Дознание по уголовным делам. Общий порядок его производства и окончания. Общая характеристика дознания в сокращенной форме. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дознание по уголовным делам. Общий порядок его производства и окончания. Общая характеристика дознания в сокращенной форме.

2020-10-20 194
Дознание по уголовным делам. Общий порядок его производства и окончания. Общая характеристика дознания в сокращенной форме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.

Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.

К особенностям этой формы предварительного расследования от носятся: сроки дознания, процедура направления уведомления о подозрении в совершении преступления, особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу и специфические формы окончания дознания.

Сроки дознания. Для осуществления дознания законодатель так же, как и для следствия, устанавливает определенные процессуальные сроки. С учетом характера уголовных дел, подлежащих расследованию в этой форме, и упрощенной процедуры производства сроки дознания менее длительны, чем сроки предварительного следствия. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК изначально установленный срок дознания составляет 30 суток. При невозможности окончить дознание в этот срок он может быть продлен прокурором еще на 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня или его заместителем до шести месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Условия соблюдения сроков дознания и порядок их продления аналогичны соответствующим положениям предварительного следствия и регламентируются ст. 162 УПК. Различия заключаются только в двух следующих аспектах: во-первых, решение о продлении сроков дознания находится в ведении прокурора; во-вторых, срок дознания имеет установленный законом предел (6 или 12 месяцев). Поэтому если срок дознания полностью истек, а дознаватель не смог выполнить все необходимые следственные действия и закончить досудебное производство, то в этой ситуации представляется логичной смена формы предварительного расследования — передача уголовного дела следователю.

Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. Для дознания, помимо трех общих процедур (п. 1—3 ч. 1 ст. 46 УПК), предусмотрена еще одна специфическая процедура закрепления за лицом статуса подозреваемого — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК). Данный механизм служит процессуальной альтернативой предъявления обвинения. Он используется в том случае, если уголовное дело не было возбуждено в отношении конкретного лица, если это лицо ранее не задерживалось по подозрению в совершении преступления и если ему не избиралась мера уголовно-процессуального пресечения.

Так, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему соответствующие права, предусмотренные ст. 46 УПК. О вручении уведомления и разъяснении прав составляется протокол. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить его по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в со вершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия и инициалы дознавателя; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными нормами уголовного закона, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления направляется прокурору.

Особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. В процессе дознания при наличии достаточных к тому оснований в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Порядок решения этого вопроса, и в частности судебной процедуры его рассмотрения, регламентируется общими правилами, установленными ст. 108 УПК, за исключением одной особенности, предполагающей направление в суд соответствующего ходатайства дознавателя только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 224 УПК).

В случае заключения подозреваемого под стражу дознание по уголовному делу должно быть закончено не позднее 10 суток с момента принятия судом такого решения (ч. 2 ст. 224 УПК). Данное процессуальное положение обусловлено общими требованиями, предъявляемого дела. В связи с отменой этого положения потребовалась дополнительная правовая процедура, позволяющая признать подозреваемым лицо уже в процессе осуществления дознания.

В связи с этим представляется, что если лицо ранее задерживалось по подозрению в совершении преступления, а затем к нему была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, то в этом случае 10-суточный срок окончания дознания должен исчисляться с момента фактического задержания.

При невозможности составления обвинительного акта в указанный 10-суточный срок заключение под стражу отменяется либо подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для предварительного следствия, а производство дознания продолжается. Однако подобное предъявление лицу обвинения вовсе не обусловливает распространение на дознание установленных ст. 109 УПК общих сроков содержания под стражей обвиняемых. Согласно ч. 4 ст. 224 УПК для дознания существуют свои специфические сроки со держания обвиняемого под стражей. Так, изначально установленный срок составляет 30 суток. При невозможности закончить дознание и отсутствии оснований для отмены или изменения избранной меры пресечения этот срок по ходатайству дознавателя, согласованному с прокурором районного уровня, может быть продлен судьей районного (приравненного к нему военного) суда до шести месяцев. Вопрос о продлении сроков содержания под стражей рассматривается в общем порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК.

Формы окончания дознания. Дознание может оканчиваться: 1) прекращением уголовного дела в соответствии с гл. 29 УПК; 2) направлением уголовного дела в суд с обвинительным актом в соответствии со ст. 225, 226 УПК.

Окончание дознания с обвинительным актом — это такая форма завершения досудебного производства, которая обусловливается выводом дознавателя об изобличении подозреваемого в совершении преступления и о необходимости предъявления ему обвинения с направлением материалов уголовного дела для дальнейшего рассмотрения в суд.

