Где бы ни обсуждались игры и качества Хари, это место является местом паломничества. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Где бы ни обсуждались игры и качества Хари, это место является местом паломничества.

2020-10-20 122
Где бы ни обсуждались игры и качества Хари, это место является местом паломничества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ШБ 1.5.ТЕКСТ 10

Нарада Муни говорит Вйасадеве

 

на йад вачаш читра-падам харер йашо

джагат-павитрам прагринита кархичит

тад вайасам тиртхам ушанти манаса

на йатра хамса нирамантй ушик-кшайах

 

на – не; йат – те; вачах – слова; читра-падам – украшающие; харех – Господа; йашах – славу; джагат – вселенная; павитрам – освящается; прагринита – описана; кархичит – едва ли; тат – то; вайасам – ворон; тиртхам – место паломничества; ушанти – полагают; манасах – святые люди; на – не; йатра – где; хамсах – совершенные существа; нираманти – наслаждаются; ушик-кшайах – те, кто живет в трансцендентной обители.

 

Слова, не описывающие величие Господа, который один способен освятить атмосферу целой вселенной, по мнению святых людей, подобны месту паломничества ворон. Совершенные личности не находят в них никакого удовольствия, ибо всегда пребывают в трансцендентном царстве.

 

Комментарий.................

Но парамахамсы, постигшие суть человеческой деятельности, наслаждаются произведениями, повествующими о славе Господа.

 

ТЕКСТ 11

 

тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво

йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи

наманй анантасйа йашо 'нкитани йат

шринванти гайанти гринанти садхавах

 

тат – тех; вак – слов; висаргах – создание; джаната – большинства людей; агха – грехи; виплавах – способное произвести переворот; йасмин – в котором; прати-шлокам – каждый стих; абаддхавати – несовершенно составленный; апи – хотя и; намани – трансцендентные имена и проч.; анантасйа – безграничного Господа; йашах – слава; анкитани – описывается; йат – что; шринванти – слушают; гайанти – поют; гринанти – признают; садхавах – чистые и честные люди.

 

Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых – совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны.

 

IШБ 10.

стханестихи таха

шрута гатим

 

9. Мы не праведники, грешники, ученые или глупцы; мы несем на своей голове пыль со стоп преданных Господа Шри Хари, и нам дали посвящение мантрой "киртания сада хари".

 

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

 

тринад апи – чем примятая к земле трава; суничена – ниже; тарох – дерево; апи – чем; сахишнуна – обладая терпением; аманина – отсутствие ложного самомнения; манадена – оказывая почтение каждому; киртанийах – следует повторять; сада – постоянно; харих – святое имя Господа.

 

10. Мой совет: "Не критикуйте других, а старайтесь исправить себя".

 

бревно и соринка \ парадигма мухи и пчелы \ ищите мёд и источник мёда \ один палец и четыре \

 

Как ведёт себя человек муха и как пчела

 

Шакунтала обращается к царю Духшанте (из Ади Парвы)

 

Покуда невзрачный собой человек не видит лица своего в зеркале, он считает себя красивее других. Но когда он посмотрится в зеркало, то поймет, что это он некрасив – не другие. Истинно красивый человек никого не принижает. Но болтающий слишком много и дурно, постоянно принижающий других, [никчемный] хулитель. Глупец, что слышит и добрые и злые слова, воспринимает лишь злые, уподобляясь свинье, поедающей испражнения. Мудрый же, слыша и добрые и злые слова, воспринимает лишь добрые, точно так же, как лебедь отделяет драгоценное молоко от воды.

 

Хула и поиск недостатков

 

Хуля других, добрый человек испытывает раскаяние, злой человек, хуля других, испытывает большое удовлетворение. Когда благочестивые люди воздают дань почтения мудрым и старшим, они ощущают удовольствие, глупец же ощущает удовольствие от поношения благочестивых. Те, кто не ищут недостатков в других, живут беспечально, но для глупца – сущая радость искать недостатки в других. Даже терпя поношение, святые хорошо отзываются о своих порицателях. Но нет ничего более смехотворного в этом мире, чем слышать, как порочный человек обвиняет святого во всех пороках.

