Синтаксические отношения между членами словосочетания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Синтаксические отношения между членами словосочетания

2020-10-20 300
Синтаксические отношения между членами словосочетания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Синтаксические средства русского языка, с по­мощью которых строятся предложения и словосочетания, раз­нообразны. Основными являются формы слов в их взаимодей­ствии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксиче­ская связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (III.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончания­ми в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также инто­нация и порядок слов. Интонация (сообщения, вопроса, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов — это взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть опреде­ленные правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической нормой является располо­жение сказуемого после подлежащего; согласованное опреде­ление обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное — после него. Отступление от этого правила ис­пользуется в стилистических целях; ср.: гений чистой красоты (П.); пышное природы уеяданье (П.). По­рядок слов может быть формальным показателем синтаксиче­ской функции слова при отсутствии основных показателей: искусство кино — функция определения (ср.: искусство жи­вописи, театра); Женитьсяне лапоть надеть (Поел.) — функция подлежащего препозитивного инфинитива.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней системы языка: они строятся из слов, точнее — из словоформ. Синтаксис, таким образом, опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфоло­гия как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина — определи­тельные отношения «предмет — признак»), а также синтакси­ческих категорий (ухнула граната — прошедшее время, ре­альная модальность).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

Различные методы изучения синтаксиса определяются общим уров­нем развития науки, методологической основой исследований и миро­воззрением ученого, практическими задачами использования результа­тов научных изысканий в школьном и вузовском изучении языка и т. д. Определенное влияние оказывают и смежные науки, в частности, логи­ка, психология.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса, предоп­ределившие и подготовившие современное состояние отечественной син­таксической науки, относятся ко второй половине XIX — началу XX в. Они представлены тремя методологическими направлениями: логи­ческим (Ф. И. Буслаев), психологическим (А. А. Потебня, Д. Н. Овся-нико-Куликовский), формальным (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский). Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонно­стью. Представители каждого направления считали всякий иной подход к синтаксису неверным. Потебня начал разрабатывать свою синтаксиче­скую систему с критики логической концепции Буслаева. Представите­ли формального направления (особенно Шахматов), приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор пароль форм сло­ва в синтаксической системе.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоас­пектный подход к предложению как к синтаксической единице, имею­щей и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Этот диалектический подход был разработан в 50-е годы В. В. Виноградовым, который, наряду с критикой методологических слабостей трех указан­ных направлений, выделил и использовал все ценное в них. Виноградов разработал основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод является сейчас наиболее популярным среди исследователей и принят вузовской и школьной практикой препода­вания синтаксиса современного русского языка. Сущность этого мето­да заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц, В основу описания синтаксических еди­ниц кладутся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

Словосочетание

ПОНЯТИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгляда придерживались Ф. Ф. Фортуна­тов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, А. Б. Шапиро. Эта точка зрения исходит из грамматических, формальных признаков словосочетания — наличия граммати­чески господствующих и подчиненных, зависимых слов.

В настоящее время более распространенным и более при­знанным является иное понимание словосочетания. Оно бы­ло выдвинуто В. В. Виноградовым, принято академической «Грамматикой русского языка». Поддерживаемое большинст­вом языковедов, оно заключается в понимании словосо­четания как синтаксической единицы, подчиненной пред­ложению и существующей в предложении, не тождественной ему.

Словосочетание является грамматическим и смысловым единством, т, е. имеет единое, хотя и расчлененное значение. В предложении Мимо плыл холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы (А. Т.) грамматическими и смысловыми единствами являются: холмистый берег, ат­ласно-зелёными полосами пшеницы, плыл мимо, полосами пшеницы, холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы.

Словосочетание в составе предложения является номи­нативной единицей: оно называет предметы вместе с признаками (холмистый берег, ветер с юга), действия с их признаками (шёл размашисто, выглядит красиво), дейст­вия и обстоятельства их протекания (плыл мимо, встану ут­ром), действия и их объекты (листал книгу, грозит паль­цем). Наиболее цельными по значению являются словосоче­тания, обозначающие предметы с их признаками (типа майский полдень), наиболее расчлененными — словосочета­ния, обозначающие действия с их объектами (типа взмахнул рукой).

