Тема 13. Инструменты гончара. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 13. Инструменты гончара.

2020-08-21 117
Тема 13. Инструменты гончара. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теория: Иструменты, традиционно применявшиеся в русском гончарстве: клепик, гребёнка, срезка, лучок. Инструменты, применяемые гончарами Японии, Кореи, США. Применение инструментов в работе гончара. Организация рабочего места при работе за ГК.

 

Практика: Посадка и положение тела при работе за ГК. Постановка позиции рук при переминке и центровке глины на гк. Переминка глины на ГК («поднятие и опускание» глиняного конуса.

 

Тема 14.   Центровка заготовки на гончарном круге

Теория: Понятие и цель центровки глиняной заготовки. Центровка и расценнтровка. Принципы работы тела при центровке заготовки, позиция рук при центровке.

 

Практика: Постановка позиции рук при переминке и центровке глины на гк. Переминка глины на ГК («поднятие и опускание» глиняного конуса. Центровка заготовки на гончарном круге.

 

Тема 15. Изготовление цилиндра на гончарном круге.

Теория: Назначение цилиндрической заготовки в общем процессе формования изделия на гончарном круге. Разбор и анализ примеров цилиндрических гончарных форм на примере работ мастеров Ёрговского и Закуштского гончарных промыслов, а так же работ гончаров и художников-керамистов Кореи, Японии, Скандинавии и США. Сравнительный анализ приведенных художественных примеров.

 

Практика: Постановка позиции рук при переминке и центровке глины на гк. Переминка глины на ГК, «поднятие и опускание» глиняного конуса. Центровка заготовки на гончарном круге. Формовка цилиндра на гончарном круге.

 

Тема 16. Изготовление глубокой миски/латки конической формы с прямой стенкой на гончарном круге.

Теория: «Раскрытие» цилиндрической формы наружу на гончарном круге. Приемы деформации стенки цилиндра. Позиция рук.  Разбор и анализ примеров открытых конических гончарных форм на примере работ мастеров Ёрговского и Закуштского гончарных промыслов, а так же работ гончаров и художников-керамистов Кореи, Японии, Скандинавии и США. Сравнительный анализ приведенных художественных примеров.

 

Практика: Постановка позиции рук при переминке и центровке глины на гк. Переминка глины на ГК, «поднятие и опускание» глиняного конуса. Центровка заготовки на гончарном круге. Формовка цилиндра на гончарном круге. Изготовление миски конической формы с прямой стенкой на гончарном круге.

Тема 17. Изготовление глубокой миски/латки с округлой стенкой на гончарном круге.

Теория: «Раскрытие» цилиндрической формы наружу на гончарном круге. Приемы деформации стенки цилиндра. Позиция рук. Разбор и анализ примеров гончарных форм мисок/латок на примере работ мастеров Ёрговского и Закуштского гончарных промыслов, а так же работ гончаров и художников-керамистов Кореи, Японии, Скандинавии и США. Сравнительный анализ приведенных художественных примеров.

 

Практика: Постановка позиции рук при переминке и центровке глины на гк. Переминка глины на ГК, «поднятие и опускание» глиняного конуса. Центровка заготовки на гончарном круге. Формовка цилиндра на гончарном круге. Изготовление глубокой миски/латки с округлой стенкой на гончарном круге.

Тема 18. Итоговое занятие

Подготовка изделий к выставке, оформление работ.

Подведение итогов работы в учебном году.

 

 

Методическое обеспечение

Данная программа содержит теоретическую и практическую часть. Первый год обучения рассчитан на общие знания о керамическом промысле. Второй год строится на основе знаний и умений, полученных на первом году обучении, на обобщении и углублении знаний и умений, полученных в предыдущий год. В процессе занятий у обучающихся развивается художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.

В процессе изготовления керамических изделий обучающиеся применяют и закрепляют знания из таких образовательных областей как: естествознание, математика, искусство, культурная и духовная антропология, словесность, социальная практика.

Педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребенком, так как группы формируются из детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений. Система тем и заданий, разработанных в данной программе дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора. Образовательная программа также предусматривает включение детей в учебный процесс в течении учебного года.

Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент. Образовательная программа нацеливает обучающихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремесел.

 

Методыобучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Занятие состоит из двух частей: теория (объяснение нового материала), демонстрация педагогом технологии изготовления и практика обучающихся (изготовление изделий). На занятиях используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, этнографические образцы.

Структура занятия

Занятие по керамике обычно включает в себя следующие этапы:

  • организационная часть;
  • повторение изученного материала;
  • изложение нового материала;
  • вводный инструктаж;
  • практическая работа;
  • уборка помещения.

