Тема 3.2. Территориальные особенности расселения и урбанизации в России, зарубежных странах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 3.2. Территориальные особенности расселения и урбанизации в России, зарубежных странах

2020-08-21 89
Тема 3.2. Территориальные особенности расселения и урбанизации в России, зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характер расселения людей (города, поселения) зависит от размещения производительных сил общества. Размещение промышленности, спрос на факторы производства, влияют на ТОО. Районы с благоприятными условиями для проживания вызывают приток рабочей силы. Возникает необходимость расширять производство.

Территориальные системы расселения ранжируются от локальных до глобальных. Последние характерны для наиболее развитых регионов (территория Евросоюза).

 

В РФ к региональным уровням систем расселения относятся:

1) макрорегиональный (крупные экономические районы или федеральные округа)

2) региональный (субъекты РФ)

3) внутрирегиональный (части крупных субъектов РФ)

4) районный

Районные системы состоят из локальных, к которым относятся и городские агломерации.

Опорный каркас расселения – это сочетание главных центров и соединяющих их транспортных магистралей.

Формы расселения в зависимости от признака делятся на:

1) городское и сельское

2) постоянное и временное

3) компактное и рассеянное

4) взаимосвязанное и изолированное

Города и поселки городского типа (ПГТ) играют системообразующую роль в формировании ТОО и ее развитии. Урбанизация в развитых странах связана с НТП[2], в развивающихся – с неблагоприятными условиями жизни в деревне.

Город – это населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, на транспорте, в связи, торговле и социальной сфере. Основные типы городов РФ (за 30 лет критерий увеличился в 5 раз):

· сверхкрупные мегаполисы (более 3 млн. чел.)

· крупнейшие (от 1 до 3 млн. чел.)

· крупные (от 250 тыс. до 1млн. чел.)

· большие (от 100 до 250 тыс. чел.)

· средние (от 50 до 100 тыс. чел.)

· малые города и поселки городского типа (до 50 тыс. чел.)

Поселок городского типа - это населенный пункт, в котором размещены промышленные производства или транспортные центры.

Курортный поселок – это населенный пункт, расположенный в рекреационной зоне, с населением не менее 2 тыс. чел., в котором число ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет не менее 50% постоянного населения.

Город притягивает к себе пути из соседних экономических центров, на развитие которых он оказывает влияние. В зависимости от градообразующих функций города делятся на следующие типы:

- многофункциональные (крупнейшие промышленные административные центры с развитой инфраструктурой и мощным негосударственным сектором экономики)

- выполняют те же функции, но масштаб другой (крупные или малые города – промышленные центры)

- крупнейшие транспортные центры, в которых занято 20% населения

- города нового освоения (Сибирь, Д.Восток)

- оздоровительные центры

- наукограды (Москва, СПб, Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск)

- закрытые территориальные образования (Арзамас-39, Красноярск-26, Челябинск-26)

Наиболее урбанизированные территории РФ – Московская, СПб, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская агломерации.

Наименее урбанизированные – Бурятия, Адыгея, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский края, Курганская, Тамбовская области.

                         Урбанизация

 

Появление первых городов (3 тыс. лет д. н.э. на Ближнем Востоке) совпало с возникновением массовых религий. Храм служил и религиозным, и оборонительным целям, в нем же хранились излишки с/х продукции. Из-за богатств, накопленных в городах, и религиозных споров, войны между людьми усилились.

Западная урбанизация началась в Греции (5 в д.н.э. – сотни независимых городов-государств). Городами управляли не жрецы-вожди, а граждане, торговля процветала.

Население Рима (2 этап урбанизации, 3 в. н.э.) существовало за счет войн и сбора дани, а не производства и обмена. Эта система привела к гибели страны. Когда Афины последовали примеру Рима, город пришел в упадок.

В средние века первые города на базе рынков возникли по двум причинам:

1) децентрализация власти при феодализме (просто собирать дань с соседних территорий было нельзя, приходилось что-то производить)

2) низкая производительность с/х (продовольствие приходилось закупать в соседних регионах, отсюда конкуренция с другими городами)

Концентрация населения и производства в городах объясняется рядом преимуществ, получаемых как производителями, так и потребителями. Создается компактный, емкий рынок. Увеличение масштабов производства дает возможность получить существенную экономию (экономия агломерации).

