Міжнародна регіональна інтеграція. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Міжнародна регіональна інтеграція.

2020-08-20 85
Міжнародна регіональна інтеграція. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зона свободной торговки (ЗСТ)

Первой логической и хронологической ступенью международной экономической интеграции является зона свободной торговли. В современном понимании:

зона свободной торговли - это преференциальная зона, в рамках которойподдерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами.

Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают свободную торговлю промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. Сферой сотрудничества стран-участниц в рамках ЗСТ является внешняя торговля.

Случаи, когда стороны имеют возможность увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

Взаимодействие государств-участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения по политическим проблемам, как привило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц, по экономическим проблемам - руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.). Эти решения носят обязательныйхарактер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения, международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

К достоинствам ЗСТ относится более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц.

Недостатки ЗСТ:

1) усиление конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности;

2) либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивая опасность банкротствнаименее конкурентоспособных из них. Поэтому без поддержки со стороны государства может возникнуть опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка. Кроме того, возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания»;

К ЗСТ относятся:

1) Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА) (подписали Венгрия, Польша, Словакия и Чехия 1992 г. в Центральной Европе, в 1996 г. к соглашению присоединилась Словения);

2) Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), созданная на базе соглашения между США, Канадой и Мексикой (1994г.);

3) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) (образовали в 1960г. Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания.

Таможенный союз (ТС)

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз. Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними. ТС предполагает замену нескольких таможенныхтерриторийодной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единоговнешнего таможенного тарифа.

Таможенный союз – это соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними и создании единого внешнего таможенного тарифа; форма коллективного протекционизма.

Основное различие ЗСТ и ТС состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров, которые в конечном итоге обеспечивают беспошлинную торговлю между странами - членами интеграционной группировки. В ТС существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

В рамках ТС происходят значительные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц: проводя единую внешнеторговую политику (таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д.), страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен, что в свою очередь дает толчок к переориентировке ресурсов, изменениям в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».

В результате создания ТС возможны два варианта развития событий:

1) когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры - если внешний тариф выше, то странам-членам ТС приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе стоящих дороже. Такие меры могут применяться из самых различных соображений. Например, исходя из стратегических целей, страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов;

2) когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры - тогда, исходя из результирующих цен, происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных стран. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Деятельность в рамках ЗСТ не предусматривает создание постоянно действующих органов, а в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, так как:

- переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране;

- становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности;

- возникает потребность в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.

По перечисленным причинам возникает необходимость в создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. Валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является первоочередным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС, его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Единый рынок (ЕР)

Качественно более высокой ступенью интеграции является ЕР. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.

Единый (общий) рынок – это ступень интеграции, на которой обеспечивается не только свободное передвижение товаров, но и свободное перемещение услуг, капитала и рабочей силы, а также создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов.

Таблица 1 – Сводная характеристика этапов экономической интеграции

Формы интеграции   Свободная торговля внутри союза   Единые тарифы и квоты к третьим странам   Свободное движение факторов производства внутри союза Единая экономическая политика стран-участниц
Зона свободной торговли + - - -
Таможенный союз + + - -
Единый рынок + + + -
Экономический (и/или валютный) союз + + + +

Почитать)

Интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии (СВА)

Субрегион Северо-Восточной Азии – региональная группировка, включающая 6 стран Азии (Японию, Китай, Южную Корею, КНДР, Россию, Монголию), основанная на концепции взаимодополняемости ресурсов: Япония и Южная Корея располагают огромными технологическими и финансовыми ресурсами; Китай и КНДР - людскими; Россия и Монголия - природными.

Такая парадигма предполагает более широкую, нежели взаимодополняемость ресурсов, трактовку факторов, благоприятных для экономической интеграции в СВА:

1) возможный синергическийэффект от объединения различных ресурсов стран субрегиона. Все четыре крупные страны имеют огромный научно-технический и производственный потенциал, значительный человеческий ресурс и емкие рынки. При этом, однако, у Китая и России все это пока существует во многом в латентной форме, имеющиеся возможности в значительной части не раскрыты. Выявление и реализация этих возможностей, соединение ресурсов Китая и России с ресурсами Японии и Южной Кореи способны оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику всех четырех стран;

2) динамичный рост торговли и инвестиций, усиление экономической взаимозависимости внутри субрегиона. Прежде всего это происходит в треугольнике Япония - Китай - Южная Корея;

3) общие социально-экономические проблемы, главными из которых являются энергообеспечение и экология;

4) культурно-исторические предпосылки интеграции. Обычно, наоборот, отмечаются существенные культурно-исторические различия между странами и соответствующая несхожесть общественного сознания, ценностей, образа мышления.