По своему номинативному характеру словосочетания близ­ки к словам и фразеологическим единицам. Однако нужно различать фразеологические единицы и словосочетания. Фра­зеологические единицы существуют в языке и обладают по­стоянством состава и устойчивостью значения, а в речи вос­производятся как готовые единицы. Словосочетания возника­ют в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют. Так, в предложении Анна Павловна закричала благим ма­том и закрыла лицо руками (Т.) словосочетание закрыла лицо руками является свободным, а (закричала) благим ма­том — фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.

Исходя из понимания словосочетания как конструкции с единым значением, не следует относить к словосочетаниям со­чинительные сочетания слов (однородные члены предложе­ния); они входят в состав словосочетания только как подчи­ненные или как господствующие члены. Так, в предложении Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчанье (Ч.) со­чинительное сочетание слов тихое, очень ласковое словосоче­танием не является: эти слова входят в словосочетание тихое, очень ласковое журчанье.

Словосочетание как номинативная единица отличается от предложения — единицы сообщения. Поэтому словосочета­ние нельзя отождествлять с предложением. Не следует считать словосочетанием предикативное сочетание главных чле­нов — подлежащего и сказуемого. В предложении В дороге Петров часто смотрел в окно (Пауст.) нужно исключить из числа словосочетаний Петров смотрел, ибо это сочетание словоформ само по себе уже составляет предложение и заклю­чает не название, а сообщение; словосочетаниями следует признать: смотрел в окно, часто смотрел в окно.

При изучении словосочетания мы будем, для краткости и удобства, рассматривать отдельные, изолированные единицы вне предложения. Однако это лишь условный лингвистиче­ский прием. Практически в речи словосочетание употреб­ляется лишь в составе предложения.

СТРУКТУРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

В понятие структуры словосочетания входят его состав, синтаксические отношения между членами словосочетания, формальные связи слов.

СОСТАВ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член. Так, в слово­сочетании холмистый берег господствующий член — берег, подчиненный — холмистый. Минимальный состав словосоче­тания — два знаменательных слова (знойный полдень); кроме того, для связи употребляются служебные слова (стена из камня). Члены словосочетания могут быть выражены фразе­ологическими единицами (бежал сломя голову, всегда бьёт баклуши).

По составу словосочетания могут быть простыми и слож­ными. Простые словосочетания состоят из минимального количества слов. Сложные словосочетания возникают при распространении простого словосочетания словом или словосочетанием. Например, простое словосочетание холмис­тый берег в результате распространения его другим словосо­четанием становится сложным: холмистый берег с атлас­но-зелёными полосами пшеницы — здесь простое словосочетание стало господствующим членом сложного. Сложное словосочетание сохраняет двучленность.

Четкое разграничение простых и сложных словосочетаний не всегда возможно. Несомненно простыми словосочетаниями являются те, которые состоят из двух знаменательных слов или из слова и фразеологической единицы. Близки к простым словосочетания, включающие в качестве одного члена синтак­сически неразложимые сочетания слов (встретил двух дру­зей, встретил отца с матерью, узнал много новостей), а также словосочетания с семантически неделимым сочетанием слов (пиджак старинного покроя, мужчина средних лет). С одной стороны, невозможны словосочетания «пиджак по­кроя», «мужчина лет», но с другой стороны, старинного по­кроя, средних лет — это свободные синтаксические словосо­четания. Таким образом, словосочетания типа мужчина сред­них лет, машина нового образца, сталь высокого сорта являются простыми по семантике, но сложными по синтакси­ческому построению.

