Для личного состава аварийно-спасательных формирований — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Для личного состава аварийно-спасательных формирований

2020-10-20 195
Для личного состава аварийно-спасательных формирований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАСТАВЛЕНИЕ

Для личного состава аварийно-спасательных формирований

По организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях

Москва 2007


 

В Наставлении для личного состава аварийно-спасательных формирований

по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях(далее Наставление) изложены характерные для МЧС России вопросы: характери­стика и классификация дорожно-транспортных происшествий; ликвидация последствий ДТП; технология и этапы проведения аварийно-спасательных работ; оказание первой медицинской помощи пострадавшим и средства медицинского обеспечения; средства ведения аварийно-спасательных работ; меры и техника безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; нормативные правовые документы, регламентирующие проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.

Наставление предназначено для специалистов органов управления руководителей всех уровней, для руководителей и специалистов поисково-спасательных служб и поисково-спасательных формирований регионального и территориального подчинения, спасателей МЧС России и ведомственных служб.

Наставление может быть рекомендовано для препо­давателей, слушателей и курсантов учебных заведений и учебных подразделений МЧС России.

Авторский коллектив: Одинцов дтн, Запорожец А.И. ктн, Курсаков А.К. квн, Муравьев М.Ю. Легошин В.Д., Романов А.А., Кондрашов Д.В., Федоров И.Г.

Авторы выражают глубокую благодарность сотрудникам ГУ МЧС России по Псковской области, сотрудникам ГУ МЧС России по Московской области и другим специалистам, за помощь и активное участие в работе над материалом Наставление.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............5

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………6

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ …………………………………………………8

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...13

ГЛАВА I. Дорожно-транспортные происшествия и их виды

1. Классификация ДТП ……………………………………………………...16

1.1 Столкновение …………………………………………………………….16

 1.2 Опрокидывание ………………………………………………………….16

        1.3Наезд ……………………………………………………………………...17

 1.4 Прочие виды ДТП ……………………………………………..………...17

 1.5 Особые виды дорожно-транспортных происшествий ………..………17

 1.6 ДТП с транспортным средством перевозящим опасный груз.………18

 1.7 Особенности проведения АСДНР при ДТП …………………………...19

    ГЛАВА II. Управление АСДНР при ДТП …………………………………….24

    ГЛАВА III. Состав сил и средств для ликвидации последствий ДТП

        3.1 Состав сил для ликвидации последствий ДТП ……………………......26

 3.2 Средства ведения АСДНР при ликвидации последствий ДТП ………27

 ГЛАВА IV. Организация реагирования при получении сигнала о ДТП

4.1 Временная структура ликвидации последствий ДТП …………………28

 4.2 Действия оперативного дежурного АСФ при получении сигнала               о ДТП …………………………………………………………………......29

 4.3 Порядок реагирования дежурной смены спасателей при получении сигнала тревоги ………………………………………………………….30

 ГЛАВА V. Этапы проведение АСДНР при ликвидации последствий ДТП

5.1 Первый этап ……………………………………………………………..32

         5.2 Второй этап ……………………………………………………………...37

         5.3 Окончание АСДНР на месте ДТП и оформление документации ……49

 

 ГЛАВА VI. Оказание первой помощи (первой медицинской помощи) пострадавшим при ликвидации последствий ДТП

6.1 Понятия аспекты ПП (ПМП) …………………………………………...50

6.2 Объем оказания ПП (ПМП)……………………………………………..51

6.3 Характерные травмы у пострадавших в ДТП………………………….53

ГЛАВА VII. Охрана труда спасателей во время проведении АСДНР при ликвидации последствий ДТП………………………….……..54

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Транспортные средства – 9 л.

Приложение 2. Опасные грузы – 15 л.

Приложение 3. Применение вертолетов в АСР при ДТП – 5 л.

Приложение 4. Основное оборудование, применяемое при АСР – 3 л.

Приложение 5. Зоны ДТП – 1 л.

Приложение 6. Системы безопасности – 9 л.

Приложение 7. Стабилизация – 1 л.

Приложение 8. Демонтаж – 3 л.

Приложение 9. Направления извлечения пострадавшего – 1 л.

Приложение 10. Извлечение пострадавшего – 2 л.