Человек, отпавший от правды и добра, подобный злобной ядовитой змее, внушает беспокойство даже безбожнику. Сколь же неизмеримо большее беспокойство внушает он твердо верующему в Бога?

 

Наш высший долг – служить обитателям Враджа, которые страдают от того, что Кришна уехал в Матхуру.

 

Уддхава Сандеш Рупы Госвами

 

Когда Уддхава подъезжал к Вриндавану, солнце садилось.

Пастухи гнали стада с пастбищ домой. Облако пыли из-под копыт коров на некоторое время скрыло колесницу посланника Кришны. (В Ведах говорится о разных видах омовений, одно из них – в пыли, поднятой коровами).

Оказавшись в пыльной завесе, Уддхава почувствовал мороз по коже, и, хотя дышать было нелегко, он исполнился необычайной радости.

Царская колесница, как таинственный корабль, плавно въехала в Гокулу. Гость из Матхуры сразу ощутил простую и умиротворённую атмосферу этого божественного селения. Игривые телята льнули к вымени коров, из дворцов доносились звуки кухонной утвари. Уддхава повсюду слышал звонкие возгласы ребятишек и голоса их родителей, звавших домой на ужин. Каждый дворец был украшен для поклонения богу солнца и богу огня, а также для приёма гостей, брахманов и полубогов. По всему Вриндавану были прекрасные леса, сады, утопавшие в цветах, жужжали пчёлы и пели птицы. В живописных прудах, поросших лотосами, плавали утки и лебеди.

Уддхава вначале зашёл в дом Нанды и Яшоды. Его радушно встретили и стали расспрашивать о жизни Кришны в Матхуре. Нанда Махараджа так расчувствовался, что не мог говорить. Мама Яшода сидела рядом со своим супругом и молча слушала. От любви к Кришне у неё текли слёзы и грудное молоко. Уддхава, тронутый их состоянием, начал приводить философские заключения Вед о положении Всевышнего: о Брахмане, аватарах, мироздании, а также о том, что, в действительности, у Господа нет отца, матери, родственников, друзей и врагов, и что Он не нуждается ни в чьём обществе, дружбе и любви. Нанда и Яшода пришли в лёгкое смятение. Они не могли до конца осознать услышанное: то ли Бога тоже звали Кришной, как и их сынишку, то ли всё время до отъезда Кришны было лишь счастливым сном. Напоследок Уддхава передал им обещание Господа через некоторое время вернуться в Гокулу. Так за разговорами прошла ночь.

Утром пастушки приготовились к мангала-арати: зажгли светильники и разбрызгали масло, смешанное с йогуртом. После церемонии они занялись сбиванием масла из сметаны. Светильники, отражаясь в их украшениях, делали эти украшения ещё ярче. Мутовки в их руках, серьги, браслеты и груди – всё двигалось, а порошок кункумы накладывал на их лица шафрановый отблеск, похожий на восходящее солнце. Сбивая масло, они пели о развлечениях Кришны. После восхода солнца гопи пришли выразить почтение родителям Кришны и увидели золотую колесницу. Некоторые из девочек заключили, что это вновь приехал Акрура во исполнение ещё какого-нибудь жестокого замысла. Но они подумали: "Мы теперь – лишь мёртвые тела без нашего любимого Кришны. Какую боль можно причинить мёртвым телам?"

Когда гопи увидели Удхаву, то поняли, что он – приближённый слуга Господа. Руки его были очень длинны, нос прямой, а глаза напоминали лотосные лепестки. Лицо его было таким прекрасным! "Кто этот юноша, который так похож на Кришну? – подумали они. – Он одет и улыбается совсем как Кришна. Откуда он прибыл, и какой девушке посчастливилось иметь его своим мужем?" Будучи простыми деревенскими девочками, они тут же окружили его. Узнав, что он привёз послание Кришны, они очень обрадовались, увели его в укромное место и усадили. Гопи почтительно склонились перед Удхавой и стали задавать вопросы, но, не дожидаясь ответа, тут же стали иносказательно обвинять Господа в неверности: "Кришне больше нет дела до тех, кто связан брачными узами с другими. Дружба с посторонними длится лишь до тех пор, пока это выгодно. Шмель, собрав нектар, перелетает на другой цветок; блудница оставляет обедневшего любовника; граждане покидают страну с нерадивым правительством; ученик забывает учителя после получения образования; гость расстаётся с хозяином. завершив трапезу, а звери уходят из выжженного леса. Так же и человек, насладившись подружкой, прекращает отношения с ней".