Количество слов в сложном словосочетании ограничивает только объем данного предложения. Например: Долго про­тивился а искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение (Т.) — выделенное простое словосочетание после­довательно распространяется таким образом: противился ис­кушению прилечь, противился искушению прилечь где-ни­будь в тени, противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. В любом объеме словосочетание остается двучленным, господствующий член — противился. Мы можем распространить это сложное словосочетание, включив слово долго: долго противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Дальнейшее распрост­ранение словосочетания невозможно (если включить я, то бу­дет восстановлено предикативное сочетание я противился и в целом воспроизведено предложение). Таким образом, преде­лом распространения сложного словосочетания является предложение. Однако фактически в предложении как прос­тые, так и сложные конкретные словосочетания четко выде­ляются по их смысловой цельности. Так, в приведенном предложении выделяются словосочетания противился иску­шению (простое) и прилечь где-нибудь в тени хоть на мгно­вение (сложное). В речи они разделены интонационно — с по­мощью паузы.

ТИПЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Структурные и семантические особенности словосочета­ния во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается

классификация словосочетаний, основанная на способе выра­жения господствующего члена. Выделяются следующие типы словосочетаний: 1) глагольные; 2) субстантивные; 3) адъек­тивные; 4) наречные; 5) местоименные; 6) словосочетания с числительными.

Для каждого типа характерны особенности выражения за­висимого члена, круг синтаксических отношений и их фор­мальное проявление.

Глагольные словосочетания

В глагольных словосочетаниях господствующий член мо­жет быть выражен спрягаемыми и неспрягаемыми формами глагола (летит прямо, летящий прямо, летя прямо, лететь прямо). Зависимый член представлен формами косвенных па­дежей существительных, местоимений-существительных и субстантивированных слов, наречиями, деепричастиями, ин­финитивом (читали книгу', посмотрел на меня, разглядывая прохожих, сидящий прямо, говорил картавя, лег отдох­нуть).

В глагольных словосочетаниях наблюдается два типа син­таксической связи — управление (сильное и слабое) и при­мыкание. В них выражаются объектные и различные виды релятивных (обстоятельственных) отношений. Атрибутивные отношения не свойственны глагольным словосочетаниям, по­скольку их главный член называет не предметы, а действия.

Объектные отношения выражаются формами скло­няемых слов и (редко) инфинитивом: строить дом; обдумы­вать план; пригласили меня; разговаривал с приезжим; раз­махивал руками; ударился о дерево; прикоснулось к руке; по­дали ужинать; Я открыл глаза и увидел Калиныча; он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку (Т.); Григорий вначале относился к новому началь­нику штаба не без предвзятости (Ш,); Лодка толкнулась о берег (М. Г.).

Временные отношения выражаются формами косвен­ных падежей существительных без предлогов и с предлогами, а также наречиями: ехал (весь) день; пишу вечерами; вернул­ся к вечеру; говорили около часу; выходила по утрам; ждали до вечера; предупредили заранее; узнал поздно; вспомнил зи-

мой; Даша выходила из дому не каждый день и только по утрам (А. Т.); На закате я вышел к просёлочной дороге (Пауст.); Стояла кузница в Загорье, и я при ней с рожденья рос (Тв.); Проснувшись рано, в окно увидела Татьяна поут­ру побелевший двор (П.).

Пространственные отношения — зависимый член словосочетания обозначает место действия или направление движения и бывает выражен формами косвенных падежей су­ществительных без предлогов или с предлогами, а также наре­чиями: спит в кровати; ехали лугом; вышел из дому, перехо­дя через улицу; помчались к лесу; проплывает под мостом; взглянул направо; живёт здесь; осталась дома; бросился впе­рёд; На лиственнице около костра трещала какая-то пти­ца (Пауст.); Наплакавшись, Егорушка вышел из хлева и, об­ходя лужу, поплёлся на улицу (Ч.); За окном началось дви­жение (А. Т.); Мы сами вызвались сюда (Тв.); Он свернул с шоссе на поле и пробирался наугад кустами (А. Т.).

Качественно-обстоятельственные отноше­ния — зависимый член словосочетания содержит качествен­ную характеристику действия и выражается падежными формами существительных без предлогов (творительный срав­нения) и с предлогами, а также деепричастиями и качествен­ными наречиями: промелькнули молнией; рассыпаются с шумом; лежим без движения; смеётся весело; говорил вдох­новенно; бежали рысцой; шёл спотыкаясь; Потолок на нас пошёл снижаться вороном (М.); Багровые тучи на западе медленно гасли. Заунывно кричала выпь (Пауст.); Л Дарья с охотой вызвалась ехать (Ш.).

