Особенности конструкции и размещение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности конструкции и размещение

2020-10-20 160
Особенности конструкции и размещение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конструктивно вычислитель НВУ-БЗ представляет собой со­вокупность индикаторных и счетно-решающих блоков, выпол­ненных на типовых элементах вычислительной техники.

В состав навигационного вычислителя HBУ-Б3 входят сле­дующие блоки:

Б-8М — задатчик угла карты;

В-31М — фильтр по переменному току;

В-34 — фильтр по постоянному току;

В-140 — задатчик путевых углов;

В-42 — переходная рама с входящими в нее:

а) В-41 — блоком питания импульсных блоков;

б) БУП-3 — блоком питания индикатора-планшета;

В-51 — пульт управления;

В-55 — переходная рама с входящими в нее:

а) В-39 — блоком усиления;

б) В-53 — блоком преобразования;

в) В-54 — блоком построения навигационного треугольника;

г) В-56 — двумя блоками импульсной раскладки; В-52 — два индикатора-задатчика координат; В-57 — блок отработки параметров ветра; ПА-3 — автоматический планшет, состоящий из:

— ИП-3 — индикатора пла'ншета;

— БУП-3 — блока усиления и питания;

— футляра с катушкой.

Структурная схема вычислителя НВУ-БЗ и его связи с систе­мами-датчиками приведена на рис. 1.

На пульте управления В-51 (рис. 2) расположены:

- выключатель питания вычислителя НВУ-БЗ «Сеть»;

- лампа «Исправность», сигнализирующая о наличии напря­женности питания и исправности блока В-56;

- выключатель счисления координат «Счисление»;

- выключатель коррекции координат «Коррекция»;

- лампа «Коррекция», сигнализирующая о выполнении режи­ма коррекции;

- переключатель установки координат на счетчиках блоков В-51 I и В-52 II с фиксированными положениями «Откл». — S пZn —SM—ZM—S— М;

- переключатель установки расчетных значений линейного уп­реждения разворота (ЛУР) с фиксированными положениями: «Принуд.—откл. -5-10-15-20-25» (цифры обозначают длину ЛУР в км);

- блок кнопок «Установка координат» (кнопки со знаками «+» и «—» предназначены для увеличения и уменьшения зна­чений координат, средняя кнопка служит для увеличения ско­рости установки координат).

На индикаторах-задатчика координат В-52 (рис. 3) распо­ложены счетчики: текущих тоординат «Самолет», координат ра­диомаяка относительно текущей ЧО «Р/маяк» или координат пункта очередной ЧО «Пункт».

Два счетчика «I градусы, мин», «II градусы, мин» и две группы кнопок на задатчике путевых углов (рис. 4) служат для установки заданных путевых углов (ЗПУ) нечетных и чет­ных ЧО.


С помощью ручки на задатчике угла карты Б-8М (рис. 5)устанавливается угол карты, заключенный между северным на­правлением меридиана и направлением частной ортодромии.

 

 

Рис. 1. Структурная схема вычислителя НВУ-БЗ

На индикаторе-планшете ИП-3 (рис. 6) расположены: переключатель «Аэродром—марш.» для переключения мас­штабов карты;

 

Рис 2. Пульт управления (блок В-51)

 

 

 

Рис. 3. Индикатор-задатчик коор­динат (блок В-52)

сигнальная лампа «Zмакс», сигнализирующая об установке визира на упор;

кнопки управления, с помощью которых карта и визир пере­мещаются в направлениях, указанных стрелками; ручка начальной выставки карты (под крышкой), с помощью

которой положение карты согласуется с положением шкалы сельсина-приемника.

 

Рис. 4. Задатчик путевых углов (блок В-140)

Рис. 5. Задатчик угла карты (блок Б-8М)

Блок отработки параметров ветра В-57 показан на рис. 7. На его лицевой панели расположены кнопки и счетчик «бград» установки направления ветра, ручка и шкала «Лград» выставки угла схождения меридианов, кнопки и счетчик «U км/ч» установки и отсчета скорости ветра.

Индикаторные блоки В-140, В-51,В-52, В-57 и Б-8М размещены на среднем пульте кабины экипажа.