В это время Шримати Радхарани стала разговаривать со шмелём, летавшим неподалёку. Приняв его за посланника Кришны, Она обратилась к нему со следующими словами: "О шмель, ты привык пить цветочный нектар и потому предпочёл быть посланцем Кришны, который обладает тем же характером, что и ты. Ты, стало быть, прилетел сюда с весточкой для Меня, горя желанием коснуться Моих стоп. Но дорогой шмель, позволь предупредить тебя, чтобы ты не смел прикасаться ко Мне! Мне не нужны никакие послания от твоего ненадёжного хозяина. Ты – ненадёжный слуга ненадёжного хозяина".

Шримати Радхарани намеренно так обращалась к шмелю, дабы укорить посланника Кришны, Удхаву. Этим Она косвенно хотела показать, что Уддхава был так же ненадёжен, как и сам Кришна. Радхарани пребывала в скорби из-за разлуки с Господом, но от разговора со шмелём пришла в экстаз. Тут шмель вдруг исчез из поля Её зрения. Радха чуть не потеряла рассудок, думая, что шмель-посланец вернулся к Кришне рассказать, как Она ругала Его. "Кришна, должно быть, огорчится, услышав это", – подумала Она. Тогда Её охватил ещё больший экстаз.

Между тем шмель вновь появился, и Радхарани обрадовалась. "Мой дорогой друг, Кришна так добр, что вновь послал тебя ко Мне, чтобы ты забрал Меня к Нему. Но как ты, крошечное существо, сможешь перенести Меня в Матхуру?.. Забудем об этом, лучше расскажи о Его новой жизни. Помнит ли Он о нас и о Своих родителях? Возможно ли, что Кришна придёт и вновь заключит нас в Свои объятия руками, благоухающими, как розы?"

Уддхава стоял рядом и слышал речи Возлюбленной Кришны. Он был потрясён тем, как гопи привыкли постоянно с любовью думать о Говинде.

Уддхава сказал: "Дорогие пастушки, вы достигли высшего успеха в жизни. Вы – удивительные преданные Господа, достойные поклонения всех

трёх миров, поскольку вы всегда поглощены мыслями о Васудеве. Я счастлив, что мне выпала возможность увидеть вас в этом положении".

Но гопи было неинтересно слушать прославления в свой адрес, и они потупили взоры. Тогда Уддхава приступил к самому посланию Господа:

'Мои дорогие пастушки, знайте, что разлука для нас невозможна никогда и нигде, ибо Я – всепроникающий. Знание Абсолюта не нужно вам, поскольку вы с детства привыкли любить Меня. И для того, чтобы усилить вашу необыкновенную любовь ко Мне, Я намеренно расстался с вами. Но скоро, по завершении дел, Я вернусь во Вриндаван'.

Шримати Радхарани спросила: "Мы слышали, что Кришна убил демона Камсу, это приятная новость. Но скажи, пожалуйста, о Уддхава, вспоминает ли о Господь Хари о нас в окружении неотразимых женщин Матхуры?"

Уддхава заверил девочек, что как они непрерывно думают о Господе, так и Господь беспрестанно думает о них. Это принесло им большое облегчение. Гопи в присутствии посланника Кришны стали изливать свои чувства в разлуке со Шьямой.

Одна гопи говорила: "Как увидим свинцовую тучу, сердце замирает, расплачемся. Дождь кончится, а глаза истекают ручейками. Наши глаза куда полнее тучи, и певчая птичка наших счастливых речей вмиг замолкла в горькое время тоски. Мгла этих слёз – воплощение страха и одиночества.

Кажется, сезон дождей растянулся навечно, не держится сурьма на веках.

Будто жизнь вытекает через удлинённые очи пастушек, а печаль ни на миг не уходит. Леса и поляны без Кришны

чужие. Лианы, ласкавшие раньше прохладой, опаляют дурманным запахом и тягостным жаром. Что за смысл в токе Ямуны, птичьем гомоне, цветении лотосов, суете пчёл? Ветер, воды, камфара, травы, сияние луны – обжигают, как солнце. Искалечены мы любовью, как стволы без веток. Опухшие от слёз глаза прикованы к дороге в Матхуру".