Приложение 11. Наряд-задание – 2 л.

Приложение 12. Сопроводительный лист – 1 л.

Приложение 13. Медицинское обеспечение – 1 л.

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В данном Наставлении по организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий изложены:

-основные критерии привлечения аварийно-спасательных формирований к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-организация реагирования аварийно-спасательного формирования при поступлении информации о дорожно-транспортном происшествии, управление силами и средствами, а также организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными формированиями при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-особенности обстановки возникающей при различных видах дорожно-транспортных происшествий; 

-организация, способы и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

-организация оказания первой и медицинской помощи пострадавшим;

-меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Наставление предназначено для личного состава аварийно-спасательных формирований.

Наставление разработано ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на основе пятнадцатилетнего опыта ликвидаций последствий дорожно-транспортных происшествий ФГУ Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (отряд «Центроспас») МЧС России, аварийно-спасательными формированиями МЧС России, а так же опыта и рекомендаций зарубежных спасательных служб и производителей спасательного оборудования.

   

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

АКБ – аккумуляторная батарея

АСМ – аварийно-спасательная машина

АСК – аварийно-спасательная команда

АСО – аварийно-спасательное оборудование

АСДНР – аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы

АСФ – аварийно-спасательное формирование

АХОВ – аварийно химически опасное вещество

ВВ – взрывчатые вещества

ВОП – взрывоопасные предметы

ГСМ – горюче-смазочные материалы

ДВС – двигатель внутреннего сгорания

ДПС – дорожно-патрульная служба

ДТП – дорожно-транспортное происшествие 

ж/д – железнодорожный

ИДА – индивидуальный дыхательный аппарат

МВД – Министерство внутренних дел

МО – Министерство обороны

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям

ОД – оперативный дежурный

ОГ – оперативная группа (спасателей)

ПО – пожарная охрана

ПП (ПМП) – первая помощь (первая медицинская помощь)

ПСП – поисково-спасательное подразделение

РТП – руководитель тушения пожара

р/с - радиостанция

РХБЗ – радиоактивная, химическая и биологическая защита

РФ – Российская федерация

СМП – скорая медицинская помощь

ТС – транспортное средство

ФЗ – Федеральный закон

ФСБ – Федеральная служба безопасности

ЧМТ – черепно-мозговая травма

ЧС – чрезвычайная ситуация

SRS (supplementary restrain system) - дополнительная удерживающая система

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аварийно-спасательное формирование  - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Аварийно-химические опасные вещества – это химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а так же заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

Взаимодействие при спасении пострадавших в ДТП – комплекс мероприятий проводимых АСФ участвующими в ликвидации последствий ДТП, согласованные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения.

  Взрывчатые вещества(ВВ) – это химические соединения или смеси веществ, способные в определенных условиях к крайне быстрому (взрывному) химическому превращению с выделением тепла и газообразных продуктов.

Взрывоопасные предметы(ВОП) - это средства промышленного изготовления военного или гражданского применения, содержащие взрывчатые вещества и пиротехнические составы. К этой категории так же относятся и самодельные ВОП.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Дежурная смена спасателей – оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников АСФ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС.

  Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

  Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди (с наличием до 3-х пострадавших или без таковых), повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями – ДТП с числом пострадавших более 3–х человек, с ТС перевозящим опасные грузы или ДТП осложненное другими факторами, требующими привлечение дополнительных специальных сил и средств.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Зона дорожно-транспортного происшествия – участок дороги, на котором возникло ДТП, а также прилегающая территория, подвергшаяся воздействию поражающих факторов ДТП.

Ликвидация последствий ДТП – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для нее опасных факторов.

Обстановка на месте ДТП – порядок расположения ТС и других объектов, наличие и состояние пострадавших, наличие и степень опасности поражающих факторов, соответствующая моменту прибытия АСФ.

Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью специальной разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.

Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Оперативная группа – группа спасателей из состава дежурной смены назначенная на определенный период времени для ликвидации последствий ЧС не требующих привлечения полного состава дежурной смены.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь (первая медицинская помощь) (ПП, ПМП) - комплекс срочных мероприятий, проводимых при несчастных случаях. Объем этих мероприятий определяется целью ПП и ПМП, которая направлена на прекращение действия опасного фактора, на устранение явлений, угрожающих жизни, на предотвращение возможных осложнений, на облегчение страданий пострадавшего и на подготовку его к транспортировке в лечебное учреждение.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Поражающий фактор – опасное явление, вызванное ДТП и приводящее к поражению людей и нанесению материального ущерба.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Силы и средства спасения – специалисты, техника и оборудование применяемое для ликвидации последствий ДТП.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

  Транспортное средство (ТС) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Термин распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт.

Чрезвычайная ситуация(ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Наставление следует рассматривать как основные принципы реагирования на ДТП, подготовки и порядка проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП. Так как каждая авария с транспортными средствами по-своему уникальна и положениями Наставления надлежит пользоваться только применительно к конкретной обстановке складывающейся в зоне ДТП.

 

Правовые основания проведения АСДНР при ликвидации последствий ДТП

Проведение АСДНР при ДТП силами и средствами АСФ регламентировано следующими правовыми актами: Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (от 22.08.95 г. № 151-ФЗ); Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (от 21.12.94 г. № 68-ФЗ); Федеральным законом "О пожарной безопасности" (от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ); Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (от 10.12.95 г. № 196-Ф3); Гражданским кодексом РФ (от 26.01.1996 г. № 14 –ФЗ); Кодексом об административных правонарушениях (от 30.12.2001г. №195-ФЗ); Уголовным кодексом РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ); "Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан" (от 22.07.93 г. № 5487-1); Постановлением Правительства РФ "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (от 3.08.1996 г. № 924); Постановлением Правительства РФ "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" (от 22.11.97 г. № 1479); Положением "О поисково-спасательной службе" (утвержденным приказом Министра МЧС 28.01.02 г. № 32); межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия между МЧС России с Министерством здравоохранения РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством обороны РФ и Федеральной дорожной службой РФ, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе инструкциями, соглашениями и планами взаимодействия АСФ с другими организациями и службами.  

Классификация ДТП

Результатами дорожно-транспортных происшествий являются: столкновения, наезды, опрокидывание и прочие ДТП. 

 

1.1 Столкновение – ДТП, при котором движущиеся ТС сталкиваются между собой, с элементами конструкций дороги или неподвижными препятствиями на прилегающей к дороге территории, с подвижным или остановившемся составом железных дорог.

Основные виды столкновений:

Лобовое(фронтальное) столкновение  - столкновение транспортных средств при встречном движении.

Боковоестолкновение – столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС.

Касательное столкновение – столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений обычно являются опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или придорожным препятствием.

 

1.2 Опрокидывание – падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов.

 

1.3 Наезд – ДТП, при которомТС наезжает на неподвижное ТС, препятствие либо другой медленно двигающийся объект

Основные виды наездов:

Наезд на стоящее транспортное средство – ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС или на прицеп (полуприцеп).

Наезд на препятствие не являющееся участником дорожного движения – ДТП, при котором ТС наехало на столб, дерево, стену, строение, открытый колодец и т.п.

Наезд на гужевой транспорт – ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными ударились о движущееся ТС.

Наезд на пешехода – ДТП, при котором ТС наехало на стоящего или идущего человека.

Наезд на животных – ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.

 

  1.4Прочие виды ДТП:

  Падение перевозимого груза – ДТП, при котором перевозимый груз, упавший с ТС или предмет, отброшенный колесом ТС, причинил физический ущерб людям и животным или материальный ущерб другому ТС.

 

  1.5 Особые виды дорожно-транспортных происшествий

Особые виды дорожно-транспортных происшествий - ДТП, осложненные опасными факторами или требующими привлечения дополнительных сил и средств. К ним относятся:

Дорожно-транспортное происшествие с падением транспортного средства в воду – ДТП, при котором ТС, по каким либо причинам, падает в реку, озеро, море, проваливается под лед и т.п., и для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального или водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и обеспечению водолазных работ.  

Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги – ДТП, при котором ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

 Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса) – ДТП, при котором трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали другие ТС или люди.

  Попадание транспортного средства под завал – ДТП, при котором ТС с людьми, в результате природных или техногенных явлений, попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе) – ДТП осложненное спецификой ограниченного пространства, затрудняющее доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.

