Причины, по которым происходит блуд в человеке — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Причины, по которым происходит блуд в человеке

2020-10-20 128
Причины, по которым происходит блуд в человеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главной причиной, по которой случается блуд, является испорченность человеческой природы. Наследуя отпавшему от Рая Адаму, все сыны и дщери человеческие мучаются жжением смертной плоти, голодом, жаждой, половым влечением.

Второй причиной можно считать воспитание и круг общения. Как писал апостол Павел, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Общественная практика легко может подтолкнуть человека на противоестественный блуд: если в общине мужеложство не редкость, юное существо может от него и не уберечься.

Опять же, если в обществе поощряется ношение открытой, сексуальной одежды, разве стоит удивляться, что душа начнет блудить «вслед сердца и очей» (Числ. 15:39)? Наготы других людей следует избегать, об этом писал, среди прочих, Антоний Великий, вспоминая, как, оказавшись на берегу преграждавшей путь реки, он с учеником решили разделиться, чтобы не видеть наготы друг друга, пока плывут.

Свободная форма отношений не препятствует проявлению интереса к свободным людям или даже «чужим женам» и мужьям. Напротив, всегда остается психологическая лазейка, позволяющая сказать, что все было несерьезно или «просто не срослось».

Без брачных уз возлюбившие друг друга не могут в целостности осуществить свои душевные и духовные устремления, слиться в Боге, но всегда остаются как бы в подвешенном состоянии, в постоянной незавершенности, в не скрепленной ни светским, ни божественным законом ограниченной целостности.

О блудницах

В Ветхом завете много говорится о блудницах, но ни разу о блудниках, хотя распутству там предаются в равной степени и мужчины, и женщины. Примечателен рассказ о вдовице Фамарь в Книге Бытия (Быт. 38:11-26), к которой вошел ее свекр, приняв за проститутку. Когда же спустя 3 месяца оказалось, что девушка «впала в блуд» и беременна, тот велел вывести ее и сжечь, однако промысел Господень уготовил иное.

Распутство в мужчинах в древних Книгах почитается за привычное, блудников предостерегают разве что от алкания жены соседа и от возлежания со скотом, к женщинам же светские и религиозные законы неизменно строги.

Протоиерей Глеб Каледа с сожалением отмечает, что на исповеди мужчины редко каются в блуде, поскольку не считают его чем-то неестественным. В патриархальной культуре образ блудницы стал нарицательным, хотя грешат всегда оба пола. Такое положение дел возмущало и христианских святителей. В частности, Иоанн Златоуст писал, что действующим в его время законам предпочтет «закон Божий, который равно укоряет и жену, и мужа».

Образ блудницы, однако, служит не только порицанию женского пола, но и восхвалению милосердия Господня к кающимся. «Мы знаем», — пишет прот. Глеб Каледа. — «покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую». Иисус Христос сказал, согласно Евангелию по Матфею: «Мытари и блудницы вперед вас [священников и старейшин] идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), и те грешные «поверили ему» (Мф. 21:32), раскаялись в грехе своем и уверовали в Бога и вечную жизнь.

Борьба со страстью. Общие методы

Верьте в Господа, который может в милосердии своем даже прелюбодейке сказать: «Не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Свет, который есть Христос, главное оружие верующего в борьбе с одолевающими его страстями.

Поскольку страсть развивается из помысла, надлежит на корню отсекать греховные мысли, что, согласно арх. Рафаилу (Карелину), достижимо «лишь в свете постоянной молитвы», при неуступчивом сопротивлении, борьбе с собственной природой. Архимандрит замечает, что не следует осуждать других грешников, лучше самому молчать в великом смирении.

Иерей Максим Каскун предлагает бороться со страстью, изнемождающим и не оставляющим сил на греховные помыслы телесным трудом, постом и воздержанием, уклонением от созерцания чужого тела, как наяву, так и в разноличных видео и фильмах, скромным и благолепным поведением.

Григорий Палама предупреждает, что мало вооружиться против страсти постом и умерщвлением тела, но нужно сам «источник помыслов иссушить» смирением своим и молитвой.

