Основы медицинских знаний и здорового — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основы медицинских знаний и здорового

2020-08-21 173
Основы медицинских знаний и здорового 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Начальное образование. Английский язык

Начальное образование. Дошкольное образование

Начальное образование. Информатика

Начальное образование

Год начала реализации ОПОП: 2019 г.

Уровень образования: бакалавриат

Форма обучения: очная

 

 

 
Разработчики:

 

Должность Учёная степень, звание Подпись ФИО
Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Кандидат педагогических наук, доцент   Щелчкова Нина Николаевна
Должность Учёная степень, звание Подпись ФИО
Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Кандидат педагогических наук, доцент   Орехова Ирина Леонидовна

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин:

 

Должность Учёная степень, звание Подпись ФИО
Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Доктор педагогических наук, профессор   Тюмасева Зоя Ивановна

 

Год обновления        
Номер протокола        
Дата заседания кафедры        

 

 

 

 

Руководители ОПОП

 
    _____________   Н.А. Козлова Г.А. Шишкина

 

 

Одобрено представителем работодателя

Е.В. Осолодкова Н.В. Лукиных
    (подпись)    

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   4
2. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ    
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ    
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ    
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ    
7. Перечень ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ технологий    
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование; по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Начальное образование. Английский язык; Начальное образование. Дошкольное образование; Начальное образование. Информатика.

1.2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

1.3. Изучение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися школьного курса биологии:

1. 4. Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» имеет межпредметные связи с учебной дисциплиной «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Знания, полученные студентами при ее изучении, также необходимы для успешного прохождения студентами педагогической практики в образовательных организациях.

1.5. Цели, задачи дисциплины. Цель учебной дисциплины – формирование у студентов осознанного отношения к своему здоровью, признание здоровья как высшей ценности, готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, оказанию первой помощи при неотложных состояниях.

Задачи дисциплины:

– формировать у студентов систему знаний о факторах риска здоровья развивающегося человека; роли учителя в профилактике заболеваний;

– развивать представление студентов о факторах, определяющих здоровый образ жизни; о принципах и методах его формирования;

– формировать систему знаний о неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих и способах оказания первой медицинской помощи.

1.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Таблица 1

 

Код и наименование компетенции по ФГОС Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК–8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

УК–8.2. Умеет: создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности; выявлять факторы, приводящие к возникновению опасных ситуаций; предотвращать возникновение опасных ситуаций, в том числе базируясь на основах медицинских знаний и умениях по оказанию первой доврачебной помощи
УК–8.3. Владеет: навыками оценки факторов риска, создания комфортной и безопасной образовательной среды, формирования культуры безопасного и ответственного поведения

ОПК–8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ОПК–8.1. Знать историю, теорию, закономерности и принципы построения научного знания для осуществления педагогической деятельности
ОПК–8.2. Уметь проектировать и осуществлять педагогическую деятельность с опорой на специальные научные знания
ОПК–8.3. Владеть технологиями осуществления педагогической деятельности на основе научных знаний

 

Таблица 2

 

Код и наименование индикатора достижения компетенции Образовательные результаты по дисциплине
УК–8.2. Умеет: создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности; выявлять факторы, приводящие к возникновению опасных ситуаций; предотвращать возникновение опасных ситуаций, в том числе базируясь на основах медицинских знаний и умениях по оказанию первой доврачебной помощи. У.1. Умеет организовывать образовательный процесс с учетом принципов гигиены всех функциональных систем организма и основных санитарно-гигиенических требований
УК-8.3. Владеет: навыками оценки факторов риска, создания комфортной и безопасной образовательной среды, формирования культуры безопасного и ответственного поведения В.1. Владеет способами организации здоровьесберегающей образовательной среды на основе оценки факторов риска
ОПК–8.1. Знать историю, теорию, закономерности и принципы построения научного знания для осуществления педагогической деятельности З.2. Знать основные признаки нарушения здоровья ребенка; принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах
ОПК–8.2. Уметь проектировать и осуществлять педагогическую деятельность с опорой на специальные научные знания У.2. Уметь проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей организма  
ОПК–8.3. Владеть технологиями осуществления педагогической деятельности на основе научных знаний В.2. Владеть основными терминами, понятиями и концепциями формирования здоровья и ЗОЖ; методами и способами профилактики соматических и инфекционных заболеваний, методами и средствами оздоровления учащихся