      1.6 ДТП с транспортными средствами перевозящими опасные грузы

  Дорожно-транспортное происшествие с транспортными средствами перевозящими опасные грузы– ДТП с ТС перевозящим груз, попадающий под категорию опасных (Приложение 2 ), в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации.      

Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средствами, перевозящими огнеопасные (легковоспламеняющиеся) грузы

Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средством перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средством перевозящим радиационно и биологически опасные вещества

   Дорожно-транспортные происшествия с транспортным средством перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы

 

1.7 Особенности проведения АСДНР при ДТП

Лобовое(фронтальное) столкновение  

При данном виде столкновений на высоких скоростях кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы.

Боковоестолкновение

Имеют высокую степень травмоопасности из-за малого расстояния между боковыми конструкциями корпуса ТС и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей.

Касательное столкновение

Последствиями такого вида столкновений обычно являются опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или придорожным препятствием.

Опрокидывание

Дополнительными осложняющими АСДНР факторами являются деформация конструкции крыши ТС в результате которой бывает осложнен оперативный доступ к пострадавшим, сложный и продолжительный по времени процесс стабилизации ТС и извлечения из него пострадавших.

Наезд

При данном виде столкновений на высоких скоростях из-за резкой остановки ТС кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова, а сами пострадавшие получают серьезные травмы (при столкновении неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч не пристегнутый ремнем безопасности пострадавший продолжает двигаться вперед с такой же скоростью, а пристегнутый весом 70 кг давит на ремень с силой около 3 т.).

Наезд на препятствие не являющееся участником дорожного движения

При определении стратегии проведения АСДНР, необходимо учитывать также вероятное наличие пострадавших в поврежденных строениях и сооружениях.

Основная опасность при таком виде ДТП - возможное проявление вторичных поражающих факторов в зоне проведения АСДНР в виде: обрыва и падения электропроводов, нависание и падением частей поврежденных препятствий, и т.п.

    Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги.

При наезде ж/д состава на ТС кузов сильно деформируется, в результате чего пострадавшие получают тяжелые травмы, кроме этого возможно наличие пострадавших в ж/д составе.

Дополнительными опасными факторами при проведении АСДНР являются:

 -обрыв контактного провода сети напряжением до 15000 в (на электрифицированных ж/д) требует принятия мер по электробезопасности;

-проходящие мимо места ДТП ж/д составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);

-возможное наличие на ТС и ж/д составах опасных грузов.

 Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса)

Дополнительными опасными факторами при проведении АСДНР являются:

-обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;

-наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);

-большая влажность и атмосферные осадки.

При наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или наличии напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети, в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения, необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.

Срочная эвакуация пострадавших, не могущих самостоятельно покинуть аварийное ТС находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.

  Попадание транспортного средства под завал.

 В зависимости от масштабов и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и различные поисковые приборы.

Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе).

Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида, это возможное возникновение пожара, в результате чего появляются вторичные факторы поражения:

-высокая температура;

-выделение токсичных веществ;

-сильное задымление.

При проведении АСДНР спасатели должны быть одеты в боевую одежду пожарного, иметь в готовности к применению ИДА и средства пожаротушения.

Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средствами, перевозящими огнеопасные (легковоспламеняющиеся)

Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими легковоспламеняющиеся вещества, это возникновение в результате столкновения пожара или возможное его возникновение в процессе проведения АСДНР, в результате которого появляются опасные факторы:

-большая площадь горения;

-высокая температура;

-выделение токсичных веществ;

-сильное задымление;

-угроза взрыва.

Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.

  Основные задачи спасателей – принятие мер направленных на предотвращение возникновения пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь ПО в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.

Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средством перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения РХБЗ, ПО и АСФ имеющие в штате спасателей прошедших специальную химическую подготовку, средства индивидуальной защиты спасателей и пострадавших указанные в аварийной карточке СИО для данного вида АХОВ, а также специальное оборудование (приборы химической разведки, средства дегазации и проч.).

АСФ прибывшие к зоне аварии разворачиваются в указанной руководителем работ подразделения РХБЗ безопасной зоне и поступают в его распоряжение.