 

Рис. 6. Индикатор-план­шет ИП-3

 

Рис. 7. Блок отработки параметров ветра В-57

ИП-3 установлен на амортизационной раме, под средней при­борной доской.

На лицевых панелях вычислительных блоков, установленных в первом техническом отсеке самолета, расположены органы ре­гулировки и гнезда контроля напряжений с соответствующими надписями.

В блоке усиления В-39 размещены потенциометры регули­ровки: напряжения питания масштабных усилителей и масшта­бов сигналов бокового уклонения и скорости бокового уклоне­ния, выдаваемых в систему АБСУ-154.

В блоке преобразования В-53 имеются потенциометры регу­лировки масштабов:

- напряжения дальности системы РСБН-2СА;

- координат самолета в режиме преобразования;

- координат радиомаяка в режиме коррекции;

- координат пункта в режиме преобразования;

- линейного упреждения разворота;

- путевой скорости, выдаваемой в блок импульсной раскладки В-56;

- величины обратной связи в схемах отработки координат в режимах коррекции и преобразования.

В блоке построения навигационного треугольника В-54 рас­положены потенциометры регулировки:

- масштаба угла сноса и путевой скорости в режимах «Рабо­та» и «Память»;

- фазы напряжения в схеме построения навигационного тре­угольника;

- фазы в цепи питания потенциометра от системы СВС-ПН-15-4;

- величины обратной связи в схеме отработки путевой скоро­сти;

- величины обратной связи в схеме отработки угла сноса;

- величины обратной связи в схеме отработки курса;

- величины обратной связи в схемах отработки составляющих ветра.

В навигационном вычислителе НВУ-БЗ предусмотрена неп­рерывная индикация местоположения самолета на картографи­ческом планшете, в котором используется карта в виде ленты с нанесенными в порядке полета участками маршрута. Линия за­данного пути каждого участка ориентирована вдоль ленты. Дви­жение карты в окне планшета совпадает с направлением пере­мещения местности под самолетом. Местоположение самолета на карте указывается с помощью визира. Перемещение визира в направлении, перпендикулярном линии заданного пути, ука­зывает величину бокового уклонения. Поэтому карта перемеща­ется в планшете со скоростью, пропорциональной изменению текущей координаты самолета по оси S, а перемещение визира — со скоростью, пропорциональной изменению скорости самолета по оси Z.

С переключением счисления координат в систему отсчета следующей ЧО необходимо вызвать в окне планшета карту со следующим участком маршрута.

Вызов карты следующего участка производится сигналом ЛУР, с появлением которого происходит быстрое перемещение (скачок) карты.

Текущие координаты самолета выдаются в планшет с помо­щью сельсинной передачи, работающей в трансформаторном режиме.

На шасси блока питания импульсных блоков В-41 располо­жены потенциометры регулировки тока стабилитрона и выход­ного напряжения 4В для работы логических схем блока В-56 и входного напряжения +27В.

Рамы В-42 с блоками В-39, В-53, В-54, В-56 и В-55 с блока­ми В-41 и БУП-3 и сетевые помехоподавляющие фильтры-блоки В-31М и В-34 установлены в техническом отсеке, на этажерке, у правого борта, между шпангоутами № 8 и 9.

Конструкция рамы, счетно-решающих блоков и индикаторов обеспечивает их легкосъемность. Соединяются блоки через ма­логабаритные штепсельные разъемы 2РМД, которые располо­жены на верхней плате блока В-55.

Здесь же расположены предохранители защиты.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Навигационный вычислитель НВУ-БЗ непрерывно автомати­чески счисляет местоположение самолета в частноортодромиче-ской системе координат, начало которой совмещено с конечным пунктом каждого участка маршрута. Координата S ори­ентирована вдоль линии заданного пути (ЛЗП), ось Z —пер­пендикулярна ей (рис. 8).

Для плавного вывода само­лета с одной частной орто­дромии (ЧО) на другую необ­ходимо вычислить текущие ко­ординаты самолета относитель­но следующей ЧО по взаим­ному положению этих участков ЛЗП. Эта задача решается вы­числителем ВНУ-БЗ и назы­вается преобразованием коор­динат.

Для коррекции координат самолета, счисленных устрой­ством ВНУ-БЗ, формируются текущие координаты самолета относительно радиомаяка и сравниваются с данными от системы РСБН-2СА.