Количественно-обстоятельственные отно­шения — зависимый член словосочетания указывает на коли­чество действия, его меру, степень его проявления и выража­ется формами существительного и наречиями: провалился по пояс; раскинулась от края до края; очень удивился; сильно сжатый; Местами дорога по колено была усыпана золо­тистой пшеницей (Ш.); Промаялся я таким образом ночь, день, потом ещё ночь, и, убедившись, как мало помогает мне моё мышление, я прозрел (Ч.).

Причинные отношения — зависимый член словосоче­тания указывает на причину действия и выражается сущест­вительными с предлогами от, из-за, из, по, благодаря, с, а

также наречиями: отсутствовал по болезни; помочь из жа­лости; поссорились из-за пустяка; плакала от счастья; не понимал спросонку; пообещали сгоряча; Лежишь в канаве, а на сердце маета: вдруг как сослепу задавит, — ведь не ви­дит ни черта (Тв.).

Целевые отношения — зависимый член словосочета­ния обозначает цель действия и выражается существительны­ми с предлогами для, на и др., наречиями и инфинитивом: взяли для проверки; остановился на отдых; медля нарочно; пришёл поздравить; ...Дунул в трубку для порядку, коман­диру подаёт (Тв.); На пустырь, рядом с квартирой Евреино-ва, собирались гимназисты играть в городки (М. Г.); Ветка вяза заглянула в дилижанс. Андерсен сорвал с неё на па­мять несколько листьев (Пауст.).

Малопродуктивными являются условные и уступительные отношения. Зависимый член словосочетания выражает усло­вие действия или условие, вопреки которому совершается действие, — уступительные отношения. Условные отношения выражаются существительными с предлогом при и др., а также деепричастиями: найдёшь при желании; услы­шал в тишине; сжимается охлаждаясь; расширяется на­греваясь; При наличии этого богатства (ассоциаций) лю­бая мысль и тема тотчас обрастают живыми чертами (Пауст.); Атака не удалась и, очевидно, в таких условиях не могла удаться (Сим.).

Уступительные отношения выражаются существительны­ми с предлогами несмотря на, вопреки, а также дееприча­стиями: пошёл несмотря на усталость; работали невзирая на опасность; спотыкаясь продолжал взбираться; Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти (М. Г.); Иван Ильич глядел не отрываясь на сияющую солнцем зеркаль­ную голубоватую воду,душа его, наперекор всему, зали­валась счастьем (А. Т.).

Наречные словосочетания

В наречных словосочетаниях господствующий член — на­речие. Зависимый член выражается другим наречием или па­дежными формами существительного.

В наречных словосочетаниях обнаруживаются обстоятель­ственные отношения.

Количественно-обстоятельственные отно­шения выражаются падежными формами существительного с предлогами, наречиями меры и степени: весьма хорошо; очень далеко; очень поздно; тяжело до боли; Я вошёл в сушилку. Там было совсем тепло (Купр.); Это была просторная, вы­сокая комната, убранная довольно роскошно (Т.); Уж слиш­ком, до ярости наглядно происходило всё на глазах... (Сим.)

Качественно-обстоятельственные отноше­ния выражаются качественными наречиями: детски наивно; неуместно громко; Он играл с кадетами, окружал себя ими,

то ребячески просто, то дружески, то торжественно-вели явственно обращаясь с ними (Л. Т.); Протестующе громко высморкав нос в край передника, жена ответила: «Слышу» (М. Г.).

Пространственные отношения выражаются наре­чиями места, а также падежными формами существительного с предлогами: далеко отсюда; где-то впереди; близко от го­рода; Близко к невесте сидит Никита... (М. Г.); Синцову сказали, что где-то рядом есть какие-то командиры, кото­рые формируют части (Сим.).

