Рынок - форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами, путем их купли - продажи. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Рынок - форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами, путем их купли - продажи.

2020-08-21 124
Рынок - форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами, путем их купли - продажи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рынок - форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами, путем их купли - продажи.

Рыночная экономика - система организации экономики, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно, где производство и распределение продуктов определяется не планом, а самими производителями. Основана на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности.

I. Рыночная организация хозяйства, как экономическая система.

Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства.

Эволюция всех известных человеку экономических систем, происходит как следствие поиска способов решений извечной дилеммы: "ресурсы ограничены - потребности безграничны". Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в них для удовлетворения всех существующих потребностей. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени из имеющихся ограниченных ресурсов. В свою очередь повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продукциями труда.

Разделение труда и специализация трудовых функций.

Разделение и специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда.

Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, развивается технический прогресс.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысл принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.

Частная собственность на ресурсы и рыночная организация хозяйства.

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудия труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновения классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности. В различные эпохи человеческой истории мелкотворные хозяйства создавали наибольший экономический импульс. Для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.

Практика показала, что решить главный принцип обобществленной системы "каждому по потребностям", при естественной ограниченности ресурсов, командными методами обмена и распределений благ невозможно.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика.

Рыночный обмен экономических потоков товаров и доходов.

 

 

 


II. Бизнес малый.

Бизнес, для которого характерны независимое владение и независимая организация хозяйственной деятельности, но она не является доминирующей в своей области. Это коммерческая, торговая или другая деятельность, организованная в рамках предприятия малого или среднего. К бизнесу малому в первую очередь относятся предприятия, отвечающие хотя бы двум из следующих характеристик: независимое управление, собственный капитал, локальный район действия, относительно небольшой размер по отношению в целом (в США, например, к Б. м. относятся предприятия, имеющие менее 100 занятых, в обрабатывающих отраслях - менее 500). При организации Б. м. Следует учитывать: достоинства - независимость действий, способность быстро адаптироваться к местным и другим условиям, сравнительно низкие текущие издержки, более высокая оборачиваемость капитала, создание дополнительных рабочих мест, быстрое достижение эффективности (получение прибыли и др.); недостатки - финансовые трудности, единоличные ответственность и риск предпринимателя, неуверенность партнеров при заключении контрактов, зависимость от других лиц, фирм и государства в деле обеспечения ресурсами и т.п. По мнению экономистов, в бизнесе надо ориентироваться на крупные объединения в сфере производства однотипной продукции массового спроса и, наоборот, на мелкие фирмы для выпуска новой и перспективной продукции в небольших объемах. Преимущества Б. м., позволяющие ему быть конкурентоспособным при наличии крупных предприятий, связаны, прежде всего, с существованием рынков, ограниченных в своих размерах (например, рынок цветов, требующий быстрой их доставки и реализации) или куда потребитель должен приходить лично (парикмахерские, кафе и рестораны), и способностью быстро перестраиваться на производство новых видов товаров (например, одежды, обуви и т.п.)

 