 


2. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 3

 

П/п

Наименование раздела

дисциплины (темы)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов

И трудоемкость (в часах)

Л

ЛЗ

ПЗ СРС

Раздел 1. Здоровый образ жизни как фактор здоровья человека (24 часа)

1. Введение. Здоровье человека как комплексная характеристика его благополучия 2

 

  2
2 Этапы формирования здоровья     2
3 Здоровый образ жизни как система, его индивидуальный характер 2

 

  2
4 Питание как фактор управления физической и психической составляющими здоровья  

 

  2
5 Современные подходы к формированию, сохранению и укреплению здоровья 2

 

2 2
6 Вредные привычки и здоровье человека  

 

2 4
  Всего по разделу 6

0

4 14

Раздел 2. Инфекционные заболевания (14 часов)

7 Инфекционный и эпидемиологический процессы 2

 

  2
8 Понятие о микробиологии и иммунологии  

 

  4
9 Основные инфекционные заболевания: причины, симптомы, профилактика  

 

2 4
  Всего по разделу 2

 

2 10

Раздел 3. Неотложные состояния (34 часа)

10 Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие, доврачебная помощь 2

 

  4
11 Параметры жизнедеятельности. Сердечно-легочная реанимация  

2

  2
12 Раны. Методы временной остановки кровотечения  

4

0 2
13 Первая помощь при травмах. Транспортная иммобилизация. Транспортировка пострадавших  

2

  2
14 Первая помощь при воздействии на организм абиотических и биотических поражающих факторов  

 

2 2
15 Первая помощь при попадании инородных тел в организм человека. Острые отравления  

 

2 2
16 Уход за больным в домашних условиях  

2

  2
17 Зачетное занятие «Оказание первой помощи при неотложных состояниях»  

2

   
  Всего по разделу 2

12

4 16
  Всего 10

12

10 40

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ

(РАЗДЕЛАМ С УКАЗАНИЕ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА

АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 4

Раздел 1

Здоровый образ жизни как фактор здоровья человека (24 часа)

ОПК–8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных

 научных знаний

Требования к результатам освоения раздела: знать: З.2; уметь: У.2; владеть: 2

Содержание раздела

Планы лекций

Планы практических

Занятий

Лекция 1. Введение. Здоровье человека как комплексная характеристика его благополучия (2 часа)

1. Проблема здоровья населения России на современном этапе развития общества.

2. Общие вопросы дисциплины «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», базовые понятия.

3. Индивидуальное и популяционное здоровье, их критерии и показатели. Группы здоровья.

4. Роль учителя в профилактике заболеваний и формировании культуры здоровья учащихся

Лекция 2. Здоровый образ жизни как система, его индивидуальный характер (2 часа)

1. Понятие «образ жизни» и категории его составляющие: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

2. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

3. Структура здорового образа жизни.

4. Формирование мотиваций к здоровому образу жизни

Лекция 3. Современные подходы к формированию, сохранению и укреплению здоровья (2 часа)

1. Валеологический подход к здоровью и оздоровлению организма.

2. Основные системы, методы и средства оздоровления в мировой и национальной культуре.

3. Кодекс здоровья.

Методическое обеспечение

[1–5; 11–16]

Практическое занятие 1. Современные подходы к формированию, сохранению и укреплению здоровья (2 часа)

Цель занятия: ознакомиться с современными методами и средствами сохранения и укрепления здоровья человека, выбрать те из них, которые могут быть использованы для индивидуального оздоровления.

Оборудование и материалы

1. Аромакурительница.

2. Ароматические масла.

3. Гербарий лекарственных растений.

4. Массажеры.

Теоретическая часть

1. Понятие «здоровье», его составляющие.

2. Показатели индивидуального здоровья.

3. Факторы риска здоровью.

4. Третье (донозологическое) состояние.

5. Понятие «оздоровление», холистический подход к оздоровлению человека.

6. Абиотические факторы окружающей среды, положительно влияющие на организм человека. Закаливание.

7. Биотические факторы среды – для оздоровления человека. Лекарственные растения и способы фитооздоровления. Эфирные масла и способы аромаоздоровления.

