Тема 2. Банк России и его место в банковской системе — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 2. Банк России и его место в банковской системе

2020-08-21 58
Тема 2. Банк России и его место в банковской системе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.1.Правовое положение, органы управления и структура ЦБ

 

Банк России представляет собой орган государственного регулирования экономики в современных условиях, выполняющий следующие народно-хозяйственные функции:

1. Эмиссионный центр страны.

2. Валютный центр.

3. Банк банков и расчетный центр.

4. Центр денежно-кредитного регулирования экономики.

Банк России имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он является юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам и не отвечает по обязательствам Правительства России, если он не принял такие обязательства или иное не предусмотрено законом РФ. Он обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для покрытия возможных убытков по операциям ЦБ создается резервный фонд, формируемый из прибыли ЦБ.

 С другой стороны, он наделен широкими полномочиями по управлению кредитно-денежной системой России с помощью директивных предписаний и экономических методов. Центральный Банк Российской Федерации – это унитарный банк со 100 %-ным участием государства в формировании его капитала. Управление банком осуществляется председателем банка и Советом директоров, который занимается управлением оперативной деятельности ЦБ и коммерческих банков. В состав Совета директоров входит председатель и 12 членов Совета. Они назначаются Государственной Думой по представлению Президента России на 4 года. Кроме того на основе соблюдения принципа взаимного представительства в работе Совета директоров участвуют министры финансов и экономики или их заместители, а председатель банка участвует в заседаниях Правительства.

Для координации работы ЦБ РФ, законодательных и исполнительных органов власти, министерств и ведомств при Банке России создан национальный банковский Совет состоящий из 15 чел.: председателя ЦБ, двух представителей из палат Федерального собрания, одного представителя Президента и Правительства, министра экономики, министра финансов. Остальные члены Совета назначаются Государственной Думой по представлению председателя Банка России. Национальный банковский Совет является консультативным органом, и он разрабатывает концепцию развития кредитно-денежной системы. Для осуществления работы с территориями ЦБ на правах своих филиалов на каждой территории открывает Главные Управления ЦБ. Они не имеют статуса юридического лица, действуют от имени ЦБ и включают в себя на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры.

 

2.2. Основные функции Банка России

 

К функциям Банка России относятся:

1) Проведение государственной кредитно-денежной политики.

2) Функция эмиссии денег и организации денежного обращения.

Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых правительством Российской Федерации, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями. Эмиссия осуществляется в двух видах:

¨ Деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков.

¨ Наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

При кредитовании коммерческих банков производится зачисление денежных средств ЦБ на их корреспондентские счета в РКЦ.

Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям осуществляется на основе кассовых заявок клиентов. На их основе составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков.

Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступления наличных денег в кассы банков. Поступления денег в банки осуществляется с помощью инкассации денежной наличности предприятий и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность и оказывающих платные услуги населению. Расходная часть прогнозируется на основе предстоящих выплат заработной платы и прочих расходов предприятий и организаций.

3) Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфелей их ресурсов.

Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ проводит кредитование только банковских учреждений, и предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, утвержденным Банком России.

4) Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства.

При выполнении этой функции ЦБ устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы банковских платежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций. Согласно законодательству РФ все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам.

5) Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банка.

Банк России создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерской отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Годовой отчет о деятельности ЦБ предоставляется Государственной Думе, Правительству и Президенту.

6) Функция регистрации кредитных организаций.

Во исполнение этой функции ЦБ рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на ведение банковских операций. Любая банковская деятельность начинается только после получения лицензии. Банк России также имеет право отзывать лицензии.

7) Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных организаций.

Постоянный контроль за деятельностью кредитных учреждений проводится РКЦ ЦБ РФ, в котором находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получает информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии кредитного учреждения.

8) Функция реализации государственных займов (облигаций).

Банк России – это уполномоченный орган Министерства Финансов по продаже облигаций государственных займов. Продажа государственных ценных бумаг проводится на трех уровнях рынка:

1. Предприятия, организации, учреждения и население. Они свободно продают долговые обязательства государства за счет свободных временно денежных средств.

2. Коммерческие банки, которые размещают свои активы в операциях с ценными бумагами государства.

3. Сам Банк России, скупающий остаточную часть выпущенных облигаций. Во многих странах Центральному Банку запрещено покупать государственные ценные бумаги.

9) Функция регулирования золотовалютных резервов страны.

Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют.

10) Функция составления платежного баланса страны.

 

2.3. Денежно кредитная политика Банка России

 

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики.

Банк России отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою деятельность с другими государственными органами. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежной политики четко определены. Главное место занимает здесь так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношений банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Другой важный момент – единство денежно-кредитной и валютной политики. ЦБ никогда не замыкается на поддержании внутренней стабильности национальной денежной единицы потому, что купля-продажа валюты прямо отражается на ликвидности банковской системы и прямо связана с эмиссией.

Различают широкую и узкую кредитно-денежную политику. Под узкой кредитно-денежной политикой понимается достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, включающих краткосрочные процентные ставки. Широкая кредитно-денежная политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. На практике любая задача сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (низкие процентные ставки) и борьбы с инфляцией (высокие процентные ставки). Основную проблему здесь составляет международный аспект денежно-кредитной политики, т.е. вопросы валютного курса, резервов и платежного баланса. С другой стороны, денежно-кредитная политика должна быть жестко увязана с бюджетной и налоговой политикой и финансированием государственного бюджета. Банк России – это, прежде всего, посредник между государством и остальной экономикой страны через банки. В качестве такого учреждения банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке или по традиции. Политика воздействия ЦБ на денежную массу включает в себя управление как ссудными, так и депозитными операциями.

Принято делить методы денежно-кредитной политики ЦБ развитых стран на две группы:

1) общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом;

2) селективные, которые предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей.

1. К общим методам в мировой практике относят следующие три метода:

a) Учетная или дисконтная политика.

b) Операции на открытом рынке.

c) Управление нормами обязательных резервов.

d) Моральное воздействие (рекомендации ЦБ, заявления, собеседования).

 

a) Официальная учетная ставка – это относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем манипулирования учетной ставкой, которая влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам. Дополнением к учетной политике является ломбардная политика, основанная на предоставлении кредитным институтом под залог векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств, ссуд. Обычно в связи с вероятностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается больший процент, чем учетная ставка. В России с 1996 года проводится ломбардное кредитование банков, как правило, двумя способами:

ü через ломбардные кредитные аукционы;

ü банки заранее блокируют достаточное количество ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.

Обязательное условие рефинансирования – это предоставление Центральному Банку права на безакцептное списание с корреспондентского счета коммерческого банка ссудной задолженности при наступлении срока окончания действия кредитного договора. Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок, но чаще ее воздействие чисто психологическое, т.к. объем операций, проводимых по ней, не велик. Во многих странах в последние годы ее роль значительно снижается, а в Великобритании она была вообще отменена в 1981 году.

 

b) Операции на открытом рынке – это операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга. Метод заключается в покупке и продаже всех вышеперечисленных ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. Управляя операциями на открытом рынке, ЦБ создает выгодные условия кредитным учреждениям для увеличения своей ликвидности или наоборот. Если ценные бумаги продаются по заранее обусловленному курсу, то последний обычно ниже рыночного. Это делается с целью привлечения покупателей и оттока кредитных ресурсов с ссудного рынка. Эта разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ. Если он проводит политику уменьшения кредитных возможностей (уменьшение ликвидности) коммерческих банков, то эта разница увеличивается. Курс продажи ценных бумаг устанавливается в зависимости от их срока. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда ЦБ предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных условиях для коммерческих банков, чем кредитование коммерческими банками своих клиентов. На открытом рынке ЦБ может выступить и в роли покупателя с целью поддержки ликвидности коммерческих банков и их кредитной активности. Для этого широко используются перекупочные соглашения, по которым ЦБ обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с условием, что через определенное время они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой.

 

c) Обязательные резервы – это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается законодательством (нормативными актами ЦБ) в определенном соотношении к банковским обязательствам и вкладам клиента. Исторически обязательные резервы появились из необходимости коммерческих банков иметь ликвидные резервы на случай наличных денежных платежей. Они имеют двойное назначение:

§ обеспечивают постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков;

§ являются инструментом ЦБ для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

В зависимости от норм резервирования они могут расширять или сужать ресурсные возможности кредитных организаций для осуществления кредитных или других видов активных операций.