Частные методы

В момент, когда начинает завладевать душою блудный помысел, надлежит вспомнить о прошлом раскаянии, о стыде, который испытывался на исповеди, когда приходилось признаться духовнику в распутстве и разврате.

Другой вариант — подумать о наказании за отпадение от праведного образа жизни, о грядущих муках и страшных последствиях.

Кроме того, можно обратиться за помощью к образу ближнего. Перечислить нравственные достоинства человека, которого блуд подстегивает обратить в средство для удовлетворения похоти. Всегда нужно помнить об общем спасении, о бедах, которые этой душе пришлось претерпеть и о ее надеждах. Перейти от плотского желания к духовному общению.

Православные святые о прелюбодеянии:

Афонский старец, святитель Григорий Палама пишет, что «блудное примешение через слух и зрение проникает в душу» мирянина или монаха, и погружает того в «срамные помышления», так любая добродетель, если не следить неусыпно за воздержностью тела, может быть обращена в пепел. В «Изъяснении десяти заповедей» он поучает: «Не любодействуй, [иначе будешь] повинен вечному наказанию» за осквернение тела Христова нечистотой. Тем, кто не изберет целибат, он наказывает обращаться с супругой «как с сосудом во святыне», «чужих жен [же] удаляться всеми силами». Верующий должен исторгнуть из себя «горькие корни» помыслов, пока они не принесли «смертоносных плодов» — духовного отпадения.

В сборники «Добротолюбие» приводятся слова Иоанна Кассиана о том, что сопротивление духу блуда — это «брань лютая, которая начинает бороть с первого возраста зрелости», противостоять ей нужно не только телесным целомудрием, но и «покаянным сокрушением духа, неотступной молитвой». Главное же — «истинное смирение, без которого ни над какой страстью никогда не будет приобретена победа». Болезнь блуда «имеет нужду в уединении и удалении от людей», иначе сложно вылечиться и добиться чистоты духа для Царства Господня. «Иное дело быть воздержным», — пишет он. — «И иное – чистым, пришедшим в невозмутимое состояние целомудренной непорочности и девственной невинности».

 Блудная брань не кончается до смертного часа, она может проявляться очень тонко. Святые говорят, что смех при общении с противоположным полом бывает вызван блудным бесом, слезы, даже слезы на молитве, которые мы принимаем как благодатные, разные другие «благодатные» настроения при молитве и в храме которые верующие описывают как «на меня сошла такая благодать!!!» вызывают у нас именно бесы блуда. Единственное правильное для нас состояние это сознание своей бесконечной греховности и покаяние. Ко всему остальному надо относиться очень осторожно.

ОБМАНЫ БЛУДНОГО БЕСА

Святые отцы учат нас быть внимательными к нашим чувствам и мыслям, чтобы не впасть в грех, поддавшись на обманы и подлоги нечистых духов. Блудные бесы часто представляют добрым и полезным то, что на самом деле ведёт к возрастанию блудной страсти. О том, к каким уловкам они прибегают, пишут святые подвижники, познавшие это на собственном опыте.

Преп. Иоанн Лествичник:

Будучи в искушении, я ощутил, что сей волк хочет обольстить меня, производя в душе моей бессловесную радость, слезы и утешение, и по младенчеству своему я думал, что я получил плод благодати, а не тщету и прелесть.

Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы, но пекущиеся о чистоте не бывают таковы.

Будем испытывать, исследовать и наблюдать, какая сладость происходит в нас при псалмопении от беса блуда и какая – от словес Духа и заключающейся в них благодати и силы.

Не забывайся, юноша! Я видел, что некоторые от души молились о своих возлюбленных, будучи движимы духом блуда, и думали, что они исполняют долг памяти и закон любви.

Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний, ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих.

Услышим и о другом коварстве наших врагов. Как снеди, вредные для тела, по некотором времени или день спустя производят в нас болезнь, так весьма часто действуют и причины, оскверняющие душу. Видел я наслаждающихся и не вдруг боримых; видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами и в то время не имеют никакого худого помышления; но когда они обольстились самонадеянностью и возмечтали, что имеют мир и утверждение, то внезапно подверглись погибели в своей келлии. А какая это погибель, телесная и душевная, которой человек может подвергаться один, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно.