Методическое обеспечение

[1; 2; 7; 9–11; 15; 16]

Практическая часть

Задание 1. Познакомиться со средствами и методами расширения адаптационных возможностей человека, правилами и условиями их использования (музыкооздоровление, цветооздоровление, арт-терапия, релаксация). Выбрать те из них, которые могут быть использованы для собственного оздоровления и оздоровления учащихся в учебно-воспитательном процессе. Сделать соответствующие записи в тетради

Задание 2. Изучить возможности использования массажа биологически активных точек в процессе оздоровления. Познакомиться с особенностями массаж БАТ для профилактики простудных заболеваний и оздоровления. Сделать соответствующие записи и рисунки.

 

Практическое занятие 2. «Вредные привычки и здоровье человека» (2 часа)

Задачи занятия:

1. Познакомиться с историческими истоками и причинами употребления человеком алкоголя, табака, наркотиков.

2. Проанализировать различные подходы к формированию у подрастающего человека самосохранительного поведения.

Материалы и оборудование

1. Мультимедийное оборудование.

2. Магнитофон и кассеты с записями музыкальных произведений.

Теоретическая часть

1. Психологические и физиологические особенности подросткового возраста.

2. Действие никотина на растущий организм.

3. Признаки развития алкоголизма.

4. Роль рекламы в возникновении вредных привычек у подростков.

5. Профилактика саморазрушающего поведения.

6. Правовые основы борьбы с распространением наркотиков.

7. Признаки употребления наркотических средств, которые должны насторожить родителей и педагогов.

8. Причины употребления наркотических средств.

9. Основные направления профилактики саморазрушающего поведения.

10. Роль родителей, воспитателей и учителей в профилактике вредных привычек.

11. Стресс и дистресс. Влияние стресса на детский организм, его роль в возникновении вредных привычек.

Методическое обеспечение

[1; 2; 7; 9; 10; 11]

Практическая часть

Практическая часть занятия проводится в форме мини-конференции или «круглого стола».

1. Вступительное слово ведущего студенческой конференции по итогам творческой тематической работы студентов.

2. Заслушивание презентационных тематических докладов студентов.

Обсуждение докладов, выдвижение работ студентов для участия в ежегодной студенческой научно-практической конференции «Экологическая безопасность, здоровье и образование»

 

Самостоятельная работа (14 часов)

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

· Выполнение заданий к лекциям и разделу.

· Подготовка к устному опросу.

· Оформление результатов  практических работ и контрольных вопросов к ним и заданий к практическим работам.

· Подготовка к тесту и письменному опросу по определению понятий

· Подготовка ответов на вопросы теоретической части практических работ.

· Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка презентации

 

Раздел 2

Организм человека как открытая биологическая система (26 часов)

ОПК–8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе

специальных научных знаний

Требования к результатам освоения раздела: знать: З.2; уметь: У.2; владеть: В.2

 

Планы лекций

Планы практических занятий

 

Лекция 4. Инфекционный и эпидемический процессы (2 часа)

1. Источники инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции.

2. Эпидемический процесс. Закономерности распространения инфекционных заболеваний среди населения.

3. Иммунитет. Механизм развития иммунной реакции в ответ на внедрение чужеродных агентов.

4. Иммунопрофилактика, ее виды и механизм действия.

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

 

Практическое занятие 3. Основные инфекционные заболевания: причины, симптомы, профилактика (2 часа)

Задачи занятия

1. Закрепить понятие «инфекционное заболевание», основные способы передачи инфекции и профилактики инфекционных заболеваний.

2. Изучить классификацию инфекционных заболеваний, противоэпидемические мероприятия в образовательных учреждениях.

3. Познакомиться со способами обеззараживания в домашних условиях и методами соблюдения стерильности.

Материалы и оборудование

Набор таблиц «Инфекционные заболевания». Муляжи.

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

Теоретическая часть

1. Какие заболевания называются инфекционными?

2. Назовите способы передачи инфекционных заболеваний.

3. Как можно предупредить распространение инфекционных заболеваний?

4. Какие заболевания относятся к детским инфекциям?

5. Перечислите меры личной и общественной защиты при инфекционном заболевании. Приведите примеры.

6. Дайте понятие карантина. Когда и как он применяется в школе?