Концентрация в современных городах создает отрицательные эффекты (переполненный транспорт, пробки на дорогах, шум, грязь, психическое напряжение), что приводит к миграции в пригородную зону. Когда люди ездят на работу из пригородов, один вид отрицательных эффектов сменяется на другой (дополнительная усталость, транспортные расходы, время на дорогу).

Город экономически структурирует все окружающее пространство. Современные крупнейшие города меняют свою функциональную ориентацию, промышленность покидает мегаполисы. Население увеличивается, социально-экономические проблемы обостряются (особенно безработица, жилищный кризис, криминогенная обстановка). Греческий ученый К.Доксиадис выдвинул теорию экуменополиса (урбанизированного пространства), согласно которой в будущем все население Земли сконцентрируется в городах вдоль побережий океана и других наиболее выгодных местах. Заселенность остальной площади суши уменьшится, что благотворно скажется на состоянии природы.

 

                       Зонирование

Теоретически цель зонирования – безопасность и здоровье жителей города. Главное средство для достижения этой цели – разделение несовместимых направлений использования земли. Первые распоряжения по зонированию использовались, чтобы исключить соседство богатых жителей с бедными. Виды зонирования:

· Экологическое (отделение вредных производств)

· Финансовое (отделить тех, кто не платит налоги в местный бюджет). Например, в США устанавливается минимально допустимая площадь участков, которые могут купить только богатые люди (фирмы)– исключающее зонирование.

· Проектное (размещение различных видов деятельности так, чтобы эффективнее использовать инфраструктуру города)

 

 

      Рис. 3.2.2. Модели планировочной структуры города

1- центральный район; 2 – район оптовой торговли и легкой промышленности; 3 – район неблагоустроенных жилищ; 4 – район жилищ среднего качества; 5 район благоустроенных жилищ; 6 – район тяжелей промышленности; 7 – внешний деловой район; 8 – жилые предместья; 9 – промышленное предместье; 10 – зона маятниковых миграций

Существуют 4 модели взаимного размещения функциональных зон в городе:

1) концентрическая (наиболее распространенная)–кругами от центра (классика)

2) секторальная  - зоны привязаны к радиальным (от центра) магистралям, вдоль которых формируются отдельные сектора

3) многоядерная - зоны образуют отдельные ядра, сложным образом связанные друг с другом

4) линейная - зоны расположены параллельно друг другу (авангард)

На западе в центре города располагается деловой район, в котором никто не живет, земля самая дорогая, застройка – небоскребы. Вокруг многоэтажная жилая застройка, в которой живут небогатые слои населения – иммигранты из развивающихся стран. В этих районах высокая преступность и безработица.

Ближе к окраинам города расположены благоустроенные коттеджи с земельными участками, в которых проживают обеспеченные слои населения. Крупные объекты промышленности тяготеют к периферии.

В развивающихся странах в центре, кроме офисов, банков и магазинов, проживают самые обеспеченные люди (поскольку эта самая благоустроенная зона). На окраинах – трущобы, в которых проживают переехавшие в город крестьяне, в основном безработные.

Ложная урбанизация – это ситуация, когда рост населения обгоняет экономическое развитие города. Крупные промышленные объекты могут быть и в центре города, и за ним.

В бывших социалистических странах существовала своя специфика: в центре города – административные, торговые, культурные учреждения. Вокруг – промышленные зоны. Далее – новостройки (этажность которых увеличивалась по мере удаления от центра). Все это соседствовало с транспортными, рекреационными зонами. Последствия таких планировочных структур до сих пор сохранились на территории бывшего СССР.

 

 

  Экономические основы урбанизации

 

 

Экономическая причина существования городов – внешняя экономия, которая возникает при локализации предприятий на небольшой территории. Города считаются промышленными узлами, которые являются основой возникновения территориально-производственных комплексов.