Все вы, желающие обучиться чистоте, услышьте еще об одной хитрости и коварстве обольстителя душ и будьте осторожны. Некто собственным опытом изведал сей обман его и сказывал мне, что бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает себя, наводит на инока крайнее благоговение и производит в нем источники слез, когда он сидит и беседует с женщинами, и подстрекает его учить их памятованию о смерти, о последнем суде и хранению целомудрия, чтобы сии окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению.

Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят; ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено; но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство».

Преп. Нил Синайский предупреждает о коварных приёмах блудного беса, искушающего подвижника:

«Если страсть похотная при обращении с женщинами будет покойна, не верь обещаемому ею бесстрастию, ибо и пес окруженный толпою, машет хвостом, но, когда выйдет из нее, тотчас оказывает свойственную ему лютость.

Когда воспоминание о женщине станет бесстрастно, тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. Когда же представляемый тобою образ ея за душу тебя берет, тогда знай, что ты еще чужд этой добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом, потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка.

Не приучай помысла входить в собеседование с сластями похоти, потому что в сонме страстных мыслей и движений разгорается огнь (Пс. 105,18). Они, разгоряча тебя, заставят думать, что трудно удержать огнь естества, что не в силах ты далее делать насилие естеству и что, хотя сегодня согрешишь по нужде, но завтра покаешься по заповеди, ибо закон (христианский) человеколюбив, легко прощает грех кающимся. При этом представят тебе в пример, как некоторые после воздержания пали и снова покаялись, придавая вероятность обольстительному совету своему, чтоб, сокрушив твердость сопротивоборства этою надеждою легкого снова обращения чрез покаяние, храм целомудрия сделать домом блуда.

Смотри, человек воздержания, под предлогом покаяния не обольщайся неизвестными надеждами, ибо многие, пав, немедленно похищены смертию, а другие не в силах были встать (от падения), привычкою к сластям похотным связанные, как законом. Почему знаешь ты, человек, будешь ли жив и покаешься ли, что назначаешь себе годы жизни?»

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Все святые Отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они, до конца жизни, не преставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом. Когда преподобный Сисой Великий очень устарел, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: «Поместимся там, где нет жен». Ученик возразил: «Где-ж место, в котором бы не было жен, кроме пустыни?» Старец сказал: «Помести-же меня в пустыне, чадо» (Алфавитный Патерик). Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало по малу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! подобает нам удаляться от знакомства с женами, особливо близкаго, от частых свиданий и бесед с ними. Вознамерившиеся победить естество! поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества, и возбуждать в себе действие его».

Преподобный Лев Оптинский:

«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».

Преподобный Иосиф Оптинский:

«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».

Скажу теперь о некоторых тонких бесовских кознях, о которых святые отцы предупреждают спасающихся.

1. Перед тем как соблазнить человека, невидимый наставник блуда обыкновенно внушает ему, что Бог человеколюбив и простит за страсть, которая-де естественна для человека. А когда ввергнет в ров греха, этот коварный начинает шептать нам в уши совершенно противоположное: «Ты погиб; Бог – неумолимый Судия, скоро умрешь и не успеешь покаяться, да и сил у тебя нет, чтобы умолить Бога за свои грехопадения». Делают же это для того, чтобы в первом случае легче было вовлечь нас в скверну, а во втором – чтобы привести в отчаяние. Примеров сколько угодно. Мнение, что «будто страсть, неодолимо влекущая к половым отношениям, представляет нечто вполне естественное даже для благородных натур», довольно широко распространено в культурном обществе, хотя и находит еще противников. Что же касается до обычая демонов приводить человека, уступившего срамной страсти, к потере веры в милосердного Бога или (если павший и так был не совсем верующим) в подавленное состояние с безнадежным взглядом на мир, в котором не может быть счастья, а есть только одни страдания, то действие этого обычая можно видеть на примере Шопенгауэра. Пессимизм его философии объясняется очень просто. Жизнерадостный дотоле философ настолько беззаботно предавался естественным потребностям, что получил наконец сифилис. После этого все его миросозерцание демоны затянули черным флером и мировую жизнь представили в виде страшной бессмыслицы.

