Часть 1: безударные гласные в корне слова» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Часть 1: безударные гласные в корне слова»

2020-10-20 114
Часть 1: безударные гласные в корне слова» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ 1: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Дисциплина Русский язык

Для всех специальностей

  

 

 

Орехово-Зуево

2018

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлено на оказание методической помощи при изучении тем «Безударные и чередующиеся гласные».

Автор-составитель – Вилова Е.С., преподаватель русского языка и литературы ПЭК ГГТУ

 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ от «_____» ______________2018 г.

Председатель комиссии ______________Гаврищук И.А.

 

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………….…………………4

2. Теоретический материал по теме «Безударные гласные»………………….5

3. Практические задания и тренировочные упражнения……. …............11

4. Литература……………………………………………………………………20

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Как показывает практика, правила написания безударных гласных в корне являются, несмотря на изучение правила ещё в начальной школе, одними из самых сложных в русском языке. Практически любая работа не обходится без обращения к правилам написания проверяемых и непроверяемых безударных и чередующихся гласных.

    В пособии представлено объединение проверяемых и не проверяемых ударением безударных гласных в корне и чередующихся, так как цель его столкнуть именно эти орфограммы, ввиду того что часто наблюдается их смешение. Обучающиеся часто применяют подбор слова или словоформы в качестве проверочного, чтобы вставить нужную букву в корень с чередованием. Всё это говорит о плохом усвоении материала, недостаточной его отработке, несистематическом повторении.

Обращение к повторению этой темы происходит в начале учебного года, но сталкиваться с ней приходится на протяжении всего времени обучения дисциплине. По статистике, ошибки на эти орфограммы являются самыми частыми; это означает то, что воспроизведение правил этой темы является обязательным условием на разных этапах урока: при проверке домашней работы, при выполнении упражнений, при работе над контрольными, творческими работами.

Основными причинами ошибочного написания являются:

1. Неточность или неполнота у обучающегося фонетических и морфологических знаний;

2. Неумение правильно проверять безударные гласные в корне;

3. В процессе обучения отсутствует четкая, обоснованная система упражнений.

    В пособии будут предложены разнообразные формы практических тренировочных заданий, выполнив которые можно закрепить знания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ»

Безударные гласные, не проверяемые ударением

Издавна существует проблема изучения «трудных» слов с точки зрения орфографии. Не подчиняясь правилам, такие слова существенно затрудняют формирование у обучающихся прочных орфографических навыков.

Данная проблема не может считаться однозначно решенной. Об этом говорят многочисленные ошибки, допускаемые обучающимися в словах с непроверяемыми написаниями, которые надо уметь не только грамотно писать, но и правильно понимать. Конечно, работа над правописанием таких слов должна органично сочетаться с этимологическим анализом, должна быть связана с визуализацией слова в печатном виде, развитием зрительной памяти, что достигается регулярным чтением текстов различных стилей.

Например, слова г…г…мония, м…ц…нат, с…кр…ментальный, ф…лиант, д…ф…рамб, к…г…рта, к…рифей, …д…птация, ф…л…гранный, п…сс…мизм, инд…фф…рентный, пр…ц…дент, д…в…денд скорее всего вызовут затруднения, если, встречаясь с ними прежде, обучающийся не будет выяснять их происхождение, запоминать написание, воспроизводить в памяти при следующей встрече. 

    Развивать зрительную память можно также путём постоянного визуального внимания к написанному слову: вывескам, рекламным объявлениям, заголовкам, лозунгам, всевозможной наглядной агитации, сопровождающейся подписями. Но в любом случае доказано: выработать навыки написания словарных слов невозможно, если не читать, впрочем, равно, как и других орфограмм.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тема №1

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Напишите диктант

Уже смеркалось. В саду свистели соловьи. Сквозь голые, обнажённые ветки я увидал сорочье гнездо. Только труд даёт право на наслаждение жизнью. Этот день был днём удивительным. Первые свои стихи поэт посвятил детям. Плющ обвивал ствол дерева. Скрепите разрозненные листы. Не следует умалять его заслуги. Попробуйте обежать эту территорию. Глаза слипались от усталости. Они хранились в жизни мирной привычки милой старины. Роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали. Я наслаждаюсь стихами Есенина, его стихи удивительно мелодичны. Они производят потрясающее впечатление на всех любителей поэзии. Есенин – это неувядающий талант. Его стихи обогащают каждого человека. Они прославляют русскую природу, благословляют всё живое на земле, воспевают прекрасную Русь. В его стихах есть всё: и очарование осени, и пленительная красота русской зимы, и неисчерпаемые радости весны, и аромат лета. Из его стихов встаёт пленительный образ Родины-матери.

Перепишите слова, в которых была допущена ошибка. Определите значение проверяемых слов, выделите корень, обозначьте ударение, укажите опознавательные признаки орфограммы, определите способ проверки гласной, вызвавшей сомнение, сделайте вывод о её написании. Выполните работу над ошибками по образцу.