Временные отношения выражаются падежными фор­мами существительного и наречиями: вскоре после встречи; задолго до срока; рано утром; когда-то давно; Вечером того же дня Анна Васильевна сидела в своей гостиной и собира­лась плакать (Т.); Вот однажды рано поутру мой при­ятель встречает его на улице... (Т.)

Среди наречных словосочетаний наиболее употребитель­ными являются те, в которых зависимый член выражен наре­чием меры (очень красиво, довольно поздно, почти всегда, со­всем близко, очень много, совсем зря).

Местоименные словосочетания

В местоименных словосочетаниях господствующим чле­ном является местоимение. Зависимый член выражается при­лагательными, существительными в формах косвенных паде­жей, местоимениями. Местоименные словосочетания мало­продуктивны, ибо местоимения как указательные слова имеют ограниченные возможности распространения другими словами.

В местоименных словосочетаниях выражаются преимуще­ственно определительные и выделительные отношения.

Определительные отношения устанавливаются между местоимениями-существительными (господствующий член) и прилагательными или местоимениями-прилагатель­ными, а также (редко) формами косвенных падежей сущест­вительных или местоимений-существительных (зависимый член): что-то новое; некто неизвестный; некто в шинели; кто другой; они все; В его отношении к братьям явилось что-то нехорошее, насмешливое (М. Г.); А как легко схдитъ с крыльца, — пусть скажет кто другой (Тв.); Сначала показался некто рослый, самоуверенный (Купр.); Вам — всё это, живые (Тв.); Он хотел сказать ей нечто убеди­тельно ясное (М. Г.); Все в тебя, все красавцы стоят, как один...(Тв.)

Выделительные отношения выражаются формами родительного падежа с предлогом из существительных или местоимений: каждый из нас; кто-то из ребят; любой из вас; И всяк из вас, кто вслед за мной свой угол посетит родной, такую ж, может быть, точь-в-точь здесь проведёт однажды ночь (Тв.).

Словосочетания с числительным в роли главного слова

Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов. Разными структурными свойствами обладают те словосочетания, в ко­торых господствующий член выражен порядковым числи­тельным, и те, в которых господствующий член выражен ко­личественным или собирательным числительным.

Словосочетания с порядковым числительным в роли глав­ного слова по структуре сходны с адъективными (второй с краю, пятый от леса, третий из них).

Словосочетания с количественным или собирательным числительным в роли главного слова могут выступать только в формах именительного и винительного падежей. В осталь­ных падежах числительные являются подчиненными слова­ми, а главным словом становится существительное (две лоша­ди, но двух лошадей, на двух лошадях).

В словосочетаниях с числительными существительные имеют форму родительного падежа единственного числа (с числительными от двух до пяти) или множественного чис­ла (от пяти и далее, с собирательными и неопределенными числительными): И, постояв ещё вдвоём, два друга, два бой­ца, мы с ним пошли (Тв.); Я отсюда уеду через несколько дней (Тв.). Ср.: Генерал неподвижно лежал на санях и смот­рел на четверых живых людей (Сим.) — субстантивное сло­восочетание с числительным.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Синтаксические средства русского языка, с по­мощью которых строятся предложения и словосочетания, раз­нообразны. Основными являются формы слов в их взаимодей­ствии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксиче­ская связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (III.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончания­ми в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также инто­нация и порядок слов. Интонация (сообщения, вопроса, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов — это взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть опреде­ленные правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической нормой является располо­жение сказуемого после подлежащего; согласованное опреде­ление обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное — после него. Отступление от этого правила ис­пользуется в стилистических целях; ср.: гений чистой красоты (П.); пышное природы уеяданье (П.). По­рядок слов может быть формальным показателем синтаксиче­ской функции слова при отсутствии основных показателей: искусство кино — функция определения (ср.: искусство жи­вописи, театра); Женитьсяне лапоть надеть (Поел.) — функция подлежащего препозитивного инфинитива.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней системы языка: они строятся из слов, точнее — из словоформ. Синтаксис, таким образом, опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфоло­гия как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина — определи­тельные отношения «предмет — признак»), а также синтакси­ческих категорий (ухнула граната — прошедшее время, ре­альная модальность).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