2. Хотя в состоянии печали и уныния мы и не грешим, но демон доволен, потому что в это время мы не можем приносить как следует покаяния, не можем «ни окаявать себя, ни укорять». А когда несколько успокоимся и острота отчаяния пройдет, тогда наш искуситель подходит и снова внушает мысль о милосердии Божием, чтобы мы опять пали.

3. Иногда блудный бес подступает к нам в церкви и дома, когда видит, что мы особенно расположены усердно помолиться и получить благодатное умиление, вместо этого тонко соблазняет душу принять блудную сладость. Результатом обольщения является самоуслаждение и довольство слезами, самою молитвою, в более грубом виде – пением (сравните наши певческие хоры). Мы забываем – я не говорю про тех, которые и не знали этого никогда, – что слезы, молитва, пение и прочее – только средства для спасения, а не цель, не само спасение. С их помощью нам надо привлечь благодать Святого Духа и построить чудное здание души. А когда оно будет построено, леса (слезы, произнесение молитвенных слов и прочее) будут убраны. А если благодати Святого Духа мы не получаем, значит, и дом души у нас не строится; тогда, что толку и в приспособлениях этих, и в этих вещах, по существу хороших? Плакать можно и сидя над луком, и «Херувимскую» Архангельского может спеть граммофонная пластинка… Итак, христианину нужно следить, не больше ли он хочет доставлять удовольствия себе, чем угождать Богу? Не уподобляется ли он страстному соловью или глухарю на току при своем пении или молитве?..

4. Что видим во сне, того мы никогда не должны стараться припоминать, «ибо и то есть в намерении бесов», чтобы посредством ночных сновидений возмущать и осквернять днем чистоту наших помыслов.

5. Иногда человек, пребывая в шумном обществе, не испытывает никакого искушения, а когда остается один, то ощущает сильную блудную страсть. С особенной лютостью бесы блуда нападают на монахов, а из них – на безмолвников и пустынников, внушая и первым и вторым, и последним, что они никакой пользы не получают от своего уединения. Когда человек поверит им и соприкоснется с миром, они сперва, для доказательства внушаемой мысли, отходят от человека, а потом внезапно налетают на него и повергают его в такой глубокий ров бесчестных страстей, о котором он раньше никогда и не думал. Итак, где мы терпим нападения от врагов, там, без сомнения, и сами сильно боремся с ними" и представляем ценность для них ненавистную; «а кто этой брани не чувствует, тот оказывается в дружбе с врагами» и любезен им.

6. Должно упомянуть еще об одной разновидности бесовских козней. Эта напасть бывает обычно с монахами или с мирянами, сильно ревнующими о спасении. В этом случае бес блуда надевает на себя совершенно несвойственную ему личину целомудрия и внушает спасающемуся плач о своей будущей страшной участи. Он наводит на искушаемого им человека «крайнее благоговение и производит в нем источники слез» на молитве и при беседе с женщинами подстрекает учить их памятованию о смерти, о последнем суде и даже хранению целомудрия… И все это затем, чтобы «эти окаянные, – говорит св.Иоанн Лествичник, – прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку как к пастырю; но – окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению».

7. Не всегда блудные демоны уходят от человека с той целью, чтобы позднее низложить его блудом. Бывает и другое у них намерение – оставить при нем беса гордости, который один заменяет собою всех прочих. Последнее мы должны хорошо уразуметь, и если захотим поискать примеры в миру, особенно среди лиц талантливых и ученых, то найдем их более, чем в достаточном количестве. Со спасающимися бывает, что и Господь охраняет их от блудной страсти, когда им приходится замедлить в миру, среди его суетной обстановки. Быть может, их спасает и молитва духовных отцов. Но случается некоторое омертвение в человеке и оттого, что уже прежде он пресытился тем виденным и слышанным, а потому не чувствует остроты брани.

8. В плотской брани между духами злобы есть один бес, быстрее и неприметнее которого нет ни одного. Святые отцы называют движимый им помысл «набегом мысли». В заключение нужно сказать словами преп.Серафима Саровского. «Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям».

СЛАВА БОГУ!

АМИНЬ!

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.