Правовое регулирование, понятие, принципы хозяйственного права. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Правовое регулирование, понятие, принципы хозяйственного права. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.

2020-08-21 124
Правовое регулирование, понятие, принципы хозяйственного права. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое регулирование, понятие, принципы хозяйственного права. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.

 

Хозяйственное право может выступать в качестве:

1)отрасль законодательства – совокупность НПА, регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности

2)наука – деятельность по исследованию проблем в области правового регулирования предпринимательской деятельности и по предложению путей их решения

3)учебная дисциплина – совокупность знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства

4)отрасли права – в настоящее время вопрос о существовании хозяйственного права как самостоятельной отрасли права является спорным. Так, Алексеев считает хозяйственное право – комплексной отраслью, т.к. хозяйственные отношения регулируются гражданским и административным законодательством.

Мамутов считает хозяйственное право комплексным образованием, считает, что хозяйственное право регулирует хозяйственные имущественные отношения, хозяйственно–управленческие и внутрихозяйственные отношения. Лаптев считает хозяйственное право сложной отраслью права.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также в процессе ее организации (предмет).

Основные принципы хозяйственного права:
– свободы предпринимательской деятельности;
– юридического равенства форм собственности;
– государственного регулирования хозяйственной деятельности;
– свободы конкуренции;
– законности;
– обеспечения защиты нарушенных прав.

Государственное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность законодательных, исполнительных, контролирующих органов, направленных на достижение поставленных целей и задач социально-экономического характера. Государственное регулирование осуществляется путем издания актов государственных органов. Акт государственного органа – обличенное в определенную формы указания компетентного органа, адресованное субъекту хозяйствования и содержащее в себе требования по ведению ПД надлежащим образом либо о приведения данной деятельности в надлежащее состояние.

Источник права – способ официального закрепления правовых норм. Основным источником права в РБ является НПА. В соответствии со ст.1 закона «О НПА РБ», НПА – официальных документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа либо на референдуме, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.

Систему хозяйственного законодательства составляют:

1)Конституция (ст.13)

2)кодексы (ГК, УК, КоАП, ТамК, НК)

3)законы (закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 18.07.00г.)

4)декреты президента (№1 16.01.09 «Об утверждении положения о государственной регистрации и ликвидации деятельности субъектов хозяйствования»)

5)указы президента (№450 01.09.10 «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

6)директива (4 директивы)

7)Постановления СовМина (№126 04.02.04 «Об утверждении положения о создании комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротстве)»)

8)акты Верховного и Высшего хозяйственного судов (Постановления Пленума ВХС 22.12.06 №19 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации и прекращения деятельности и.п.»)

9)акты республиканских органов (Постановления министерств, НацБанка, департаментов, комитетов)

10)решения местных органов власти

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТКРЫТЫЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРИВАТИЗАЦИИ

Статья 10. Планирование приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества

Планы приватизации и планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества формируются на трехлетний период:

по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь, и по республиканским унитарным предприятиям – республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом на основании предложений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, а также Национальной академии наук Беларуси (далее – государственные органы, государственные организации);

по объектам приватизации, находящимся в собственности административно-территориальных единиц, и по коммунальным унитарным предприятиям – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов.

План приватизации должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации, перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых подлежат приватизации, предполагаемые сроки их приватизации.

План преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, предполагаемые сроки их преобразования.

Планы приватизации и планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества утверждаются:

по объектам приватизации, находящимся в собственности Республики Беларусь, и по республиканским унитарным предприятиям – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

по объектам приватизации, находящимся в собственности административно-территориальных единиц, и по коммунальным унитарным предприятиям – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Планы приватизации и планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества должны быть опубликованы в печатных средствах массовой информации, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Дополнительно планы приватизации и планы преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на сайтах органов приватизации.

Основные функции биржи.

Биржа – это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Валютная биржа — это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой состоит в предоставлении услуг по организации и проведению торгов, в ходе которых участники заключают сделки с иностранной валютой. Валютная биржа организует работу базовых элементов инфраструктуры валютного рынка: торговой системы (механизм поиска контрагента), клиринговой и расчётной систем (механизм исполнения сделки).

Товарная биржа – юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам;

Фондовая биржа — организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Основными задачами биржи являются:

содействие развитию организованного рынка товаров;

повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения;

упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;

создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам.

создание условий для проведения биржевых торгов;

проведение биржевых торгов;

регистрация биржевых сделок;

организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;

выявление спроса и предложения товаров;

котировка цен;

изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен.

 

 

Содержание и форма лицензии.

Лицензии – это специальные разрешения на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемые лицензирующим органом соискателю лицензии.

Лицензия представляет собой административный акт уполномоченного республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается:

· на определенный срок;

· на определенный вид деятельности.

Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится:

1. министерствами;

2. государственными комитетами и ведомствами;

3. исполкомами местных Советов депутатов по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.

Действие лицензии может быть прекращено:

· по истечении срока, на который она выдана;

· по нарушению срока обращения для внесения изменений и дополнений;

· по решению суда либо регистрирующего органа.

В случае нарушения субъектом хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления данного вида деятельности орган, выдавший лицензию, по представлению соответствующих органов надзора, обоснованных претензий иных юридических лиц, граждан и по итогам собственных проверок может приостановить ее действие до устранения допущенных нарушений (на определенный срок) либо дать указание об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензии.

(!) В случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии она может быть аннулирована.

Лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата о прекращении либо аннулировании лицензии. Уведомление происходит с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.

За нарушение порядка рекламирования видов деятельности, подлежащих лицензированию:

1. действие выданной рекламодателю лицензии может быть приостановлено;

2. рекламодатель может быть лишен такой лицензии по решению:

o органа, выдавшего лицензию;

o Министерства экономики Республики Беларусь.

При лишении права пользования лицензией субъект хозяйствования возвращает лицензию выдавшему ее органу.

 

 

Содержание хозяйственного договора.

Содержание договора – совокупность условий договора. Условия:

1)существенные условия договора:

А)предмет договора

Б)условия, которые законодательством отнесены к существенным

В)условия, которые определены в качестве существенных сторонами

Г)условия, вытекающие из сущности договора данного вида

Если не указаны существенные условия, договор считается не заключенным.

2)обычные условия договора

Обычные условия – те условия, которые закреплены в диспозитивных нормах гражданского законодательства, при заключении договора стороны соглашаются с этими условиями и обязуются их исполнять. Обычные условия можно не включать в договор, они не влияют на заключенность или не заключенность договора.

3)случайные условия договора – их в ГК нет, а их устанавливают сами стороны, они не влияют на заключенность договора, но если стороны их закрепили, то они приобретают статус существенных.


Виды процедур закупок.

К видам процедур государственных закупок относятся:

открытый конкурс;

закрытый конкурс;

электронный аукцион;

процедура запроса ценовых предложений;

процедура закупки из одного источника;

биржевые торги.


Понятие и виды кредитов.

Кредит - это совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Выделяют следующие основные функции кредита:

1. перераспределительная функция, которая заключается в том, что благодаря кредиту осуществляется перераспределение средств в экономике на возвратной основе;

2. функция замещения действительных

денег кредитными операциями;

3. контрольно-стимулирующая функция, означающая не контроль деятельности    каких-то контролирующих

органов (например, банков), а самоконтроль предприятий с помощью экономических рычагов.

Банковский кредит Банковский кредит является универсальным инструментом перераспределения капитала в масштабах национального и международного воспроизводственного процесса. Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за   плату    на принципах  материальной обеспеченности,

целевой направленности, срочности и возвратности. Банковский кредит выражает экономические отношения между банками и субъектами кредитования (заемщиками). Коммерческий кредит Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между двумя контрагентами обмена: предприятием-продавцом (кредитором) и предприятием- покупателем (заемщиком).

Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Потребительский кредит Особым видом кредита, потребность в котором постоянно остается острой, является потребительский кредит.

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления. Он дает возможность совершить акт покупки товаров в то время, когда процесс накопления сбережений для их приобретения еще не завершен, а у отдельных категорий населения и не был начат в связи с относительно низким уровнем доходов. Государственный кредит Государственный    кредит представляет собой совокупность отношений  по    поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств    физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного  дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.

Правовое регулирование, понятие, принципы хозяйственного права. Хозяйственное законодательство и источники хозяйственного права.

 

Хозяйственное право может выступать в качестве:

1)отрасль законодательства – совокупность НПА, регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности

2)наука – деятельность по исследованию проблем в области правового регулирования предпринимательской деятельности и по предложению путей их решения

3)учебная дисциплина – совокупность знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства

4)отрасли права – в настоящее время вопрос о существовании хозяйственного права как самостоятельной отрасли права является спорным. Так, Алексеев считает хозяйственное право – комплексной отраслью, т.к. хозяйственные отношения регулируются гражданским и административным законодательством.

Мамутов считает хозяйственное право комплексным образованием, считает, что хозяйственное право регулирует хозяйственные имущественные отношения, хозяйственно–управленческие и внутрихозяйственные отношения. Лаптев считает хозяйственное право сложной отраслью права.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также в процессе ее организации (предмет).

Основные принципы хозяйственного права:
– свободы предпринимательской деятельности;
– юридического равенства форм собственности;
– государственного регулирования хозяйственной деятельности;
– свободы конкуренции;
– законности;
– обеспечения защиты нарушенных прав.

Государственное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность законодательных, исполнительных, контролирующих органов, направленных на достижение поставленных целей и задач социально-экономического характера. Государственное регулирование осуществляется путем издания актов государственных органов. Акт государственного органа – обличенное в определенную формы указания компетентного органа, адресованное субъекту хозяйствования и содержащее в себе требования по ведению ПД надлежащим образом либо о приведения данной деятельности в надлежащее состояние.

Источник права – способ официального закрепления правовых норм. Основным источником права в РБ является НПА. В соответствии со ст.1 закона «О НПА РБ», НПА – официальных документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа либо на референдуме, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.

Систему хозяйственного законодательства составляют:

1)Конституция (ст.13)

2)кодексы (ГК, УК, КоАП, ТамК, НК)

3)законы (закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 18.07.00г.)

4)декреты президента (№1 16.01.09 «Об утверждении положения о государственной регистрации и ликвидации деятельности субъектов хозяйствования»)

5)указы президента (№450 01.09.10 «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

6)директива (4 директивы)

7)Постановления СовМина (№126 04.02.04 «Об утверждении положения о создании комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротстве)»)

8)акты Верховного и Высшего хозяйственного судов (Постановления Пленума ВХС 22.12.06 №19 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации и прекращения деятельности и.п.»)

9)акты республиканских органов (Постановления министерств, НацБанка, департаментов, комитетов)

10)решения местных органов власти

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.