III. Рынок.

Рынок - категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающего систему, экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями). Основные элементы этих отношений - стоимость, цена, конкуренция, спрос и предложение. Функционирование рынка подчинено закону, регулирующему связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда. Формой реализации этого закона выступает закон спроса и предложения, действие которого определяет эквивалентность обмена, соотношение денежных и товарных потоков, платежеспособного спроса и предлагаемых товаров и услуг с учетом их количества, качества, ассортимента. Рынок ориентирует всех участников на высокое качество товаров и услуг, снижение издержек производства, лучшее удовлетворение потребителей, с одной стороны, экономическим принуждением, обусловленным конкуренцией, банкротством и т.п., с другой - материальной заинтересованностью (увеличением прибыли и т.п.) Рынку присущи независимость товаропроизводителей, их полная самостоятельность, свободное ценообразование по значительному кругу товаров, свободный выбор поставщиков и потребителей, конкуренция товаропроизводителей, продавцов за рынком сбыта. Именно цивилизованная конкуренция делает предприятия на рынке восприимчиваемыми к техническим новинкам, сдерживает рост цен и ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребителей (покупателей). Поэтому рынок не должен быть стихийным (разрушительным), для чего возникает настоятельная необходимость в его государственном регулировании, т.е. в разработке и использовании комплексной системы мер, осуществляемых государством, по упорядочиванию рыночных отношений, сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защиты отдельных групп населения и др. Формы такого регулирования разнообразны. Это законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынка, присущих ему структур (бирж, ярмарок, рекламных и др. агентств). Правовое регулирование имеет своей целью упорядочение рыночных отношений, придание рынку цивилизованных форм, предупреждение злоупотреблений, защиту интересов потребителей и общества в целом (наспример, в отношении объема, свойств и параметров продукции). Значительное место должно принадлежать антимонопольному законодательству - системе нормативных актов, направленных против злоупотреблений физическими и юридическими лицами, предупреждающих возможность диктата на рынке, давление конкурентов недобросовестными методами и приемами; финансово-экономическому – разработке действенной налоговой системы, льгот и санкций, инвестиций, дотаций и кредитов, стимулирующих развитие одних видов деятельности и сдерживающих другие; маневрирование ставками учетного процента, предоставление льготных условий финансирования фирмам (компаниям, предприятиям), осуществляющим программы, имеющие приоритет в обществе. Существенное влияние на функционирование рынка оказывает государственное регулирование цен, установление твердых цен или предоставление дотаций на отдельные виды товаров и услуг (особенно социально значимых). Так, например, в ряде западных стран с развитой рыночной экономикой наряду со свободными ценами на большинство товаров, установлены и твердые цены на хлеб, молоко, мясо, в других применяются дотации на зерно, уголь. Социальное регулирование рынка должно обеспечивать социальную защищенность определенных групп населения, гарантировать минимальную заработную плату и пенсии, предупреждать или сводить к минимуму масштабы безработицы и т.д. На практике, сердцевиной рыночной системы является рынок товаров – сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги. Однако эффективно функционировать он может лишь во взаимосвязи с другими рынками капитала, информации, ценных бумаг, труда, услуг и др. Все они связаны между собой, им присущи общие черты, но вместе с тем каждый из них имеет собственные особенности, формы организации, коммерции и посредничества.

 

IV. Экономика рыночная.

Экономика рыночная – экономика, которая наряду с рынком объединяет сферы производства, потребления и распределения товаров и услуг, а так же ее программирования и регулирования. В ней решения об использовании ресурсов принимаются рынком, механизм, который обеспечивает эффективность такой экономики, является взаимодействие между спросом и предложением. Цена – это тот сигнал, который сообщает предприятиям и потребителям, как им надо действовать на рынке, – производить ли больше данного товара, сокращать или прекращать его выпуск и т. д. Наряду с механизмом образования цен, особое внимание особое внимание должно обращаться на рыночную конкуренцию, т. е. если существует ряд конкурирующих между собой фирм (предприятий и т. п.) и не одна из них не может управлять процессом ценообразования, они вынуждены производить именно те товары, которые имеют реальный спрос на рынке и за которые потребители могут заплатить. Однако ценовый механизм для определенной категории товаров не работает (например товары ВПК), а иногда не в состоянии отразить все затрат на производство товара (типичный пример – дополнительные издержки, возникающие как возмещение ущерба окружающей среде), а следовательно, цены и издержки не отражают его общественного эффекта. Эти и другие недостатки рынка постоянно присутствуют в реальной жизни, а поэтому «чистая» рыночная экономика, какой она обычно строится в модели спроса и предложения не может существовать.

Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием малого бизнеса. Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода: - во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

Во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим, сферы обслуживания.

Преимущества малого бизнеса состоят в следующем:

- он динамичнее крупного, малый бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство оперативнее отражает изменение потребительского спроса;

- развитие малого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

- малый бизнес быстрее «впитывает» новые веяния научно-технического прогресса, так как он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества;

- малый бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

 

Акционерное общество.