Другая жаловалась: "О подружки, когда-то я так любила павлинов, ведь они всегда напоминали об очаровательном сыне Нанды; отныне они ненавистны мне. Как заслышат гром – тут же в танец! Не к месту это, какие танцы, когда вся Гокула словно в трауре без Говинды. А ведь Кришна их

перьями украшал голову – радуги всплеск, даже мурашки по спине, хотелось зажмуриться. От этого павлины, глупые птахи, стали ещё и спесивыми, то и дело ссорятся с нами! Кришна на чужбине... а здесь павлины... только и путаются под ногами... "

Третья говорила так: "После отъезда Кришны все времена года будто изменились. Осенью сердце собирает потоки чувств и заставляет их изливаться рекой. Зимой обращаюсь за утешением к луне, но лишь мёрзну и цепенею. Нескончаемой ночью не отпускает душу холод. Сердце, как ранимый лотос, дрожит в студёную пору. Весной тело нещадно страдает в разлуке, распускаются цветы, но это – цветы огорченья. А летом за мной неотступно следует Купидон. Нет, кажется, будто все сезоны слились в один и время застыло, как лёд на ветру".

Ещё одна девочка сокрушалась: "Милые подружки, что же делать с этим телом? Нет жизни без Кришны, осталось только выпить яду... Или взобраться на гору – и камнем в пропасть... Или пожертвовать голову Шиве... Или вступить в костёр на сожжение... Или войти в Ямуну – укроет тело прохладой, утолит печаль..."

Тогда Уддхава попытался утешить пастушек. Он стал говорить о том, что есть безличный всепроникающий аспект Бога, – Ниргуна, лишённый материальных качеств; что можно увидеть Господа в сердце, погрузившись в йогическую медитацию с закрытыми глазами. Он цитировал Бхагавад Гиту и другие писания.

Шримати Радхарани не выдержала и в смятении, растягивая слова, сказала: "Ты что, пришёл нас учить, посланец Уддхава? Зачем являешь напоказ знание Гиты перед нами, женщинами? К чему без сына Нанды заводишь докучные сказки, умножая нашу любовную истому? Захочет ли горящий от любви сандал погаснуть и снова лечь в шкатулку? Примет ли он такое счастье? Нет, похоже сын Нанды просто разлюбил нас, если решил передать нам такие слова! Он совсем позабыл Гокулу, а тем же, с кем раньше делил игры, прислал наставника в йоге! Позабыл, как ходил за стадом. Ныне Он занят тонкой наукой. Надо же, Шьяму нисколько не стыдно! Слушаем и горько сердцу. Что нам делать с твоим Ниргуном, в какой он стране обитает? Мы глупые деревенские женщины и не понимаем эту премудрость. Объясни нам по правде, кто отец Ниргуна, кто мать, кто жена, кто ему прислугою будет?

Светлокожий он, или темный, как одет он, и что он любит? Расскажи подробно, но смотри, обманешь – от кармы не уйдёшь...

