Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-10-20 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основными функциями методической деятельности учителя выступают:
- аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;
- проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых универсальных учебных действий;
- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
- исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами начальной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий;
|
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля универсальных учебных действий;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Содержание методической деятельности учителя начальных классов.
В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической деятельности учителя, можно выделить следующие:
-анализ профессиональной деятельности педагогов, разработка модели выпускника начальной школы, разработка учебных программ и др.;
-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых предметов;
-совершенствование форм и методов обучения;
-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
-разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся (обучающих программ, задач, упражнений, деловых игр и др.);
-разработка дидактических материалов для учебных занятий;
-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации, методические пособия, учебные пособия, учебники);
-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования: научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.
О результатах своей научно – методической работы учитель докладывает на заседаниях методических объединениях, педсоветах, конференциях, сенинарах, педагогических чтениях, в периодической печати.
Можно выделить основные направления методической службы:
- педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь учителям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
|
- управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.
- научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.
- технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Главным органом методической службы являются методические объединения. МО - это объединение учителей определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных дисциплин, педагогики и психологии и др.).
В систему научно – методической деятельности школы включаются методический кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.
Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым планом школы, курируется директором школы. Оперативное руководство осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.
Также можно выделить основные формы методической работы:
-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, предметно – цикловые комиссии.
-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары – 72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над повышением профессионального мастерства.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности учителя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
4. Методические умения учителя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы начальной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
|
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами начальной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению учащихся.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и практического обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и практическую работу учащихся по начальной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и практического обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
|
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами начальной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя начальной школы и направлена на совершенствование методики преподавания.
Приложение 1.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!