Различные методы изучения синтаксиса определяются общим уров­нем развития науки, методологической основой исследований и миро­воззрением ученого, практическими задачами использования результа­тов научных изысканий в школьном и вузовском изучении языка и т. д. Определенное влияние оказывают и смежные науки, в частности, логи­ка, психология.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса, предоп­ределившие и подготовившие современное состояние отечественной син­таксической науки, относятся ко второй половине XIX — началу XX в. Они представлены тремя методологическими направлениями: логи­ческим (Ф. И. Буслаев), психологическим (А. А. Потебня, Д. Н. Овся-нико-Куликовский), формальным (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский). Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонно­стью. Представители каждого направления считали всякий иной подход к синтаксису неверным. Потебня начал разрабатывать свою синтаксиче­скую систему с критики логической концепции Буслаева. Представите­ли формального направления (особенно Шахматов), приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор пароль форм сло­ва в синтаксической системе.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоас­пектный подход к предложению как к синтаксической единице, имею­щей и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Этот диалектический подход был разработан в 50-е годы В. В. Виноградовым, который, наряду с критикой методологических слабостей трех указан­ных направлений, выделил и использовал все ценное в них. Виноградов разработал основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод является сейчас наиболее популярным среди исследователей и принят вузовской и школьной практикой препода­вания синтаксиса современного русского языка. Сущность этого мето­да заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц, В основу описания синтаксических еди­ниц кладутся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

Словосочетание

ПОНЯТИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгляда придерживались Ф. Ф. Фортуна­тов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, А. Б. Шапиро. Эта точка зрения исходит из грамматических, формальных признаков словосочетания — наличия граммати­чески господствующих и подчиненных, зависимых слов.

В настоящее время более распространенным и более при­знанным является иное понимание словосочетания. Оно бы­ло выдвинуто В. В. Виноградовым, принято академической «Грамматикой русского языка». Поддерживаемое большинст­вом языковедов, оно заключается в понимании словосо­четания как синтаксической единицы, подчиненной пред­ложению и существующей в предложении, не тождественной ему.

Словосочетание является грамматическим и смысловым единством, т, е. имеет единое, хотя и расчлененное значение. В предложении Мимо плыл холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы (А. Т.) грамматическими и смысловыми единствами являются: холмистый берег, ат­ласно-зелёными полосами пшеницы, плыл мимо, полосами пшеницы, холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы.

Словосочетание в составе предложения является номи­нативной единицей: оно называет предметы вместе с признаками (холмистый берег, ветер с юга), действия с их признаками (шёл размашисто, выглядит красиво), дейст­вия и обстоятельства их протекания (плыл мимо, встану ут­ром), действия и их объекты (листал книгу, грозит паль­цем). Наиболее цельными по значению являются словосоче­тания, обозначающие предметы с их признаками (типа майский полдень), наиболее расчлененными — словосочета­ния, обозначающие действия с их объектами (типа взмахнул рукой).

По своему номинативному характеру словосочетания близ­ки к словам и фразеологическим единицам. Однако нужно различать фразеологические единицы и словосочетания. Фра­зеологические единицы существуют в языке и обладают по­стоянством состава и устойчивостью значения, а в речи вос­производятся как готовые единицы. Словосочетания возника­ют в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют. Так, в предложении Анна Павловна закричала благим ма­том и закрыла лицо руками (Т.) словосочетание закрыла лицо руками является свободным, а (закричала) благим ма­том — фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.

Исходя из понимания словосочетания как конструкции с единым значением, не следует относить к словосочетаниям со­чинительные сочетания слов (однородные члены предложе­ния); они входят в состав словосочетания только как подчи­ненные или как господствующие члены. Так, в предложении Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчанье (Ч.) со­чинительное сочетание слов тихое, очень ласковое словосоче­танием не является: эти слова входят в словосочетание тихое, очень ласковое журчанье.