Направления сотрудничества между странами СВА:

1) ключевой сферой сотрудничества в СВА является энергетика. Стремительный рост спроса на энергию в Китае, еще в начале 90-х годов ставшем нетто-импортером нефти, в будущем грозит вызвать напряженность на региональном и мировом рынке энергоносителей, привести к острой конкуренции за энергоресурсы. Быстро растет энергопотребление в Южной Корее, а в КНДР нехватка энергии превратилась в одну из острейших проблем. Япония, Китай и Южная Корея заинтересованы в ослаблении зависимости от импорта энергоносителей, главным образом нефти, с Ближнего Востока. Наконец, в Северо-Восточной Азии нарастает беспокойство в связи с разрушительным воздействием бурной индустриализации, прежде всего Китая, на экологию (выброс вредных веществ в атмосферу, кислотные дожди, опустынивание, загрязнение водоемов). Все это усиливает интерес к освоению и использованию энергоресурсов Дальнего Востока и Сибири, причем особое внимание привлекает природный газ как наиболее экологически чистый из всех основных энергоносителей.

2) второе перспективное, но пока не получившее должного развития направление сотрудничества – НИОКР, заключающееся как в совместных исследованиях и разработках, так и в трансграничном взаимодействии научно-исследовательских центров и фирм-производителей.

3) третий возможный приоритет межгосударственного сотрудничества – туризм, которое рассматривается как стратегически приоритетное.

4) четвертое перспективное направление субрегионального сотрудничества - поддержка и стимулирование развития деловых связей на межфирменном уровне, прежде всего между мелкими и средними предприятиями.

5) межгосударственные проекты в области инфраструктуры, прежде всего транспортной.

6) вопросы обеспечения благоприятной среды для торговли и инвестиций, совершенствование визового и таможенного режимов.

 

Нынешнюю ситуацию и проблемы в области экономического сотрудничества в СВА можно охарактеризовать следующим образом:

- исходная концепция (развитие на основе взаимодополняемости ресурсов) на практике фактически не реализуется. Стратегия сотрудничества в СВА (или в "районе Японского моря") оказалась чрезмерно сконцентрированной на Туманганском проекте, суть которого заключается в совместном освоении дельты Тумангана для расширения экспорта в Японию и Южную Корею, прежде всего, китайского; в чем не особенно заинтересована Россия, которую больше волнует развитие территорий вокруг основных морских портов и экономических центров – Владивосток, Восточный, Находка.

- отставание сотрудничества на межправительственном уровне, отсутствие эффективных и обладающих серьезными полномочиями межгосударственных институтов. Хотя за прошедшие годы совместными усилиями заинтересованных сторон удалось создать систему постоянных контактов представителей деловых и научных кругов стран СВА, активизировать связи на уровне местных органов власти, контакты в сфере образования. Интенсивнее становится совместная работа экспертов в отдельных ключевых областях, прежде всего в энергетике. Широкий резонанс получили ежегодные конференции по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, проводимые в Ниигате, которые собирают представителей официальных кругов, бизнеса и науки.

 

В связи с этим, по мнению ученых, необходима смена парадигмы экономического сотрудничества в СВА:

1) во-первых, необходим переход от концепции "района Японского моря", которая отводит главную роль прибрежным регионам, к концепции многостороннего сотрудничества, открывающей перспективу образования межгосударственного экономического объединения, что требует принятия соответствующих политических решений на высшем государственном уровне и активного взаимодействия центральных правительств с регионами;

2) во-вторых, важно использовать потенциал многостороннего сотрудничества во многих областях, а не ограничивать его одним проектом.

Основные направления деятельности «Плана Коломбо»:

- оказание содействия предоставлению помощи и осуществлению технического сотрудничества на двусторонней основе. Помощь может предоставляться в разных формах:

- технической (в том числе путем предоставления специалистов и обучения за границей);

- финансовой (для реализации национальных проектов развития);

- товарной (продовольствие, сырьевые материалы);

- консультативной (в т.ч. образовательные программы);

- оказание содействия в различных областях экономического и социального развития: развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития науки и техники, улучшение организации и управления на фирмах, оказание помощи в решении экологических проблем и в чрезвычайных ситуациях;

- реализация программ технического сотрудничества, включая передачу знаний и опыта в различных областях, подготовку кадров;

- разработка и осуществление программ по борьбе с наркотиками; совершенствование соответствующего законодательства, организация системы лечения и профилактики применения наркотиков..

Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО) – комиссия, созданная в 1947г. 27-ю странами (Австралия, Вануату, Великобритания, Восточное Самоа, Гуам, Западное Самоа, Кирибати, Острова Кука, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Новая Каледония, Ниуэ, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Питкэрн, Северные Мариинские острова, США, Соединенные Штаты Микронезии, Соломоновы острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Уоллис и Футуна, Фиджи, Франция, Французская Полинезия) с целью согласования позиций стран-участниц по политическим и экономическим вопросам, содействия улучшению экономических, экологических, социальных и культурных условий развития в регионе.