Процедура окончания дознания с составлением обвинительного акта регламентируется в гораздо более слабой степени, чем аналогичный порядок завершения предварительного следствия. В частности, законодатель прямо не указывает, в какой момент производства по уголовному делу дознаватель должен переходить к ее выполнению. Однако по смыслу закона очевидно, что дознание следует считать оконченным в тот момент, когда все следственные действия выполнены, а собранные доказательства достаточны для привлечения подозреваемого к уголовной ответственности посредством составления обвинительного акта.

Обвинительный акт — это итоговый уголовно-процессуальный документ предварительного расследования, осуществленного в форме дознания, который на основе анализа собранных по делу доказательств закрепляет за лицом статус обвиняемого и обусловливает на правление материалов уголовного дела в суд. Таким образом, обвинительный акт имеет двойственную правовую природу. Во-первых, он свидетельствует о привлечении лица, в отношении которого проводи лось дознание, к уголовной ответственности. Именно с момента вынесения обвинительного акта лицо переходит в принципиально новый процессуальный статус — обвиняемого (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Поэтому в данном аспекте обвинительный акт по сути близок такому документу, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Во-вторых, обвинительный акт является итоговым процессуальным документом дознания. Он юридически завершает предварительное расследование, проводимое в этой форме, и обусловливает переход уголовного дела на следующий этап процесса — стадию подготовки к судебному заседанию.

Форма и содержание обвинительного акта регламентированы ст. 225 УПК. Так, в этом процессуальном документе дознаватель указывает: 1) дату и место его составления; 2) свою должность, фамилию и инициалы; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) сведения о месте и времени совершения преступления, его способах, мотивах, целях, последствиях и других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела; 5) формулировку обвинения с указанием конкретной нормы уголовного закона (пункта, части, статьи УК); 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их со держания; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, сведения о характере и размере причиненного вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 225 УПК обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем дознаватель составляет соответствующий протокол. Законодатель прямо не предусматривает процессуальную форму такого ознакомления. Однако представляется, что оно должно осуществляться в порядке, аналогичном ознакомлению обвиняемого с материалами уголовного дела при окончании предварительного следствия (ст. 217 УПК). С указанными материалами в таком же порядке вправе ознакомиться потерпевший и его представитель, если они заявят соответствующее ходатайство (ч. 3 ст. 225 УПК). Обвинительный акт подлежит утверждению начальником органа дознания, после чего вместе со всеми материалами уголовного дела направляется прокурору.

Порядок рассмотрения прокурором материалов уголовного дела, поступивших к нему с обвинительным актом, очень напоминает аналогичную процедуру при окончании предварительного следствия. Отличия заключаются только в сроках прокурорской проверки материалов дела и в видах принимаемых решений. Согласно ч. 1 ст. 226 УПК материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, рассматриваются в течение двух суток. По результатам рассмотрения прокурор должен вынести одно из следующих решений: 1) утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд; 2) возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями дознавателю для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям закона; при этом прокурор может продлить срок расследования, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на трое суток для пересоставления обвинительного акта; 3) прекратить уголовное дело; 4) направить уголовное дело для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением частично прекратить уголовное преследование или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном для обвинительного заключения.

Существует и еще одна специфическая форма окончания до знания — направление уголовного дела следователю. По сути, данная процедура не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связана со сменой формы расследования. Тем не менее в этой ситуации процессуальные правоотношения, составляющие со держание дознания, перестают существовать, а взамен появляются новые, составляющие содержание предварительного следствия.

К сожалению, законодатель не уделяет достаточного внимания правовой регламентации данной формы окончания дознания. Поэтому соответствующие процессуальные правила как бы косвенно вытекают из смысла ряда положений УПК. Так, представляется, что пере дача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда дознание исчерпало отведенные законом правовые средства, однако не разрешило задачи предварительного расследования. К таким случаям, в частности, можно отнести истечение предельно допустимого срока дознания или большой объем работы, требующий создания по делу следственной группы. Смена формы предварительного расследования является необходимой и в случаях, когда в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусмотрено ч. 3 ст. 150 УПК. И наконец, смена формы предварительного расследования может быть обусловлена письменным указанием прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК). При необходимости смены формы предварительного расследования дознаватель направляет материалы уголовного дела прокурору, а тот, в свою очередь, передает их в орган предварительного следствия.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.