определению величины издержек от бухгалтерского подхода?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите явные и неявные издержки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое правило является более общим: правило максимизации прибыли или

правило наименьших издержек?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Объясните понятия износа и амортизации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему существует оптимальный размер предприятия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи

1. Домашняя хозяйка решила открыть прачечную и рассчитывает получить

годовую выручку от этого заведения, равную -12000 тыс. р. Для этого ей необходимо:

— арендовать помещение и платить годовую арендную плату в размере 3000 тыс. р.;

— нанять двух помощников с оплатой 2000 тыс. р. в год, труд которых будет оплачиваться из выручки;

— купить оборудование стоимостью 6000 тыс. р.;

— оплатить прочие расходы (инвентарь, стиральный порошок, ополаскиватели и т.д.), которые составляют 1500 тыс. р. в год.

Для покупки оборудования, срок службы которого составляет 10 лет, она решила использовать семейные сбережения. Банковский процент по депозитам равен 25%, а по кредитам — 30% годовых. Определите:

а) величину годовых бухгалтерских и экономических издержек;

б) величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМА КОНКУРЕНЦИЯ

Цель занятия: владеть культурой мышления; научиться выделять главные субъекты рынка; понимать механизм взаимосвязи между ними.

Содержание темы:

1. Понятие конкуренции.

2. Условия совершенной конкуренции, ее идеальный характер.

3. Несовершенная конкуренция.

4. Принципы антимонопольной политики.

Студент должен

 знать:

- суть конкуренции и ее черты;

- положительные и отрицательные аспекты монополии.

уметь:

- объяснять, по каким критериям различаются рыночные структуры, сложившиеся в разных отраслях экономики;

- выделять различия между условиями совершенной конкуренции и условиями несовершенной конкуренции.

1. Основные вопросы курса.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Сравните следующие определения конкуренции. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает сущность явления:

"Конкуренция - это соревнование между хозяйствующими субъектами ради

прибыли".

"Конкуренция - это отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности".

"Конкуренция - это принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики".

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Охарактеризуйте типы монополистических объединений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как осуществляется а


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.