Практическая часть

1. Составить схему классификации инфекционных заболеваний по признаку локализации возбудителя в организме человека.

2. Изучить симптомы и профилактические мероприятия детских инфекций, инфекций верхних дыхательных путей и кишечных болезней, заполнив таблицы.

3. Расписать необходимые меры профилактики распространения данных заболеваний (по одному из каждой группы) применительно к школе

 

 

Самостоятельная работа (10 часов)

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

· Выполнение заданий к лекции и разделу.

· Оформление результатов практическойработы и контрольных вопросов к ней.

· Подготовка к тестированию.

· Подготовка к письменному опросу по определению понятий

· Подготовка ответов на вопросы теоретической части практической работы.

· Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка презентации

 

Раздел 3

Неотложные состояния (34 часа)

УК–8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

Требования к результатам освоения раздела: знать: У.1; владеть: В.1

 
Планы лекций

Планы лабораторных занятий

Планы практических занятий  
Лекция 5. Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие, доврачебная помощь (4 часа) 1. Понятие «неотложные состояния». Причины и факторы, вызывающие неотложные состояния. 2. Понятие о доврачебной помощи; три группы мероприятий, входящих в доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Табельные и подручные средства оказания доврачебной помощи. Септика и антисептика. 4. Основные неотложные состояния, доврачебная помощь при них. Методическое обеспечение [1–5; 11–16]

Лабораторное занятие 1. Параметры жизнедеятельности. Сердечно-легочная реанимация (2 часа)

Задачи занятия

1. Ознакомиться с основными терминальными состояниями.

2. Овладеть практическими приемами сердечно-легочной реанимации

 

Материалы и оборудование

1. Тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации.

2. Таблицы «Искусственная вентиляция легких», «Сердечно-легочная реанимация».

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

Теоретическая часть

1. Что понимают под терминальными состояниями? Охарактеризуйте этапы умирания организма.

2. Назовите основные признаки клинической и биологической смерти. Укажите время, в течение которого длится клиническая смерть в различных условиях.

3. Что называется реанимацией? Расскажите технику проведения сердечно-легочной реанимации.

Практическая часть (тренинг)

1. По представленным рисункам определить причины расстройства дыхания и методы его восстановления. Заполнить таблицу по графам: рисунок, причина расстройства дыхания, первая помощь.

2. Отработать практический навык – техника сердечно-легочной реанимации

 

Лабораторное занятие 2.

Раны. Методы временной остановки кровотечения (4 часа)

Задачи занятия

1. Научиться оказывать первую медицинскую помощь при ранах (обрабатывать раны, накладывать повязки).

2. Освоить технику пальцевого прижатия артерий, наложения жгута, закрутки, давящей повязки при артериальном и венозном кровотечениях.

Оборудование и материалы

1. Перевязочный материал.

2. Жгуты кровоостанавливающие.

3. Ленты и палочка для наложения жгута-закрутки.

4. Бумага, ручка.

Теоретические вопросы к теме

1. Понятие «рана», виды ран.

2. Техника обработки ран. Антисептические препараты, используемые при обработке ран.

3. Техника наложения антисептической повязки.

4. Понятие «кровотечение», виды кровотечений.

5. Методы остановки наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного): пальцевое прижатие артерий, наложение жгута, закрутки, давящей повязки, максимальное сгибание конечности, наложение антисептической повязки.

6. Внутреннее кровотечение, его диагностика, первая медицинская помощь.

 

Задачи занятия

1. Изучить травмы, их классификацию, причины возникновения, принципы диагностики и оказания первой помощи.

2. Отработать навыки первой помощи при переломах.

3. Научиться оценивать состояние пострадавшего с травматическими повреждениями конечностей, позвоночника, головы, грудной клетки, костей таза и обеспечивать транспортировку.

Материалы и оборудование

1. Шины Крамера, дощечки.

2. Валики в кисть и подмышку.

3. Бинты, косынки, ножницы, булавки.

4. Видеофильм «Первая помощь при переломах».

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

Теоретическая часть

1. Что такое травма? Как классифицируются травмы? В чем разница между открытой и закрытой травмой?

2. Расскажите о переломах, их классификации, принципах диагностики и оказания первой медицинской помощи.