Во время занятий закладываются основы понимания обучающимися роли народного творчества в современном декоративно-прикладном искусстве, вырабатывается сознательный подход к использованию художественного наследия в собственном творчестве.

Занятия керамикой позволяют ребенку воплотить в материале и объеме свою фантазию, почувствовать себя творцом и создателем, испытать гордость приобщения к традиционной культуре своего народа, ощутить вкус успеха от самостоятельного выполнения работ.

Результатом занятий являются выставки работ обучающихся. Это одна из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Обсуждение выставочных работ способствует трудовому и эстетическому развитию личности детей, их самоутверждению.

Программа дает знания, которые помогают в глубоком изучении и сохранении связи с лучшими традициями и наследием прошлого, позволяющие дать основы мастерства керамиста.

Словарь:

Тиснение – выдавливание на поверхности изделия рельефных изображений и узоров. Для тиснения применяются камешки, косточки, пёрышки, верёвки и другие штампики, которые есть под рукой. Интересно применение для тиснения предметов органического происхождения. Выгорая при обжиге, они оставляют на поверхности сосуда характерные следы. Это могут быть горох, фасоль, рис, различные крупы, сосновые или еловые иголки.

Гравировка – резьба по глине в кожетвёрдом состоянии.

Налепы – делаются при помощи плоских кусочков глины разных форм и размеров. Перед склеиванием они покрываются насечкой и смазываются шликером.

 

Ангобирование ангоб (цветная глина) наносится на поверхность подсохшего изделия.

Лощение (полирование) – осуществляется, когда изделие высохло до кожетвёрдого состояния, Лощение производится гладкими камешками, металлическими ложками, стеклянными пузырьками.

Обварка – раскалённое до 900 градусов по Цельсию изделие вынимают из печи и быстро опускают в ёмкость с мучной болтушкой (жидкое тесто), а затем в холодную воду. Болтушку могут заменить жидкие каши: гречневая, овсяная, пшённая.

Молочение – для молочного обжига изделие подвергается утельному обжигу, затем его опускают в молоко и долго в нём полощут. Затем изделию дают высохнуть, протирают чистой тряпкой, остатки молока из сосуда сливаются и сосуд протирается внутри. Далее изделие ставится обратно в печь и нагревается до 350 градусов.

 

Модель выпускника

• Выпускник самостоятельно и творчески подходит к выполнению керамических изделий разной сложности.

• Знает и выделяет разные виды, традиции по истории керамики.

• Владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывает помощь младшим обучающимся.

• Выпускник владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течение всей своей жизни.

В конечном итоге, занятия способствуют развитию умственных способностей учащихся, трудолюбия, работоспособности, абстрактного мышления, художественного вкуса, силы воли, уравновешенности, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Оценить знания и умения,  полученные на занятиях в объединении можно с помощью выставок.

 

Критерии оценивания

Теоретическая часть

Критерии оценок

 

Высокий Обучающийся подробно рассказал содержание вопроса  
Средний Обучающийся рассказал содержание вопроса, с небольшими неточности в ответе
Низкий Обучающийся рассказал меньше половины содержания вопроса

 

Практическая часть

Критерии оценок

 

Высокий Обучающийся самостоятельно и качественно изготовил керамические изделия  
Средний Обучающийся допускает небольшие технологические неточности в изготовлении и оформлении керамических изделий  
Низкий Обучающийся допускает много технологических ошибок в процессе изготовления и оформления керамических изделий  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Используемая литература

1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа, 1984.

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки / Рекомендовано Минобразования в качестве учебного пособия для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. – М.: Агар, 1999.

3. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1987.

6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.

7.  Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – СПб.: Кристалл, 1998.

8. Федотов Г.Ю. Послушная глина. Основы художественного ремесла / Рекомендовано Минобразованием РФ. - М.: «АСТ – Пресс», 1997.

 

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки / Рекомендовано Минобразования в качестве учебного пособия для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. – М.: Агар, 1999.

2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – СПб.: Кристалл, 1998.

4. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии СПб», 1997.

5. Федотов Г.Ю. Послушная глина. Основы художественного ремесла / Рекомендовано Минобразованием РФ. - М.: «АСТ – Пресс», 1997.

 

Интернет-ресурсы

http://www.horss.ru/- керамический дизайн и технологии (в помощь художникам-керамистам, студиям, мастерским и т.д.).

http://www.istra-keramika.ru/ - сайт «Художественная керамика» Петровской академии наук и искусств.

http://www.kolizei-podarki.ru/triffid/ceramics.htm - авторские работы по керамике.

http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=2296 - книга «Технология керамики» Козорог М.Г.

http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=2297 - словарь керамический.

http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=3555 - Эмме Б.Н. Русский художественный фарфор – Л.: Искусство, 1950.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.