Такого человека быть не может — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Такого человека быть не может

2020-10-20 98
Такого человека быть не может 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жил некогда очень богомольный человек. Он и намазы совершал, и посты держал, и все ритуалы соблюдал. С небес спустился ангел и сказал:
- Из-за того, что ты столь верен установлениям Аллаха, мне поручено наградить тебя чем-нибудь одним, чего ты пожелаешь. Загадай одно желание.
- Я прошу сделать так, чтобы у меня не было бы ни о чем никаких забот, тогда бы я всецело предался бы своим молитвам, - ответил он.
- А как это бывает, чтобы ни о чем не иметь никаких забот? – поинтересовался ангел.
- Это, когда человек не имеет забот из-за родственников, друзей; не думает о завтрашнем дне и о многом другом.
- Этого не проси, ибо такого человека, не имеющего никаких забот, не бывает, - настаивал ангел.
- Если ты не можешь сделать и такую малость, то зря ты явился ко мне с таким предложением, - укорил богомолец.

Тогда ангел произнес молитву к Всевышнему, и богомолец превратился в холодный придорожный камень.
“Ведь я же говорил тебе, что не бывает на свете такого человека, который ни о чем не имел бы никаких забот”, - горестно произнес ангел и улетел на небо.

158
Попа бийлхаб

Коа уллача попа хенах ч1оаг1а диг дийттад. Цхьаккха дарах поп батт1аш хиннабац. Т1аккха кхыча цхьан попах яьхача гударгех загалаш даьд. Уж загалаш детта болабеннаб. Поп, этт1аш, этт1аш, т1ехьара баьтт1аб. Цигач бийлхаб, йоах, из попа хи:
- Цхьаккхача моастаг1чоа маганзар со эшабе, х1аьта вежараша баь тийшаболх бахар сох!

Чинара заплакала

Что было сил били по сваленной чинаре топором. Однако никак бревно расколоть не могли. Тогда из поленьев какой-то другой чинары нарубили клинья и стали их забивать в бревно. Теперь оно начало трескаться, клинья забивали все глубже, и наконец, бревно раскололось надвое. Тогда, говорят, чинара в слезах сказала:
“Никакой враг не смог меня одолеть, но подвело меня предательство моих сестер”.

159
Эхь-эзделахи сабар-сатемахи

Даьла амарца Джабраил-малейко, кхыча малейкашца цхьана, ялсамале хьаяь хиннай. Т1аккха хаьттад малейкаша Даллага:
- Укх ялсамален карт сенах ю вай?
- Эхь-эзделахи хозача г1улакхахи, - аьннад.
- Х1аьта ч1егеи д1оаг1еи сенах ду вай?
- Сабарахи сатемахи, - аьнна жоп деннад.

Цу ханара денна хьадоаг1аш да кица: “Эхь-эздели хоза г1улакхи ялсамала бода никъ ба, сабари сатеми – ялсамала д1оаг1а да”.

Благородное поведение и спокойствие

По приказу Всевышнего ангел Джабраил вместе с другими ангелами соорудил рай. После этого ангелы спросили:
- Чем мы огородим рай?
- Благородным поведением и добрыми делами, - ответил Бог.
- А из чего мы сделаем замок и ключи? – вновь спросили ангелы.
- Из спокойствия и собранности, - был ответ.

С тех пор и живет пословица: “Благородное поведение и добрые дела – дорога в рай, собранность и спокойствие – ключи от рая”.

160
Йо1о денна жоп

Хьаькъал долаш я, г1улакх-эздел долаш я, хоза хилар совнаг1а, аьнна, цхьа йо1 могаяь хиннай з1амигача сага. Из г1улакх аз тохкаргда, аьнна, ловзарга вахав з1амига саг. Цу к1ала йо1 а хиннай. Сакъердо-ош мехкарашка цхьацца х1ама хоатташ хиннаб кагий нах. Цу з1амигача саго хаьттад цу йо1ага:
- Хьайна хой, хьаалал фуд из, дуне кхоллалехьа кхелла а долаш, дуне дехачул т1ехьаг1а мара д1адарг а доацаш дар?
- Сога хаьттача, из да, - аьннад йо1о, - эхь-эздели хоза г1улакхи.

Йо1 хаьаькъал долаш йолга хайад з1амигача сага. Из йийхай цо.

Ответ девушки

Одному юноше посоветовали жениться на некоей девушке, сказав, что, помимо красоты, она обладает еще умом и благородным поведением. “Я проверю, насколько все это верно”, - ответил юноша и пошел на вечеринку, где была и та девушка. Когда юноша пришел, вечеринка была в самом разгаре, и юноши, по обычаю, стали девушкам загадывать разные загадки. В свою очередь этот юноша спросил у той девушки:
- Если знаешь, ответь мне: что это такое, что было создано до сотворения Вселенной и исчезнет только после того, как Вселенная перестанет существовать?
- По моему разумению, - ответила девушка, - это благородство и добрые дела.

Понял юноша, что девушка умна, и вскоре засватал ее.

161
Цунна т1ехьа лаьттараш тхо дар

Вай пайхамар бакъдолча дунен т1а д1аваха тоъал ха яьнначул т1ехьаг1а Турпал 1аьла хилар бусалба наха керте латташ. Цкъа цхьанне хаьтта хиннад 1аьлийга:
- Ва-а 1аьла, вай пайхамар волча хана в1аший барт, им ч1оаг1деш хьадаьхка ма дарий вай. Х1анз барти имми дохаш латт, цхьадола х1амаш астаг1а лелха даьннад. Ер фуд? Х1анад ер иштта?
- Укхан бахьан ер да, - жоп деннад Турпал 1аьлас, - вай пайхамара т1ехьа лаьтта асхьабш бар сои, 1умари, Османи, Абу-Бакари санна бола асхьабаш. Цудухьа барт, им, денал дар. Х1аьта х1анза тхона т1ехьаэтта асхьабаш шо мо эсала нах хилар бахьан да.