Образец

Слово, в котором допущена ошибка Объяснение написания Пример на то же правило
Изд а лека Безударная гласная; проверочное слово - даль Далёкий, далеко, вдали, отдалённый

 

Контрольная работа №1


Потр…сающий успех

Разв…вающиеся события

Насл…ждаться поэзией

Просв…щать народ

Неув…дающий талант

Уд…вительный рассказ

Обог…титься содержанием

Обл…ченный властью

Посв…щение другу

Разв…вающиеся флаги

Вопл…тить идею

Объед…нять усилия

Просл…влять труд

Дать об…щание

Восп…вать свободу

Увл…каться искусством

Зн…менательное явление

Благосл…вить на подвиг

Обл…ченный в одежды

Пл…нительный образ

Оч…рование осени

Неисч…рпаемые возможности

Обл…ченный судом

В…пиющий произвол

Б…чевать недостатки

Ум…лять о пощаде

Об…яние

Обл…к…титься

Ч…столюбие

Оп…здать

Ум…лять достоинства

Об…няние

Ч…стоплотность

Ум…лять поведением 

Зак…лять здоровье 

Пок…рять природу 

Уг…дать ответ 

Сож…леть о случившемся 

Др…жать от холода 

Др…знить щенка 

Потр…сение

Пок…рать предателя

Приг…диться (для чего-нибудь)

Созр…вание

Сост…лять отчёт

Ук…рять за лень

Прим…рять платье

Ст…рожить дом

Провозгл…сить

Охр…нять

Прим…рять врагов

Ст…рожил города

Зар…ждение

Д…лина

Обн…жать недостатки

Обст…ятельства

Ол…цетворение

Погл…щать

Впеч…тление


Тема №2

Запомните следующие слова


Акварель

Алгоритм

Апатичный

Аплодировать

Абориген

Абсолютный

Авантюра

Агрессивный

Адаптация

Аллегория

Альтернатива

Богатырь

Богатство

Батальон

Баллада

Браслет

Винегрет

Вернисаж

Велосипед

Введение

Вельможа

Витрина

Гармония

Декларировать

Дилетант

Девальвация

Дивиденд

Дискриминация

Диапазон

Делегат

Импонировать

Интерпретация

Криминалистика

Компетентный

Каталог

Кибернетика

Компаньон

Конгресс

Кропотливый

Лаборатория

Лабиринт

Лавировать

Легенда

Меценат

Мотивировать

Меркантильный

Метаморфоза

Нищета

Насекомое

Преамбула

Прагматизм

Претензия

Пресловутый


 

Тема №3

 Правописание корней слов с чередующимися гласными

Вставьте пропущенные буквы

А) Соб…раться, бл…стеть, зам…реть, зам…рать, расст…латься, ст…реть, разж…гать, раст…раться, зап…реть, выж…гать, заж…гательный, бл…стящий, бл…стать, зап…рать, расст…лить, соч…тание, уд…рать, выч…тать, выч…т, зап…реться, разд…рать, раст…реть, бл…стающий, приб…рать, отп…реть, соб…ру, выб…рать.

Б) Распол…гать, имя прил…гательное, пол…жение, возл…гать, предл…гать, предл…жение, прил…жение, сл…гаемое, к…сательная линия, прик…снуться, соприк…саться, прик…сновение.

В) Пор…сль, р…сток, отр…сль, р…стение, Р…стов, возр…ст, р…стительность, дерево выр…сло, ск…кать, выск…чить, ск…чок, вск…чить, выск…чка, подск…чить, ск…кун, ск…ковая лошадь.

Г) Заг…рать, заг…релый, заг…релось, дог…равший костёр, з…ря, оз…риться, приг…реть, перег…реть, двигатель внутреннего сг…рания; лицо, оз…рённое улыбкой; з…рницы, накл…ниться, покл…ниться, скл…нение, прекл…няться перед талантом, укл…ниться, скл…нять, скл…ниться над рекой, тв…рение художника, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, раств…ритель, утв…рь, нераств…римое соединение, раств…риться в тумане.

Д) Непром…каемое пальто, вым…кнуть под дождём, обм…кнуть кисть в краску, нам…чить рукава, м…чить волосы, пром…кашка, сапоги пром…кают, ур…внять в правах, точный ур…вень, р…вносторонний треугольник, выр…внять дорожки, ср…внить два числа, р…вняться на лучших, выписать ср…внение из рассказа, р…внозначные величины, соблюдать р…вновесие, цветущая р…внина, ср…внительная характеристика, разр…внять землю на площадке, совершать р…вномерные движения, неср…внимые величины.

Напишите диктант

    Утренняя заря разгорается. Скоро луч солнца коснётся верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. В багряном пламени развевается флаг над пионерским лагерем.