Координаты радиомаяка, по которому производится коррек­ция, программируются в вычислителе НВУ-БЗ.

 

 


Выдача параметров в бортовую систему управления

При полете по маршруту НВУ-БЗ выдает в бортовую систе­му управления сигналы Z, Z и ЗПУ, которые индицируются на приборах и используются для формирования команд автомати­ческого и полуавтоматического управления.

Напряжение, пропорциональное Z, снимается с потенциомет­ров, связанных с осью счисления координат, через контакты реле, масштабный усилитель, развязывающий усилитель   и фазочувствительные выпрямители по­дается в автоматическую бортовую систему управления АБСУ-154 и для индикации на навигационно-пилотажных приборах

Рис9. Схема электропитания вычислителя НВУ-БЗ

 

ПНП-1 и ПКП-1. В цепь индикации включен магнитный усили­тель, повышающий крутизну выдаваемого параметра до не­обходимой величины.

Напряжение, пропорциональное скорости бокового уклоне­ния, формируется на потенциометре, расположенном в меха­низме отработки путевой скорости. При этом решается урав­нение

Потенциометр   питается переменным напряжением, про­порциональным sin (ф —ЗПУ+УС), выдаваемым с ВТ 5, 10, 12, 26. Это напряжение через усилитель   и фазочувствительный выпрямитель   подается в АБСУ-154 для формирования ко­манд управления. ЗЛУ выдается в АБСУ-154 с помощью дистанционной передачи, датчик которого установлен на оси задат-чика ЗПУ, а приемник в АБСУ-154.

Переключение цепи выдачи ЗПУ с одного датчика на другой производит реле срабатывающее по сигналу +27 В ЧО II.

Устройство НВУ-БЗ питается от левой панели автоматов за­щиты (рис. 9) от однофазной сети 115 В 400 Гц через АЗФ1К-2; от трехфазной сети 36 В 400 Гц через АЗЗК-7,5; от се­ти постоянного тока 27 В через АЗСГК-15.

Цепи сигнализации питаются от сети постоянного тока 27 В через АЗСГК-2.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Для использования вычислителя НВУ-БЗ необходимо выпол­нить ряд операций.

1. На пульте управления В-51 установить в положение «Откл.» следующие органы управления: выключатель «Коррек­ция»; переключатели «ЛУР», «Сеть» и «Счисление».

2. На блоке параметров ветра В-57 установить угол схож­дения меридианов, равным нулю.

3. Включить АЗС питания НВУ-БЗ и установить переключа­тель «Сеть» на пульте управления В-51 в положение «Вкл.». При этом на пульте В-51 должна загораться сигнальная лампа «Исправность»;

- на блоке В-52 I должны загораться табло «Самолет» и «Ма­як», а на блоке В-52 II — табло «Пункт»;

- на блоке В-140 должно загораться табло «I».

Если на блоке В-52 I горит табло «Пункт», а на блоке В-52 II — табло «Самолет» и «Маяк», то необходимо перевести переключатель «ЛУР» в положение «Принуд.» и вновь вернуть его в положение «Откл.».

4. Установить данные для полета на первом участке маршру­та, для чего:

- на блоке В-51 переключатель координат установить в поло­жение «Z»;

- нажимая кнопки «Установка координат», задать на счетчике блока В-52 I Z=0;

- на блоке В-51 переключатель координат установить в поло­жение «S»;

- нажимая кнопки «Установка координат», задать на счетчике блока В-52 I длину первого участка маршрута;

- на счетчике «I» блока В-140 установить значение ЗПУ пер­вого участка маршрута, отсчитанного от меридиана точки выс­тавки курсовой системы.

После установки нужных значений координат пунктов пере-ключатель координат на блоке В-51 ставится в положение"Откл"

На блоке В-140 по счетчику, табло которого не горит, уста­навливается значение ЗПУ очередного участка маршрут. В момент выхода на исходный пункт маршрута (ИПМ) на блоке В-51 включается выключатель «Счисление». При этом на счетчиках «Самолет» блока B-52I начнут Уменьшаться значения координаты S, а при боковом уклонении от ЛЗП будут изме няться значения координаты Z (при уклонении вправо + Z, влево программирования любых последующих ЧО необходимо переключатель координат установить в положение "Zпункт" кнопками «Установка координат» задать на одном из блоков В-52 (на котором горит табло «Пункт») значение Z=0; переключатель координат установить в положение "Sпункт", кнопками «Установка координат» задать на том же счетчике блока В 52 (под надписью «Пункт») значение длины очередного участка маршрута.