АСФ проводящие АСДНР в зоне ДТП должны руководствоваться в своих действиях Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах (-М.: ВНИИ ГОЧС, 1999).

  Основными задачами АСФ при АСДНР такого вида ДТП являются:

-проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);

-деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;

-оказание пострадавшим ПП (ПМП);

-ликвидация утечки АХОВ.

 Дорожно-транспортные происшествия с транспортными средством перевозящим радиационно и биологически опасные вещества

 К ликвидации последствий в зоне аварии привлекаться подразделения РХБЗ.

 АСФ прибывшие к зоне аварии разворачиваются в указанной руководителем работ подразделения РХБЗ безопасной зоне и поступают в его распоряжение. При проведении АСДНР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты указанные в аварийной карточке СИО для данного вида вещества.

Дорожно-транспортные происшествия с транспортным средством перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы

ДТП при котором существует угроза детонация ВВ и ВОП в следствии их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

   

Поражающие факторы взрыва:

-тепловое воздействие;

-ударная волна;

-поражение осколками.

При выезде на ликвидацию последствий ДТП с участием ТС перевозящим ВВ и ВОП необходим вызов специалистов взрывотехников (МВД, ФСБ или МО), которые могут перед началом АСДНР определить степень угрозы и контролировать безопасность их проведения. Весь личный состав АСК должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (бронежилет + защитный шлем) и защиты пострадавших (бронежилеты, бронеодеяла и т.п.).

Легковые автомобили

При обычном ДТП, не осложненном другими факторами, возможны три основных варианта положения аварийного ТС:

1.ТС стоит на колесах (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

Для стабилизации используют три или четыре основных точки опоры, разгружающие переднею и заднею подвеску автомобиля, расположенные под днищем ТС, в местах обеспечивающих максимально возможную устойчивость его кузова, а также дополнительные упоры под колесами не дающими перемещаться ТС в горизонтальной плоскости. Блоки должны быть раскреплены клиньями с кузовом ТС, с усилием необходимым для их надежной фиксации.

После установки средств стабилизации (фиксации), шины могут быть спущены таким образом, чтобы автомобиль мягко опустился на стабилизирующий материал, приняв устойчивое положение.

 

2.ТС лежит на боку (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

ТС стабилизируется по двум основным направлениям. Стабилизация со стороны днища, с помощью гидравлических и пневматических стоек, деревянной крепи или механических распорок, которые устанавливаются в районе передней и задней стоек лежащего ТС. Необходимо помнить о надежной фиксации (с помощью различных приспособлений) нижней части крепи на твердой поверхности (напр. асфальте) и не менее надежной опоре на мягком грунте.

Стабилизация со стороны кузова проводится с помощью блоков и клиньев, которые располагают в районах стоек крыши. В зависимости от ситуации, для этой цели могут использоваться распорки и крепи.

3. ТС лежит на крыше (на относительно ровной поверхности без большого уклона).

Является одним из самых сложных вариантов для проведения стабилизации и АСР, выбор подхода зависит от формы кузова ТС (седан, универсал и т.д.), степени его повреждения и расположения двигателя (впереди, сзади). Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что для демонтажа элементов кузова ТС и извлечения пострадавших из салона, автомобиль возможно придется приподнимать изменяя варианты и направление стабилизации. В этом варианте, кроме обычных средств стабилизации (блоки, опоры, крепи), при проведении АСР хорошо себя зарекомендовали пневматические подушки.

При других видах ДТП выбор подхода стабилизации ТС зависит от сложности ситуации и может включать в себя множество вариантов.

 

     Выявление вторичных поражающих факторов

-давление в пневматической и гидравлической системах ТС (стравливание давления);

-острые металлические детали и стекло (удаление или накрытие);

-вторичное воздействие техногенной и природной среды (ограничение или устранение воздействия);

-внутреннее напряжение в деталях поврежденного кузова ТС (ликвидация внутреннего напряжения).  

Кроме того, учитывая, что ТС может быть оборудовано системами активной защиты водителя и пассажиров, важным является выполнение следующих правил:

-как можно скорее срезать ремни безопасности при помощи резака для ремней или ножа;

-не проводить резку кузова аварийного ТС рядом с блоком натяжителя ремня;

  -и


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.