Мы так изголодались по любовным развлечениям с Кришной. Когда мы гуляли с Ним по лесу после первого танца раса, Он то и дело устраивал так, чтобы постоянно менялись вкусы отношений с Ним: удивление, страх, гнев, оцепенение, уважение к старшим, сострадание, смех, нейтральные, рыцарские и супружеские отношения. Когда нам на глаза попадались неизвестные виды птиц, зверей или деревьев, то мы удивлялись. Когда видели диких пчёл, пугались, а Кришна успокаивал нас сладкими словами. Если какая-то дерзкая пчела осмеливалась ужалить гопи до слёз, Кришна с гневными глазами, подобными красному лотосу, тут же стегал её наотмашь лотосом на длинном стебле. Иногда гопи видели лотос, растущий прямо из земли. Не зная, что некоторые лотосы растут не только в воде, но и на суше, они бледнели в оцепенении. Когда какая-нибудь девочка принимала своими учителями группу попугаев, чтобы научиться сладостно петь для Кришны, то ощущала вкус уважения к старшим. Иногда Кришна и гопи, заметив, что неосторожным движением смяли цветок на лиане, проникались к нему состраданием и плакали. Желая сразить чрезмерную гордость стройных гопи, чьи ноги напоминали изящные банановые стволы, Кришна иногда сражался с ними в любовных битвах. Так они наслаждались рыцарскими отношениями. Когда они видели свои искажённые вытянутые тени, смеялись. Потом проходило время, и наш возлюбленный Кришна, испытывая отрешённость от счастья общения с нами, закрывал глаза и некоторое время дремал. Так Он испытывал нейтральные отношения. Но всякий раз, даже несмотря на усталость, Кришна возобновлял любовные отношения с нами, привнося немыслимое разнообразие в игры. Теперь же мы знаем только разлуку, а с твоим Ниргуном что делать? Лучше дай нам увидеть Сагуна – нашего луноликого Хари! Кому подобает йога? Все городские, наверно, как ты, впали в безумие. От йоги только душу сожжёшь напрасно. Можно ли видеть, закрыв глаза? Так слепо знание в книгах! Так труден путь священных книг, зачем он нужен? Как осмыслить нам части природы и бесконечность в учении Вед? Что такое освобождение, если его смысл непонятен? Нет прекраснее Шьяма, а весь мир остальной бесцветен! Узнавший сладость масла захочет ли кислой сыворотки?

О Уддхава, лучше не говори об этом. Слышим о йоге, и кажется, что листья упали с деревьев... Мы сосредоточили мысли на облике Кришны.

Вспоминаем, как Он был украшен гирляндой, на голове – корона с павлиньими перьями. Под сводами леса Гопала прямо рукой ел йогурт и рис. Мама Яшода пекла лепёшки, пахтала масло, а когда её мальчик возвращался, кормила с любовью и нежностью. Теперь печалят и Нанду и Яшоду места игр Кришны. Увидят, что другой мальчик доит коров, – защемит сердце, грустно вздыхают. Мы так жаждем увидеть Его лотосоподобные глаза, иссиня-чёрные локоны, алые уста... Счастье видеть Хари и днём и глубокой ночью! Счастье касаться Кришны, кружиться с Ним в быстром танце!

Но сейчас Кришна – горожанин, в роскошном дхоти, в деревянных сандалиях, умащён маслами. В руке – морская раковина, на голове – царская корона с драгоценностями. Кубджа Ему прямо как жена! Обворожённый ею, Он больше не вспоминает подружек из Враджи... Прежде рабыня Камсы, стала хозяйкой Его удовольствий... Расчванилась эта горбунья! Передай ей, Уддхава, что если к нам заявится, – по горбу получит крепко".

Тут вспыхнула Лалита. Её щёки залились румянцем, она с гневом и иронией выпалила: "За кого нас принимает этот князь Кришна? Он направил в Гокулу великого торговца, нагруженного товаром йоги и гьяны. Притащился во Вриндаван! Требует золота, хлам подавая! Какая дурочка клюнет на эту приманку? Отдадим тончайшие сари, украшения, сандал, а взамен что получим? Истлевшие одежды отшельника и посох с тыквой? И ещё пустые обещания встречи с Йогешварой... в сердце... Этот торговец хочет сбыть нам пустую кокосовую скорлупу, нам даром такого не надо! Какой невежда обольстится такими речами? Кто захочет зачерпнуть воду из болота вместе с лягушками и тиной, отвергнув молоко? О Удхав, если тебе нечего больше сказать по существу, ступай-ка отсюда поскорее! Вот приведёшь сюда милого Кришну, заплатим, сколько попросишь".

Поражённый Уддхава потерял способность говорить, и вся его мудрость куда-то пропала. Видя любовь и преданность пастушек, он стал исполняться бхакти. Теперь он понял, что Кришна прислал его не столько передать Своё послание, сколько научить чистой любви к Себе. Он захотел посыпать голову пылью с нежных стоп гопи, но не решился попросить, вдруг откажут. Он стал молиться о том, чтобы в следующей жизни родиться пучком травы во Вриндаване, тогда на него будет попадать желанная пыль.

Она наверняка пробудит в его сердце такую же неземную любовь к Господу Кришне, от которой сходили с ума вриндаванские девочки. Получив это благословение, он навсегда остался на берегу озера Кусум-саровара в форме травы гумла-лата.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.