Для наглядной индикации координат самолета необходимо подготовить и установить в индикатор-планшет карту маршрута.

В вычислителе НВУ-БЗ должны применяться аэронавигаци­онные карты полифонической проекции двух масштабов из­готовленные в виде лент длиной до 12 м и шириной 180 мм. С правой стороны карты, наматываемой на катушку, должны быть перфорации.

- маршрут полета в одном направлении в виде ортодромий с основным и запасным аэродромами посадки.

- Маршрут наносят на карту с учетом следующих требовании: максимальная дальность маршрута не должна превышать

- ЧО наносят на карту в виде прямых линий, совпадающих с продольной осью координат,

- конец каждой ЧО должен совпадать с нулевой отметкой перфорации карты

- максимальная длина ЧО не должна превышать 950 км;

- ЧО длиной менее 100 км, следующие друг за другом, необ­ходимо наносить на карту так, чтобы линия, соединяющая пер­вый и последний пункты этих ортодромии, совпадала с продоль­ной осью карты;

- расстояние между концом предыдущей и началом последу­ющей ЧО должно быть 100—300 мм;


- каждая ЧО, нанесенная на карту, отделяется от соседних разделительной полосой белого цвета;

 

Рис 10. Эскиз построения ленты-карты для вычисления НВУ-Б3

- к начальному пункту каждой ЧО должен быть привязан участок предыдущей ЧО со своим ЗПУ, к концу каждой ЧО — участок последующей ортодромии со своим ЗПУ; изображение этих участков наносится в зоне «Скачок».

Карта аэродрома посадки выполняется так, чтобы аэродром на карте масштаба 1: 2000000 и центр ВПП на карте масшта­ба 1: 500000 совпадали с нулевой отметкой перфорации.

Продольная осевая линия карт обоих масштабов должна быть общей.

На краях видимого поля карты должны быть нанесены дву­сторонние шкалы для отсчета координаты вдоль маршрута, на­чало этих шкал должно совпадать с концами ЧО.

Карта маршрута запасного аэродрома и его района разме­щается на ленте после карты района основного аэродрома по­садки и наматывается на катушку изображением наружу, что­бы сторона с отверстиями перфорации была обращена к щетке с зубчатым колесом. Эскиз построения ленты-карты показан на рис. 10.

При подготовленном и включенном индикаторе-планшете ИП-3 с момента начала счисления текущих координат самолета лента-карта в блоке ИП-3 начнет перемещаться сверху вниз, а визир будет индицировать местоположение самолета.

Текущие значения координаты S может быть прочитано по шкале дальности, нанесенной на лицевой панели блока ИП-3.

При полете по маршруту переключатель «Аэродром—марш­рут» устанавливается в положение «Маршрут», а при полете в районе аэродрома посадки — в положение «Аэродром».

При подходе визира к краю индикаторного окна на блоке ИП-3 загорается сигнальная лампа «Zмакс», извещающая о том, что самолет вышел за пределы видимой карты.

Визир возвращается в рабочее положение автоматически по­сле входа самолета в зону, изображенную на карте.

При выходе самолета на ЛУР в течение 3—6 с осуществля­ется «Скачок» карты для индикации полета по следующему уча­стку маршрута.

Если нарушается работа схемы «Скачок» при переходе на очередную ЧО, необходимо нажать на индикаторе-планшете кнопку «Вниз», что должно вызвать быстрое перемещение кар­ты. При подходе начала следующей ЧО к перекрестию визира необходимо отпустить кнопку. Дальнейшее согласование место­положения происходит автоматически.

Перед подходом к аэродрому посадки необходимо переклю­чатель «Аэродром—маршрут» установить в положение «Аэрод­ром», нажать на индикаторе-планшете кнопку «Вниз» и перема­тывать карту до появления в окне планшета нужного участка местности.

После отпускания кнопки перемотки положение карты и ви­зира согласуются автоматически.