Классическое определение М.Вебера: город – это поселение, в котором есть собственный рынок.

Советский город представлял собой город-предприятие, своеобразное натуральное хозяйство, включенное в территориальное разделение труда.

Каркас городов (города и связывающие их дороги) – важнейшее понятие пространственно-экономического анализа. Он позволяет рассмотреть экономическое пространство как структурно организованное, перейти от геометрического описания к экономическому. Иерархия городов вырастает на основе иерархии видов обслуживания (Кристаллер). Каркас – это набор городов, который обеспечивает обслуживание территории с помощью сети предприятий.

Города появляются благодаря наличию сравнительного преимущества, эффектов масштаба в производстве и на транспорте, а также эффекта концентрации. Города развиваются вокруг центров приложения труда, создаваемых фирмами, так что выбор места размещения фирм оказывает непосредственное влияние на местонахождение городов. Размещение промышленных или коммерческих предприятий приводит к развитию разных типов городов. Виды фирм:

1. транспортно-ориентированные

2.ресурсно-ориентированные (следствие – сырьевые города – металлургические, лесопромышленные)

3. рыночно-ориентированные

Принцип медианного положения объясняет развитие нескольких типов городов. Если серединным положением с точки зрения транспорта является источник сырья, то вокруг него образуется сырьевой город. Если срединное положение находится в центре региона, появляется региональный центр и т.д.

Оптимальным местом размещения фирмы с несколькими видами используемых факторов производства является такое, которое делит совокупный вес продукции фирмы в денежном выражении на 2 части (половина ресурсов поступает из 1 источника, половина – из другого) то же относится к расстоянию (транспорт) и рынкам сбыта.

Эффект локализации приводит к появлению групп фирм одной и той же отрасли. Эффект урбанизации способствует объединению в группы фирм из разных отраслей.

Количество новых предприятий зависит от стоимости местных ресурсов, эффекта локализации (совокупный объем продукции отрасли), технического уровня территории (количества инженеров), налоговой политики администрации и состояния местной экономики (уровень безработицы).

 

N = f (A, B, C, D, E), где

 

N- количество новых фирм в конкретной отрасли

A- уровень заработной платы в городе (важнейший фактор, чем он выше, тем меньше фирм)

B- стоимость энергии

C- объем продукции, выпускаемой предприятиями данной отрасли в городе

D- налоги и льготы для предприятий

E- уровень безработицы в городе

 

Местные налоги оказывают сильное негативное влияние на хозяйственный рост региона. Чем выше налоги, тем медленнее развивается город.

Некоторые города появляются не вследствие размещения коммерческих предприятий, а благодаря государству. Когда государство выбирает места для размещения административных органов, создается концентрация рабочих мест для госслужащих городах, которые превращаются в столичные.

В зависимости от сложности выполняемых функций города могут быть многопрофильными и моноспециализированными (города-заводы). Последний вид экономически неустойчивый, т.к. в нем отсутствуют альтернативные сферы приложения труда, что при определенных обстоятельствах (переходный период в РФ) приводит к безработице, снижению уровня жизни, оттоку населения (депрессивные регионы).

Агломерация – это форма расселения и территориальной организации хозяйства. Это территориальное образование, объединяющее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и другие населенные пункты.

Концентрация промышленности в городах до определенного предела вызывает повышение эффективности производства. Но превышение оптимального уровня вызывает обратный процесс (земля, ресурсы дорожают), становится выгодно переводить предприятия за город. Субурбанизация – быстрый рост пригородов.

 

 

Рис.3.2.3.Территориальная структура крупной городской агломерации

1 – центральный город (ядро агломерации) 6 – второй пояс

2 – замыкающие спутники                           7 – периферийная зона

3 - прочие спутники                                      8 – «противовесы»

4 – агломерации второго порядка                9 – транспортные линии

5 – первый пояс спутников

5 стадий урбанизации:

1) равномерное расселение в соответствие с естественным ландшафтом. 90% населения – крестьяне (самые отсталые страны Африки – Уганда, Бутан)

2) рост городов, миграция из деревни (большинство развивающихся стран)

3) появление пригородов, агломераций, т.к. город не вмещает всех желающих, снижение сельского населения (бывший соцлагерь кроме отдельных регионов)

4) субурбанизация – переселения части городского населения в пригороды (элита), опережающий рост пригородов по сравнению с главными городами (большинство развитых стран)

5) рост агломераций замедляется, сельское население в прилегающих территориях растет, но по образу жизни оно не отличается от городского (США, Канада, Япония, Германия, Англия, Франция).