За ним мы стояли

Прошло немало времени после того, как наш пророк ушел в лучший мир. Во главе мусульман стал богатырь Али. Кто-то его спросил:
- О-о, Али, во времена пророка мы все были дружны, преданы вере, а теперь все это рушится. Между нами пошел разлад. Почему все это так происходит?
- Я скажу тебе, в чем причина, - ответил Али, - за нашим пророком стояли такие преданные асхабы-сподвижники, как я, Умар, Осман, Абу-Бакар. Поэтому было и согласие, была и чистота веры. А теперь за нами уже стоят такие слабые и никчемные асхабы-сподвижники, как вы. В этом вся причина.

162
Эздел ларх1ар

Ди хехкка наькъаг1а водаш хиннав говрабаьри. Гаьннара ейнай цунна духьала йоаг1а бер кара а долаш цхьа кхалсаг. Цунна а ванав гаьннара хьат1авоаг1а из баьре. Сихха наькъах д1аюстар яьнна, баь т1а из бер 1о а дила, юха а наькъ йисте а яьнна, оаг1ора йийрза, д1аэттий из. Деррига зувш хиннав говрабаьри. Хехкка хьат1аотташехьа дин т1ара а весса, бера д1ат1авахав из. Хьалъэйдаь хьежав из цунга. Хоза к1аьнк хиннав. Из 1о а вила, хьаяьккха ший ворх1аза ювла тепча к1аьнка юхе 1ойиллай цо. Ловца а баьккха, шийца эздел лаьцача кхалсага баркал а аьнна, ваьнна д1авахав.

Ший доттаг1ех кхийттача, из деррига д1адийцад баьречо. Цу кхалсага хоза эздел хилар бахьан долаш еннаяр ше из тепча а аьннад. Цхьан къонахчо хаьттад:
- Из йи1иг яларе, фу дергдар 1а?
- Хьай, сай даьсара, кхо ца беш, кхий чура хьаара а баьккха, етт-м лургбар, - жоп деннад вокхо, - сел эхь-эздел долаш из кхалсаг хилар бахьан долаш цун сий а деш.

Уважение к благородству

Мчался по дороге всадник. Издали увидел он идущую навстречу женщину с ребенком. Она тоже заметила всадника. Женщина быстро сошла с дороги, невдалеке положила ребенка на траву, вернулась на дорогу и стала боком к приближающемуся всаднику. Подскакал он, соскочил с коня и подошел к ребенку. Высоко поднял он его. Это был красивый мальчик. Всадник положил его на место, достал свой семизарядный пистолет и положил его рядом с мальчиком. Произнес он пожелания ребенку, поблагодарил женщину за проявленную почтительность и ускакал далее.

Встретившись с друзьями, всадник обо всем рассказал им. И добавил: “Я дал мальчику пистолет потому, что его мать оказалась весьма благородной женщиной”. Один из друзей спросил:
- А если бы ребенок был бы не мальчиком, а девочкой, что бы ты тогда сделал?
- Клянусь, вывел бы из сарая свою корову и без сожаления отдал бы девочке в честь того, что ее мать такая благородная и почтительная женщина, - ответил он.

163
Вай, шун

Сайрийна божагара боаг1ача 1атта духьала яхай цхьа йоккха саг. Ши к1аьнк хиннав цунца, ца1 во1а ваь волаш, вож йо1о ваь волаш. Во1а ваьр кулг лаьца вугаш хиннав, йо1о ваьр ший кара воаллавеш хиннав. Бож юрта хьачулестача, во1а ваьчо аьннад:
- Наний, вай етт ц1абоаг1а.

Божагахьа д1ахьежав кара воалла йо1о ваь к1аьнк. Цо а аьннад:
- Нани, етт ц1абоаг1а шун.

Циггач йи1ийна ваьр 1о а ваьккха, во1а ваьр хьакара ийцав йоккхача саго.

Наша, ваша

Некая старуха вышла вечером за село, чтобы встретить свою корову, которая возвращалась с сельским стадом. С нею были двое ее внучат. Один был от сына, а другой от дочери. Внука от сына она держала за руку, а внука от дочери держала на руках. Когда появилось стадо, внук от сына сказал: “Бабушка, во-он идет наша корова”.

Посмотрел в сторону стада внук от дочери и сказал: “Бабушка, смотри, идет ваша корова”.

Тут старушка опустила на землю внука от дочери и взяла на руки внука от сына.

164
Кагийбараш шишша-кхоккха бохк

Цхьанахьа хьоашалг1а венав гаргара саг. Сов ч1оаг1а иман дайна, ц1аьрмата ше хиларах хьаьшана геттар кагий хьалт1амаш яьй фусамнанас.

Шийна уж хьалт1амаш духьалаеча, хьаьша раьза хиннавац. Футтаройна шишша-кхоккха хьалт1ам м1араца лоацаш яа волавеннав из. Хьаьшас хьалт1амаш дукха юаш санна хеташ, ше фу даь из цунна д1ахойтаргда ца ховш, саготденнача фусамнанас хаьттад:
- Ва, хьанех, шунцигахьа байна нах каша масс-масса вуллаш бохк?

Из фу ала г1ерт дика кхийттав хьаьша. Жоп деннад цо:
- Даьра, дег1а эсала бараш шишша а кхоккха а цхьана д1абехк оаха, х1аьта г1аьххьа дег1 дараш цхьацца бохк.

Къаръенна йисай фусамнана.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.