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Работоспособность вычислителя НВУ-БЗ проверяется в той же последовательности, в которой он используется в полете:

1. Кнопками «Установка координат» на блоке В-51 устано­вить следующие значения координат:

на счетчиках блока В-52 с включенным подсветом «Самолет» Sc= -80 км, Zc=4 км;

на счетчиках блока В-52 с включенным подсветом «Пункт» Sn= -100 км, Zn=0;

на счетчиках блока В-52 с включенным подсветом «Маяк» SM=200, ZМ=0.

2. Включить и проверить работоспособность систем ТК.С-П2, ДИСС-ЗП, СВС-ПН-15-4.

3. На пульте управления измерителя ДИСС-ЗП переключа­тель рода работ установить в положение «Контроль».

4. С помощью нажимного переключателя «Задат. курса» на пульте управления системы ТКС-П2 по шкале прибора ПНП-1 установить курс 45°.

5. По истечении 10 мин на блоке В-51 выключатель «Счисле­ние» установить в положение «Включено». При этом показания счетчика 5 на блоке В-51 должны уменьшаться по абсолютной величине.

6. Когда значение координаты S на счетчике блока В-521 с включенным подсветом «Самолет» станет меньше 20 км, переключатель ЛУР иа блоке В-51 установить в положение «25 км». При этом должно за­гореться табло «Смена ЧО» на средней приборной доске, а че­рез 8—15 с должен переклю­читься подсвет надписей на блоках В-140 и В-52.

Координата Z на блохе B-52II по абсолютной величине должна быть более 100 км и в результате счисления непре­рывно уменьшаться.

7. При значении координа-ты 5 на счетчике блока В-52 II меньше 80 км переключатель ЛУР на блоке В-51 установить в положение «Принуд.» и сно­ва возвратить в положение «Откл.» При этом должна произойти смена частных орто­дромий.

Инструментальные погреш­ности устройства НВУ-БЗ про­веряют в лабораторных усло­виях с помощью контрольно-поверочной аппаратуры КПА-НВУ-БЗ, имитирующей пара­метры связанных систем-дат­чиков.

Для определения инстру­ментальных погрешностей от­работки координат служит кон­трольная карта, выполненная в виде ленты дли­ной 1100 мм и шириной 180 мм.

На эту карту наносят: продольные линии чер­ного цвета от продольной оси карты в обе стороны на расстояниях ±25, ±50 и ±70 мм;

поперечные линии красного цвета на расстоянии, равном 50 мм друг от друга по всей длине карты.Точки пересечения первой продольной линии с поперечными линиями имеют оцифровку 0—800. Точки пересечения.продоль­ных линий, проходящих в правой половине поля карты, с поперечными отмечены шкалой 0; 12.5/50, 25/100, 35/140   

Верхние цифры шкал служат для отсчета координат при ра­боте на масштабе 1: 500000; нижние — на масштабе 1: 2000000.

Внешние признаки и причины некоторых дефектов НВУ-БЗ:

1. На приборной доске бортинженера загорается табло «Ре­зерва нет» из-за неплотного контакта с рамой или отказа одно­го из блоков В-56.

2. На пульте поиска неисправностей ППН-3 загорается табло «Отказ НВУ-БЗ» из-за отказа блоков В-56 или В-41.

3. На блоке В-51 не загорается лампа «Исправность» или ав­томатически не переключается ЧО из-за выхода из строя стаби­лизатора тока и напряжения в блоке В-39.

4. Нет автоматического и принудительного переключения ЧО — вышел из строя триггер блока В-39.

5. Нет принудительного переключения счетчика блока В-521 на блок B-52II — вышел из строя блок В-52П.

6. Автоколебания на счетчиках блоков В-52 по преобразо­ванным координатам — отсутствует сигнал обратной связи или вышел из строя двигатель ДГ-1ТВ.

7. При совпадении курса и ЗПУ изменяются значения боко­вой координаты на счетчике блока В-52 — отказал блок В-54 (узел курса).

8. Задачи решаются наоборот (счетчики начисляют значения координат) — вышел из строя блок В-54.

9. На блоке В-51 не горит лампа «Коррекция» — вышел из строя блок коррекции в системе РСБН-2СА.

10. На блоке В-52 не преобразуются координаты, так как вы­шел из строя блок В-53.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.