Работа над прозаическим текстом. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Работа над прозаическим текстом.

2020-08-21 433
Работа над прозаическим текстом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Думаю, никому не надо объяснять, как важно для человека хорошо говорить, речь является его визитной карточкой. Культура речи, красивый голос, внятная дикция характеризуют каждого из нас, ничуть не меньше, чем одежда или причёска, и говорят об общей культуре человека. Радость жизни состоит в общении с другими людьми, а общаемся мы с помощью слов, предложений, одним словом, с помощью речи. И чем лучше вы будете говорить, тем больших успехов добьётесь. Говорить ясно, понятно, чётко, выразительно важно не только для артистов, но и для людей самых разных профессий. Итак, сейчас мы поговорим о том, как научиться читать прозу, как работать над прозаическим отрывком.

Воображение и видения – это фундамент, на котором зиждется мысль и высекается чувство. Видения, их яркость и действенность, опираются на опыт, на количество и качество жизненных наблюдений. Объём работы над видениями возрастает соответственно глубине и многогранности литературного материала.

Видение, кинолента видения. Внутренние и внешние объекты.

Работу над кинолентой видений можно разделить на два этапа:

1. Накапливание видений;

Уточнение своего отношения к ним.

«Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими людьми сначала видим внутренним взором то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном…» «Говорить» на нашем языке – значит рисовать зрительные образы». (К. С. Станиславский).

Личностное восприятие произведения, ассоциативный ряд, иллюстрированный подтекст, предлагаемые обстоятельства, приспособления.

«То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем подтекстом» (К. С. Станиславский).

Подтекст – это то, что заставляет нас говорить слова речи. «В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста».

Виды подтекстов:

Выражение нашего психологического отношения к лицу или явлению.

Логическое уточнение текста, ситуации, им описанной.

Слова явного шифра, не скрытого или тонко скрытого стремления, как бы «эзоповским языком» прикрыть одно явление другим.

Перспектива речи, событие, понятие сквозного действия, сверхзадача.

Чтец, выходя на эстраду, с самого первого слова должен ясно представлять не только перспективу ближайших задач, но всю итоговую цель, к которой направлено его словесное действие. Это неминуемо будет отражаться на всех его интонациях, на передаче всех мыслей и чувств. В направленном, целеустремлённом произнесении текста, целиком опирающегося на внутренний подтекст, состоит одна из непреложных основ словесного действия.

Необходимо выделить три основных этапа работы над художественным произведением:

1. Анализ;

2. Художественное воплощение;

Эстрадное исполнение.

Идейно-тематический анализ произведения требует определить:

Тему (явления действительности, изображённые в произведении).

Идейный смысл произведения. («.Идею произведения надо уметь найти в действии, в чертах поведения и характера всех без исключения героев, а для этого понять, чем захвачены их чувства и мысли» В. И, Немирович-Данченко).

Сюжет (точная последовательность изображённых в произведении событий).

Конфликт (столкновение жизненных противоречий, т.е. противоположных позиций, идей, мировоззрений, идеологий).

Сверхзадачу («…Основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли …» К.С. Станиславский).

Сквозное действие («Действенное, внутреннее стремление…психической жизни к сверхзадаче»).

Надо выстраивать сквозное действие рассказа так, чтобы каждый эпизод решался с учётом сверхзадачи, развивал, подчеркивал авторский замысел, чтобы каждое событие осмысливалось в связи с общей идеей, которая таким путём будет по мере развития действия всё полнее выявляться.

Сверхзадача и сквозное действие мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизируют слово, делают его целенаправленным, действенным.

Ритмика прозаической речи. Фраза, период, контекст.

а) Выявление композиции (средство организации развёртывания основ конфликта через сюжет).

б) Логический анализ текста: разбить его на «куски», озаглавить их, определить сверхзадачу и сквозное действие каждого «куска», вскрыть подтекст, определить эмоциональные ударения внутри «кусков». Расставить паузы и ударения в предложениях.

в) Составление «черновиков текста». Чтобы ещё глубже проникнуть в авторский текст, надо рассказать его собственными словами для раскрытия последовательности развития событий, действенной линии поведения героев, побуждений и причин их поступков. «Черновик» заставляет чутко вчитываться в авторский текст, проверяя отточенность его словесной формы.

Элементы словесного действия в работе над прозой:

а) Ассоциативный ряд.

б) Предлагаемые обстоятельства.

в) Подтекст и «внутренний монолог».

г) Кинолента видения.

д) Линия словесного действия.

 «Перспектива» чтения литературного отрывка в работе над прозой.

Разобрать отрывок по событиям, определить их действенную фабулу, наметить ряд этюдов. Варианты работы:

а) попробовать пластику и речевую характерность персонажей, способы пристройки, их темпо- ритмы, протяжённость их физических действий во времени (в рассказе от первого лица, монологах);

б) рассказчик – свидетель событий, он наблюдает со стороны описанное в отрывке, а потом рассказывает увиденное; подобная работа помогает ученикам не только уточнить «видения» событий и персонажей, но и оформить своё отношение к ним.

«Надо, не уходя от содержания рассказа (отрывка), дать возможность чтецу накопить тот опыт, который помог бы ему конкретно в будущей работе над текстом» (М. Кнебель).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.