Термин Субурбанизация происходит от слова пригород. Эту стадию развитые страны прошли. Там население переехало в пригороды, кризис главных городов усилился. Уменьшилась налоговая база, выросла преступность и безработица. Сейчас пытаются возродить центры, но не для проживания, а по-другому.

Правило Ципфа: население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города страны или района.

Так, если население самого крупного города системы насчитывает 1 млн. чел., то во втором городе должно проживать 500 тыс. чел., в третьем – 333 тыс. чел., в четвертом – 250 тыс. чел.

В отстающих странах, особенно африканских, правило Ципфа не соблюдается. Самый крупный город резко выделяется среди остальных городских поселений. По мере развития страны разрыв уменьшается. В Европе распределение городов почти совпадает с правилом «ранг-размер».

Функции города могут быть:

· градообслуживающие (предназначенные для населения самого города – транспорт, ЖКХ)

· градообразующие (поставка продукции на внешний для города рынок)

а) центральные (административные, промышленные, транспортные, финансовые, центры)

б ) специальные (отдельные отрасли промышленности и т.д.)

Чем крупнее город, тем больше градообразующих функций он имеет, специализация есть у всех городов (промышленно-транспортные, административные центры). У небольших городов  1 функция, зависящая от рыночных перемен, что не способствует развитию. Будет город развиваться или нет, зависит от его ЭГП (экономико-географического положения) – микро, мезо, макро и мега - по отношению к природным ресурсам, источникам сырья, промышленным, транспортным и с/х центрам, рынкам сбыта, источникам рабочей силы, центрам культуры, науки и техники, относительно столицы государства, границ, оборонительных объектов и очагов политических конфликтов.

 

 

                  Теории размещения

 

 

Немецкий ученый И.Г.Тюнен в 19 в. предложил модель изолированного государства. Графически она представляла собой диаграмму концентрических колец использования земель вокруг рыночного центра. Главный вывод: нет абсолютно выгодных систем использования земель, а их оптимальный выбор зависит от природных и социально-экономических условий.

В 1909 г. А.Вебер выдвинул «Теорию размещения промышленности», согласно которой оптимальное размещение производства определяется по принципу наименьших издержек. Оно зависит от 3х факторов: транспорта, рабочей силы, агломерации (стремлением предпринимателей размещать предприятия в центрах концентрации других предприятий в целях экономии).

Немецкий ученый В. Кристаллер разработал теорию размещения городов -центральных мест: города – центры одного ранга на однородной территории сформируют сетку правильных треугольников, а зоны их обслуживания (дополняющие районы) образуют ячейки шестиугольной формы, которые покрывают всю территорию. Такая правильность даже в Германии вряд ли возможна

Размещение центров более низкого уровня возможно в 3 вариантах:

1) в углах шестиугольников (оптимизируется торговля, территория обслуживается минимальным количеством центров) К=3

2) на ребрах шестиугольников (оптимизируется транспорт) К=4

3) внутри шестиугольников (оптимизируется административная структура) К=7 (К – число обслуживаемых центром пунктов)

 

 

Рис. 3.2.2. Варианты размещения центральных мест по теории Кристаллера

 

Французский экономист Ф.Перру (Ж.Будвиль) предложил термин «полюсы роста». Для региона это набор развивающихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызвать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Это города, располагающие комплексом импульсивных отраслей.

С полюсами роста связана теория П.Потье об осях развития. Ее основной тезис – развитие передается вдоль главных транспортных магистралей, которые соединяют между собой главные промышленные центры.

 


[1] сельскохозяйственной

[2] Научно-технический прогресс


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.