В основе деятельности КЮТО - выполнение мероприятий и проектов, признанных странами-членами в качестве приоритетных и включенных в соответствующие программы:

- по сельскому хозяйству (защита растительных ресурсов, животноводство, борьба с болезнями животных);

- по рыболовству (прибрежное рыболовство; рыболовство в открытом море);

- развития сельских районов;

- оказания технической помощи,

- по здравоохранению, образованию, культуре и др.

Южнотихоокеанский форум (ЮТФ) – региональная группировка, созданная в 1971г. 15-ю островными странами Южной части Тихого океана (Австралия, Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Кука острова, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Соединенные штаты Микронезии, Фиджи) с целью выработки совместных позиций по вопросам экономики, окружающей среды, безопасности и другим глобальным проблемам региональной политики.

Партнерами по диалогу являются: ЕС, Канада, Китай, Великобритания, США, Япония. Форум имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

 

Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА)

Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) – интеграционная группировка стран Латинской Америки, созданная в 1975г. на основе Панамской конвенции 27 латиноамериканскими государствами (Аргентина, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Чили, Эквадор, Ямайка) с целью ускорения экономического и социального развития государств-членов, выработки общих позиций и стратегии по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных форумах, а также при переговорах с третьими странами и группами стран.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – региональное интеграционное объединение, созданное 11 латиноамериканскими странами (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Эквадор) в результате подписания договора Монтевидео (столица Уругвая), которое заменило собой ЛАСТ. Статус наблюдателей при ЛАИ имеют 15 стран, в т.ч. Испания, Италия, Россия, Китай, Швейцария.

Через несколько лет после создания ЛАСТ стало понятно, что лишь 14% годового торгового оборота стран-участниц можно было отнести к преимуществам, обеспеченным функционированием этого регионального объединения. Но даже эти преимущества использовались главным образом Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Т.е. на практике выяснилось, что созданная ЛАСТ тарифная система, согласно которой страны должны предоставить режим наибольшего благоприятствования всем странам ЛАСТ, а не только своим торговым партнерам, что, как предполагалось, в дальнейшем могло бы привести к двусторонней выгоде, является слишком жесткой, а в ряде случаев вообще себя не оправдывает. В результате установления такой тарифной системы страны ЛАСТ перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ, что обернулось убытками для национальных экономик.

Поэтому Соглашение Монтевидео через 20 лет было пересмотрено, и в противовес ЛАСТ была создана ЛАИ, как более гибкая организация, которая предоставляет своим членам возможность устанавливать двусторонние соглашения с включением к ним (по желанию заинтересованных сторон) других стран. Это позволяет странам с общими интересами развиваться быстрее. Т.е. ассоциация по существу является «зонтичной организацией», которая ведет наблюдение и помогает координировать деятельность различных субрегиональных организаций Латинской Америки.

Міжнародна регіональна інтеграція.

План

1. Сущность, цели и предпосылки развития международной экономической интеграции

2. Формы международной экономической интеграции

3. Основные интеграционные группировки мира

1

Международная экономическая интеграция - процесс объединения и взаимного структурного сближения национальных экономик, который приводит к появлению общего рыночного пространства, созданию интернациональных форм ведения хозяйства, увеличению взаимозависимости производственных комплексов, все более широкому согласованию экономической политики и общей регуляции на основе межгосударственных соглашений.

 

Интеграционное объединение - хозяйственная группировка, созданная для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:

- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

- глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

- целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.

В современном мире происходит «двойная» интеграция:

1) всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации. Экономическая интеграция есть результат углубления интернационализации экономических процессов, процессов международного разделения труда.

2) традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов. В рамках региональной интеграционной группировки интернационализируются и интегрируются уже не только сферы обращения, но само производство, сам технологический процесс создания товара.

Негативная интеграция предполагает устранение барьеров на пути трансграничного перемещения товаров, услуг и факторов производства.

Позитивная интеграция базируется на принятии законов и создании институтов, стимулирующих увеличение мобильности товаров, услуг и факторов производства.

Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой:

Интернационализация производства – это формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе международного разделения труда.

Различают интернационализацию производства:

1) формальную - это такое международное обобществление производства, когда страны участвуют в международном разделении труда, когда они трудятся друг на друга, но затраты на производство одних и тех же товаров в отдельных странах неодинаковы, а иногда и очень разные. Это происходит в том случае, если между ними закрыты границы для свободного передвижения товаров, рабочей силы и капиталов. Иными словами, формальная интернационализация производства происходит в результате установления между странами постоянных экономических связей, но при сохранении между ними различных барьеров: таможенных и пр.