3. Что такое шок? Охарактеризуйте его стадии и правила оказания первой медицинской помощи.

4. Что такое транспортная иммобилизация?

5. Перечислите правила наложения стандартных транспортных шин при открытых и закрытых переломах.

Практическая часть (тренинг)

1. Составить схему классификации травм в зависимости от природы воздействующего фактора. 

2. Заполнить таблицу «Способы оказания доврачебной помощи при механических травмах: ушиб, вывих, растяжение, перелом» по графам: вид травмы, признаки, первая помощь, недопустимые действия.

3. Просмотреть видеофильм «Первая помощь при переломах».

4. Тренинг: отработать навыки (мануальные действия) доврачебной помощи при переломе плечевой кости.

5. Используя раздаточный материал, определить вид полученной травмы по положению пострадавшего во время транспортировки. Обсудить результаты работы.

 

Лабораторное занятие 4. Уход за больным в домашних условиях (2 часа)

Задачи занятия

1. Научиться оценивать состояние больного по клиническим признакам.

2. Овладеть основными приемами специального ухода за больным человеком.

Материалы и оборудование

1. Образцы различных лекарственных форм.

2. Шприцы одноразового использования. Спиртовой раствор, вата, стаканчики с водой. Муляжи для инъекций.

3. Медицинские банки, горчичники, грелка.

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

Теоретическая часть

1. Перечислить какие больные и пострадавшие нуждаются в постороннем уходе.

2. Рассказать об основных принципах ухода за больными в домашних условиях.

3. Пояснить какие положения больного называются «вынужденными», «пассивными», «активными».

4. Для чего измеряется температура тела? В какие часы суток, и в каких точках тела она измеряется?

5. Назовите элементы ухода за больными в домашних условиях.

Практическая часть (тренинг)

1. Изучить способы введения лекарственных средств, заполнить таблицу.

2. Отработать технику внутримышечных инъекций (в плечо, ягодицу).

3. Отработать технику постановки медицинских банок и горчичников

 

Лабораторная работа 5

Зачетное занятие «Оказание первой помощи при неотложных состояниях»

Задачи

1. Актуализация теоретических знаний по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.

2. Применение теоретических знаний в практической деятельности по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.

3. Формирование навыков анализа неотложного состояния, принятия решения об оказании первой помощи.

Материалы и оборудование

1. Медицинские жгуты, закрутки.

2. Подручные шины.

3. Перевязочный материал.

4. Валики, косынки, ножницы, булавки.

5. Карточки с заданиями (описание неотложных состояний).

Методическое обеспечение

[1–5; 11–14]

Форма проведения занятия: деловая игра.

 