    По зову горниста юные обитатели лагеря поднимаются, аккуратно застилают свои постели, собираются на спортивной площадке и готовятся к зарядке. По команде «Равняйсь!» ребята как бы замирают, и зарядка начинается. В воздухе мелькают загорелые руки, коротко остриженные головы ритмично наклоняются, а кончики пальцев рук касаются земли. После зарядки пионеры врассыпную бегут к озеру, оглашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умеющие плавать, купаются у самого берега, а умелые пловцы стараются добраться до плавучего плота с шалашом, но, услышав запрещение вожатого, нехотя возвращаются. После купания рекомендуется растереться полотенцем: обтирание укрепляет и закаляет тело. А какой аппетит развивается после купания! Каким необычайно вкусным кажется печёный картофель, но особенно вкусны оладьи, если макать их в сметану.

    После завтрака следует потрудиться на открытом воздухе: выровнять и посыпать песком дорожки роскошного цветника, чтобы они не промокали от выпадающих довольно часто дождей. Надо прополоть клумбы, представляющие собой причудливое сочетание всевозможных цветов. Можно отправиться на опытный участок, где юннатами выращены овощи, которые раньше не росли на песчаной почве лагеря, а теперь произрастают с большим успехом. Юные огородники увлекаются огородничеством и собираются посвятить себя любимому делу в зрелом возрасте.

    На высоком уровне проходят в лагере и спортивные состязания. Отдых и труд здесь разумно сочетаются.

 

Контрольная работа № 2


Безотл…гательный

Взр…стить

Выр…вненный

Вым…кнуть

Вск…чить

На пл…ву

З…рницы

Возг…раемость

Кл…нить

Благотв…рительность

Бл…стеть

Разж…гать костёр

К…сательная

Изл…гать

Возр…стной

Р…внина

М…кнуть

Заск…чить

Пл…вец

Оз…рение

Г…релка

Прекл…няться

Одухотв…рённость

Нач…нающий

Пост…лить

Соч…тание

Притв…ряться

Подн…мать

Дол…жить

Взр…слеть

Подр…вняться в строю

Вым…ченный

Доск…кать

Пл…вучесть

З…ря

Возг…рание

Откл…нение

Вытв…рять

Бл…стать

Ст…реть с доски

К…снуться

Местопол…жение

Зар…сли

Р…внозначный

См…чить

Обск…кать

Попл…вок

Оз..ряться

Заг…релый

Скл…нение

Претв…рение в жизнь

Отт…реть

Расст…лать

Забл…стать

Заст…лить

Р…стовщик


ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. М., 2011.

2. Вашкова Л.А. Тетрадь по русскому языку; М., Учебно-консультативный центр «ВУЗ», 1998.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., «Просвещение», 2014.

4. http://открытый урок.рф

5. http://fb/ru

 

ЧАСТЬ 1: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Дисциплина Русский язык

Для всех специальностей

  

 

 

Орехово-Зуево

2018

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлено на оказание методической помощи при изучении тем «Безударные и чередующиеся гласные».

Автор-составитель – Вилова Е.С., преподаватель русского языка и литературы ПЭК ГГТУ

 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №____ от «_____» ______________2018 г.

Председатель комиссии ______________Гаврищук И.А.

 

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………….…………………4

2. Теоретический материал по теме «Безударные гласные»………………….5

3. Практические задания и тренировочные упражнения……. …............11

4. Литература……………………………………………………………………20

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Как показывает практика, правила написания безударных гласных в корне являются, несмотря на изучение правила ещё в начальной школе, одними из самых сложных в русском языке. Практически любая работа не обходится без обращения к правилам написания проверяемых и непроверяемых безударных и чередующихся гласных.

    В пособии представлено объединение проверяемых и не проверяемых ударением безударных гласных в корне и чередующихся, так как цель его столкнуть именно эти орфограммы, ввиду того что часто наблюдается их смешение. Обучающиеся часто применяют подбор слова или словоформы в качестве проверочного, чтобы вставить нужную букву в корень с чередованием. Всё это говорит о плохом усвоении материала, недостаточной его отработке, несистематическом повторении.

Обращение к повторению этой темы происходит в начале учебного года, но сталкиваться с ней приходится на протяжении всего времени обучения дисциплине. По статистике, ошибки на эти орфограммы являются самыми частыми; это означает то, что воспроизведение правил этой темы является обязательным условием на разных этапах урока: при проверке домашней работы, при выполнении упражнений, при работе над контрольными, творческими работами.

Основными причинами ошибочного написания являются:

1. Неточность или неполнота у обучающегося фонетических и морфологических знаний;

2. Неумение правильно проверять безударные гласные в корне;

3. В процессе обучения отсутствует четкая, обоснованная система упражнений.

    В пособии будут предложены разнообразные формы практических тренировочных заданий, выполнив которые можно закрепить знания.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.