Акционерным обществом признается общество, ус­тавный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой - акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество го­лосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегирован­ные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обще­ствах» владельцы привилегированных акций имеют право голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, внесении в устав изменений, ограничивающих их права, а также в случаях невыплаты в полное размере дивиденда по привилегированным акциям.

Акции как ценные бумаги могут существовать не с только в виде бумажных документов, но и в так называемой бездокументарной форме, когда права акционеров фиксируются с помощью программных средств ЭВМ. В случае необходимости доказательством нали­чия прав акционера может являться выписка из реест­ра акционеров или сертификат акций.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров.

Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо под­лежит ликвидации и судебном порядке.

Участниками акционерного общества, как и обще­ства с ограниченной ответственностью, являются фи­зические и юридические лица. Держатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам АО, обще­ство не отвечает по долгам акционеров.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше ве­личины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного об­щества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО. На этапе создания все акции акционерного общества, как открытого, так и закрытого, распределяются между учредителями и полностью ими оплачиваются.

В дальнейшем уставный капитал может быть увели­чен путем выпуска дополнительных акций или увели­чения их номинала. Однако фактически это возможно только в открытом акционерном обществе, где допол­нительно выпушенные акции могут размешаться сре­ди третьих лиц. Для закрытых акционерных обществ, в частности банков, это практически невозможно, поскольку акции могут быть реализованы только участ­никам и только после регистрации эмиссии, а рекламирование и даже любое упоминание о ценных бумагах кредитных организаций до момента государственной регистрации их выпуска запрещается. Таким образом, до фактического выпуска акций общество не знает, будут ли эти акции проданы третьим лицам, дополнительные капиталы которых желает привлечь общество, принятие новых лиц в состав участников до момента государственной регистрации эмиссии дополнительных акций лишено всякого смысла: не будучи акционерами, они не имеют статуса участников общества.

Для всех обществ и товариществ действует правило, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов товарищества или общества окажется меньше размера его уставного капитала, товарищество или общество обязано объявить и зарегистрировать это уменьшение. Если этот размер окажется меньше установленной законом минимальной величины уставного капитала, юридическое лицо подлежит ликвидации.

Прекращение членства в акционерном обществе наступает автоматически в результате продажи акционером всех своих акций. Продавец при этом получает только рыночную стоимость этих акций и ничего больше. Участники ОАО вправе без согласия других участников свободно отчуждать принадлежащие им акции. В закрытом акционерном обществе акции обыч­но продаются только другим акционерам внутри общества. Продажа акций третьим лицам допускается с согласия других акционеров, которые при этом имеют преимущественное право покупки на тех же условиях (цена, срок оплаты и др.), какие были предложены данному акционеру третьим лицом. Если это право не было реализовано акционерами, то акции продаются любому лицу по усмотрению их владельца. Новые участники становятся акционерами после покупки акций и занесения их в реестр акционеров АО.

Названная особенность ОАО позволяет участво­вать в нем неограниченному кругу лиц, свободно вхо­дить и выходить из него.

При этом имущество акционерного общества остается в неприкосновенности.

ОАО предполагает публичное ведение дел и систематическую публикацию в прессе отчета о состоянии имущества и финансов - баланса общества. В ЗАО и ООО органы управления обществом обязаны отчитываться только перед акционерами. Однако, если общество с ограниченной ответственностью или закрытое акционерное общество выпустило облигации, публика­ция отчета и баланса является обязательной. Следует обратить внимание, что деятельность АО весьма под­робно регламентируется действующим законодатель­ством. В частности, закон защищает права меньшин­ства акционеров, устанавливает ограничения на сдел­ки с заинтересованными или влияющими (аффилированными) лицами АО, усложняет совершение крупных сделок. Аналогичные правила вскоре будут установле­ны в отношении ООО.

 

Рынок - форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами, путем их купли - продажи.

Рыночная экономика - система организации экономики, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно, где производство и распределение продуктов определяется не планом, а самими производителями. Основана на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.