Практическое занятие 4 Первая помощь при воздействии на организм человека абиотических и биотических факторов поражения (2 часа) Задачи занятия 1. Познакомиться с понятиями «абиотические поражающие факторы», а также с нарушениями, которые они вызывают. 2. Изучить методы определения степени, площади и стадии поражения при ожогах и отморожениях. 3. Научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшим при абиотических поражениях: ожоги, отморожение, электротравма, тепловой и солнечный удар и укусах жалящих насекомых, змей. Материалы и оборудование Видеофильм «Первая медицинская помощь». Методическое обеспечение [1–5; 11–14] Теоретическая часть 1. Дайте определение понятия «абиотические поражающие факторы», перечислите виды поражений. 2. Укажите общие симптомы и различия в клиническом течении солнечного и теплового ударов. 3. Какие нарушения жизнедеятельности вызывает поражение электротоком? Назовите возможные осложнения при поражении электрическим током. 4. Какие нарушения жизнедеятельности вызывает действие термической энергии на организм человека? 5. Как определять площадь ожога? Практическая часть 1. Просмотр видеофильма. 2. Заполнить таблицу «Особенности доврачебной помощи при различных видах абиотических поражений» по графам: вид поражения (термический ожог, химический ожог едкими веществами, тепловой удар, солнечный удар, отморожение), симптомы, первая медицинская помощь, недопустимые действия.   Практическое занятие 5. Первая помощь при поражении органов инородными телами. Острые отравления (2 часа) Задачи занятия 1. Выявить причины, механизмы и клинические проявления при утоплении (в морской и пресной воде), правила спасения утопающих. 2. Познакомиться с условиями попадания инородных тел в организм человека, видами, симптомами поражений и доврачебной помощью. 3. Ознакомиться с поражения организма человека отравляющими и ядовитыми сильнодействующими веществами биологического и небиологического происхождения и доврачебной помощью при них. Материалы и оборудование Видеофильм «Первая помощь при утоплении». Методическое обеспечение [1–5; 11–14] Теоретическая часть 1. Асфиксия, причины ее возникновения. 2. Утопление, механизм утопления в пресной и чем он отличается от механизма утопления в морской воде. 3. «Синее» утопление и в чем его отличие от «белого» утопления. 4. Инородные тела, виды инородных тел. Какие органы могут быть поражены инородным телом? 5. Особенности оказания доврачебной помощи при наличии инородных тел в различных органах и тканях. 6. Перечислите меры профилактики инородных тел дыхательных путей и глаз у детей. 7. «Острые отравления», особенности доврачебной помощью при них. Практическая часть 1. Изучить методы доврачебной помощи и профилактики попадания инородных тел в органы тела человека. Заполнить таблицу по графам: вид поражения, симптомы, первая помощь, профилактика. 2. Изучить приемы первой доврачебной помощи при утоплении, просмотрев видеофильм «Первая помощь при утоплении»,сделать соответствующие записи. 3. Тренинг: отработать методы доврачебной помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути и глаза. 4. Изучить методы доврачебной помощи при поражении организма человека отравляющими и ядовитыми сильнодействующими веществами биологического и небиологического происхождения. 5. Заполнить таблицу по графам: вид поражения (отравление лекарственными веществами, алкогольное отравление, отравление некачественными продуктами), симптомы, первая помощь, недопустимые действия.    

Самостоятельная работа (16 часов)

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

· Выполнение заданий к разделу.

· Выполнение индивидуального домашнего задания.

· Оформление результатов лабораторных и практических работ

· Подготовка к тесту

· Подготовка ответов на вопросы теоретической части лабораторных и практических работ.

· Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка презентации

 

Таблица 5

Самостоятельная работа

 

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Трудоемкость (кол-во часов) Контроль выполнения работы

Инфекционные заболевания

Инфекционный и эпидемиологический процессы Работа с рекомендованной литературой. Выполнение заданий к лекции 2 Тест. Задания к лекции
Понятие о микробиологии и иммунологии Работа с рекомендованной литературой. Выполнение заданий к самостоятельной работе 4 Тест. Индивидуальное домашнее задание
Основные инфекционные заболевания: причины, симптомы, профилактика Работа с рекомендованной литературой. Выполнение индивидуального задания. Оформление результатов практической работы и ответов на вопросы самостоятельной работы к ней. Выполнение заданий к разделу. 4 Тест. Индивидуальное домашнее задание. Практическая работа. Задания к разделу.

Неотложные состояния

Неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие, доврачебная помощь Работа с рекомендованной литературой. Выполнение заданий к лекции 4 Тест. Задания к лекции
Параметры жизнедеятельности. Сердечно-легочная реанимация Работа с рекомендованной литературой. Оформление результатов лабораторной работы 2 Лабораторная работа
Раны. Методы временной остановки кровотечения Работа с рекомендованной литературой. Подготовка ответов на теоретические вопросы. Выполнение заданий к лабораторной работе индивидуального домашнего задания 2 Устный опрос. Задания к лабораторной работе. Индивидуальное задание
Первая помощь при травмах. Транспортная иммобилизация. Транспортировка пострадавших Работа с рекомендованной литературой. Подготовка ответов на теоретические вопросы. Выполнение заданий к лабораторной работе индивидуального домашнего задания 2 Устный опрос. Задания к лабораторной работе. Индивидуальное задание
Первая помощь при воздействии на организм абиотических и биотических поражающих факторов Работа с рекомендованной литературой. Выполнение индивидуального задания. Оформление результатов практической работы и ответов на вопросы самостоятельной работы к ней. 2 Тест. Индивидуальное домашнее задание. Практическая работа.
Первая помощь при попадании инородных тел в организм человека. Острые отравления Работа с рекомендованной литературой. Выполнение индивидуального задания. Оформление результатов практической работы и ответов на вопросы самостоятельной работы к ней. 2 Тест. Индивидуальное

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.