2) реальная- это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса, что содействует повышению

эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Формальная интернационализация производства может осуществляться на разных международных уровнях:

1) внутрирегиональном - уровень развития разделения труда между соседними странами, входящими один международный географический регион (между

Россией, Литвой и Польшей, между Китаем и Кореей, между США и Канадой и т.д.);

2) внутриконтинентальном - формальная интернационализация производства, происходящая между странами, расположенными в разных регионах одного континента: Европы, Африки и др.;

3) межконтинентальном - формальная интернационализация производства развивается между странами, находящимися на двух, трех или четырех континентах;

4) всемирном (или глобальным) - самый высокий уровень формальной интернационализации производства, охватывающей все континенты мира. Интернационализация производства, достигшая самого высокого масштаба развития, называется экономической глобализацией.

Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Подобная ориентация страны на свои и соседние регионы мира называется регионализацией.

Экономическая регионализация - процесс поступательного формирования общего рыночного и воспроизводящего пространства географически, исторически и культурно родственных стран, который сопровождается унификацией условий торгово-экономической деятельности, снижением и отменой взаимных ограничений с целью повышения экономической эффективности и решения глобально-конкурентных задач.

В пространственном отношении можно выделить такие уровни регионализации:

- макрорегиональный - объединение государств большого региона. Такими регионами являются: Западная Европа, Центральная Европа, Восточная Европа, Центральная Азия, Южная Азия, Восточная и Юго-восточная Азия, Азиатско-Тихооке-анский регион, Северная Америка, Латинская Америка, Ближний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка;

- мезорегиональный - сотрудничество между пограничными административно-территориальными образованиями государств, например, еврорегионы;

- микрорегиональный - общие специальные экономические зоны.

Принципиальная разница между участниками международной экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на своей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, а вторые заботятся о своих индивидуальныхинтересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей, группе сотрудничающих государств.

Основными целями интеграции являются:

- более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств,

- обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов,

- проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

 

Принципиально важной современной проблемой объяснения феномена интеграции является соотношение экономики и политики. Выделяют три направления решения поставленного вопроса:

1) интеграционные процессы имеют политические причины и являются политическим актом (Р. Быстрицкий, И. Джон, П. Уайлс); объективный исторический процесс ведет прежде всего к достижению политического единства государств, должен сознательно регулироваться и управляться, при этом экономические преимущества могут быть незначительными;

2) интеграционные процессы основываются прежде всего на экономических факторах, имеют экономическую обусловленность (интернационализация хозяйственных связей, международное разделение труда и т.д.), однако преследуют и политические цели, которые имеют большую важность (Дж. Капоразо, Ч. Рэнсем);

3) интеграционные процессы являются исключительно объективной экономической закономерностью, связанной с необходимостью расширения масштабов производства, выхода воспроизводственных циклов за национальные границы (Т. Раковска-Хармстоун, М. Максимова, М. Сенин).

Предпосылки интеграции:

1) сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут заметно активнее между государствами, находящимися на близком уровне экономического развития. Попытки интеграционных объединений между промышленно развитыми и развивающимися государствами, хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который пока не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности. В этом случае из-за несовместимости экономических параметров государства обычно начинают с различного рода соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п. К примеру, преференциальные торговые соглашения могут подписываться на двусторонней основе либо между отдельными странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. Следует сказать, что действие преференциальных соглашений, а также соглашений об ассоциации и специальном партнерстве продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые по степени зрелости с условиями более развитых стран.

2) территориальная близость интегрирующихся стран, наличие во многих случаях общей границы. Большинство интеграционных группировок мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных в непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран подключались другие соседние государства.

3) демонстрационный эффект. Дело в том, что в странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

4) проявление эффекта «домино», заключающегося в том, что государство вынуждено вступить в интеграционную группировку, в которую входят ее основные внешнеэкономические партнеры или страны региона.

5) возросшая интернационализация хозяйственной жизни, т.е. активизация процесса развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выход воспроизводства за рамки национального хозяйства;

6) углубление международного разделения труда;

7) общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

8) повышение степени открытости национальных экономик.

Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, в него вступающих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними. Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырье и т.п., мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находящихся на ранних ступенях индустриализации, структура производства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу как соперники, которые ведут борьбу за внешние рынки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

Участие страны в интеграционных процессах приносит ей две группы эффектов:

1) позитивные эффекты:

- расширение экономического пространства, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты и возникновение возможности использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократитъ межстрановые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства и обеспечивает более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона. Между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их к активным поискам более совершенных технических средств и новых технологий, приводящих к повышению эффективности производства. Это касается всех стран-участников интеграции, но особенно стран с менее высоким уровнем развития. Более развитые страны, подключая своих соседей по интеграции, способствуют их быстрому экономическому росту и тем самым


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.