Сокращая кредитный потенциал банков, обязательные резервы изменяют тактику их поведения, ориентируя на повышение ликвидности за счет роста доли срочных депозитов и увеличения стоимости выдаваемых кредитов. Кроме того обязательные резервы создают канал обратного потока денег для рефинансирования коммерческих банков кредитными ресурсами. Норма обязательных резервов дифференцируется, наибольший процент устанавливается по текущим обязательствам, т.к. они наиболее подвержены риску неожиданного изъятия. С точки зрения коммерческих банков – это замороженные ресурсы, не приносящие дохода.

Метод обязательных резервов может использоваться двумя способами:

q по депозитам, т.е. банки должны иметь в ЦБ депозиты, представляющие собой определенный процент от их депозитов;

q по объему выданных кредитов – сумма обязательных резервов рассчитывается от суммы выданных кредитов. Этот метод относится к негибким методам и не применяется для текущего регулирования.

 

2. К селективным методам относятся:

· лимитирование банковских кредитов;

· контроль за отдельными видами банковских кредитов.

Главный недостаток количественных кредитных ограничений в том, что они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.


Тема 3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1.Понятие и сущность коммерческих банков

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков -получение максимальной прибыли.

Согласно банковскому законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет:

• аккумуляцию (привлечение) средств в депозиты;

• их размещение (инвестиционная функция);

• расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

 Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой — удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

 Банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

3.2. Принципы деятельности коммерческого банка

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

3.3. Функции коммерческого банка

 

Одной из важных функций коммерческих банков является посредничество вкредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей - от кредитора к заемщику при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ, дающий право на совершение операций с привлечением средств граждан.

3.4. Законодательные основы деятельности коммерческих банков в РФ

 

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Кредитные организации совершают банковские операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.

Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).

Учредители кредитной организации (любые) должны иметь устойчивое финансовое положение и достаточно средств для внесения в уставной капитал.

Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора подают документы в региональное управление Банка России при соблюдении следующих условий:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (должно включать бизнес – план кредитной организации.

2. Учредительный договор (в случае создания кредитной организации) в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью двумя и более лицами.

3. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей.

4. Свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации, которая должна быть произведена за счет средств ее учредителей.

7. Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц.

8. Список учредителей кредитной.

9. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается Банком России в соответствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

В настоящее время это:

для вновь создаваемых банковских кредитных организаций (за исключением дочерних КО иностранных банков) - 1 млн евро;

для вновь создаваемых небанковских кредитных организаций (за исключением дочерних КО иностранных банков) - 100 тыс. евро;

для дочерних КО иностранных банков – 10 млн евро.

Собственные средства банка, претендующего на получение генеральной лицензии, должны составлять 5 млн евро.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в

виде

- денежных средств в валюте Российской Федерации;

- материальных активов (банковского здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20 %.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним приобретателем либо группой приобретателей, связанных между собой соглашением, либо группой приобретателей, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (статьи 105 и 106 Гражданского кодекса Российской Федерации), более 20 % долей (акций) кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Банком России.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации специальные документы.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100 % ее уставного капитала, указанного в уставе, в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 % уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков.

3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

 Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией, указанной в п.2.

        Вновь созданной небанковской кредитной организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

· лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.

После получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100 % уставного капитала Банк России в течение трех рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению 2 экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.

 Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

· лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

· лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

· генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка в порядке, установленном Банком России, или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Лицензии на работу с физическими лицами могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая операции по расчетам, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций.

Кредитная организация может открывать обособленные подразделения (представительства и филиалы), сведения о которых должны содержаться в ее уставе.

Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала.

К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты.

Решение об увеличении уставного капитала принимается уполномоченным органом управления в соответствии с действующим законодательством и уставом кредитной организации.

Согласование изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы кредитной организации и связанных с увеличением размера ее уставного капитала, осуществляется после полной оплаты участниками своих долей (акций).

При каждом увеличении уставного капитала действующей кредитной организации стоимость материальных активов, направленных на увеличение уставного капитала, не может превышать 10 % от величины, на которую увеличивается уставный капитал.

При согласовании изменения величины уставного капитала кредитной организации территориальное учреждение Банка России контролирует правомерность участия и оплаты участниками своих долей (акций) в порядке, предусмотренном для вновь создаваемых кредитных организаций, с учетом особенностей, изложенных в настоящей главе.

Увеличение уставного капитала кредитной организации может осуществляться за счет

- реализации юридическим и (или) физическим лицам долей (акций) кредитной организации с оплатой их денежными средствами;

- реализации юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с федеральным законодательством и требованиями Банка России доле


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.