Словосочетание как номинативная единица отличается от предложения — единицы сообщения. Поэтому словосочета­ние нельзя отождествлять с предложением. Не следует считать словосочетанием предикативное сочетание главных чле­нов — подлежащего и сказуемого. В предложении В дороге Петров часто смотрел в окно (Пауст.) нужно исключить из числа словосочетаний Петров смотрел, ибо это сочетание словоформ само по себе уже составляет предложение и заклю­чает не название, а сообщение; словосочетаниями следует признать: смотрел в окно, часто смотрел в окно.

При изучении словосочетания мы будем, для краткости и удобства, рассматривать отдельные, изолированные единицы вне предложения. Однако это лишь условный лингвистиче­ский прием. Практически в речи словосочетание употреб­ляется лишь в составе предложения.

СТРУКТУРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

В понятие структуры словосочетания входят его состав, синтаксические отношения между членами словосочетания, формальные связи слов.

СОСТАВ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член. Так, в слово­сочетании холмистый берег господствующий член — берег, подчиненный — холмистый. Минимальный состав словосоче­тания — два знаменательных слова (знойный полдень); кроме того, для связи употребляются служебные слова (стена из камня). Члены словосочетания могут быть выражены фразе­ологическими единицами (бежал сломя голову, всегда бьёт баклуши).

По составу словосочетания могут быть простыми и слож­ными. Простые словосочетания состоят из минимального количества слов. Сложные словосочетания возникают при распространении простого словосочетания словом или словосочетанием. Например, простое словосочетание холмис­тый берег в результате распространения его другим словосо­четанием становится сложным: холмистый берег с атлас­но-зелёными полосами пшеницы — здесь простое словосочетание стало господствующим членом сложного. Сложное словосочетание сохраняет двучленность.

Четкое разграничение простых и сложных словосочетаний не всегда возможно. Несомненно простыми словосочетаниями являются те, которые состоят из двух знаменательных слов или из слова и фразеологической единицы. Близки к простым словосочетания, включающие в качестве одного члена синтак­сически неразложимые сочетания слов (встретил двух дру­зей, встретил отца с матерью, узнал много новостей), а также словосочетания с семантически неделимым сочетанием слов (пиджак старинного покроя, мужчина средних лет). С одной стороны, невозможны словосочетания «пиджак по­кроя», «мужчина лет», но с другой стороны, старинного по­кроя, средних лет — это свободные синтаксические словосо­четания. Таким образом, словосочетания типа мужчина сред­них лет, машина нового образца, сталь высокого сорта являются простыми по семантике, но сложными по синтакси­ческому построению.

Количество слов в сложном словосочетании ограничивает только объем данного предложения. Например: Долго про­тивился а искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение (Т.) — выделенное простое словосочетание после­довательно распространяется таким образом: противился ис­кушению прилечь, противился искушению прилечь где-ни­будь в тени, противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. В любом объеме словосочетание остается двучленным, господствующий член — противился. Мы можем распространить это сложное словосочетание, включив слово долго: долго противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Дальнейшее распрост­ранение словосочетания невозможно (если включить я, то бу­дет восстановлено предикативное сочетание я противился и в целом воспроизведено предложение). Таким образом, преде­лом распространения сложного словосочетания является предложение. Однако фактически в предложении как прос­тые, так и сложные конкретные словосочетания четко выде­ляются по их смысловой цельности. Так, в приведенном предложении выделяются словосочетания противился иску­шению (простое) и прилечь где-нибудь в тени хоть на мгно­вение (сложное). В речи они разделены интонационно — с по­мощью паузы.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Отношения между господствующим и подчиненным чле­нами словосочетания можно в общем виде охарактеризовать как отношения между определяемым и определяющим. Одна­ко в зависимости от морфологической формы и значения чле­нов словосочетания отношения между ними имеют различ­ный характер и могут быть классифицированы. В составе сло­восочетания выделяются три основных типа синтаксических отношений: атрибутивные, объектные и релятивные.

Атрибутивные (или определительные) отно­шения устанавливаются между господствующим членом сло­восочетания, обозначающим предмет, и подчиненным чле­но


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.